Технологическая карта занятия " Сочиняем сказку"
план-конспект по музыке

Завалий  Виктория Степановна

Технологическая карта " Сочиняем сказку" 3-4 класс

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия по музыке.

Тема «Сочиняем музыкальную сказку».

Автор

Саенко Виктория Степановна педагог дополнительного образования

Место работы

СОШ № 22

Программа

« Чарующий мир музыки»

Возраст

 3-4 класс

Тема занятия

«Сочиняем музыкальную сказку».

Тип занятия

Обобщение знаний , умений и навыков;

Цель занятия

Развить способность рефлексивного познания музыкальных образов, осознание логического выстраивания художественного материала посредством творческой импровизации, через групповое мыслительно–деятельное взаимодействие.

Задачи занятия

Образовательные: формировать определённые художественные знания, умения, навыки; сформировать музыкально–образное представление в создаваемой музыкальной характеристике через импровизацию;

Активизировать воображение, способности к сравнительному рассмотрению предложенного материала в различных образных интерпретациях; побудить к самостоятельному и осознанному поиску выстраивания музыкального материала в передаче образа посредством инструментальной импровизации; повторить раннее изученную песню; организовать самостоятельную работу; оценить собственную деятельность на занятие.

Развивающие: Способствовать осмыслению детьми выразительности музыкальной речи, развивать выразительную сторону вокального исполнения, а также умение сравнивать, анализировать, делать вывод.

Обучить умению коллективно размышлять в процессе импровизационной деятельности через групповые формы работы.

Воспитательные: Воспитание познавательной деятельности в коллективе; воспитание чувства личной ответственности за результат совместной работы.

Методы организации учебной деятельности

  • метод идентификации – вживание в образы искусства;
  • метод организации художественно-эстетической среды;
  • поиск выразительных средств исполнения;

            вокально-хоровая работа.

Форма организации работы

Коллективная форма – хоровое пение, слушание, музыкально-ритмическая деятельность

  • Фронтальная – музыкальная беседа - рассуждение

Используемые технологии

Технология деятельностного метода, технология проектной и исследовательской деятельности, Информационно - коммуникационные технологии, игровые технологии.

Универсальные учебные действия:

Личностные: Понимать значение музыки в жизни общества и человека, усваивать жизненные содержание музыкальных сочинений, способствовать положительному отношению к музыкальным занятиям, выражать своё эмоциональное отношение к музыкальным образам.

Познавательные: Уметь сравнивать музыкальные характеристики, рассуждать о роли музыки в жизни человека, усвоить элементы музыкального языка как средства создания музыкальных образов, осмысление основных принципов развития музыки.

Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог со сверстниками и учителем, уметь строить свои высказывания в устной форме, исполнять песни, игры в коллективном и групповом сотворчестве.

Регулятивные: Понимать позицию слушателя, в том числе при восприятии сказочных музыкальных образов, адекватно воспринимать предложения учителя, контролировать и планировать собственные действия в процессе слушания и исполнения музыки.

Планируемый результат

Личностные: - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно – исследовательской и других видов деятельности.

Метапредметные: - - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, создавать обобщения и делать выводы;

- умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с педагогов и сверстниками, работать индивидуально и в группе.

Предметные: - расширение и систематизация знаний о сказочном жанре, осознание взаимосвязи музыкальной, литературной и изобразительной культуры;

-формирование музыкально-образного представления и рефлексивного познания создаваемого музыкального произведения учащимися, посредством мыслительного экспериментирования с музыкально-выразительными средствами, осознания логического выстраивания различных звуковых структур.

- формирование практических навыков сочинения простейших мелодических, интонационно-ритмических оборотов, характеризующих настроение, состояние, навыков инструментального музицирования, применение их в ролевых играх, музыкальных спектаклях, на тематических праздниках;

Музыкальный материал

Фонограммы: распевок «Начнем занятия», «В мире много сказок», В. Шаинского, Ю. Энтина «Сказки гуляют по свету» муз. Е.Птичкина, сл. М. Пляцковского

Оборудование

Ноутбук, диски, фортепиано, наглядно - дидактический материал (репродукции картин на сказочные сюжеты, музыкальные и литературные произведения), музыкальный центр с аудиозаписями, карточки,

Ход занятия

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I.Организационно-мотивационный

-Здравствуйте! Сегодня у нас интересное, творческое занятие. Все ровненько сели, на меня все посмотрели.

Пение распевки «Начнем занятие, мы все уже пришли» (Здороваемся с каждым ребенком, пропевая имена обучающихся).

Вовлеченность каждого ребенка  в активную деятельность, положительный настрой на изучение  материала.

Регулятивные:

развитие мотивов учебной деятельности.

1.Подведение к теме занятия.

Слушание песни:

В. Шаинского, Ю. Энтина« В мире много сказок»

-Все вы любите читать и слушать сказки. Сегодня мы будем говорить о сказках, но не простых, а волшебных, в которых происходят разные чудеса, волшебники и кудесники творят таинственные дела, герои со сказочной нечистью борются. Узнаем мы и секреты, которые сказку сказкой делают

Обучающиеся  внимательно слушают песню и выясняют: какие сказки они узнали из песни, можно ли их назвать волшебными, почему?

Познавательные: уметь находить ответ на вопрос, анализировать, вслушиваясь в музыку.

Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками и педагогом.

Объявление темы:

«Сочиняем музыкальную сказку».

-Сегодня мы узнаем много секретов о сказках. И не только узнаем, а попробуем самим сочинить и разыграть сказку, т.е. все вы сегодня побываете в роли авторов, композиторов, музыкантов и актёров.

Определяют целеполагание: что должны узнать, чему научиться, какие задания выполнить.

Познавательные: уметь находить ответ на вопрос, анализировать, вслушиваясь в музыку. Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками и педагогом.

II. Основной этап.

1. Изучение основных этапов развития сюжета в музыке и литературе.

-Ребята, а с чего обычно начинаются сказки, и чем заканчиваются?

-Сейчас я зачитаю вам присказки, зачины, концовки, и мы вместе выделим главные этапы развития повествований: завязка, кульминация, развязка.

-У волшебных сказок есть свои секреты, и предлагаю оценить такую сказку: «В некотором царстве, в некотором государстве жил некто. Пошёл он по какой-то дорожке, нашёл чего-то, встретил кое-кого и отдал ему некоторую часть найденного…»

-Понравилась ли вам эта история? Почему? Чего в ней не хватает? –Основные секреты волшебных сказок: присутствия в них ярких событий, смелых героев, их волшебных помощников (клубок, зеркальце, гребешок, блюдо, узелок, яблоко и тд.), коварных врагов; превращения персонажей в вещи, в животных, оживление героев.

В ходе рассуждений дети исполняют песню «Сказки гуляют по свету» муз.Е.Птичкина,сл. М .Пляцковского разыграв её по ролям: девочки убеждают мальчиков что сказки существуют (в куплете), а мальчики (в припеве) уверяют что чудес не бывает.

Дети высказываются.

Обще учебные:

поиск и выделение необходимой информации.

Познавательные: сопоставлять художественно-образное содержание произведений с конкретными явлениями окружающего мира;

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог с педагогом и сверстниками, освоение способов взаимодействия в коллективной работе.

2.Акцентирование внимания на двух основных принципах развития – повтор и контраст.

-Важный принцип развития сказок, как в музыке, так и в литературе – это принцип контраста и повтора, когда сюжет развивается на противопоставлении разных образов. Вспомним сказки, в которых ярко выражен конфликт добра и зла. Также важно отметить, что в таких сказках посредником в конфликте является какое-либо волшебство. Это взаимодействие может выглядеть как треугольник, вершины которого - герой положительный, герой отрицательный и волшебный предмет (например: взаимодействие Кота в сапогах, Людоеда и Волшебной дубинки, которая умеет превращать в разных зверей).

Обучающиеся усваивают понятие –контраст, приводят примеры (добрый -злой, маленький- большой, сильный – слабый и тд.)

Называют сказки конфликтного типа, находят в них элементы волшебства.

Регулятивные:     умение оценивать музыкальные и литературные образы сказочных персонажей по критериям красоты, доброты, справедливости и тд.

Познавательные: различать контрастные образы в музыке. Уметь сопоставлять, находить характерные отличия.

Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении.

3.Углубление в тему. Составление плана-схемы сказки.

-Каждый из вас тоже может сочинить такую сказку, и чтобы она получилась интересной, увлекательной и запоминающейся – сначала нужно сочинить план-последовательность происходящего. (Педагог раздает каждому карточки, на которых выписаны основные этапы развития сюжета).

1.По фантазировать, где могли бы происходить эти события? – определить место.

2. Придумать положительных и отрицательных героев

3.Обозначить свойства и действия этих героев.

4.Придумать волшебство (какой-нибудь волшебный предмет)

5.Описать взаимодействие отрицательного и положительного героя за обладание волшебным предметом для реализации своих целей. Например: отрицательный герой решил завладеть этим волшебством для своих коварных и злых помыслов, а положительный герой пытается этому помешать, освободить, спасти и т.д. Этот этап может быть кульминационным.

6.В следующем этапе нужно показать развязку событий, т.е придумать как разрешить конфликт. Здесь важно напомнить о том, что большинство страшных сказок заканчиваются счастливо, пусть в ваших историях будет радостный конец: ведь правда, справедливость, мужество и бесстрашие обычно побеждают.

7.Придумать название получившейся сказки.

Обучающиеся коллективно обсуждают, составляют сказочный текст по модели, в которой присутствуют два героя (положительный и отрицательный), имеющие свои цели, придумывают элементы волшебства, помогающие эти цели достигнуть, разрабатывают различные варианты их действий и взаимодействий между собой; выстраивают разные элементы в единую сюжетную линию.


Предметные:   понимать специфику и особенности литературного языка, закономерности литературного искусства; на основе полученных знаний о развитии драматургии осуществлять исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности.

Познавательные:

Выполнение действий творческого характера на закрепление полученных знаний.

Регулятивные:

Планирование собственных действий и прогнозирование результата творческой деятельности.

Коммуникативные:

Освоение способов взаимодействия в коллективной и групповой работе.

4.Сочинение сказки по музыкальным впечатлениям.

Слушание: С.Прокофьев. «Сказка №1(страшная)» из цикла «Сказки старой бабушки»

-А сейчас, ребята послушаем музыкальную сказку С. Прокофьева

-Слушать очень внимательно, чтобы ни одного музыкального секрета и таинства не упустить. Чтобы царевну с кикиморой не перепутать, не загоревать там, где смеяться нужно, а слезами веселья сказочного не залить.

После прослушивания обсуждаются музыкальные впечатления.

Задаются вопросы:

Какую волшебную сказку рассказал нам композитор – весёлую или печальную? Сразу ли вам стало страшно?  Чем понравилась вам эта сказка?

Сейчас сочиняем собственную сказку по музыкальным впечатлениям, фантазируя: где могли бы происходить эти события? Какие опасные, тревожные события могли произойти с героями в этой музыкальной истории?

Итоговое слушание.

Обучающиеся внимательно слушают музыку, анализируют, сочиняют свой собственный сюжет по прослушанной музыке.

Предметные:

рассказывать о содержании прослушанного музыкального произведения,

о своих впечатлениях и эмоциональной реакции на музыку;

Регулятивные: выполнять музыкально-творческие задания, вносить коррективы в свою работу;

Личностные: проявлять познавательный интерес к музыкальной деятельности.

Коммуникативные: высказывать собственное оценочное суждение о музыкальных образах сказочных персонажей.

   5. Физминутка

Ребята, а сейчас все вместе подвигаемся в игре « Мы веселые детишки»

Повторяем  танцевальные движения под музыку с ускорением.

6.. Обращение к сказочным живописным образам. Музыкальные импровизации и инсценировки.

Ребята, какая сказка изображена на картине В. Васнецова «Несмеяна-царевна». Что мы видим на картине.? А давайте попробуем оживить сказочный персонаж музыкой. Педагог предлагает вспомнить смешные истории и развеселить « Несмеяну – царевну»- О чём смешные истории? сколько в них образов? Какие изменения происходят с появлением новых героев?

А теперь я предлагаю вам стать сразу композиторами, музыкантами и актерами. Давайте превратим это стихотворение в музыкальный спектакль. (Дети распределяют роли: 3 человека - актёра будут пластикой, движениями, мимикой изображать происходящее, 4 человека- композиторы сочинят вокальную партию и исполнят её, остальные – музыканты придумают аккомпанемент.

Детям дается немного времени для обсуждения, поиска звуковых образов на выбранных музыкальных инструментах.

Исполнение стихотворения с актерской и инструментальной импровизацией.

Дети анализируют сказочный сюжет на картине В. Васнецова. «Несмеяна-царевна».

Обучающиеся работают в группах:

Совместно обсуждают возможность воплощения образов через музыку, исполняют музыкальную инсценировку стихотворения.

После итогового выступления обсуждают соответствие образов и их музыкальных характеристик.
Затем меняются ролями.

Познавательные:

Выполнение действий творческого характера на закрепление полученных знаний.

Регулятивные:

Планирование собственных действий и прогнозирование результата музыкальной деятельности.

Коммуникативные:

Освоение способов взаимодействия в коллективной и групповой работе.

Рефлексия.

Предлагает вернуться к поставленной вначале  цели занятия. Оцените степень ее выполнения.

Что узнали на занятии? Что больше всего понравилось? Создания каких музыкальных образов, больше всего понравилось? Что больше понравилось быть композиторами, музыкантами или актерами?

Обучающиеся оценивают степень выполнения задачи, делятся впечатлениями.

Личностные, коммуникативные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ по теме: Полное исследование функции и построение графика (практическое занятие)

Технологическая карта занития  по дисциплине "Математика" на 2 курсе учреждений СПО...

Технологическая карта занятия "В гостях у сказки"

Репетиционное занятие сказки "Теремок", театрального кружка в 1 классе....

Логопедическое занятие «Дифференциация букв п - т в словах и предложениях», 2 класс, технологическая карта занятия

Логопедическое занятие «Дифференциация букв п - т в словах и предложениях» и технологическая карта занятия. p { margin-bottom: 0.21cm; }a:link { color: rgb(0, 0, 255); text-decoration: underl...

Технологическая карта урока «Сопоставление «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.Пушкина и «Спящей царевны» В.А.Жуковского»

Данная технологическая карта составлена в соответствии с требованиями ФГОС и позволяет организовать деятельность детей по исследовательской работе, анализу и сравнению полученных знаний о фольклорных ...

Технологическая карта урока по сказке "Снежная королева"

Технологическая карта урока по сказке Г.Х.Андерсена "Снежная королева" в рамках проекта "Новое в знакомой книге". Тема урока " Описание внешности"...