Презентация: мастер-класс «Методы и приёмы развития чувства ритма у младших школьников на уроках музыки.»
презентация к уроку по музыке

Виноград Татьяна Петровна

Данный мастер-класс представляет собой практическое занятие с  учителями музыки по теме «Методы и приёмы развития чувства ритма у младших школьников на уроках музыки, посвященный знакомству с комплексом упражнений, способствующих развитию чувства ритма у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass.doc55 КБ
Файл master_-_klass_metody_i_priyomy_razvitiya.pptx144.88 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Мастер – класс «Методы и приёмы развития чувства ритма у младших школьников на уроках музыки »

МБОУ  «СОШ №15»  г. Нерюнгри

Виноград Т.П., учитель музыки

Цель мастер-класса: 

Повышение уровня профессиональной компетентности учителей музыки по использованию упражнений, способствующих развитию чувства ритма у детей, на уроках музыки и во внеурочной деятельности.

Форма проведения: педагогическая мастерская

Практическая значимость: ознакомление с методами и приемами работы на уроках, и внеурочной деятельности, способствующих развитию навыков чувства ритма у детей младшего школьного возраста

Задачи:

  • познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами развития чувства ритма у младших школьников.
  • раскрыть содержание мастер-класса посредством выполнения комплекса игровых упражнений;
  • показать практическую значимость использования данного комплекса упражнений, убедить педагогов в целесообразности его использования в практической деятельности на занятиях.

Пояснительная записка.

Данный мастер-класс представляет собой практическое занятие с профессиональной аудиторией (учителя музыки) по теме «Методы и приёмы развития чувства ритма у младших школьников на уроках музыки, посвященный знакомству с комплексом упражнений, способствующих развитию чувства ритма у детей.

Первоклассник приходит в мир учебного труда из мира игр. Несмотря на то, что в подготовительных группах детских садов детей готовят к этому переходу, всё же войдя в школу, они переживают крутой перелом в своей жизни. Предмет музыка занимает в новой ситуации особое место. Искусство и игра  имеют общие существенные черты; радостную эмоциональность, образность, моторную активность. Ритмическое воспитание следует основывать на передаче ритма музыки в простых, легкодоступных разнообразных движениях. Целесообразно начинать не с деталей, а с восприятия целостного музыкального произведения. В своей работе использую следующие термины; доли, темп, сильные и слабые доли, такт, такты двудольные, трёхдольные,  фраза  размер. Ритмическое движение в простых детских песнях состоит из двух однородных элементов; четвертная и две восьмых. Для того, чтобы определить по слуху и осознать ритмический рисунок, я использую такие способы;

1.Слухо–двигательное сравнение простых ритмических фраз, различающихся минимально; пример:

Скок, скок, по- скок,

Мо- ло- дой  дроз-док

2. Применение особых названий ритмических элементов, удобных для произнесения и исполнения ритмических фигур; примеры:

а) шаг  шаг шаг шаг

    бе- гать шаг шаг шаг

б) ДОН ДОН ДОН ДОН

    ДИ- ЛИ ДОН ДОН ДОН

в) ТА ТА ТА ТА

    ТИ-ТИ ТА ТА

3.Наглядные изображения ритмических фраз, которые могут состоять вначале из картинок (к примеру - из  рисунков разной величины), затем заменяются упрощёнными нотами; пример:

Также в работе с ритмом используются игра с шумовыми  эффектами, которые производятся руками и ногами.  Требуются различные упражнения; хлопки, отстукивание ритма по крышке стола или парты, шлепки, щелканье пальцами, притопы.

Сценарий занятия.

На протяжении многих лет я работаю с 1-4 классами. В первую неделю уроков я провожу диагностическую проверку в каждом классе и слежу за изменением отношения ребят к музыке.

Тест «Есть ли у вас фантазия?»

Такой тест я провожу ежегодно в каждом классе, изменяя вопросы, согласно возрастным особенностям ученика и слежу за их изменениями по развитию творческих способностей и фантазии, а затем перед собой ставлю определенные цели и  задачи. Одна из них - это развитие чувства ритма. Как же помочь ребенку развить чувство ритма? Для этого я использую разнообразные игровые песни, попевки, музыкальные разминки, карточки, содержащие ритмические схемы, а так же активно использую на уроках шумовые и музыкальные инструменты, вовлекая детей в исполнительскую деятельность. Предлагаю детям самим прохлопывать ритм, придумывая к ним дополнительно инсценированные движения. Выполнение творческих заданий, самостоятельный поиск их решений.  

Успешность работы зависит в первую очередь от ощущения радости, полученной ребенком на уроке- занятии,  чтобы дети с нетерпением ждали следующей встречи с прекрасным – с музыкой. Предлагаю вам окунуться в музыкальный мир ритмики.

Практическая часть:

При организации начала занятия я использую вводные упражнения или упражнения на координацию речи с движением. Выполняя упражнения, дети учатся сочетать речь с движениями, развиваются физически, укрепляют костно-мышечный аппарат.

ПЕСНЯ-ПОПЕВКА  «У оленя дом большой»  (французская  народная песня)  выполняется песенка с ритмическими  движениями, можно исполнить по ролям – это активизирует внимание.

У оленя дом большой

Он глядит в своё окошко

Зайка по лесу бежит

В дом к нему стучит

Тук-тук

-Дверь открой

Там в лесу охотник злой

-Зайка, зайка, забегай

Лапу мне давай

Использование в песнях инсценированных ритмических  движений дает возможность детям проявить свои творческие способности, прививают им двигательные навыки и умения, необходимые при передаче выразительности в движениях

Песня – игра.

Если птицы распевают тут и там,

Если бабочки расселись по кустам,

Научи нас веселиться, покажи нам, как резвиться,

А мы будем делать так же, как и ты.

* После первой, второй и четвертой  строчки дважды хлопнуть в ладоши.

           Если выучил урок, ты на зубок…

Да к тому ж ещё товарищу помог,-

Научи нас веселиться, покажи нам как резвиться,

А мы будем делать так же, как и ты.

* После первой, второй и четвертой  строчки дважды делать по два щелчка.

Если дома ничего ты не учил,

Если двойку на уроке получил,

Научи нас плакать, плакать, научи нас ахать, ахать,

А мы будем делать так же, как и ты.

* После первой, второй и четвертой  строчки взять за щёки и крикнуть: «Ай, ай!»

Если больно ты ушибиться о косяк,

Если шишка на макушке как кулак,

Научи нас не плакать, научи ты нас не ахать,

А мы будем делать так же, как и ты.

* После первой, второй и четвертой строчки ударить руками по коленям.

Если маме всю посуду перемыл, и ни чашки, ни тарелки не разбил,

Научи нас веселиться, веселиться и гордиться,

А мы будем делать так же, как и ты.

* После первой, второй и четвертой  строчки ударить ногой по полу.

Если в космос ты отправился во сне,

Если бегал  ты вприпрыжку по луне,

Покажи, как ты резвился, как резвился, веселился,

А мы будем делать так же, как и ты!

* После первой, второй строчки делать по два хлопка. После четвертой  строчки сделать подряд: два хлопка, два щелчка, два раза «Ай, ай!» два раза удары ногой.

А мы будем делать так же, как и ты.

*Два хлопка.

Есть много вокально-хоровых упражнений на внимание с использованием ритмических движений. Использую в своей работе в виде разминки. Они помогают увеличить темп деятельности, переключиться детям с одного вида деятельности на другой, и вновь включиться в работу. Такие упражнения влияют на развитие концентрации и устойчивости внимания.

РАЗМИНКА (динамическая пауза) Несложные танцевальные движения на местах стоя и сидя.

 «Детская песенка – игра»

Веселись, детвора!    (на носочках бегут на месте)

Поиграть пришла пора!

Как мяучит кисонька?

         -Мяу, мяу, мяу! – (стоя на месте, присаживаются, поют «мяу»)

В жизни все подчиняется ритму. Ритмичным бывает шаг, бег, ход часов, пульс, смена дня и ночи. На своих занятиях я использую игры с  ритмо-палочками - увлекательное и полезное занятие с детьми, развивающее внимание, память, мелкую моторику, речь, чувство ритма

РАСПЕВКА «Весёлая дудочка», «Раз-два» (пение с выстукиванием ритмического рисунка).

 «Вот какие чудеса»  слова Г. Бойко музыка А. Филлипенко,   (прохлопать ритм песни, придумать инсценированные движения на слова-действия).

Чудо, чудо, чудеса:

На пеньке стоит лиса,

Палочкою машет,

Два медведя пляшут,

Вот какие чудеса-

Два медведя пляшут!

                   Зайцы взялись за бока,

                   Заплясали трепака,

                   Прилетели утки,

                   Заиграли в дудки.

                   Вот какие чудеса –

                   Заиграли в дудки.

И берёзки в пляс пошли,

Хороводы повели.

Солнце заплясало,

Всем светлее стало,

Вот какие чудеса –

Всем светлее стало!

 «Савка и Гришка»  (Белорусская народная песня)

Савка и Гришка  сделали дуду.

Савка и Гришка сделали дуду.

Припев: Дуду, дуду, дуду, дуду, ай, дуду, дуду!

              Дуду, дуду, дуду, дуду, ай, дуду, дуду!

Громко ребята в дуду заиграли,

Дедушке старому спать помешали.

Припев:

(В припеве играем на дудочках)

Музыкальная пауза

«Утро» Э.Грига

(Медленно под музыку поднимаем руки верх и на кульминации руки подняты вверх. На ладошках можно нарисовать солнышко).  

Детям нравится   исполнять песни с использованием шумовых инструментов, их можно  изготовить своими руками и использовать в дальнейшем на уроках музыки.

ПЕСНЯ «Посмотрите, как у нас-то в мастерской» (разучивание с участниками мастер-класса)

1. Разучивание песни по ролям;

2. Инсценирование движений;

3. Прохлопывание ритма песни;

4. Для аккомпанемента используются ударные шумовые инструменты (бубны, деревянные ложки, маракасы, треугольники, тарелочки, другие шумовые инструменты).

  1. Посмотрите, как у нас-то в мастерской,

Там работнички трудятся день-деньской.

      Как начнут они топориком рубить,

      Молоточкам по гвоздочкам колотить  (ложки)

      А пилами-то пилят, пилят, пилят,

      Во все стороны опилочки летят  (трещотки)

      Время  плотничкам  работушку кончать

      Вот пойдут они  вприсядочку плясать: (хлопки в ладоши)

     

   

           Ай, люли, ай, люли, ай, люли,

           Ай, люли, да, ай, люли, да, ай, люли!

       Ай, люли, ай, люли, ай, люли,

       Ай, люли, да, ай, люли, да, ай, люли!

В качестве домашнего задания детям можно предложить на заданный ритм сочинить слова и музыку (объяснить детям, как устроен ритмический рисунок, где можно сделать паузу, взять дыхание).

НА ЗАДАННЫЙ РИТМ ПРИДУМАТЬ СЛОВА И МЕЛОДИЮ. 
( можно использовать любую знакомую песню и выполнить задание).

Очень важно правильно закончить занятие с детьми, т.е. целесообразно подвести итог и провести рефлексию.  Варианты разнообразны, но это уже тема другого мастер класса.

Вы увидели практические методы и приемы использования ритмических упражнений, которые можно  применять на уроках музыки или занятиях во внеурочной деятельности с младшими школьниками для развития чувства ритма у обучающихся.

Закончить мастер-класс хочу словами В.Г. Белинского: «Влияние музыки на детей благодатно, и чем раньше начнут они испытывать эту благодать на себе, тем лучше для них, она наполнит гармонией  их юные души ». 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер – класс «Методы и приёмы развития чувства ритма у младших школьников на уроках музыки.» МБОУ «СОШ №15» г. Нерюнгри Виноград Т.П., учитель музыки

Слайд 2

Умею ли я фантазировать ? 1 . Я не занимаюсь рисованием, не пишу стихов и романов. 2 . Я постоянно грущу, грущу, грущу. 3. Когда я рассказываю какой-нибудь подлинный случай, то я рассказываю все, как было, и ничего не придумываю 4. Я не проявляю инициативу в школе, особенно творческую. 5. Почерк у меня не размашистый и страшный. 6. Я стараюсь в одежде руководствоваться только своим вкусом, или вообще не руководствоваться вкусом. 7. Когда я скучаю на уроках, то не рисую ничего, и не пишу . 8. Когда я слушаю музыку, у меня в голове вообще не возникает никаких образов. 9. Я не люблю писать не только длинные, но и короткие письма. 10. Мне никогда не снятся необыкновенные сны, мне снятся только обыкновенные. 11 . Я не стремлюсь представить место, куда собираюсь попасть, и не представляю его по рассказам других. 12. Я не плачу в кино, не плачу при просмотре сериалов.

Слайд 3

Музыкальные термины Доли (сильные и слабые); Темп(медленный, быстрый, умеренный); Такт (двудольные,трехдольные); Фраза (небольшая часть мелодиии).

Слайд 4

Музыкальные способы 1.Слухо – двигательное сравнение простых ритмических фраз. Скок, скок, по- скок, Мо- ло - дой дроз-док 2.Применение особых названий ритмических элементов а) шаг шаг шаг шаг бе - гать шаг шаг шаг б) ДОН ДОН ДОН ДОН ДИ- ЛИ ДОН ДОН ДОН в) ТА ТА ТА ТА ТИ-ТИ ТА ТА

Слайд 5

3 . Наглядные изображения ритмических фраз.

Слайд 6

Ритмический рисунок

Слайд 9

ПЕСНЯ-ПОПЕВКА «У оленя дом большой» ( французская народная песня) выполняется песенка с ритмическими движениями, можно исполнить по ролям – это активизирует внимание .

Слайд 10

Если птицы распевают тут и там, Если бабочки расселись по кустам, Научи нас веселиться, покажи нам, как резвиться, А мы будем делать так же, как и ты. ( После первой, второй и четвертой строчки дважды хлопнуть в ладоши .) ПЕСНЯ-ИГРА

Слайд 11

РАЗМИНКА (динамическая пауза) Несложные танцевальные движения на местах стоя и сидя . Детская песня- игра Веселись детвора! (легкий бег на месте) Поиграть пришла пора! Как мяучит кисонька? Мяу, мяу, мяу! (немного присаживаются и поют «мяу»)

Слайд 12

РАСПЕВКА «Раз-два» (пение с выстукиванием ритмического рисунка). « Веселая дудочка» слова Н.Френкель музыка М. Красива. ( прохлопать ритм песни, придумать инсценированные движения на слова-действия).

Слайд 13

Оркестр шумовых инструментов

Слайд 14

Посмотрите как у нас- то в мастерской. Посмотрите как у нас, да в мастерской, Там работнички трудятся день- деньской. Как начнут они топориком рубить, Молоточком по гвоздочкам колотить . Ой , люли, ой, лю-ли, ой, лю-ли. Ой, лю-ли, да, ой, лю-ли, да, ой, лю-ли. А пилами-то пилят,пилят,пилят, Во все стороны опилочки летят. Время плотничкам работушку кончать, Как пойдут они в присядочку плясать. Ой, лю-ли, ой, лю-ли, ой, лю-ли. Ой , лю-ли, да, ой, лю-ли, да, ой, люли.

Слайд 15

«Влияние музыки на детей благодатно, и чем раньше начнут они испытывать эту благодать на себе, тем лучше для них… Она наполнит гармонией их юные души. ». В.Г . Белинский

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа - "Развитие креативности у младших школьников на уроках музыки"

Младший школьный возраст, являясь наиболее благоприятным для развития креативности, личностного смысла позволяет закладывать  основания для развития личности в целом,  ее самораскрытия, само...

Развитие чувства ритма у младших школьников на уроках музыки

В реферате рассмотрен очень важный  аспект музыкального  развития ребенка-  ритмическая сторона. Многие годы педагоги "бьются" над этой проблемой и не секрет, что неритмичных детей...

Развитие чувства цвета у младшего школьника.

Важно отметить, что цвет — это одна из первых характеристик, которую различают дети. С раннего детства ребёнок активно воспринимает мир света и цвета. Дети любят цвет, реагируют на него, и...

Приемы и методы развития эмоциональности младших школьников на уроках музыки и занятиях хора

Эмоции являются важным составляющим психической жизни человека, особенно ребенка. Актуальность проблемы развития эмоциональной сферы младших школьников обусловлена и современными требованиями образова...

Статья (2014г.) РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ В СВЕТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

laquo;У человека не всегда имеются объективные и субъективные возможности для создания творчески нового в том или другом виде деятельности. Но, поскольку он личность, у него не может не быть готовнос...

Доклад "Методы и приёмы воспитания чувства ритма"

    В работе рассмотрен подход к развитию чувства музыкального ритма у обучающихся  музыкальных школ. Подобраны методы и формы воспитания чувства ритма, которые дают возможность ...