Инновационная деятельность педагога как ресурс педмастерства.
статья по музыке

Ерюшина Елена Юрьевна

Статья (доклад) для участия во Всероссийской конференци. Тема: Инновационная деятельность педагога как ресурс педагогического мастерства.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Инновационная деятельность педагога, как ресурс повышения педагогического мастерства.

Инновационная деятельность педагога -  вид творческой деятельности педагога, которая направлена на обновление системы образования. Все эти проявления характеризуют инновационную деятельность в педагогической сфере. Инновационная педагогическая деятельность - основана на осмыслении практического педагогического опыта целенаправленная педагогическая деятельность, ориентирована на изменение и развитие учебно-воспитательного процесса с целью достижения высших результатов, получение нового знания, формирование качественно иной педагогической практики. Результатом педагогической деятельности являются нововведениями, которые положительно меняют систему образования, определяют ее развитие и характеризуются как новые или усовершенствованные.

Музыкальное воспитание оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка, на развитие его духовного мира, на его интересы, на   развитие мира музыкальных образов. Необходимо формировать в учениках музыкальный и художественный вкус, фантазию, воображение, стремиться к развитию их внутреннего мира и творческих способностей. Известный советский композитор Д.Б.Кабалевский писал: «Каждый класс - хор!», он считал, что музыкальные способности необходимо развивать, они оказывают большое влияние на воспитания личности. Эпиграфом к программе по музыке для общеобразовательной школы являются слова великого педагога В. Сухомлинского, который писал о том, что «...  музыкальное воспитание, это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека».

 Занятия по народно-художественному творчеству, во внеурочной деятельности,  в современной школе, формируют в детях уважение к традициям своей страны, художественный, музыкальный вкус учащихся, чувство патриотизма, духовные ценности и нравственно-эстетические качества обучающихся, формируют основы гражданской идентичности — чувства гордости за свою Родину, любовь к своему краю, осознание своей национальности, уважение культуры и традиций народов России, развитие доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей. Хоровое пение играет важное значение, в формировании нравственности, духовных ценностей, чувства коллективизма, коммуникативной культуры и культуры общения учащихся. Подводя итоги и сравнивая результаты, проведенного анкетирования в данных классах вначале года, с данными викторины, я пришла к выводу, что именно занятия по организации фольклорных праздников помогли мне достигнуть более высоких баллов и более высокого уровня знаний и подготовки учащихся. Факультативные занятия по-народному – художественному творчеству оказали огромное воспитательное значение на учащихся, обогатили детей новыми знаниями и впечатлениями о традиционной обрядовой культуре русского народа, способствовали формированию духовных ценностей и морально – нравственных качеств подрастающего поколения. В современной школе необходимо возрождать духовную музыкальную культуру России, разучивать с детьми духовные рождественские и пасхальные песнопения, уделять время знакомству с календарно -  обрядовыми праздниками и с традиционными старинными обрядами нашей страны. Необходимо возрождать традиции народного, песенно-музыкального искусства в педагогической практике и воспитывать в детях интерес, уважение и любовь к музыкальным традициям нашей страны. Дисциплины связаны с предметами искусства, в системе современного образования, к сожалению, имеют второстепенное значение, но на самом деле именно они оказывают мощное воспитательное воздействие на гармоническое развитие личности и на формирование духовных ценностей подрастающего поколения. В своей практике я убедилась в плодотворности воспитания детей средствами фольклора. Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Именно в младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали. Общечеловеческую азбуку нравственности мы стремимся одухотворить гражданской активностью и самодеятельностью. Не просто знать, что такое хорошо и что такое плохо, а действовать во имя величия и могущества Родины».

Необходимо отметить тот факт, что использование новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе инициирует процессы развития наглядно-образного и теоретического типов мышления, а также благоприятно влияет на развитие творческого, интеллектуального потенциала обучающихся. Информационные технологии – это неотъемлемый компонент процесса обучения музыке и связанных с ней предметов. Возможности информационных технологий позволяют повысить эффективность обучения и музыковедческим дисциплинам. Развитие компьютерных технологий в музыке перспективно, актуально и объективно необходимо. Применение персональных компьютеров во многом упрощает разработку, тиражирование и использование дидактических и научных материалов, повышает качество образования, соответствует реалиям сегодняшнего дня. Грамотное и систематическое применение информационных компьютерных технологий дает обучающимся, преподавателям, возможность более эффективного распределения времени, реализовывать творческий потенциал. Таким образом, уже невозможно представить обучение, работу и современную жизнь в целом без информационных технологий. На занятии применяются современные высокотехнологические средства, показ презентации с помощью интерактивной доски, слушание музыкальных произведений с помощью компьютерных технологий и цифрового проектора.  показ видеофрагментов, как сопровождение к песням.

Дети учатся умению проводить простые сравнения между музыкальными произведениями музыки и изобразительного искусства, устанавливать простые аналогии (образные, тематические) между произведениями музыки, поэзии и изобразительного искусства.  Стимулом в психологии называют внешнее побуждение человека к активной деятельности. Поэтому стимулирование — это фактор деятельности учителя. В самом названии “методы стимулирования и мотивации” находит отражение единство деятельности учителя и учащихся: стимулов учителя и изменение мотивации школьников. Для того чтобы повысить мотивацию учащихся необходимо использовать весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности: словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы, самостоятельной учебной работы и работы под руководством учителя. Рассказ, лекция, беседа позволяют разъяснять учащимся значимость учения, как в общественном, так и в личностном плане - для получения желаемой профессии, для активной общественной и культурной жизни в обществе. Яркий, образный рассказ невольно приковывает внимание учеников к теме урока. Общеизвестно стимулирующее влияние наглядности, которая повышает интерес школьников к изучаемым вопросам, возбуждает новые силы, позволяющие преодолеть утомляемость. Ученики, особенно мальчики, проявляют повышенный интерес к практическим работам, которые в этом случае выступают в роли стимуляторов активности в учении.

В данные занятия по народно-художественному творчеству занятие включены приемы целеполагания, групповой совместной работы, элементов проектной деятельности. Групповая работа является одной из форм организации совместной деятельности учащихся и подразумевает временное разделение класса на группы для совместного решения определённых задач. Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути её решения, реализовать их на практике и, наконец, представить найденный совместный результат. Изучение педагогического опыта, результатов исследований в области педагогической психологии позволили сделать вывод о том, что групповая работа обладает рядом неоспоримых преимуществ, она открывает большие возможности для кооперирования, для возникновения познавательной коллективной деятельности учащихся. Совместная деятельность в группе на основе сотрудничества – важный фактор психического развития, способствующий появлению двух типов важнейших новообразований. Освоение новой предметности, которая обеспечивает человеку успешность в индивидуальной деятельности и овладение самой формой сотрудничества, что делает человека способным к установлению отношений с окружающими людьми и с самим собой. Проведение концерта народной музыки, очень важная форма совместного творчества и индивидуальной работы с детьми, так как она дарит человеку ощущение радости, вдохновения и внутреннего подъема. Задуманные цели и задачи нам удалось воплотить на концерте народной музыки, который способствовал обогащению детей новыми впечатлениями о традиционной русской фольклорной культуре. Благоприятная психологическая атмосфера способствовала снятию стресса, напряжения и ощущения тревоги. Воздействие на душу человека средствами музыкального и художественного искусства способствовали развитию воображения, фантазии и творческих способностей учащихся, помогли развитию музыкальной памяти, музыкальных способностей и сформировали их художественный вкус. Проведение праздника народной музыки способствовало воспитанию художественного и музыкального вкуса детей. Данные занятие способствовали воспитанию в детях интереса и любви к праздничному русскому костюму, к русской фольклорной культуре, к развитию художественного и музыкального вкуса, способствовали развитию артистизма и вокально-хоровых навыков детей: слуха, ритма, музыкальной памяти. Проведение выставки народного творчества, фольклорных мероприятий помогли создать благоприятную психологическую обстановку в коллективе, которая способствовала снятию стресса, напряжения, усталости и сформировала в данном классе чувство взаимопомощи и коллективизма. Изготовление народных праздничных костюмов, создание декораций праздника, изготовления его атрибутов и разучивание произведений русского народного творчества: народных песен, русских хороводов и плясок, способствовало развитию кругозора детей и их внутренней культуры. Также на занятиях использовались элементы проектной деятельности. В конце занятия детям предложили, разделиться на группы и для своей группы каждый индивидуально должен был выполнить свою часть домашнего задания, подобрать материал для проекта: иллюстрации, видеофрагменты на тему «Календарно-обрядовые праздники древней Руси» или составить кроссворд на тему «Рождество в русском искусстве».  

Проведение на уроке в игровой форме музыкальной викторины, концертного исполнение музыкальных произведений, тестовой теоретической работы, проектной деятельности позволяют измерить межпредметные результаты, сформировать самооценку у учащихся. Занятия способствуют решению познавательных и учебно-практических задач, таким образом осуществляется индивидуальный процесс развития личности, воспитание основ умения учиться — осуществляется способность к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач. Хочется верить, что в будущем, актуальность применения методов фольклорной арт-терапии будет все больше возрастать, а педагоги и психологи будут все более широко использовать в работе с детьми, приемы костюма терапии и цветовой терапии, на основе знакомства со старинными обычаями и традициями русского народа, которые составляют достояние духовной культуры русского народа. Воспитание культурной личности начинается с первых шагов сознательной жизни ребенка. Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Именно в младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали. Общечеловеческую азбуку нравственности мы стремимся одухотворить гражданской активностью и самодеятельностью. Не просто знать, что такое хорошо и что такое плохо, а действовать во имя величия и могущества Родины».

Список литературы:

1.Волков Г.Н. Этнопедагогика: учебник для студ. Сред. и высш. Пед. Учеб. Заведений. М.: Издательский центр академия», 1999. —183 с.

2.Дмитриева Е.В. Россия. — 2-е изд. — СПб. Корона принт, 2007. — 400 с.: — ил. — (Мировая художественная Культура).

3.Забылин М. (сост.) Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Репринтное воспроизведение издания 1880 года. - М.: Книга Принтшоп, 1990. — 607 с.

4.Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г - 272 с.

5. Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999. - 320с.

6. Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989. -238с.

 7.Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М., Владос,

2003г.-. 320с.

8. Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением.  М.: Глобус, 2008. - 176с.

9.Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей. - М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006. – 224с.

10.Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.-128с.

11. Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей. - М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006. - 224с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Креативность как важнейшая характеристика инновационной деятельности педагога

Тема семинара: Креативность как важнейшая характеристика инновационной деятельности педагога.Цель семинара– осознание педагогами влияния творческих способностей на возможности внедрения инноваций в пе...

Личностно-ориентированное управление инновационной деятельностью педагогов

Изменение ценностно- целевых ориентиров в образовании способствует развитию инновационной деятельности педагогов. Широкое развитие инноваций в практике, переход ОУ в режим раз...

Инновационная деятельность педагога дополнительного образования

Статья адресована методистам и педагогам дополнительного образования. В статье даны рекомендации по организации инновационной деятельности педагога....

Итоговая проектная работа по вариантному модулю «Инновационная деятельность педагога ПОУ» 72 часа

Раздел: Спортивные игры (волейбол)Тема:Нападающий удар через сетку.Цель:* Развитие основных физических качеств.*Научиться правильно выполнять нападающий удар через сетку.Задачи: ¢Образовател...

Инновационная деятельность педагога как ресурс педмастерства.

Выступление с докладом на всероссийской конференции....

Инновационная деятельность педагога-организатора. Доклад на всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Реализация инновационного проекта «Ездовое собаководство как средство коррекции и реабилитации воспитанников с ОВЗ"

Оптимизация коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими особенности в развитии - одна из основных задач, которую стремятся решить педагоги, психологи и дефектологи, работающие с ними. Наряду с ...