Урок музыки в 5 классе "Мир русской песни"
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

Ганина Любовь Владимировна

Технологическая карта урока по ФГОС и развернутый конспект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_5_kl.docx33.49 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока музыки

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МУЗЫКИ 5 класс (тема по планированию №3)

Тема урока: МИР РУССКОЙ ПЕСНИ

Тип урока: открытие новых знаний

Задачи урока:

 сформировать представление о значении песни в жизни человека;

 расширить знания о русской народной песне, разнообразии ее жанров;

 развивать умение слушать и анализировать музыкальные произведения, выделять характерные особенности жанров рус.нар.песни

Планируемые  результаты

Предметные:

Метапредметные (УУД):

Личностные:

 самостоятельно определять жанр РНП;

 знать особенности русской народной  музыкальной культуры;

развивать вокально-хоровые умения .

Регулятивные

 осуществлять целеполагание;

ставить учебную задачу в соответствии с познавательными интересами.

формулировать собственное мнение и позицию;

 проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям;

познавательные

слушать и эмоционально откликаться на музыку;

 размышлять над содержанием музыкального произведения, высказывать суждения о музыке;

коммуникативные

 осуществлять взаимодействие и сотрудничество в процессе учебной деятельности;

 делиться впечатлениями.

 

 

Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая

 Межпредметные связи: литература, русский язык, история

Ресурсное обеспечение:  учебник, компьютер,  мультимедийный  проектор, экран, презентация по теме: «Мир русской песни», пианино. Музыкальный материал: Г. Струве «Моя Россия», русская народная песня  «Во поле береза стояла», «Утушка луговая», «У ворот сосна стоит»

                                                                                                             Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности ученика

                                                                                      I. Организационный момент (2 мин)

Приветствует, проверяет готовность обучающихся к уроку.  

Организует творческую игру

 Организует распевание.

Готовность к уроку

Творческая игра «Улыбнись соседу…)

 Выполняют вокальные упражнения.

                                                                                      II. Актуализация знаний (2 мин.)

Организует наблюдение языкового материала и актуализирует знания обучающихся о самом распространенном музыкально-литературном жанре (песне) вопросами диагностического характер

отвечают на вопросы учителя, оперирую имеющимися знаниями и проявляя умение делать аналитические выводы из учебного материала, с которым была проведена работа;

III. Постановка учебной задачи. Мотивация познавательной деятельности (5 мин.)

предлагает прочитать стихотворение, дать ответ на вопрос (о чем говорится в тексте?)

 просит сформулировать тему урока и просит определить учебную задачу

читают стихотворение поэта 19 в. И. З. Сурикова, обсуждают в парах ответ на заданный учителем вопрос, высказывают свое мнение.

 Записывают тему урока в тетрадь, определяют учебные задачи.

IV. Организация познавательной деятельности (20 мин.)

организует чтение материала учебника (стр. 12) и поиск новой информации. Просит найти ответ на вопрос (о чем поется в песнях?)

организует народные  игры

 организует работу в группах  (игра «Собери слоги – найди жанр)

организует работу  для детей  овз (7вид)

организует слушание и анализ РНП;

предлагает по звучанию разных РНП определить музыкальные

особенности РНП.

организует  вокально-хоровую работу

организует дыхательную гимнастику по методу Стрельниковой

читают текст учебника, находят ответ на заданный вопрос;

играют в народные игры

работают в группах игра «Собери слоги-найди жанр)

составляют в парах из слогов (лежащих в конвертах на партах) слова, соотносят характеристику с названием жанров русской народной песни

работа по карточкам

дают характеристику жанрам РНП;

 анализируют текст предложенной песни, определяют принадлежность ее к определенному жанру РНП, поют;

 слушают, анализируют; определяют, что объединяет все Р

дети  разучивают  песню «У ворот сосна зеленая»

Арт- терапевтическое упражнение «Ветер»

V. Подведение итогов (5 мин.)

организует слушание и анализ фрагмента песни Г. Струве «Моя Россия»;

организует подведение итогов и самооценку.

слушают, отвечают на вопросы учителя, проявляя умение делать аналитические выводы из учебного материала, с которым была проведена работа;

 подводят итоги и осуществляют самооценку.

VI. Диагностика достижений планируемых результатов (рефлексия) (5 мин.)

КОНСПЕКТ   УРОКА МУЗЫКИ

I. Организационный момент Музыкальное приветствие:

Я очень рада видеть вас сегодня на своем уроке.

С каким настроением вы пришли сегодня на музыку?  

                                                           (творческая игра  «Улыбнись соседу…)

На прошлом уроке мы говорили о том, что музыка и литература очень тесно взаимосвязаны.

 Скажите,  как связаны музыка и литература?  (ответы детей)

Слово и музыка непрерывно взаимодействуют друг с другом, так рождаются песни, романсы, оперы. Были времена, когда человек трудился – и пел, грустил и пел, танцевал и пел одновременно.

II. Актуализация знаний.

Музыка и слово испокон веков  неразрывны друг с другом. И сейчас в музыке, не связанной со словом, слышны интонации и ритмы ушедших времен.

 Скажите, в каком направлении музыки особенно ярко видны традиционные интонации и ритмы русской музыки? /в народной музыке/

 Назовите самый распространенный жанр народной музыки? /песня/

 Как вы думаете, почему именно песня стала самым популярным жанром в народной музыке? /потому что песня сопровождает человека от рождения до смерти/

Сегодня на уроке мы проследим взаимосвязь музыки и литературы на примере жанра русской народной песни, выявим ее особенности, выясним, о чем рассказывает, как помогает, чему учит современного человека русская народная песня. А начнем рассматривать многообразие русской песни со стихотворения поэта XIX века Ивана Сурикова:

Как кому на свете дышится, живется-

Такова и песня у него поется…

Жизнь дает для песни образы и звуки:

Даст ли она радость, даст ли скорбь и муки,

 Даст ли день роскошный, Тьму ли без рассвета-

То и отразится в песне у поэта.

III. Постановка учебной задачи. Мотивация познавательной деятельности

 Обсудите с соседом по парте, о чем говорится в стихотворении?

Попробуйте сформулировать тему урока. Наводящие вопросы (что такое многообразие – много того, что вокруг нас – окружающая среда – мир – мир русской песни)  

Сегодня тема  нашего урока «Мир русской песни». Запишите ее в тетрадь.

IV. Организация познавательной деятельности.

О чем же поется в народных песнях? Этот ответ вы можете найти на 12 странице учебника.

Народная песня ярко и полно отражала природу и быт, чувства и переживания людей, рассказывала об их праздниках и буднях. Персонажи русской песни пашут, сеют, собирают урожай, строят дома, растят детей, защищают Родину.

Песни сопровождали русского человека всю его жизнь, с рождения до самой смерти. Рождался ребенок, и его встречали родильными песнями, начинали родильный обряд. Под колыбельные песни ребенок засыпал. Колыбельная песня- поэзия для детей самого раннего возраста. Бытовое значение песни- помочь ребенку уснуть. Взрослые воспитывали и развлекали его исполняя пестушки, потешки, прибаутки. Когда ребенок подрастал, общаясь со сверстниками пел игровые припевы, заклички- дождю, солнцу, приговорки птицам и насекомым, считалки  и дразнилки.

Подростком он уже участвовал в молодежных играх и хороводах, на вечерах и беседах запевал вместе с другими новые для себя песни: семейные, любовные, шуточные и плясовые. Когда молодые женились, свадьба проходила только под традиционные песни. Песни звучали разные, сопровождая людей во всех делах.

Я предлагаю всем нам поиграть, и прикоснуться к истокам русской культуры.

                                                     Народная    игра «Уж я улком шла», игра «Месим, месим тесто».

На уроках музыки вы неоднократно знакомились с народной музыкой и народными песнями. Какие жанры народных песен вы помните?

Ученики: (перечисляют жанры)

Учитель предлагает разделиться на группы (две команды по желанию детей)

 У вас на столах есть конверт «Жанры народных песен». Соберите слоги и у вас получатся названия жанров народных песен. Какая команда  справится с заданием, поднимает руки.

1. Игра «Собери слоги – назови жанр» хороводные, исторические, трудовые, героические, плясовые, солдатские, лирические, колыбельные, плач, частушка

(для детей, которые не участвуют в командах и детей овз предлагаются индивидуальные карточки)

Задание «Собери словечко»

Собери слово и объясни, что оно значит.

Карточка 1

1.

х

ло

хо

ма

2.

ло

к

фо

р

ль

3.

н

ра

фа

са

4.

ба

ре

зь

5.

же

г

ль

6.

ба

ру

ха

7.

ш

ко

ни

ко

к

8.

ши

ка

вы

в

Карточка 2

1.

ба

й

ла

ка

ла

2.

ки

ча

ш

ту

с

3.

са

ан

ль

мб

 

4.

ри

а

ци

и

ва

 

5.

ри

че

ли

ки

е

с

6.

ке

с

ор

тр

 

7.

ля

п

со

е

вы

8.

с

ли

со

т

 

9.

к

ло

фо

ль

р

Карточка 3

1.

до

тру

е

вы

 

2.

ря

вы

до

об

е

 

3.

че

с

ли

ки

ри

е

4.

ро

хо

е

во

д

ны

5.

ро

иг

вы

е

 

 

6.

лы

ко

ны

ль

бе

е

7.

ля

со

е

п

вы

Давайте попробуем дать характеристику каждому жанру РНП (названия жанров записывайте в тетрадь)

1. Хороводные древний народный круговой массовый танец-игра. Танцоры движутся кругом, взявшись за руки.

2. Исторические песни связанны с историей ...

3. Трудовые помогали в труде, описывают определённые действия

4. Героические песни прославляли героев родины

5. Плясовые плавные, напевные, их хочется пропеть и пуститься в пляс.

6. Солдатские песни бравого, маршевого характера, ритмические, мужественные, решительные.

7. Лирические песни отражающие мир личных чувств, часто начинаются с обращений: к людям (матери, отцу, милому и т. д.), к родной сторонке или различным явлениям природы: утренней заре, темной ноченьке, буйному ветру и т. д.

8. Колыбельные назначение: укачать, убаюкать ребенка

У русских песен есть свои особенности, а вот какие это особенности, вы догадаетесь сами, прослушав музыкальные примеры:

 Слушание музыки «Во поле береза стояла»

                                   «Утушка луговая»

 Что общего у этих песен? /междометия: ой, ай, люли-люли, исполнение без аккомпанимента)

Я исполню 1 куплет русской народной песни «У ворот сосна зеленая», а вы за мной повторите.

 Какую особенность можно увидеть в этой песне? /повторы/

Работа над вокальными навыками  (песня «У ворот сосна зеленая)

                          Арт- терапевтическое упражнение «Ветер (дыхательная гимнастика по Стрельниковой)

V. Подведение итогов.

Почти вся русская народная музыка и выросшая из нее музыка русских композиторов, легко поется или, во всяком случае, ее хочется петь. Одним из примеров таких песен является произведение композитора Г. Струве «Моя Россия»

Слушание фрагмента песни «Моя Россия»

 Что вы можете сказать о характере этой песни? /плавная, неторопливая, мелодичная/

«Песня о России» близка по характеру и содержанию народным песням. Слушая эту песню, мы понимаем, как много можно высказать в одном небольшом произведении.

 Какие чувства вызывает у вас эта песня? /любовь к родине, нежность/

 Можно ли однозначно сказать, что важнее в этой песне – слова или мелодия? Поясните свой ответ.

Пришло время подводить итоги урока.

 Мы сегодня проследили связь музыки и литературы на примере жанра РНП, какой делаем вывод? /музыка и литература взаимосвязаны/

 говорили о жанрах народной песни. Перечислите их. /Хороводные, Исторические, Плясовые, Солдатские, Лирические, Колыбельные, Плачи, частушки/

 О каких жанрах вы узнали только сегодня?

Чему учит современного человека русская народная песня? /Трудиться, уважать традиции, любить Родину, быть смелыми, мужественными/

Рефлексия: В завершении сегодняшнего урока я предлагаю вам придумать стихотворение о РНП

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока музыки по теме "Русские народные песни и пляски". 2 класс

Конспект урока музыки по теме "Русские народные песни и плясовые" 2 класс. Цель урока: Выявить жанровые особенности хороводных и плясовых песен....

Урок музыки в 5 классе "Песни народов мира"

На данном уроке решаются следующие задачи: 1. Развитие разносторонних интересов в различных областях искусства,  2. Воспитание любви и уважения к музыкальному, литературному и художественному нас...

Презентация к уроку музыки по теме "Хороводные песни и танцы на Руси"

Презентация  раскрывает  развитие музыки в хороводных песнях и танцах...

Презентация к уроку музыки. Видеоряд по тексту песни Дм.Б.Кабалевского"Карусель".

Презентация к уроку музыки в начальной школе. Песня Дм.Б.Кабалевского"Карусель". Изображения идут точно по тексту. Учащиеся быстро запоминают большое количество перечисленных животных....

Проект урока музыки для 5 класса «Песня русская в березах, песня русская в хлебах»

ЦЕЛЬ УРОКА: обобщение знаний учащихся по теме «Жанры русской народной песни»...

Презентация к уроку музыки на тему: "Русские народные песни"

Презентация для урока музыки в 3 классе на тему: "Русские народные песни"....