Музыкальные путешествия русских композиторов в Италию
план-конспект урока по музыке на тему

Бойко Татьяна Ивановна

Разработка урока по музыке в 4 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Открытый урок по музыке в 4 классе40.86 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Открытый урок по музыке

Учитель музыки: Бойко Т.И.

МОУ – сош с.Логиновка

 Класс: 4

Тема урока:  Музыкальное «путешествие» русских классиков в Италию.

Тип урока: Урок открытия новых  знаний

Вид урока: урок- путешествие

Цель: Сформировать позитивные впечатления обучающихся  через музыкальную культуру Италии на примере музыки русских  композиторов.  Познакомить детей с музыкальной историей Италии, основными музыкальными жанрами и явлениями, характерными для музыкальной культуры этой страны через итальянскую народную музыку и музыку русских композиторов.

Задачи:

личностные: вызвать  уважение к музыкальной  культуре Италии;

предметные: выявить мелодические и ритмические особенности итальянской музыки; развивать  навыки  хорового пения,

метапредметные: анализировать музыкальные  произведения,  определять характеристику итальянских интонаций

Методы: наглядно-слуховой, сравнение,  практический

Технология: ИКТ

Формы: групповая, индивидуальная, фронтальная  

Наглядность: презентация

Оборудование:  ПК, колонки, проектор, экран, музыкальный центр

Структура урока:

1.Самоопределение

2. Актуализация знаний

Пробное учебное действие

Выявление причины затруднения

Проблема

3.Постановка учебной задачи

(построение проекта решения проблемы)

4. Практическая работа  (реализация построенного проекта)

5. Рефлексия учебной деятельности

6. Подведение итогов

.                           

Этапы

Ход  занятия

Хрон-ж

1.Самоопределение

2. Актуализация знаний

Пробное учебное действие

Выявление причины затруднения

Проблема

3.Постановка учебной задачи

(построение проекта решения проблемы)

 

4. Практическая работа

(реализация построенного проекта)

5. Рефлексия учебной деятельности

6. Подведение итогов

                                                                                      (1 слайд)

Вход в класс под итальянскую  музыку  «О, мое солнце»  

Музыкальное приветствие:   (2 слайд)

У.: Прозвенел звонок, начался урок.  Здравствуйте ребята.                    

Д.: Здравствуйте.

У. Вы узнали музыку,  под которую вошли в класс? Как вы думаете, почему мы начали нас урок с  мелодии этой песни?

Дети отвечают (Итальянская песня «О, мое солнце». Будем говорить об Италии и итальянской музыке.)

- Какие ещё итальянские мелодии вам известны?

Викторина

1 Санта-Лючия  на итальянском языке- слушают   и отвечают на вопрос:                (3 слайд)

- Какие интонации мы услышали в мелодии этой народной песни?

Д. Певучие, нежные.

Санта Лючия – исполнение на русском языке.

У.: Какое исполнение вам больше понравилось? На русском или итальянском?

Д.: Ответы детей

-Что в переводе означает Санта-Лючия?

- Что названо этим именем в Неаполе?

-Кто исполняет эту песню?  

-За что люди полюбили Робертино Лоретти?     (4 слайд)

- Как называется искусство красивого пения?  (на слайде ответы)

                           

 2.  Тарантелла--слушание 

          (5 слайд)

У: Что слушали? (Дети называют танец?

 Чем он отличается от предыдущих песен? (быстрый темп, острый пунктирный ритм)

 (Может кто-нибудь попробует изобразить прыжки)

-Что такое тарантелла?

 Д.Тарантелла – это южно-итальянский народный танец в сопровождении гитары, тамбурина и кастаньет.

                                                                                    (6 слайд- танец)

Д. Его имя произошло от названий города Таранто и паука тарантула, который всех заставлял танцевать под свою дудку. Быстро, быстрее, еще быстрее – это главный принцип исполнения тарантеллы.

Неистовый темп танца заставляет исполнителя выкладываться полностью, вовлекая в действо все новых и новых танцоров

 В каждом регионе танец танцуют по-своему, но везде – в бодром темпе.

- Какие особенности имеет итальянская музыка? (пунктирный ритм)

                  3.  Звучит муз. звукоряд  (7 слайд)

У.   (что это? Спойте.

-Какое отношение звукоряд имеет к итальянской музыке? 

                                                                                              (слайд 8)

У: Итальянский монах Гвидо Д’Ареццо изобрёл нотную грамоту. Он сочинил молитву, первая строчка которой начиналась с ноты  до, вторая с ре, третья с ми. Всего было сочинено 6 строчек. Какой седьмой ноты не придумал Гвидо? (си). Си итальянцы додумали позже.

 Кстати Италию зовут родиной оперы.       (слайд 9)

 И это неудивительно, потому что в Италии все любят петь: и дети, и взрослые, причём люди разных профессий, начиная от булочника и заканчивая министром.

-Как вы думаете, почему?                         (слайд  10) 

Д: Этому способствует необычайно красивая природа, мягкий морской климат и, наверное, сам итальянский язык,  он очень певучий, мелодичный, в нём много гласных, которые хорошо вокализируются. Итальянский язык признан музыкантами международным языком музыки.                                           

             

  4.  «Итальянская полька» С. Рахманинова – слушание

                                                                                  (слайд  11)

У:Что это?

 (дети вспоминают)

Это тоже итальянская музыка, но написал её уже русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов, который после путешествия по Италии выразил свои впечатления в этом «Итальянском танце»

                                                              (слайд 12)

 Попробуйте 1ряд просчитать его сильными и слабыми хлопками , 2 ряд – танцевальными движениями  

              Повторное слушание – исполнение    (2- дольный размер. Похож на польку.)                                      ( слайд 13)

 Да это «Итальянская полька», но в Италии польку не танцуют. Почему  же Рахманинов назвал её полькой? (ответы детей)

- Чем она похожа на итальянскую? (острый ритм, акценты)

-А чем не похожа? (отсутствует пунктир), что соответствует ритму польки. Все польки двухдольные в ровном ритме и подвижном темпе(слайд 14)

У. В Италии побывал не только Рахманинов, но и другие русские композиторы. И каждый отобразил в музыке свои впечатления. Почему эта страна так очаровала русских классиков? Ваши предположения?! (мнения  детей)

 (слайд 15)

Ну а как удостовериться, что вы правы, что это действительно так? (дети предлагают способы)

…если сами побываем в Италии вместе с русскими композиторами.

Каждый турист, путешествуя, берёт с собой фотоаппарат или блокнот для записей. Зачем? (чтобы сохранить на память приятные впечатления). Я предлагаю вам взять в дорогу ноутбук и сохранить в нём свои впечатления в программе презентации. Можно пользоваться записями, картинками. Заготовки там уже есть, но они перепутаные. Нужно обработать информацию и выбрать нужное.

(Слайд. Карта географ.- Италия – Россия )

Италия достаточно далеко от России. Давайте выберем самый быстрый транспорт (самолёт).           ( слайд 16 )

                                               Попевка «Самолет» (движения)              

- В какой же город мы попали?     ( слайд 17) 

    Звучит романс «Венецианская ночь»        

Дети угадывают по водному пейзажу и по словам (они перед ними), что это Венеция.

- Какие элементы картины вам подсказали, что это Венеция?

-  Какие слова это подтверждают?

-  Прочитайте словосочетания (тихо Брента  протекала– это река Венеции,

 - По волнам скользят Гондолы – это пассажирские лодки,

-  Звуки нежной баркаролы – это песня на воде

- От какого же слова произошла Баркарола?)

У.  Если «Барка»  - в переводе с итальянского языка означает «лодка»         Значит,  баркарола -  песня лодочника или песня на воде.                                                                           (слайд 18)

-Хорошо. Тогда

1группа -  найдите в песне два образа: пение лодочника и плеск воды

2 группа – проследите за музыкой и докажите, что это ночная Венеция

СЛУШАНИЕ  (1) мелодия – лодочник, аккомпанемент – вода, 2) тихо, медленно, спокойно, как будто колыбельная)          (Слайд 17) 

 Разучивание и исполнение под минусовку.

(мелодию  поют тихо, медленно, спокойно, воду изображают :  поют,  «пам-  па-пам,  па- пам ..»

-Что вам понравилось в вашем исполнении?

- Что не получилось?

-Чем еще славится Венеция? (карнавалами)

УЧЕНИК  САДИТСЯ ЗА НОУТБУК И СОСТАВЛЯЕТ ПЕРВЫЙ СЛАЙД про Венецию и Глинку

У:  К какому жанру можно отнести Романс «Венецианская ночь»?

(баркарола)

 

Мы прощаемся с Венецией. Нас ждёт другой город (Слайд 19)   (Карта – расстояние  Венеция – Неаполь). На каком транспорте удобнее добраться?   (на поезде)                                                                                    Звучит «Попутная песня» Глинки (движения под музыку)                                                                     (слайд 20)  

У.: Кто нас встречает в Неаполе?  (портрет Чайковского)                     (слайд  21)

 -Какие произведения Чайковского вы уже знаете? (балеты «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро», цикл пьес «Времена года», «Детский альбом»)

- Какие произведения из детского альбома знаете? (называют)

У. А ещё в детский альбом Чайковский включил 2 итальянские пьесы: «Итальянская песенка» и «Неаполитанская песенка».  Обратите внимание на особенности этой музыки, сколько в ней частей, какой ритм, лад?

« Неаполитанская песенка» - слушание

Д. В музыке 2 части.  Первая часть – звучит в умеренном темпе. Вторая  часть звучит быстрее первой, ускоряется. Острый пунктирный ритм, мажорный лад.  

У.Почему Чайковский назвал музыку Песенкой?

(потому что мелодия певучая, как и все итальянские мелодии).

-Подберите ритмический аккомпанемент к первой части на кастаньетах, а ко второй - на бубне, колокольчике.

ИСПОЛНЕНИЕ  вокально-инструментальное (слайд  21)

-На что похожа эта песенка?

Дети: Песенка звучит как танец, задорно, в ритме тарантеллы.

У: Какие впечатления о Неаполе у вас сложились, благодаря Неаполитанской песенке?

(южный, теплый город, где живёт весёлый народ, участвует в национальных  праздниках)

У: Кто готов сохранить свои впечатления о Неаполе в ноутбуке?

УЧЕНИК  САДИТСЯ ЗА НОУТБУК И СОСТАВЛЯЕТ ВТОРОЙ СЛАЙД про Неаполь и Чайковского

ВЫВОД: - Какие же русские композиторы помогли нам побывать в Италии?  (Рахманинов, Глинка, Чайковский)

- Какие муз. произведения сопровождали нас в путешествии?

Чем похожа народная национальная музыка Италии и  музыка об Италии,  написанная русскими композиторами?

(острый ритм, акценты,

Чем она отличается? (пунктирный ритм или отсутствует или звучит размеренно)

- Почему?  (русские композиторы не родились и не жили в Италии, а только были в гостях.  Поэтому сохранили свой  национальный  славянский колорит)

Нам пора возвращаться домой .

 

 (слайд 26 Италия – Россия)– Летим на самолёте в Россию  исполняется   -   (попевка с движениями)

У. Каждый из композиторов, возвращаясь в Россию, написал на память об Италии  свои музыкальные впечатления. Думаю, что у вас тоже остались впечатления, когда вы создавали  презентацию о путешествии русских композиторов в Италию. Давайте посмотрим. Что у вас получилось.

Флешку вставить в компьютер, смотрим презентацию.

Д. Дети комментируют свои работы            

-Почему эта страна так очаровала русских классиков?

 (красивая природа, тёплый климат, яркие краски, танцы, прекрасное пение самих Итальянцев создают бодрое настроение, хочется творить: рисовать, танцевать, петь. Так и русские композиторы остались в восторге от Италии: Рахманинову запомнилась Италия ярким весёлым танцем и он его сочинил, Глинке понравился  Ночной пейзаж Венеции, и он его изобразил в романсе, а Чайковскому праздник в Неаполе, мотив одной из песен он записал пьесой)

- Какая музыка, звучавшая на уроке вам больше всех понравилась? (под неё выход из  класса)

У. Д/З:Составить свои впечатления о русско- итальянской музыке  в виде презентации, рисунка или аппликации.

Двое  ребят, которые работали в ноутбуке, дома сделайте аналогичный слайд в формате презентации  о  путешествии Рахманинова в Италию.

У.: ОЦЕНКИ

Выходят из класса под музыку

.

МОУ – сош с.Логиновка Краснокутского района

Саратовской области

            Семинар учителей музыки

Открытый урок

«Музыкальное путешествие русских классиков в Италию»

Учитель музыки

1 категории

Бойко Татьяна Ивановна

25.11.2016 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальное путешествие по Италии

урок музыки, 4 класс, 3 четверть, 8 урок....

Статья о проекте "Музыкальные путешествия по странам Западной Европы" - "Год Италии в России"

Статья в журнале "Культура Ямала" о  проекте "Музыкальные путешествия по странам Западной Европы" и о ходе его реализации...

Проект "Музыкальные путешествия по странам Западной Европы" - "Год Италии в России"

Проект "Музыкальные путешествия по странам Западной Европы" - описание, сценарии мероприятий...

Открытый урок-концерт Тема: Художественные образы в пьесах из альбома современного Российского композитора Владимира Коровицына «Музыкальное путешествие по странам Западной Европы»

Открытый урок-концерт Тема: Художественные образы в пьесах из альбома современного Российского композитора Владимира Коровицына «Музыкальное путешествие по странам Западной Европы»...