КТП Музыка 5 класс
календарно-тематическое планирование по музыке (5 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_5_klass.docx | 40.51 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по музыке
5 класс.
№ п/п | Дата урока | Тема урока. Муз мат. | Решаемые проблемы | Понятия | Планируемые результаты. | |||||
Предметные результаты. | УУД | Личностные результаты | ||||||||
1 | 5-а | 5-б | 5-в | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
“Что роднит музыку с литературой?” 16 ч. | ||||||||||
1 | . | . | Что роднит музыку с литературой? Муз. Мат.: М.Глинка «Жаворонок» П.Чайковский «Симфония № 4» Э.Григ «Пер Гюнт» -фрагменты. | Выявить многосторонние связи музыки и литературы. | Поэзия, проза, сказка, повесть, роман, песня, романс, опера, балет, кантата, интонация, симфония, сюита, концерт. | Четко представлять тесную связь музыки и литературы. | Р: самостоятельно различать настроения, чувства, характер образов выраженных в музыке. П: уметь сравнивать музыкальные и речевые интонации. К: уметь выявлять сходство и различие выразительных средств в музыке и поэзии. | Развивать и воспитывать в себе эстетическое отношение к жизни | ||
2 | Вокальная музыка. Муз. Мат.: С.Рахманинов «Вокализ» «Концерт № 3» В.Гаврилин «Вечерняя музыка» | Воспитание любви и уважения к Родине на основе произведений музыкального и художественного искусства. | Жанр, музыкальная речь, художественность образа, музыкальность образа. | Понимать, как произведения музыкального и изобразительного искусства помогают бережно относиться к природе и к Родине | Р: самостоятельно находить художественно-поэтическую и музыкальную мысль в произведении. П: научиться внимательно и чутко относится к словам песни, к тексту, чтобы лучше понять | Развивать любовь и уважение к Родине, через музыкальные и художественные произведения. | ||||
3 | Песня русская в березах, песня русская в хлебах. Звучащие картины Муз. Мат.: А.Лядов «Колыбельная» Г.Свиридов «Коляда» М.Мусоргский «Песня Марфы» | Расширять знакомство с различными жанрами РПН. | Жанры РНП: лирические, игровые, колыбельные, трудовые, протяжные, хороводные; песня-плач, песня-причитание, Фольклор. | Различать жанры РНП и выявлять их характер. | Р: самостоятельно выявлять единство слов и мелодики в РНП. П: четко понимать, что песня -хранительница истории, народных традиций и обрядов. К: разучивание РНП. | Гордиться и хранить нравственно-эстетическое наследие русского народа | ||||
4 | Особенности музыкальной формы: романс. «Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно… Муз. Мат.: А.Варламов «Горные вершины» А.Рубинштейн «Горные вершины» | Дать представление, как композитор передает лирическое настроение стихотворения и музыкально изобразил поэтическую мысль. | Романс, дуэт, музыкальная форма, мелодика, ритм, ладовая окраска, интонация, аккомпанемент. | Уметь различать с помощью каких музыкальных средств, композитор достигает муз. выразительности. | Р: самостоятельно различать дуэт от одноголосного исполнения. П: знать, для чего используется прием повторения слов в песне и романсе. К:понимать и определять произведения, в которых музыка и поэзия неразделимы. | Уметь гордиться РНП; пропагандировать её сверстникам. | ||||
5 | Фольклор в музыке русских композиторов. Муз. Мат.: А.Лядов симфоническая миниатюра «Кикимора» | Познакомить с симфонической миниатюрой. | Народное сказание, симфоническая миниатюра, сюжет, приемы музыкального развития: контраст, повтор, вариационность, пиццикато, форшлаг, пикколо, регистр. | Уметь определять, как с помощью музыкальных средств выразительности создается музыкальный образ. | Р: самостоятельно определять, как тембр музыкального произведения влияет на муз. образ. П: знать на основе каких муз. средств выразительности (контраст , повтор, вариационность) создан образ. К: отличать симфоническую миниатюру от других образов. | Уметь тонко воспринимать муз. произведения на основе русских народных сказаний. | ||||
6 | Программная музыка. «Что за прелесть эти сказки…» Муз. Мат.: Н.Римский-Корсаков Симф. сюита «Шехеразада | Познакомить с симфонической сюитой Римского-Корсакова «Шехеразада» | Программная музыка, симфоническая сюита, музыкальный колорит | Различать симф. сюиту от других жанров музыки | Р: самостоятельно узнавать музыкальные образы героев сюиты. П: определять, при помощи каких инструментов создается тот или иной образ героев сюиты. К: сочинить сказку в восточном стиле | Четко понимать, что программная музыка основана на интерпретации Литературных произведений. | ||||
7 | . «Жанры инструментальной и вокальной музыки. Муз.мат.: С.Рахманинов «Вокализ», Г.Свиридов «Романс», Ф. Шуберт «Баркарола», Ф.Мендельсон «Песня венецианского гондольера», М.Глинка «Венецианская ночь» | Углубить представление о вокальной музыке. | Вокализ, песня без слов, баркарола, романс. | Уметь отличать песню без слов от романса, вокализ от баркаролы | Р: самостоятельно определять выразительные средства в музыке. П: иметь четкое представление о том, что все муз. произведения звучат, как выразительная речь человека. К: исполнение романса. | Расширять свой музыкальный кругозор. | ||||
8 | Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества. Муз. мат : П.Чайковский «Камаринская», «В церкви», «Концерт № 1», Н.Римский-Корсаков «Полет шмеля», «Проводы масленицы» С.Рахманинов «Сюита для двух ф-но», Э.Григ «Пер Гюнт»-фрагменты | Углубить представления о музыке основанной на использовании народной песни | Интерпретация, обработка, трактовка, аранжировка, переложение. | Уметь различать основу каждой интерпретации | Р: самостоятельно понимать, что любая интерпретация основана на народной музыке. П: различать жанры народных песен в «цитатах» композитора. К: на основе РНП придумать собственную интерпретацию. | Развивать навыки определения основной мелодии в современных интерпретациях. | ||||
9 | Восприятие природы поэтами и композиторами. «Всю жизнь мою несу Родину в душе…» Муз. мат : В.Гаврилин «Вечерняя музыка» В.Шукшин «Молитва», «Весело на душе», Г.Свиридов «Снег идет» М.Глинка «хор «Славься!» | Познакомить с музыкальной формой -симфония-действо. ( «Перезвоны») | Программная симфония, кантата, струнные инструменты, челеста, флейта, Средства музыкальной выразительности в сравнении с ИЗО: мелодия-рисунок, лад-окраска, Тембр-колорит, Форма-композиция, Линия-ритм. | Уметь определять связь между художественным образом в музыке и народными традициями. | Р: Самостоятельно прослеживать музыкальную линию произведения. П: знать , какой из видов перезвона использованы в музыкальном произведении. К: самостоятельно сопоставлять части симф. действа. | Ценить народно-песенное искусство, его истоки и традиции. | ||||
10 | Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Муз. мат : Г.Свиридов «Романс», «Осень», «Пастораль» «Снег идет», «Коляда», П.Чайковский «Богородице Дево, радуйся» | Познакомить с творчеством Г.В.Свиридова. | Кантата, хор, оркестр, тембр | Понимать, что произведения Свиридова наполнены ярким национальным колоритом. | Р: самостоятельно определять тембры звучания музыкальных инструментов. П: отвечать на вопросы учителя. К: размышлять о смысле жизни, красоте, природы. | Расширять свой музыкальный кругозор. | ||||
11 | Гармонии задумчивый поэт… Муз. мат : Ф.Шопен «Вальс», «Мазурка», «Прелюдия», «Этюд», «Полонез» | Познакомить с творчеством польского композитора Ф.Шопена. | Лирическое стихотворение, жанры фортепианной музыки, вальс, этюд, мазурка, полонез, прелюдия, ноктюрн, баллада. | Определять разно характерность музыки Шопена. | Р: самостоятельно определять смысл музыкального произведения. П: различать музыкальные произведения по средствам музыкальной выразительности. К: творческое задание. | Уважать творчество зарубежных композиторов. | ||||
12 | Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь… Муз. мат : В.А.Моцарт «Рондо», «Реквием», «День гнева», увертюра к оп. «Свадьба Фигаро», симфония № 40. | Познакомить с творчеством австрийского композитора В.А.Моцарта. | Серенада для струнного оркестра, реквием, рондо, увертюра, Симфония, контраст интонаций. | Уметь отличать музыкальные сочинения Моцарта. | Р: самостоятельно определять характер музыки Моцарта П: отвечать на вопросы учителя. К: читать самостоятельно сказку Г.Цыферова «О сказочной тайне маленького Моцарта» | Уважать творчество зарубежных композиторов. | ||||
13 | Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. Муз. мат : Н.Римский-Корсаков фрагменты из оп. «Садко» | На основе музыки Н.Римского-Корсакова познакомить с особенностями оперного жанра. | Опера, либретто, увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль, сцены из оперы, декорация, действо, хореография, бельканто, песня, Инструментальные темы. | Понимать основные особенности оперы. | Р: самостоятельно определять инструментальные темы из опер П: знать муз. термины. К: выполнение творческого задания. | Расширять свой музыкальный кругозор | ||||
14 | Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. Муз. Мат.: П.Чайковский балет «Щелкунчик» -фрагм. Балет «Спящая красавица»-фрагм. | На основе музыки П.Чайковского познакомить с особенностями балета. | Балет, сказка, развитие музыки, симфоническое развитие, образ танца, па-де-де, вариация, кордебалет, классический танец, характерный танец, хореограф. | Понимать основные особенности балета. | Р: самостоятельно определять музыкальные темы героев из балета П: знать музыкальные термины. К: творческое задание. | Расширять музыкальный кругозор | ||||
15 | Музыка в театре, в кино, на телевидении. Муз. мат : Фрагм. Муз. спект. кинофильмов, ТВ-передач. | Дать представление о музыке звучащей в театре, кино и на телевидении. | Литературный сценарий, музыкальный фильм. | Понимать значимость музыки в театре, кино и ТВ | Р: самостоятельно определять формы музыки. П: отвечать на вопросы учителя. К: знать функции музыкального искусства: иллюстрировать действие, раскрывать содержание, подчеркивать настроение и т.д. | Посещать театры и кино. | ||||
16 | Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл Муз. мат : Э.Уэббер мюзикл «Кошки» | Познакомить с жанром в музыке -мюзикл, на основе произведения Э.Уэббера «Кошки» | Мюзикл, сцена, танец, жесты, речь, костюм, декорации, пение-шепот, восклицание, вскрики | Определять разные характеры главных мелодик мюзикла | Р: самостоятельно определять музыкальные линии гл. героев мюзикла. П: знать главные отличия мюзикла от оперы. К: творческое задание. | Расширять музыкальный кругозор | ||||
Музыка и изобразительное искусство (19 часов) | ||||||||||
17 | Что роднит музыку с ИЗО? Муз. мат : М.Мусоргский «Картинки с выставки» -фрагменты. | Выявление многосторонних связей между музыкой и ИЗО. | Живописная музыка, музыкальная живопись, жанры ИЗО: портрет, пейзаж, орнамент, рисунок, колорит, композиция, мелодичная линия, звуковысотный и ритмический рисунок, звуковая палитра, сюита. | Понимать, что музыка –это синтез искусств: литературы, ИЗО, народного творчества, фольклора, эпоса и РНП | Р: самостоятельно уметь вслушиваться в музыку, представляя себе зрительные образы. П: выявлять сходство и различия музыкальных образов и средств их выразительности. К: оценивать разнообразные явления муз. культуры. | Расширять культурно-информационное представление о музыке. | ||||
18 | Небесное и земное в звуках и красках Прослушивание: Музыка М. Мусоргского, С. Рахманинова, П. Чайковского, Г. Свиридова, Дж .Каччини, Ф. Шуберта. | Раскрыть отношение композитора и художника к родной природе, к народным образам духовной культуры. | Лейтмотив-главная мысль, цель; Жанр пейзажа, песенность, знаменный распев, Песнопение, унисон, а капелла, Солист, хор, орган. | Сопоставление языка музыки и ИЗО, выделяя средства их выразительности. | Р: самостоятельно выявлять художественный смысл музыкального произведения и сопоставлять его с образами других видов искусства. П: выявлять нравственно-эстетическое направление в музыкальном произведении. К:иметь убеждение в том, что песенное начало объединяет все духовные песнопения. | Гордиться древнерусским и зарубежным искусством. | ||||
19 | Звать через прошлое к настоящему… Муз. мат : А .Бородин «Богатырская симфония» С. Прокофьев фрагм. кантаты «Александр Невский» | Познакомить с героико-эпической кантатой. | Песенность, кантата, многочастность, триптих. | Уметь различать муз. способы раскрытия темы защиты Родины. | Р: самостоятельно определять , сколько частей имеет кантата. П: сравнивать зримость муз. образов и муз. напевность живописных картин. К: осмысливать связь исторических событий с муз. образами. | Эмоционально сопереживать подвигам защитников Родины. | ||||
20 | За отчий дом, за русский край. Муз. мат : С. Прокофьев кантата «Александр Невский»-фрагменты. | Познакомить с исторической личностью А.Невского. | Кантата, триптих, трехчастная форма, контраст, набат, хор, тенор, бас, сопрано, альт, выразительность, изобразительность, песня-плач, протяжная песня, меццо-сопрано, баллада, сказ. | Знать и ценить героические образы в музыке | Р: самостоятельно определять, какую роль играет контраст в муз. образе; и какую роль рондообразность. П: знать муз. термины . К: читать книги о Ледовом побоище и подвиге А.Невского. | Осмысливать связь прошлого и настоящего. | ||||
21 | Музыкальная живопись и живописная музыка. Муз. мат : С.Рахманинов «Островок», «Весенние воды». | Развивать музыкальное и образно –ассоциативное мышление. | Мелодия, рисунок, романс, колорит, ритм, композиция, линия, палитра чувств, гармония красок, песня. | Различать изменение настроений муз. образов. | Р: самостоятельно определять ритмический рисунок и мелодическую линию. П: знать отличие выразительности и изобразительности в музыке. К: расширять эмоциональный словарь при определении настроения в музыке или стихотворениях. | Развивать художественный вкус. | ||||
22 | Фореллен-квинтет. Дыхание русской песенности. Муз. мат : Ф.Шуберт «Фореллен-квинтет» С.Рахманинов прелюдия. | Дать представление о сопоставлении зримых образов муз. сочинений русских и заруб. композиторов. | Квинтет, прелюдия, выразительность, изобразительность, песня, вариации, вокальная миниатюра. | Представлять муз. язык картин и изобразительность музыки. | Р: самостоятельно представлять муз. образы каждого персонажа. П: отвечать на вопросы учителя. К: творческое задание. | Развивать образное мышление. | ||||
23 | Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Муз. мат : Музыка С.Рахманинова и В.Кикты. | Расширение представлений о народных истоках музыки. | Мелодия, гармония, контраст, повтор, сюита, фреска, орнамент, арфа, оркестр, концертная симфония. | Уметь определять воплощение в музыке главных праздников русской православной церкви. | Р: самостоятельно определять главные темы старинных песнопений. П: знать муз. термины. К:закрепить мысль о том, что произведения композиторов связаны с муз. впечатлениями детства. | Уважать традиции древней Руси. | ||||
24 | Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Муз. мат : И.Бах «Чакона», П.Чайковский «Мелодия», А.Шнитке «Кончерто гроссо», Н.Паганини, «Каприс № 24», С.Рахманинов «Рапсодия». | Расширить представление триединства – «композитор-исполнитель-слушатель». | Скрипка-соло, инструментальный концерт, каприс, интерпретация, портрет ( живопись, скульптура, музыка) | Уметь сравнивать образный строй произведений искусства -концерта и живописного полотна. | Р: самостоятельно определять музыкальные линии произведений. П: отвечать на вопросы учителя. К: выполнение творческого задания. | Расширять музыкальный кругозор. | ||||
25 | Волшебная палочка дирижера. Муз. мат : Л.Бетховен «Симфония № 3» ( «Героическая») -2 часть | Раскрыть особое значение дирижера в исполнении симфонической музыки. | Симфония, симфонический оркестр, группы инструментов оркестра, дирижер. | Понимать значение дирижера в оркестре. | Р: самостоятельно продирижировать главную мелодическую линию симфонии. П: знать музыкальные термина. К:знать, что от мастерства дирижера зависит оригинальность интерпретаций музыки. | Обращать внимание на язык жестов дирижера. | ||||
26 | Образы борьбы и победы в искусстве. Муз. мат : Л.Бетховен «Симфония № 5» Стук судьбы в дверь. | Познакомить с «Симфонией №5» Л.Бетховена | Эскиз, этюд, набросок, зарисовка, симфония. | Отличать муз. интонации произведения и главные темы. | Р: самостоятельно отличать звучание муз инструментов. П: различат краски –тембры инструментов симф. оркестра, определяющие мотив судьбы. К: выдуматься, что роднит муз. произведение Бетховена и скульптора и художника Микеланджело. | Размышлять о грандиозном внутреннем мире Бетховена. | ||||
27 | Застывшая музыка. Полифония в музыке и в живописи Муз. мат : Греческий распев 17 века, Музыка И.Баха, П.Чайковского. | Углубить понятие гармонии в синтезе искусств: архитектуры, музыке, ИЗО. | Органная музыка, хор, а капелла, духовная музыка, светская музыка, полифония, фуга, месса, хорал, кантата. | Четко знать о связи искусств. Вершина творчества Баха -органная музыка | Р: самостоятельно уметь прослеживать в полифонии тембральные составляющие линии. П: знать музыкальные термины. К:ценить муз. шедевры музыкального искусства. | Любить великое прошлое родной земли. | ||||
28 | Музыка на мольберте. Композитор-художник. Муз. мат : И. Бах. «Ария альта» М.Чюрлёнис «Море» | Расширить представление о взаимосвязи музыки ИЗО и литературы | Симфоническая поэма, композиция, форма музыкальной живописи, живописная музыка, цветовая гамма, звуковая палитра, триптих, , живописная соната. | Знать средства музыкальной выразительности. Живописность симфонической поэмы и поэтичность живописной картины | Р: самостоятельно уметь отличать перекличку и связь живописи, музыки и ИЗО П: осознанно слушать фрагменты картин из симфонической поэмы «Море» К: видеть зрительность муз. зарисовок и слышать музыку живописных картин. | Эмоционально воспринимать музыкальные произведения, произведения литературы и ИЗО. | ||||
29 | Импрессионизм в музыке и живописи. Муз. мат : Музыка К.Дебюсси | Раскрыть особенности импрессионизма, как художественного стиля. | Импрессионизм, живописная музыка, прелюдия, интерпретация, фортепианная сюита, джазовые ритмы | Знать, каким образом достигается колорит в музыке и живописи. | Р: самостоятельно выделять ярко выраженные мелодии музыки Дебюсси. П: знать характеризующие термины импрессионизма. К: выполнение творческого задания. | Знать истоки зарождения джаза. | ||||
30 | О подвигах, о доблести, о славе! Муз. мат : Д.Кабалевский «Реквием». | Углубить тему защиты Родины и познакомить с жанром – реквием | Реквием, речитатив, соло, баритон, сопрано, Гравюра ( цветовая гамма черно-белая) | Знать принцип контраста в развитии музыки. | Р: самостоятельно анализировать композиции гравюр. П: вспомнить произведения, воспевающие защитников Отечества. К: выполнение творческого задания. | Быть достойным памяти павших. | ||||
31 | В каждой мимолетности я вижу миры… Муз. мат : С.Прокофьев «Мимолетности». | Дать представление об образном мире музыки Прокофьева. | Фортепианная миниатюра, язык искусства. | Анализировать муз .произведение методом сравнения. | Р: самостоятельно выявлять абстрактные линии мелодии. П: выявлять необычность колорита и композиции в музыке. К: выполнение творческого задания. | Развивать образное мышление. | ||||
32 | Музыкальная живопись Мусоргского. Муз. мат : М.Мусоргский «Картинки с выставки» Фрагм. Оп. «Хованщина» | Дать представление о зримых образах музыки Мусоргского. | Жанры: музыкальный пейзаж, бытовая картинка, сказочный портрет. Приемы развития музыки, интерпретация, интермедия. | Знать приемы развития музыки, которые использует композитор. | Р: самостоятельно определять выразительность и изобразительность музыки Мусоргского. П: знать приемы развития музыки. К: уметь находить в других музыкальных произведениях картинки-образы. | Расширять музыкальный кругозор. | ||||
33 | Мир композитора. Муз. мат : Музыка использованная в течение года. | Закрепить полученные знания и навыки. | Кантата, симфония, реквием, опера, сюита, соната, жанр, прелюдия, изобразительность, выразительность, Соло, баритон, тенор. | Четко ориентироваться в музыкальных произведениях и терминах. | Р: самостоятельно узнавать муз. шедевры. П: Отвечать на вопросы учителя. К: четко знать о связи музыки и ИЗО. | Гордиться талантливыми композиторами. | ||||
34 | С веком наравне! Практическое занятие. | Обобщить музыкальные и художественные впечатления. | Музыкальный портрет, муз. картина, муз, пейзаж, икона, храм, фреска, орнамент. | Знать музыку великих композиторов и понимать её значимость. | Р: самостоятельно узнавать муз. шедевры. П: ориентироваться в музыкальных терминах. К: стремиться понять образы различных искусств. | Ценить искусство прошлого и настоящего во всем её многообразии. |
Согласованно:
Председатель методического совета
_______________
Протокол №
Согласованно:
Заместитель директора по УВР
_______________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок "Музыка и математика" ФГОС Авторы: учитель начальных классов Кустова Людмила Владимировна, и учитель музыки и педагог дополнительного образования Шнейвас Эльвира Юрьевна. Музыка прилагается. (отредактировано в 2017 г.)
Методическая разработка урока по ФГОСИнтегрированный урок: "Музыка и математика" 1 классТема: «Число и цифра 4»Авторы: Учитель начальных классов Кустова Людмила В...
Презентация для урока музыки в 5 классе по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"
Презентация составлена по теме " Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме" по программе В.В. Алеева, Т.И. Науменко для 5 класса....
Конспект урока (для презентации) по музыке для 5 класса по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"
Конспект урока разработан специально для презентации по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме" с контрольными вопросами по теме....
Самоанализ урока музыки для 5 класса по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"
Самоанализ составлен для урока по музыке для 5 класса по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"...
Урок музыки Класс: 7 Тема: "Что значит современность в музыке?"
Закрепление и расширение знаний о композитарах – классиках. Отвечающему смыслу понятия «современность» (И.С. Бах, Л.Бетховен)...
Урок музыки в 6 классе. Тема четверти: «В чём сила музыки?» Тема урока: Стилевые особенности музыки В. Моцарта 6 класс
Конспект урока на основе применения проблемно-исследовательского метода, который является неотъемлемой составляющей технологии творческого междисциплинарного обучения. Технология творческого междисц...
Рабочая программа по музыке для 5-8 классов по музыке. Авторская программа «Музыка. Искусство. 5-9 классы» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.
Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...