Урок музыки в 8-м классе "Бессмертные звуки «Лунной» сонаты."
план-конспект урока по музыке (8 класс) на тему

Шаманаева Наталья Николаевна

На уроке раскрывается содержание сонаты № 14 Л. Бетховена. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_muzyki_bessmertnye_zvuki_lunnoy_sonaty.docx34.98 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

8 класс. Музыка.

Тема урока: Бессмертные звуки «Лунной» сонаты.

Художественно-педагогическая идея урока «Тайна  сия велика есть…».

Цели:

  1. Раскрыть содержание сонаты № 14 Л. Бетховена. Через художественный  анализ произведения показать  «переинтонирование»  чувств композитора в музыку.
  2. Формировать нравственно-эстетические и эмоциональные переживания учащихся на основе восприятия образа Любви, воплощенного в произведениях искусства.

Художественный  материал:

Музыка

  1. Фантазия на тему песни С. Баневича «Дорога».
  2. Л. Бетховен. Соната №14.
  3. С. Баневич «Дорога».

Литература

  1. Взгляд на нотное письмо О. Мандельштама из книги «Верьте музыке»

Я. Платека.

Поэзия

  1. М. Саленко. «Лунная соната»
  2. П. Михни.  «Бетховен».
  3. «Ода Бетховену»  О. Мандельштам.

Ход урока.

  1. При входе звучит «Фантазия на тему песни «Дорога» С. Баневича. Дети

проходят на свои места. Учитель исполняет начало песни без фразы «Только любовь», (т.е. вопросы остаются без ответа):  

«Кто подсказал эту музыку твоей душе?..

  Кто повенчал в этом мире песню и певца?..» Слайд № 2

Дети уже знакомы с этой песней, но первая часть песни звучит для них впервые, так как им предстоит ответить на вопросы песни, а ответ один – «только любовь». Я преднамеренно разбила работу над этой песней на два этапа в соответствии с темой урока.

У.: «Тайна сия велика есть…» Что означают эти слова? Что движет солнце и светила? На эти вопросы мы попытаемся найти ответ в музыке великого композитора… (выход на композитора через стихи или музыку, которая звучала на уроках раньше). Слайд №3

2. Работа с текстом. Вариант 1.

Учитель читает стихотворение Пауля Михни «Бетховен». Слайд №4

Вариант 2.

Ученики  построчно, с  выражением  читают стихотворение, предварительно прочитав его про себя.  

                  Ты – Прометей, сгорающий в огне,

                  Перед богами, как и он, греховен.

                  Гореть в огне не пламенем жаровен,

                  А факелом, с тобою наравне!

                 Судьба стучится в дверь! Но в дали дальней

                 Уже манят свирели Пасторальной,

                 И у себя в плену ты – сладкий плен!

                 Нет больше счастья, чем отдаться людям

                 И высекать огонь в груди у буден –

                 И ничего не требовать взамен.

У.: Образ, какого композитора представлен в этих строках?

Д.: Композитор Л. Бетховен, так как в стихотворении говорится о его симфониях «Пасторальной», пятой.

У.: Значит,  музыка какого композитора  будет звучать на уроке?

Кто будет нашим собеседником?

Д.: Сегодня на уроке Бетховен будет нашим собеседником, его музыка поможет нам ответить на волнующие нас вопросы.

У.: С какими произведениями Бетховена вы знакомы?

Ученики вспоминают музыку, которую они слушали раньше.

У.:  Прежде чем послушать музыку Бетховена, посмотрите нотную запись его произведения.

Показ нотной записи I части сонаты №14  без названия. Слайд №5

 У.: Какое движение наблюдается в музыке?

Д.: Плавное, скользящее, без резких скачков и т.д.

У.: Каков характер музыки на ваш взгляд?  

Д.: Спокойный, сдержанный, легкая взволнованность пронизывает музыку, но всего о нем сказать нельзя по нотным знакам – музыку нужно слушать!

У.: Правильно. Но прежде обратимся к творчеству русского поэта Осипа Мандельштама. У него  свой взгляд на нотное письмо. Давайте послушаем!

Учитель читает высказывание поэта по альбому. (Материал в книге

Я. Платека «Верьте музыке»  стр. 127) В своих метафорах вот как он говорит об этом. Слайд № 7

 «Нотное письмо ласкает глаз не меньше чем сама музыка слух. Черныши фортепианной гаммы, как фонарщики, лезут вверх и вниз. Каждый такт - это лодочка, груженная изюмом  и черным виноградом.

Громадные концертные спуски шопеновских мазурок, широкие лестницы с колокольчиками листовских этюдов, висячие парки с куртинами Моцарта, дрожащие на пяти проволоках, - ничего не имеют общего с низкорослым кустарником бетховенских сонат…

Когда сотни фонарщиков с лесенками мечутся по улицам, подвешивая бемоли к ржавым крюкам, укрепляя флюгера диезов, снимая целые вывески поджарых тактов – это конечно, Бетховен, но когда кавалерия восьмых и шестнадцатых в бумажных султанах с конскими значками и штандартиками рвется в атаку – это тоже Бетховен».

У.: Что же хранят в себе эти таинственные звуки?

Далее, учитель играет начало мелодии (интонацию вздоха). Слайд №8

У.: Что выражает интонация этой мелодии? Всего одна нота - соль диез!

Д.: Вздох, стон,  как выражение безысходности переживания.

Вокализация  первого  предложения.

У.: Знакома ли вам музыка?

Этот вопрос возникает неслучайно,  дети  слушали эту музыку  в седьмом классе в рамках рассмотрения темы «В чем состоит сущность музыкального содержания».

Настрой на слушание. Звучит I часть сонаты №14.Учащиеся вспоминают, что соната посвящена его ученице. «Вроде фантазии» - так назвал свое сочинение композитор. «Посвящается графине Джульетте Гвиччарди». Соната №14 открывает собой XIX век, романтический век. А немецкий поэт Рельштаб назвал ее  «Лунной». Слайд № 9

У.: Какие чувства вызывает у вас эта музыка? Почему?

О чем поведал нам композитор?

Прошел год, после первой встречи с сонатой. Дети иначе воспринимают музыку.

Д.: Грусть, печаль…Чувствуется волнение, но сдержанное. Боль, страдания от неразделенной любви.  Скорбь, мужественная скорбь – образ I части.

У.: Значит, I часть сонаты раскрывает нам душевные переживания композитора. Adagio - медленная, скорбная. По выражению Александра Серова, эта часть выражает "смертельное уныние". Вот как выражает свои чувства о  музыке     Маргарита  Саленко. Слайд № 10

У.: Но мы с вами знаем, что соната состоит из трех частей.  

О чем пойдет речь дальше? О чем расскажет Бетховен во второй, третьей части?

Далее размышления детей, какой возможно будет музыка. Контрастной по отношению к 1 части, изменится содержание. Может быть, три части соответствуют прошлому, настоящему и будущему? Ученики высказывают свои предположения, отмечая, какими будут средства музыкальной выразительности.

Настрой на слушание II-ой части. Размышления о прослушанной музыке.

Д.: Музыка сменила краски! Стала  светлой, радостной. Как солнца луч, прорезался сквозь тучи. Возможно, это приятные воспоминания.

У.: Да, ваши предположения оказались верными. Какой из образов соответствует музыке II части?

Тайна любимого лица, романтический луч счастья, мелодия, счастливый сон средь мрачной действительности.

Если в I-ой части – ночь, тишина, одиночество, мужественная скорбь, то во II-ой  - «цветок между двумя безднами» (Ф. Лист), женственный образ юной Джульетты, портрет любимого лица. Вторая часть - Allegretto - маленькая лирическая часть сонаты.

У.: Вновь обратимся к стихам Маргариты Саленко. Слайд № 11

Можно предложить  групповую форму работы со стихотворением М.  Саленко. Каждая группа  (3-4 гр.) получает  карточки со стихами.  В процессе слушания музыки и анализа, учащиеся выбирают соответствующий   фрагмент, зачитывают и объясняют , почему они так думают. Чтобы работа не затянулась, надо использовать прием мозгового штурма. На решение задачи 2-3 минуты.

У.: Вы прослушали две части сонаты. Попытались угадать замысел композитора. О чем расскажет третья часть, это тема следующего урока. А сейчас вернемся к началу нашего урока, ответим на вопросы:  

«Кто подсказал эту музыку твоей душе?.. Слайд №12

Кто повенчал в этом мире песню и певца?..»

Д.: Только любовь!

У.: Правильно. Эти строчки из песни, с которой мы уже знакомы.

Учитель играет фрагмент песни.  

У.: О чем эта песня?

Д.: О трудной жизненной дороге композитора.

У.: Жизнь Бетховена была трудной: незнатного происхождения, страдающий от денежной нужды да ещё оглохнувший, одинокий…Тяжелая жизнь, сложная судьба…

Настрой на  вокально-хоровую работу. Учитель исполняет начало песни, ученики продолжают.

У.: Вернемся к началу урока, эпиграф на экране «Тайна сия велика есть…». Так в чем же тайна сия?

Д.: В любви!

Рефлексия.

Сегодня для меня было открытием…

Я понял, что…

Я почувствовал, что…

У.: Свою сонату Бетховен посвятил возлюбленной. Попробуем иначе взглянуть на музыку сонаты. У  Владимира  Набокова есть цитата «…трехсложная формула человеческой жизни: невозвратимость, несбыточность, неизбежность».    Как вы понимаете эти слова? Слайд № 17

Д.: Невозвратимость. То, что уже никогда не вернется: детство, молодость и т.д.  Несбыточность. Мечты, которым не суждено было сбыться.

Неизбежность. Рано или поздно жизнь закончится.  

У.: Давайте подумаем, применима ли эта формула к трем частям сонаты по содержанию музыки?

Домашнее задание: Еще раз прослушайте дома 1 и 2 части сонаты, попробуйте соотнести музыку каждой части с «тройной формулой человеческой жизни: невозвратимость, несбыточность, неизбежность» (цитата В. Набокова). Запишите свои размышления в тетради, обоснуйте свое мнение. Подумайте, о чем нам расскажет Бетховен в третьей части своего удивительного произведения?

Выход из класса под музыку  Фантазии на тему песни «Дорога» С. Баневича.

Урок № 2.

1.При входе звучит Фантазия С. Баневича.

«Мы вновь идем по трудному, тернистому пути  великого композитора, чья жизнь – образец мужества, сильного духа, жизнелюбия, ибо только человек любящий жизнь способен противостоять превратностям судьбы …»

Опрос домашнего задания. Выход на тему предыдущего урока. Вспоминаем содержание первой  и    второй частей сонаты № 14 Бетховена, пользуясь словами В. Набокова «тройная формула человеческой жизни» соотносим: невозвратимость – тема I-ой части; несбыточность – тема второй части.

У.: Что ожидает нас в третьей части? (дети высказывают свои мнения).

Настрой на слушание. Звучит III часть сонаты.

После прослушивания – выход на образ.  

Буря, стихия негодования, бурное кипение страстей и т.д.; борьба разума и сердца; мы часто живем  сердцем, а не разумом. В музыке слышится крик отчаяния, негодование, возмущение. Разум Бетховена готов смириться с безнадежностью любви, а сердце кричит от боли. В музыке эта внутренняя борьба ярко ощутима; вновь и вновь одна тема следует за другой.

 У.: Вновь обратимся к стихам М. Савенко. Слад № 18

2.Слушание  сонаты целиком.

I-я часть – «невозвратимость», своеобразная оглядка на прошлое.

II-я часть – «несбыточность», романтическая идея иллюзорности счастья, ускользающая мечта.

III-я часть – «неизбежность», страсти, бушующие внутри человека.

Обобщение.

«Нет музыки более заигранной, знакомой, чем «Лунная соната». Но загадка классики в том, что она все-таки не превращается в бестселлер, в «кич». При всей самоочевидности красоты, в ней что-то ускользающее, странность какая-то, которая сразу не дается слуху, заставляет вдумываться и вслушиваться…»

У.: Почему эта музыка так значима для нас? В чем её современность?

Д.: Рано или поздно человека настигает Любовь. Каждый может испытать это чувство. Какой она будет?

3. У.: Какие впечатления от  музыки Бетховена  выразил О. Мандельштам  «в тех строках «Оды Бетховену», где интуиция готова проникнуть за покров тайны…»

                                И я не мог твоей, мучитель,

                                Чрезмерной радости понять.

                                Уже бросает исполнитель

                                Испепеленную тетрадь.

                                И в промежутке воспаленном,

                                Где мы не видим ничего,

                                Ты указал в чертоге тронном

                                На белой славы торжество!

Размышления учащихся.

Домашнее задание: написать  эссе о сонате №14.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в 3 классе: "Волшебные звуки флейты"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3616212","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"349"}}]]...

Вечные темы в искусстве. Л.В. Бетховен "Лунная соната"

Конспект урока музыки  с использованием ИКТ....

Бессмертные звуки "Лунной сонаты"

Инструментальной  жанр музыки(от итальянского - «звучать») ,появившийся в XVI веке, состоящий из 3 частей...

Технологическая карта урока музыки по ФГОС "Романса трепетные звуки" (5 класс)

2 четверть, 3 урок (5 класс)Тема: Романса трепетные звукиЦель урока: вслушаться и прочувствовать поэтический мир романсаЗадачи урока:эмоционально, осознанно, целостно воспринимать музыку на уровне клю...

Открытый урок по музыке "Бессмертные звуки "Лунной сонаты""

Материал содержит разработку урока, рабочие материалы, видеоматериалы, презентацию, аудиозаписи...

Разработка урока музыки «Небесное и земное в звуках и красках»

           [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15324450","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"173","width":"231"}}]]  Р...

Бессмертные звуки Лунной сонаты

Интересные факты о жизни и творчестве Л. Бетховена...