Музыкальное путешествие в Италию
презентация к уроку по музыке на тему

Щербакова Наталья Петровна

Открытый урок 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx44.32 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема  урок :   Музыкальное путешествие в Италию.

 1. «По-настоящему понимать незнакомый нам народ мы начинаем только после того, как нас пленит и тронет его искусство». С.Маршак.( закрыть на доске)

2. «Музыка — единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нем душа говорит с душою» Б.Ауэрбах( на доске запись)

Тип  урока: Комбинированный: погружение в тему прошлого урока с изучением нового материала.

Форма:  Урок – путешествие.

Цель: Познакомить детей с музыкальной историей Италии, основными музыкальными жанрами и явлениями, характерными для музыкальной культуры этой страны, сформировать представление о дружелюбном итальянском народе.

Задачи

Воспитательные:

- воспитание способности к сопереживанию, состраданию - эмпатии, без которой музыка как духовное явление лишена смысла;

- воспитывать у учащихся эмоциональную отзывчивость, умение видеть прекрасное в жизни и в искусстве;

- воспитание чувства коллективной ответственности, необходимого в хоровом исполнительстве.

Образовательные:

- учить слушать и анализировать музыкальные произведения;

- дать понятие об общих чертах музыки Италии, отражающей национальные черты и особенности страны;

- углубить понятие о том, что музыкальный язык не требует дополнительного перевода;

- формировать умения, навыки в определении черт, характерных для жанра баркаролы, тарантеллы;                                                                                                                                       -выявить мелодические и ритмические особенности итальянской музыки; познакомить с популярной  народной  итальянской  песней «Санта Лючия»;

Развивающие:

- формировать  познавательный  интерес  к  музыке:

- при установлении связи изучаемого музыкального материала с жизнью;

- демонстрировать  новизну  знаний, их  несоответствие  прежним  представлениям

- развитие восприятия: слухового, зрительного, ритмического, интонационного, тембрового;

- обогащение словарного запаса музыкальными терминами;                                                                  - развивать  навыки  хорового пения, умение анализировать музыкальное произведение.

Методы.

  • Словесный.
  • Наглядный.
  • Практический.
  • Объяснительно-иллюстративный.

Приемы.

  • Слушание.
  • Исполнение.
  • Пластическое  интонирование.

Оборудование.

  • Компьютер.
  • Мультимедийный проектор.
  • Экран.
  • Аккордеон.

Музыкальный материал урока.

  • Неаполитанская  песня  « Санта  Лючия »  ( видео )
  • Неаполитанская  песня  « Вернись  в  Соренто »
  • Р.  Клайдерман  «  Баркаролла »
  • М.И. Глинка  «  Венецианская  ночь »
  • и.н. т. « Тарантелла »  ( видео )
  • Н. Паганини  « Каприччио  №  24»
  • и.н.п.   «Четыре таракана  и  сверчок »                                                                                                                 видео   " Карнавал  в  Венеции "

Дополнительный материал.

  • Портреты : Робертино  Лоретти, Антонио Страдивари, Николо  Паганини, Михаил  Глинка, П. Чайковский, Гвидо  ДАреццо
  • Репродукции  картин: Айвазовский  " Вид   на  Венецианскую  лагуну. "

                                                     

 Ход      урока

                                                                                   (слайд 1)

                                                 Звучит  " ВЕРНИСЬ  В  СОРЕНТО"

                             или "  БАРКАРОЛЛА " ( июнь ) - муз. П.И. Чайковского

Орг.момент

Слушание

Пение

Пластическое  интонирование

Слушание

Пение

Музыкальное  приветствие                                                                            

У: Добрый  день  ребята,                                                                                 Д:  Добрый день  учитель.                                                                                     Девочки: Добрый  день,                                                                                                     Мальчики: Добрый  день.,                                                                                  Все : Песни петь  нам  не  лень

У: Ребята,  сегодня  на  нашем  уроке  присутствуют  гости. Поприветствуйте.                                                                              Присаживайтесь.                                                                                                        

У: «Музыка — единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нем душа говорит с душою» Б.Ауэрбах( на доске запись)

Сегодня мы с вами отправимся в музыкальное путешествие по Италии,  вы узнаете, чем знаменита и интересна музыкальная культура этой страны. Мы побываем с вами в знаменитых итальянских городах: Риме, Неаполе, Венеции. Услышим прекрасную итальянскую музыку.

Издавна итальянский народ славился своей музыкальностью, и корни этой музыкальной культуры уходят в Древний Рим. Уже тогда создавались первые певческие школы. А позже итальянский монах Гвидо  Д’Ареццо изобрёл нотную грамоту.

Именно в Италии родилась первая опера. Оперный  театр  Ла  Скала знаменит  на весь  мир.  И это неудивительно, потому что в Италии все любят петь: и дети, и взрослые, причём люди разных профессий, начиная от булочника и заканчивая министром.

Как вы думаете, почему?

Д.: Ответы детей

У.: Этому способствует необычайно красивая природа, мягкий морской климат и, наверное, сам итальянский язык. Он очень певучий, мелодичный, в нём много гласных, которые хорошо вокализируются. Итальянский язык признан музыкантами международным языком музыки.
Посмотрите, знакомы ли вам эти итальянские слова?

Что они означают?

Д.:« форте » и « пиано»( слова написаны  на  доске  )

У.: Верно.А мы с вами из Рима отправляемся в Неаполь. Голубое небо, горы, море. От такой красоты поет сердце любого итальянца. Неслучайно неаполитанские песни знамениты на весь мир.

 Послушайте знаменитую итальянскую песню «Санта Лючия» в исполнении Робертино  Лоретти,  итальянского мальчика, в своё время поразившего публику прекрасным голосом bellcanto. ( запись  на  доске )

bellcanto – это  техника виртуозного пения, которая характеризуется плавностью перехода от звука к звуку, непринуждённым звукоизвлечением, красивой и насыщенной окраской звука. Он пел как взрослый музыкант. Послушайте мелодичность языка, певучесть гласных, проникнитесь красотой мелодии и  атмосферой Италии .

Слушание  фрагмента песни  " САНТА  ЛЮЧИЯ "  

У: Вы почувствовали красоту мелодии этой народной песни и певучесть итальянского языка?

Как вы думаете, не зная итальянский язык, можно понять в общих чертах, о чём поётся в этой песне?

Д.: О природе, человек выражает свою любовь к кому-то или чему-то.

У: Совершенно верно. Текст песни описывает красочное прибрежное местечко Санта Лючия  на берегу Неаполитанского залива. Давайте с вами споём небольшой фрагмент песни на русском языке.Разучивание этой песни началось на предыдущем уроке, но дети не очень хорошо запомнили слова и не справились с ритмическим рисунком в последней фразе. Учим песню «с конца». Поем про себя, а потом простукиваем сложный ритм последней фразы. Методом мысленного пения повторяем слова. Труднее всего добиться хорошего голосоведения, не прерывать единую мелодическую линию большой, протяженной фразы. Использую собственный показ. Дети проверяют, смогут ли они спеть фразу без остановки. Затем демонстрирую звучание аккомпанемента. Учащиеся определяют, что аккомпанемент придает песне характерные черты танцевальности. Классу очень понравилась песня. Услышав пример яркого исполнения  Робертино Лоретти, они тоже захотели спеть очень красиво.

разучивание мелодии и текст песни. (пение  детей 1 куплет)

Пение песни  " САНТА  ЛЮЧИЯ " на русском языке

Задача

Методы, приемы

Звуковысотность

Графический показ

Дикция

Проговаривание в ритме, чтение вне ритма

                                ( текст   на  экране )                                                                              Лунным сиянием
Море блистает,
Ветер попутный
Парус вздымает.
Лодка моя легка,
Весла большие…
Санта Лючия. (2 раза)

Неаполь чудный,
О, край прелестный,
Где улыбается
Нам свод небесный!
С моря несутся
Песни родные…
Санта Лючия. (2 раза)

                                  Даю оценку пеню  детей

У: А  сейчас  мне бы  хотелось  обратить  ваше   внимание   на  рисунки    детей.

Что общего в этих картинах?

Д: Присутствие моря.

У: Правильно, присутствие моря. Теплые южные моря – Средиземное, Адриатическое, Ионическое – играют в жизни итальянцев важную роль. Многие жители этой страны занимаются рыболовством. Кроме моря у итальянцев есть еще одна страсть – пение. И нередко оба предмета почитания море и песня - объединяются. Примером тому – песни о море, о воде, а точнее песни на воде – знаменитые итальянские баркаролы. Это  слово  произошло  от  итальянского  слова  -  барка.«Барка»  - в  переводе с итальянского языка означает «лодка».

( запись  слова  на  доске )

       Баркаролы родились в Венеции.                                                          Город  Венеция – удивительный город  на севере  Италии. Он расположен на 118  островах   Венецианской  лагуны  Адриатического моря, построен на сваях из лиственницы, растущей в Альпах, которая почти не гниет в воде. Историческая часть города расположена на островах и каналах. Венеция постепенно уходит под воду, уже на 23 см.    Город  Венеция  почти  совсем    не  имеет  улиц. Вместоих  город  пронизан  каналами.  Прямо  в  каналы   отворяются  двери  домов. К  ступенькам  привязаны  длинные  черные  лодки. Называются эти плоскодонные, одновесельные лодки – гондолы.  Правят ими гондольеры,  которой перевозят людей.  распевая при этом песни .

Среди гондольеров много хороших певцов. Возможно,  кто  -  нибудь  удивится : зачем это  песням,  которые   поют  лодочники,  давать  особое  название! А  вот  и  нет.

Песни  эти -  необычные,  как  и  сами  лодочники,  их  исполняющие.

Баркаролла  написана  в размере 6 / 8, мягкое покачивающееся движение мелодии, как бы воспроизводит плескводы.                                                            

Пластическое интонирование.

У : Слушая музыку мы перевоплощаемся  с  вами  в гондольеров и управляем воображаемыми лодками.

 Девочки – имитируют руками плеск волн, а мальчики – движение весла (звучит песня, дети перевоплощаются в гондольеров и управляют воображаемыми лодками).

Ричард   Клайдерман" БАРКАРОЛЛА "из оп. " Сказки Гофмана "

У.:Культура итальянского народа всегда притягивала к себе многих русских композиторов и музыкантов.

М.И. Глинка и П.И. Чайковский в разное время так же побывали в Италии, восхищались её музыкой, живописью. Записывали народные песни, сочиняли свои мелодии в духе этих народных песен.

Однажды когда Глинка путешествовал по Италии, он оказался в городе Венеции.

Там он написал  одно из самых красивых итальянских сочинений – романс «Венецианская ночь». Послушаем с вами этот романс.

Слушание  романса « ВЕНЕЦИАНСКАЯ  НОЧЬ » - М.И.Глинка

У: Какой получилась венецианская ночь у М.И. Глинки? Что музыка помогла увидеть нам?

Д: Учащиеся отмечают характер музыки, её «пейзажность»,  элементы музыкальной  речи.

У: Как вы думаете, чем близка русскому  композитору М.И.Глинке итальянская музыка?

Д : Плавностью, выразительностью, мелодичностью, поэтичностью.

 Но итальянцы    не  только  умеют  и  любят   петь,  как  вы  уже убедились , но и  хорошо  танцуют. Самый распространенный в Италии танец – ТАРАНТЕЛЛА. Это быстрый  и  зажигательный  танец ,исполняющийся под  итальянский  народный  инструмент - ТАМБУРИН.                                                                        

РЕБЕНОК ( читает ) С  историей  тарантеллы  связано   много  легенд.                                                 Начиная  с  15  века  в  течении 2 столетий  Тарантелла  считалась  единственным  средством  излечения  " ТАРАНТИЗМА " - безумия,  вызываемого ,  как  полагали,  укусом  тарантулы (  паука ) ( название  насекомого,  так  же  как  и  танца ,  происходит  от  названия  южно итальянского  города  ТАРАНТО. В  связи  с  этим  в  16  веке  по  Италии  странствовали  специальные  оркестры,  под  игру  которых  танцевали  больные  тарантизмом. Музыка  Тарантеллы  обычно  импровизировалась. В  основе  часто  лежал  какой  -  либо  один  мотив  или  ритмическая   фигура. Многократное  повторение  которых оказывало  завораживающие, "гипнотическое " действие  на  слушателей   и  танцующих. Хореография тарантеллы отличалась экстатичностью — самозабвенный танец мог продолжаться несколько часов; музыкальное сопровождение танца исполнялось флейтой, кастаньетами, бубном и некоторыми другими ударными инструментами, иногда с участием голоса.

У:  Без тарантеллы в Италии не обходится ни один праздник. Сейчас мы с вами посмотрим исполнение этого  танца  на  видео. Ударами в ладоши отмечаем сильную долю, имитируя удар тамбурина.

           " ТАРАНТЕЛЛА " - ит. народный  танец ( видео )

 Давайте посмотрим на иллюстрации,  которые показаны  на  экране.

У : Какие  музыкальные  инструменты  вы  видите  и  они   вам  знакомы?

Инструмент скрипка также  часто  присутствует в аккомпанементе тарантеллы. Во многих странах мира делали скрипки, но лучшие скрипичные мастера жили в Италии. Их имена Н.Амати, А.Гварнери, А.Страдивари. Секреты мастерства они передавали только своим ученикам.

 РЕБЕНОК ( читает ): Для приготовления скрипки достаточно всего около 240 граммов дерева. Оно должно быть разных пород: еловое для верхней крышки, белоствольный клен – для нижней. Рубить дерево нужно только весной, когда оно оживает, и листья влагу из ствола вытягивают. Иначе дерево, со смолянистыми соками внутри, будет тяжелым и глухим, а звук в нем будет вязнуть. Толщина стенок скрипки тоже везде разная: в середине потолще, а к краям потоньше. И это тоже для красоты звука. В фигурные прорези корпуса звук вылетает наружу, а не гаснет внутри. Даже подставочка, на которой лежат струны, играет свою роль для качества звука: она пружинит под струнами, смягчает их нажим. Лак тоже имеет особое значение для звука скрипки. Он уберегает ее от сырости. Но может случиться, что лак сковывает своей ледяной корочкой дерево и не дает ему звучать. Значит, лак тоже не всякий годится. Скрипки изготовленные итальянским мастером Антонио Страдивари известны всему миру.

У:  Сейчас мы с вами послушаем произведения, которое принадлежит перу итальянского композитора, замечательного скрипача Николо Паганини. Это первый скрипач, который стал исполнять скрипичные произведения наизусть. Имя гениального скрипача окружено легендами. При жизни его обвинили в колдовстве, потому что в те времена, когда он жил, в первой половине 19 века, людям не верилось что обыкновенный человек сам без помощи волшебной силы может так великолепно играть на скрипке.

         Звучит  "  КАПРИЧЧИО "( Возвращение  домой) муз.                                                                

                                                                                        Н.Паганини

У : В какой форме написано это  музыкальное  произведение?

Д : в форме вариаций.

У : Правильно – в форме вариаций.

У:  Большинство итальянцев дружелюбны и жизнерадостны.  Каждый год в феврале в Венеции проходят знаменитые венецианские карнавалы. Почти все умеют прекрасно  готовить , всем  знакома  и любима  итальянская  ПИЦЦА, любят петь, и  они  очень общительны. Они – прирожденные актеры. Итальянца вы узнаете по выразительной мимике и активной жестикуляции. Это явление связано с итальянской натурой, вобравшей в себя солнце, веселье и оптимизм.

Вот и подходит  к концу наш урок - путешествия  по  Италии.

    ( открыть на доске скрытое до того высказывание )

«По-настоящему понимать незнакомый нам народ мы начинаем только после того, как нас(пленит и тронет его искусство» ).                    

                                                                                                      С.Маршак

Продолжите это  высказывание.

 -   О  чем  и  о ком  мы  говорили    на  протяжении  всего  урока?

 -    Как вы считаете, у вас сложилось представление о музыкальной культуре Италии?

  -   Что вас поразилов пении итальянского  мальчика  Робертино Лорентти  - божественный голос и невероятная вокальная техника.?

  -   Что  обозначает  слово   бельканто ?

   -   Какие из прозвучавших  музыкальных  произведений помогли вам составить свое представление об особенностяхэтой  страны, о ее культуре,  о жизни   итальянцев?

  -   Вы согласны с высказыванием С.Маршака, что«По-настоящему понимать незнакомый народ мы начинаем только после того, как нас пленит его искусство»?

  -   Как  вы  понимаете  слово  ПЛЕНИТ?

Музыка Италии – россыпь изумительных по красоте мелодий, самых красивых в мире голосов, бесконечного  гимна  солнцу, морю, любви, красоте, всему цветущему великолепию этой цветущей земли.

Я надеюсь, что эта музыка принесла вам не только знания об Италии, но и удовольствие. Психологи утверждают, что итальянская народная и классическая музыка снимает раздражительность, нервное напряжение и активизирует симпатию.

Дорогие Итальянцы, мы с удовольствием споем итальянскую песню.

Ребята, пожалуйста, стоя.

            Исполнение  « ЧЕТЫРЕ  ТАРАКАНА  И  СВЕРЧОК»

 Наш  урок  окончен.

 Ребята,  спасибо  вам  за  наше  приятное  сотрудничество.

1 минута

Слайд  2

Слайд   3

Слайд  4

Слайд  5

Слайд   6

Слайд  7

Слайд  8

Слайд   9            видео

Слайд  10

Слайд  11вк. муз

Слайд  12

Слайд  13

Слайд  14

Слайд  15

Слайд  16

Слайд  17

Слайд  18

Слайд  19

Слайд  20

Слайд  21

Включить муз

Слайд  22       ( видео )

 Слайд  23

Слайд  24

Слайд  25

Включить муз.

Слайд  26      

Слайд  27

Слайд  28

Слайд  29

Слайд  30

Слайд  31

Слайд  32

Включить музыку

Слайд

Слайд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Кулинарное путешествие по Италии" для учащихся 5-х классов.

Методическая разработка к общероссийскому конкурсу "Разговор о правильном питании" ."Кулинарное путешествие по Италии" для учащихся 5-х классов...

Музыкальное путешествие по Италии

урок музыки, 4 класс, 3 четверть, 8 урок....

Устный журнал «Путешествие по Италии»

Способствовать формированию нравственно - эстетических ценностей....

Статья о проекте "Музыкальные путешествия по странам Западной Европы" - "Год Италии в России"

Статья в журнале "Культура Ямала" о  проекте "Музыкальные путешествия по странам Западной Европы" и о ходе его реализации...

Проект "Музыкальные путешествия по странам Западной Европы" - "Год Италии в России"

Проект "Музыкальные путешествия по странам Западной Европы" - описание, сценарии мероприятий...

Музыкальные путешествия русских композиторов в Италию

Разработка урока по музыке в 4 классе...