Бессмертные звуки Лунной сонаты
план-конспект урока по музыке (7 класс)

Светлана Александровна Михайлова

Интересные факты о жизни и творчестве Л. Бетховена

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon bessmertnye_zvuki_lunnoy_sonaty.ppt2.99 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Л=Т ,, , , К=Х Л=Н

Слайд 2

Бессмертные звуки «Лунной сонаты» Бетховена

Слайд 3

Творчество Бетховена Годы жизни В каком городе родился композитор ? Какому композитору принадлежат слова: «Обратите внимание на него. Он всех заставит о себе говорить!»

Слайд 4

1770-1827 гг. Город Бонн

Слайд 5

4 . Кем работал Людвиг с юных лет ? 5. В каком городе композитор получил признание и прожил до конца своей жизни ? 6 . В каких областях музыкальной деятельности проявился талант Бетховена? 7. Что стало жизненной трагедией Бетховена? 8. Что помогло Бетховену пережить отчаяние?

Слайд 6

Людвиг с 11 лет служил помощником органиста, пианистом-концертмейстером в боннской капелле. В Вене композитор получил признание и прожил до конца своей жизни. Бетховен – композитор, пианист-виртуоз, импровизатор, дирижёр, педагог.

Слайд 7

глухота, одиночество, непонимание музыки композитора коллегами-музыкантами, несостоявшаяся любовь и личная жизнь

Слайд 8

Бетховен пережил отчаяние, благодаря любви к музыке и творчеству.

Слайд 9

9. Один из девизов Л.Бетховена. 10. Кому посвящена «Лунная соната»? 11. Чем необычны были похороны Л. Бетховена?

Слайд 10

«Я схвачу судьбу за глотку и не дам ей сокрушить меня». «Лунная» соната посвящена Джульетте Гвиччарди.

Слайд 11

26 марта 1827 г. Умер Л. Бетхвен на 57 году жизни. Свыше 20000 человек шли за его гробом.

Слайд 12

Записи “разговорных тетрадей” раскрывают личность великого музыканта. О каких качествах характера Бетховена говорят его слова: 1. «Ни один из моих друзей не будет нуждаться, пока я что-нибудь имею» 2. «С детства я научился любить добродетель, растите детей в добродетели, только она может дать счастье, а не деньги”» 3. «Князей существует и будет существовать тысячи. Бетховен же один».

Слайд 13

4. «Нет такого сочинения, которое было бы для меня чересчур учёно. Не претендуя, хотя бы в малейшей степени, на учёность я стремился с детства познать смысл всего лучшего и мудрейшего каждой эпохи. Позор тому, который не считает своей обязанностью, хотя бы постараться продвинуться в этом».

Слайд 14

Как переводиться слово sonare? Сколько частей у сонаты ? В каком веке появились сонаты ? Для какого инструмента, как правило, пишутся сонаты ?

Слайд 15

Инструментальной жанр музыки (от итальянского - « звучать ») , появившийся в XVI веке, состоящий из 3 частей. СОНАТА 1часть - всегда быстрая, стремительная - А llegro 2 часть - медленная и размеренная - Adagio 3 часть - заключительная часть пишется в духе первой (то есть, быстрая) - Presto Соната всегда пишется для камерного (очень маленького) состава инструментов. Очень много сонат написана для одного инструмента (как правило, это сонаты для фортепиано ).

Слайд 16

«….Могу тебе сказать, что я влачу печальное существование. Вот уже два года, как я тщательно избегаю всякого общества — потому что не могу же я сказать людям: «Я глухой!» Это было бы еще возможно, будь у меня какая-нибудь другая профессия, но при моем ремесле ничего не может быть ужаснее. Как обрадовались бы мои враги! А ведь их у меня немало. Чтобы дать тебе представление об этой моей странной глухоте, я тебе скажу, что, когда я бываю в театре, мне приходится садиться у самого оркестра, чтобы разбирать слова актеров. А как только сяду подальше, уже не улавливаю высокие тона инструментов и голосов. Просто удивительно, что в разговоре многие люди вовсе не замечают этого. Так как я часто бываю рассеянным, всё приписывают этой моей странности. Когда говорят тихо, я еле слышу, — слышу звуки, но не слова. Но когда кричат, это для меня совершенно невыносимо. Что только со мной будет дальше — бог знает. Веринг говорит, что если это и не пройдет совсем, то все же непременно будет улучшение. Я столько раз проклинал свое существование и творца. Плутарх научил меня покоряться судьбе. Но я не желаю сдаваться и не сдамся, если это возможно, хотя бывают минуты, когда я чувствую себя самым несчастным из всех творений божьих! ….» Письмо Бетховена ДОКТОРУ ФРАНЦУ ГЕРХАРДУ ВЕГЕЛЕРУ Вена, 29 июня (1801 года)

Слайд 17

«…..Мне сейчас снова живется немножко повеселей; я больше общаюсь с людьми. Ты не можешь себе представить, какую одинокую и тоскливую жизнь вел я последние два года. Мой недуг всюду стоял передо мной, словно призрак, я избегал людей и, наверно, всем казался человеконенавистником, а ведь это так непохоже на меня. Перемену, которая совершилась со мной, произвела милая, прелестная девушка: она любит меня, и я ее люблю. И вот после двух лет — снова несколько счастливых минут. Первый раз в жизни я чувствую, что брак может принести счастье. К сожалению, мы с ней принадлежим к разным кругам. И сейчас, сказать по правде, я бы не мог жениться: мне надо еще как следует побороться. Если бы не мой слух, я бы уж давно объехал полсвета. И я должен это сделать. Для меня нет большего счастья, как заниматься моим искусством и показывать его людям…» Письмо Бетховена Вегелеру Вена, 16 ноября 1801 года

Слайд 18

Бетховен познакомился с Джульеттой (приехавшей из Италии) в конце 1800 года . К ноябрю 1801 года относится цитированное письмо Вегелеру, но уже в начале 1802 года Джульетта предпочла Бетховену графа Роберта Галленберга , посредственного композитора-любителя. 6 октября 1802 года Бетховен написал знаменитое «Гейлигенштадтское завещание» — трагический документ, в котором отчаянные мысли об утрате слуха сочетаются с горечью обманутой любви. Мечты композитора были окончательно развеяны 3 ноября 1803 года, когда Джульетта вышла замуж за графа Галленберга. Джульетта Гвиччарди (1782-1856 гг.)

Слайд 19

Молодой красавец, граф Р. Галленберг , мнил себя композитором. Происходя из обедневшей аристократической семьи, Галленберг решил сделать музыкальную карьеру, хотя и не обладал для этого достаточными данными. Пресса отмечала, что увертюры «некоего графа Галленберга» столь рабски подражают Моцарту и Керубини, что в каждом отдельном случае можно указать, откуда именно он брал тот или иной музыкальный оборот.

Слайд 20

В марте 1802 года соната № 14 с посвящением Джульетте была опубликована в Бонне.

Слайд 21

«Я ухожу от гения, который уже победил, к гению, который еще борется за признание. Я хочу быть его ангелом-хранителем».

Слайд 22

В сонате нарушена традиционная последовательность частей «быстро-медленно-быстро». Вместо этого, соната имеет линейную траекторию развития – от медленной первой части к бурному финалу. Популярное и удивительно прочное название «Лунной» укрепилось за сонатой по инициативе поэта Людвига Рельштаба , который (в 1832 году , уже после смерти автора) сравнил музыку первой части сонаты с пейзажем Фирвальдштетского озера в лунную ночь . «Лунная соната» и была создана в эту трудную пору его жизни. Под настоящим её названием «Sonata quasi una Fantasia», то есть «Соната вроде фантазии», Бетховен написал: «Посвящается графине Джульетте Гвиччарди» .

Слайд 23

«Лунный свет….требует в музыкальном изображении чего-то мечтательного, меланхолического, задумчивого, мирного, вообще нежно светящего. Первая же часть сонаты cis-moll трагическая с первой до последней ноты (на это намекает и минорный лад) и таким образом представляет подернутое облаками небо — мрачное душевное настроение; последняя часть бурная, страстная и, следовательно, выражающая нечто совершенно противоположное кроткому свету. Только маленькая вторая часть допускает минутное лунное сияние...». Анто́н Григо́рьевич Рубинште́йн — русский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный педагог.

Слайд 24

Лунная соната I часть. Лунная соната II часть. Лунная соната III часть. Охарактеризуйте каждую часть :

Слайд 25

Три части «Лунной» – это три этапа в процессе становления одной идеи: I часть (Adagio) – скорбное осознание жизненной трагедии; II часть (Allegretto) – чистая радость, внезапно мелькнувшая перед мысленным взором; III часть (Presto) – психологическая реакция: душевная буря, врыв яростного протеста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вечные темы в искусстве. Л.В. Бетховен "Лунная соната"

Конспект урока музыки  с использованием ИКТ....

Бессмертные звуки "Лунной сонаты"

Инструментальной  жанр музыки(от итальянского - «звучать») ,появившийся в XVI веке, состоящий из 3 частей...

Урок по астрономии "Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны"

middot;         Урок полностью раскрывает  понятия: сидерический /синодический месяц, фазы Луны, солнечное затмение (полное, частное), лунное затмение (по...

Открытый урок по музыке "Бессмертные звуки "Лунной сонаты""

Материал содержит разработку урока, рабочие материалы, видеоматериалы, презентацию, аудиозаписи...

Урок музыки в 8-м классе "Бессмертные звуки «Лунной» сонаты."

На уроке раскрывается содержание сонаты № 14 Л. Бетховена....

Годичное движение Солнца. Эклиптика, Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны

Материал представляет методическую разработку комбинированного занятия по теме "годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны". Задача занятия - скорректи...