Учебно-методический материал к уроку музыки.6 класс. 2 четверть. Тема "Диалог метра и ритма". Программа В.В. Алеев.
план-конспект урока по музыке (6 класс)

Кныш Ирина Борисовна

Здесь представлена технологическая карта, презентация и аудио- файлы к  уроку музыки в 6 классе. 2 четверть. Тема "Диалог метра и ритма". Данный материал ориентирован на работу с учебником "6 класс. Музыка" Т.И. Науменко,  В.В. Алеев.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока музыки. 6 класс. II четверть.  Учитель: И.Б. Кныш  МОУ СОШ №32

Тема урока

Диалог метра и ритма

Тип урока

Урок  по комплексному  применению знаний и способов деятельности

Цель урока

Обучающиеся научатся распознавать  особенности  взаимодействия метра и ритма в музыке, на примере произведений А. Хачатуряна и Л.Бетховена; продемонстрируют навыки совместной работы в группах.

Задачи урока

  1. С помощью проблемной ситуации мотивировать учащихся на изучение новой темы.
  2. Актуализировать знания, полученные на прошлых уроках с помощью  ритмической разминки
  3. Организовать работу в группах во время ритмических импровизаций
  4. Организовать работу на изучение новой темы с помощью слушания, ритмизации.
  5. Организовать действие обратной связи
  6. Проверить полученные результаты.
  7. Организовать и обсудить  рефлексию.

Предметные умения

УУД

  • Уметь распознавать и называть основные понятия (ритм, метр)
  • Уметь выстраивать логическое рассуждение на основе полученных знаний взаимодействии метра и ритма
  • Уметь пользоваться навыками смыслового чтения
  • Подбирать музыкальные средства в соответствии с заданием
  • Проводить наблюдения и участвовать в музыкальных экспериментах

Регулятивные.

-уметь определять и формировать учебную задачу с помощью учителя и планировать свои действия.

-уметь наблюдать, анализировать

Познавательные:

 - выдвигать гипотезы, выражать свое отношение;

- осмысливать суть вопросов задания;

- анализировать ответы товарищей

Коммуникативные:

- уметь взаимодействовать в группе оценивать ситуацию.

 -  организовывать и планировать  учебное сотрудничество с одноклассниками и учителем.

Формы и методы обучения

Ресурсы

Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Методы обучения: проблемный, наглядно – поисковый

Учебник (Т. Науменко. Музыка 6.кл) , музыкальные инструменты (ложки, бубны), презентация «Ритм и метр», карточки для самопроверки, музыкальный материал:

1.. А. Хачатурян . Танец с саблями.

2. Л. Бетховен. Симфония №5

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

ЭТАП 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Создает проблемную ситуацию с помощью видеофрагмента (Ирландские танцы)

 - Понравилось? Чем завораживает? Что именно? Что в основе данного танца? Какое средство музыкальной выразительности? Что хотели подчеркнуть?

Это ирландский танец- степ. Степ в переводе с англ. «шаг», «теп» - стучать. Именно по своему ритмическому рисунку  и различаются эти танцы.

В центре наших последних уроков был ритм.

Помогает сформулировать цель урока.

 - Попробуйте сформулировать цель нашего сегодняшнего урока по ключевым словам.

 Актуализирует уже знакомые ученикам знания с помощью ритмической разминки.

Обращает внимание ребят на карточку самоценки:  

Карта самооценки по видам деятельности на уроке музыки (поставьте знак «+» в соответствующей колонке) обучающегося __________класса________

Ф.И. _______________________________________________

Критерии оценки

Очень хорошо

Хорошо

Плохо

1

Ритмическая разминка

 

2

Слушание музыки,   анализ произведений

3

Работа с учебником

4

Участие в игре «Придумай вопрос»

5

Исполнение песни

Размышляют над взаимосвязью ритма и танца.

С помощью учителя формулируют цель урока, используя ключевые слова .

Записывают результат своей работы в карточку по самоанализу

ЭТАП 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи

Предлагает ученикам объединиться в группы для ритмической импровизации.

- Поучаствуем в ритмической разминке. Задание:  
Объединитесь с соседями, придумайте ритмический рисунок к небольшому стихотворению, исполните его на музыкальных инструментах:
 

Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле
Легкая поземка.

Подведём итог:

 - Ритмический рисунок какой группы вам понравился больше всего?

Создает условия для дальнейшей работы с помощью эпиграфа:

«В ритме есть нечто волшебное: он заставляет нас верить, что возвышенное принадлежит нам».

                                                  И. В. Гёте

- Как вы понимаете эти слова?

Объединяются в группы с соседями по ряду.

Участвуют в ритмической импровизации, сочиняя ритм к небольшим стихам.

Размышляют об эпиграфе к уроку.

ЭТАП 3. Практикум (1)

 Настраивает на слушание музыки

(А. Хачатурян. Танец с саблями из балета «Гаяне») с помощью проблемного вопроса:

- Как взаимодействуют здесь ритм и метр – совпадаю, дополняют друг друга или «спорят и борются»?

Вывод: ритм и метр должны прислушиваться друг к другу, понимать друг друга. И даже если они спорят, то приходят к общему мнению. Между ними постоянный диалог.

Вовлекает в совместную ритмизацию (по рядам).

  - Поучаствуем в ритмическом  исполнении Танца с саблями

Помогает сформулировать тему урока.

После слушания музыки прохлопывают рисунок ритма и метра, играют на музыкальных инструментах, анализируют, делают вывод о взаимодействии ритма и метра.

Формулируют тему урока с помощью учителя

ЭТАП 4. Практикум(2)

Настраивает на слушание музыки  (Л. Бетховен. Симфония №5.) предагая ответить на вопрос:

 - Что вы можете сказать об этой ритмической интонации? (играет на ф-но первые  4 такта)

Сила мощной музыкальной энергии пронизывает все произведение Бетховена

 Дает задание с использованием текста учебника (смысловое чтение)

1 ряд

 Найдите важные мысли о взаимодействии ритма и метра

2 ряд

Найдите ответ на вопрос:

 - Какую роль играет «мотив судьбы» в Симфонии №5

 Л. Бетховена?

Обращает внимание ребят на карточку самоанализа  

После слушания произведения Бетховена размышляют о силе ритмической интонации в его музыке

(сила мощной музыкальной энергии пронизывает все  произведение)

 Работают по рядам с учебником, находят ответы на вопросы:

 - Найдите важные мысли о взаимодействии ритма и метра (1 ряд)

 - Какую роль играет «мотив судьбы» в Симфонии №5Л. Бетховена?(2 ряд)

Записывают результат своей работы в карточку по самоанализу        

ЭТАП 5. Проверка полученных результатов. Коррекция

Подготавливает к этапу рефлексии :

Предлагает  придумать вопросы для противоположного ряда.

Предоставляет слово каждой группе по результатам работы. 

 В группах придумывают вопросы, передают соседней группе для поиска ответа.

Отвечают на вопросы учителя и учащихся, высказывают свое мнение.

ЭТАП 6. Подведение итогов,

рефлексия учебной деятельности.

 Проводит рефлексию с помощью индивидуальных карточек по самоанализу.

Приглашает к исполнению песни «Алые паруса» (Ж. Колмагорова)

Учащиеся оценивают результат своей работы по критериям.

Презентация

«Кто я сегодня? Ритм или Метр?» рисуют смайлики.

Исполняют знакомую песню


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Ирландский танец - степ

Слайд 4

Что такое « ритм » и « метр » в музыке?

Слайд 5

Метр – система организации ритма

Слайд 6

Сформулируйте цель нашего урока по ключевым словам: Метр Ритм Взаимодействие Особенности Ритмические задания

Слайд 7

Ритмическая разминка

Слайд 8

Задание: Объединитесь с соседями, придумайте ритмический рисунок к небольшому стихотворению, исполните его на музыкальных инструментах. В группе работают творцы и исполнители. Творцы – придумывают ритм Исполнители исполняют его на инструментах

Слайд 9

Задание: Объединитесь с соседями, придумайте ритмический рисунок к небольшому стихотворению, исполните его на музыкальных инструментах: Дуют ветры в феврале, Воют в трубах громко. Змейкой мчится по земле Легкая позёмка. Оцените свою работу в карте самооценки

Слайд 10

«В ритме есть нечто волшебное: он заставляет нас верить, что возвышенное принадлежит нам». И. В. Гёте

Слайд 11

Прослушайте Танец с саблями А. Хачатуряна . Ответьте на вопрос: Как взаимодействуют здесь ритм и метр - совпадают, дополняют друг друга или «спорят и борются»?

Слайд 12

А.Хачатурян. Танец с саблями (балет «Гаяне»)

Слайд 13

Поучаствуем в ритмическом исполнении Танца с саблями 2 ряд Ритм 1 ряд Метр

Слайд 14

«Диалог метра и ритма» Тема урока

Слайд 15

Послушайте начало Симфонии №5 Л. Бетховена . Ответьте на вопрос: Что вы можете сказать об этой ритмической интонации?

Слайд 16

Л. Бетховен. Симфония №5. «Мотив судьбы»

Слайд 17

Послушайте фрагмент Симфонии №5 Л. Бетховена . Ответьте на вопросы: Какие чувства вызывает эта музыка? О чём хотел сказать композитор?

Слайд 18

Учебник стр. 52 – 54 2 ряд Найдите ответ на вопрос: - Какую роль играет «мотив судьбы» в Симфонии №5 Л. Бетховена? 1 ряд Найдите важные мысли о взаимодействии ритма и метра

Слайд 19

Оцените свою работу в карте самооценки

Слайд 20

«Придумай вопрос» Задание : 1 . Объединитесь с соседями по парте, придумайте один вопрос по нашему уроку. 2. Запишите этот вопрос. 3. Задайте ваш вопрос для ребят с противоположного ряда.

Слайд 21

Кто я сегодня? РИТМ ИЛИ ПРИДУМЫВАЛ НОВОЕ РАБОТАЛ С ИНТЕРЕСОМ ВЫСКАЗЫВАЛ СВОЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ МЕТР ? БЫЛ СЕРЬЁЗЕН ПОМОГАЛ ДРУГИМ АКТИВНО РАБОТАЛ

Слайд 22

Спасибо за работу на уроке!



Предварительный просмотр:

Алые паруса

Не надо много знать, не надо.

Не надо дни считать, лишь стоит помечтать.

В награду, и тебе в награду

Ворвётся ветер перемен, закружит время вспять.

Припев: Алые паруса

Алеют в небесах

Как детские мечты

В них тоже веришь ты

Алые паруса

Закрой скорей глаза

Они к тебе плывут

И за собой зовут

Алые паруса, паруса.

Тот берег, он красив, тот берег

Скорее посмотри, спеши на встречу с ним.

Поверить, мы должны поверить

В счастливый радостный финал, в созвездие весны.

Припев: Алые паруса

Алеют в небесах

Как детские мечты

В них тоже веришь ты

Алые паруса

Закрой скорей глаза

Они к тебе плывут

И за собой зовут

Алые паруса, паруса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический материал. Конспект урока ( 6 класс):"My Dream House. My Dream Room."

Использование проектной технологии - это проявление творчества учащегося, его индивидуальности и, конечно же, определенных знаний.  Для закрепления материала по теме «Мой дом»  учащимс...

Учебно - методическое пособие по расширению лексического запаса учащихся четвертых классов на уроках немецкого языка на основе текстов домашнего чтения

Одним из основных источников получения информации о стране изучаемого языка, ее традициях и культуре, является чтение. На начальном этапе обучения чтение на иностранном языке является необходимым видо...

Учебно-методическая разработка повторительно-обобщающего урока, 10 класс. "Россия в конце XIX века"

Цели урокаОбразовательная - провести объективный анализ развития ведущих стран мира...

Учебно-методический материал к уроку музыки.1 класс. 2 четверть. Тема "Оркестр русских народных инструментов". Программа В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Здесь представлена технологическая карта урока музыки в 1 классе. 2 четверть. Тема "Оркестр русских народных инструментов". Данный материал ориентирован на работу с учебником "1 класс. ...

Учебно-методический материал к уроку музыки. 3 класс. 4 четверть. Тема "Легко ли быть музыкальным исполнителем?" Программа В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Здесь представлена технологическая карта, презентация и аудио-файлы к  уроку  музыки в 3 классе. 4 четверть. Тема "Легко ли быть музыкальным исполнителем?" Данный материал ориентир...

Учебно-методический материал к уроку музыки.4 класс. 4 четверть. Тема "Симфонический оркестр". Программа В.В. Алеев.

Здесь представлена технологическая карта. презентация, аудио-файлы к  уроку музыки в 4 классе. 4 четверть. Тема "Симфонический оркестр". Данный материал ориентирован на работу с учебник...