Музыкальная азбука 1 класс
план-конспект урока по музыке на тему

Трапезникова Наталья Вениаминовна

Урок музыки в 1 классе по теме: "Музыкальная азбука" составлен по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, Т.С.Шмагиной. Тема четверти: "Музыка вокруг нас", урок №8. Данный урок включает в себя: физминутку, презентацию, попевку, минусовки песен, фрагмент из м/ф "До-ре-ми" для обобщения и закрепления полученных знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_muzyki_v_1_klasse_po_teme_muzykalnaya_azbuka.docx26.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                     Урок музыки в 1-м классе "Музыкальная азбука»

                                        (обобщение тем I четверти)

       учитель музыки:  Трапезникова Наталья Вениаминовна  (I кв. категория)

        ( составлен по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, Т. С. Шмагиной)

1 класс 1 четверть урок №8

Тема четверти: «Музыка вокруг нас»

Тема урока: «Музыкальная азбука»

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель урока: познакомить с нотной грамотой, с историей  возникновения нот.

Задачи урока:

  • способствовать творческому развитию детей, с  учётом возможностей каждого ребёнка в процессе различных видов     деятельности  на уроке (слушание музыки, пение, импровизация, сочинение), развитию  ритмических, вокально-хоровых, импровизационных навыков.
  •  развивать инициативу обучающихся, создать условия для развития коммуникативных умений в ходе урока через индивидуальную  работу и работу в группах;
  • воспитывать интерес к музыке, повысить мотивацию к образовательной деятельности на уроках музыки, развивать творческое воображение, внимание, наблюдательность;
  • найти взаимосвязь музыкальной азбуки  со школьными предметами.

  Методы и приёмы: поисковый (эвристический), метод исследования.

 Виды музыкальной деятельности: игровая деятельность, исполнительская  деятельность, сочинения-  импровизации, групповая  и индивидуальная работа.

  Оборудование к уроку: компьютер, проекционный экран, фортепиано, презентация, карточки с  названием нот,  изображение нотного стана на доске, наглядности «Ритм» и «Мелодия».

Музыкальный материал:

«Осень наступила» С. Насауленко

 Попевка «Правила пения»

 «Азбука» А.Островский

Видеофрагменты: звукоряд «Ноты», заключительный фрагмент из м/ф «До-ре-ми»

                Ход урока.

Дети входят в класс, встают у своих стульев.

Музыкальное приветствие по звукам звукоряда «Здравствуйте, ребята!» - «Здравствуйте!»

У. Мы с вами заканчиваем I четверть, приближаются каникулы и сегодня заключительный, обобщающий урок. Мы много чему научились на уроках: слушать музыку, рассуждать, петь в хоре, играть на музыкальных инструментах, познакомились с композиторами. С первых уроков мы поняли, что вокруг нас существуют много разных звуков – музыкальных и шумовых. Ребята, скажите, какие звуки можно назвать музыкальными?

Д. Звуки, которые издают музыкальные инструменты и голос человека.

У. Правильно, а какие музыкальные инструменты вы знаете?

Д. скрипка, балалайка, труба и т.д.

У. Молодцы. Звуки, которые издают музыкальные инструменты, тоже делятся на 2 вида: звуки, которые издают инструменты симфонического оркестра и звуки, издающие народными инструментами.

У. Скажите, а какие звуки можно назвать шумовыми?

Д. Звуки, которые окружают нас в жизни.

У. Приведите примеры (ответы детей: гул самолёта, стук колёс поезда, хлопки, шаги, скрип двери и т.д.)

У. Смотрим на доску (Презентация по теме «Музыкальная азбука»)

        (Слайд 1 и 2)

        Все на свете дети знают,
    Звуки разные бывают.
    Журавлей прощальный клекот,
    Самолета громкий рокот,

       (Слайд 3)

        Гул машины во дворе,
   Лай собаки в конуре,
   Стук колес и шум станка,
   Тихий шелест ветерка
.

        (Слайд 4)

       Это звуки - шумовые.
   Только есть еще другие:
   Не шуршание, не стуки -
   
Музыкальные есть звуки.

       (Слайд 5)

У. А теперь посмотрим, кто  отличит  музыкальные и шумовые звуки. Итак, задание: найти на картинке музыкальные звуки, а мы все внимательно смотрим и хлопаем, если ответ будет верным.

     (индивидуальная работа с учеником, закрепление названий музыкальных инструментов)

У. Молодец! Передай указку другому ученику. Тебе другое задание, озвучь его сам (ученик называет задание и выполняет его)

У. Хорошо, все отлично справились, спасибо!

У. Вот мы ребята подробно остановились на звуках. Скажите, где ещё можно услышать звуки?

Д. На улице, на праздниках, в школе.

У. Конечно. В школе вы тоже знакомитесь со звуками на чтении, на уроках музыки. Чтобы научиться читать, надо сначала произносить звуки, потом звуки складывать в слоги, потом в слова, а только потом в предложение. Сколько букв в азбуке?

Д. 33 буквы.

У. Правильно, а в музыке?

Д. Всего 7 звуков.

У. Конечно. Интересная цифра 7, она есть в разных сказках «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов», 7 цветов радуги  и т.д. В музыке 7 звуков тоже магические , это ведь тоже азбука, только музыкальная. Наша задача сегодня, познакомиться с основой музыкальной азбуки, узнать, где живут ноты, каким ключом можно открыть нотный стан и в конце урока предстоит  поработать по карточкам на закрепление материала, т.е немного поиграем. Как мы назовём наш сегодняшний урок?

Д. Музыкальная азбука.

(учитель записывает тему на доске)

У. Итак, музыка состоит из звуков (слайд 6) Проговорим правило вместе: «Если звуки встали в ряд получился  - звукоряд». Проговорим и споём эти звуки (выполнение задания).

(слайд 7)

Семь кружочков - малышат

На линеечках сидят.

Ах, как дружно все живут,

Звонко песенки поют.

Очень заняты работой

Эти радостные НОТЫ.

Посмотрите на экран, что вы там увидите? (видеофрагмент «Ноты») (слайд 8).

Д. Ноты.

У. Правильно! Давайте вместе назовём  все ноты по порядку (выполняют задание), а теперь их споём (исполнение по руке). Посмотрите на свою ладонь, сколько у вас пальчиков?

Д. 5пальцев.

У. В музыке, ребята,  все звуки тоже живут в пятиэтажном доме.

 Посмотрите этот музыкальный дом (слайд 9) 

 Вот пятиэтажный дом. Проживают знаки в нем.

"НОТОНОСЕЦ" дом зовут, знаки-ноты в нем живут

(слайд 10)

У. Как называется домик, где живут ноты?

Д. Нотоносец.

У.Верно, молодцы! Нотоносец или нотный стан.

   Есть у нот уютный дом,
Хорошо живётся в нём –
Пять линеек вдоль листа
Называют НОТНЫЙ СТАН.

Давайте покажем наш нотоносец на руке. Все нотки проживают на разных этажах и даже между этажами. Смотрите, какая нотка какой этаж занимает (работа по руке, показ расположения нот по методике Г.А.Струве). Пропевание звуков по руке с ручными знаками.

У. Здорово у нас получилось! Итак, пятиэтажный дом рисовать сложно и в музыке придумали обозначать каждый этаж линейками вот так (обращаюсь к доске, где нарисован нотный стан), а каждый этаж обозначу цифрами снизу верх 1. 2.3.4.5., получился такой нотоносец. Что ещё нам не хватает для нотного домика?

Д. Ключей.

У. Конечно, ведь и свои квартиры вы открываете ключами, а  музыке нужен ключ особенный, музыкальный (слайд11)

Ключ имеет каждый дом –

Деревянный и кирпичный.

И у ноток ключик есть,

Называется СКРИПИЧНЫЙ.

Существуют 2 ключа: скрипичный и басовый. Басовый ключ открывает нам двери в дом, где живут низкие по звучанию звуки, а скрипичный, наоборот, в высокие. Скрипичный от какого слова произошёл?

Д. От скрипки.

У. Правильно, потому - что похож на скрипку, а второе его название «Ключ Соль», потому что  на втором этаже живёт нота «Соль» и скрипичный ключ пишется со второго этажа. Для  настройки  4 струны скрипки нужна  нота «Соль», а партитура для скрипки пишется только в скрипичном ключе.  Посмотрите, как я его нарисую (слайд 12)

Я сначала нарисую закорючку - вот такую,

Дальше линию продлю,

На верхушке закруглю,

Ой, какой-то вышел гусь,

Я чуть - чуть его боюсь.

Нет! Я сделаю вот так:

Чтобы  был не гусь, а знак (слайд 13)

Быстро линию прямую

Жирной точкой завершу я.

Вот и вышел ключ отличный (слайд 14)

А зовётся он – скрипичный или ключ «Соль» (слайд 15)

У. Вот и получился музыкальный ключ. Кто попробует его нарисовать? (индивидуальная работа с учениками  у доски).

У. Молодцы, почти все справились с заданием. Для того, чтобы красиво рисовать ключи и правильно писать ноты существует наука, которая называется «Сольфеджио». Мы с вами постепенно будем эту науку изучать, а в слове «Сольфеджио» мы  опять встретились со звуком «Соль». Ну а теперь поселим ноты в наш домик (работа у доски, с помощью магнитов ребята выкладывают ноты по порядку).

У. Если звуки встали в ряд получился…

Д.Звукоряд.

У. Пропоём эти звуки (слайды с 16-23)

У. Смотрим на экран и мысленно повторяем звуки звукоряда (заключительный  фрагмент из м/ф «До-ре-ми)

У. Понравился мультфильм? Кто знает, как он называется?

(ответы детей)

У. Называется «До-ре-ми». Можете дома самостоятельно его посмотреть.

У. Чтобы правильно произносить звуки и осмысленно петь по нотам, надо изучать основы нотной грамоты: нотный стан, звукоряд, ключи, длительности звуков и т.д. Композиторы, когда сочиняют музыку, то тоже применяют свои музыкальные знания.  

 Также, как и в чтении, в музыке тоже есть своя математика: звук +звук = мотив, мотив + мотив = фраза, фраза + фраза = предложение, а предложение + предложение = Песня. Для того, чтобы спеть песню, а композитору написать её, надо знать основу, из чего состоит песня.

(открываю на доске карточки : Ритм  + Мелодия = ПЕСНЯ).

У. Отгадайте музыкальную загадку (играю первые такты мелодии песни «Азбука» А.Островского)

Д. Песня «Азбука»

У. Правильно, молодцы! Итак, я сыграю мелодию, а вы мысленно, внутренним слухом, пропойте 1 куплет (дети выполняют задание)

У. Теперь сели красиво и немного распоёмся (исполнение 1 части попевки «Правила пения» -  сидя на стуле, а при пении 2 части попевки - стоя возле стула)

У. Итак, встали красиво, повторяет текст песни с движениями (работа над 1 и 2 куплетом) Исполнение песни под фонограмму, оценивание, работа по группам у доски.

У. А теперь детвора ждёт весёлая игра – Зву-ко-ряд.

 Игра Звукоряд (слайд 24)

Класс делится на 2 команды. 1 команда выходит к доске и состоит из 7 человек и дирижёра.  Каждой команде учитель раздаёт карточки с названием нот. Как только дирижёр взмахнёт палочкой, то все звуки должны выстроиться в звукоряд. Побеждает команда, которая быстрее встанет и правильно построит звукоряд.

Игра направлена за закрепление материала в форме игры, даёт возможность расслабиться и подвигаться на уроке, учит работать в команде, развивает мышление и внимание.

Заключение, рефлексия.

У. Вот опять звенит звонок и закончился урок.

Ребята, что нового вы узнали на уроке?

Что вам больше понравилось и запомнилось на уроке?

С чем вы хотели бы встретиться вновь?

Проверьте себя (слайд 25)

У. Вы сегодня молодцы! Показали свои знания, отлично работали на уроке.

Музыкальное прощание:

У. До свиданья, ребята!

Д.До свиданья учитель, до встречи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тест по музыке 6 класс "Музыкальная азбука"

Промежуточный контроль знаний по музыке "Музыкальная азбука"...

Разработка урока музыки "Музыкальная азбука", 3 класс

На уроке учащиеся 3 класса изучают нотную грамотность....

Открытый урок по музыке в 1-м классе по программе Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С. "Музыкальная азбука".

На этом уроке учащиеся 1-го класса смогуть проникнуть в удивительный мир музыкальных звуков и смогут проникнуть в тайны музыкальной грамоты....

Презентация к уроку музыки в 1 классе "Музыкальная азбука"

Продолжение путешествия на школьном корабле в "гавань" "Музыкальная азбука". Цель урока: знакомство с музыкальной азбукой....

Урок музыки 3 класс, тема"Музыкальная азбука"

Описание методической разработки урока музыки в 3 классе "Музыкальная азбука". Цель урока:познакомить учащихся с нотной грамотой и закрепить знания музыкальной азбуки. На данном уроке осуществляется д...

Конспект внеклассного занятия по музыке в 1 классе «Музыкальная азбука или страна, где живут звуки»

Цель внеклассного занятия по музыке в 1 классе «Музыкальная   азбука или страна, где живут  звуки»  - Введение в предмет. Знакомство с миром звуков....

Музыкальное воспитание. Презентация "Музыкальная азбука".

Презентация по музыкальному воспитанию на тему: "Музыкальная азбука" предназначена для изучения нот....