КТП Музыка 5 класс
календарно-тематическое планирование по музыке (5 класс)

Гавяз Наталья Владиславовна
Календарно-тематическое планирование по предмету «Музыка» для 5 класса. Для предметной линии учебников под редакцией Г.П.Сергеевой, Е.Д. Критской, Т. С. Шмагиной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_5_klass.docx40.51 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по музыке

5 класс.

№ п/п

Дата урока

Тема урока. Муз мат.

Решаемые проблемы

Понятия

Планируемые результаты.

Предметные результаты.

УУД

Личностные результаты

1

5-а

5-б

5-в

3

4

5

6

7

8

“Что роднит музыку с литературой?” 16 ч.

1

.

.

Что роднит музыку с литературой?

Муз. Мат.:

М.Глинка «Жаворонок»

П.Чайковский

 «Симфония № 4»

Э.Григ «Пер Гюнт» -фрагменты.

Выявить многосторонние связи музыки и литературы.

Поэзия, проза, сказка, повесть, роман, песня, романс, опера, балет, кантата, интонация, симфония, сюита, концерт.

Четко представлять тесную связь музыки и литературы.

Р: самостоятельно различать настроения, чувства, характер образов выраженных в музыке.

П: уметь сравнивать музыкальные и речевые интонации.

К: уметь выявлять сходство и различие выразительных средств в музыке и поэзии.

Развивать и воспитывать в себе эстетическое отношение к жизни

2

Вокальная музыка.

Муз. Мат.:

С.Рахманинов «Вокализ»

«Концерт № 3»

В.Гаврилин «Вечерняя музыка»

Воспитание любви и уважения к Родине на основе произведений музыкального и художественного искусства.

Жанр, музыкальная речь, художественность образа, музыкальность образа.

Понимать, как произведения музыкального и изобразительного искусства помогают бережно относиться к природе и к Родине

Р: самостоятельно находить художественно-поэтическую и музыкальную мысль в произведении.

П: научиться внимательно и чутко относится к словам песни, к тексту, чтобы лучше понять

Развивать любовь и уважение к Родине, через музыкальные и художественные произведения.

3

Песня русская в березах, песня русская в хлебах. Звучащие картины

Муз. Мат.:

А.Лядов «Колыбельная»

Г.Свиридов «Коляда»

М.Мусоргский

 «Песня Марфы»

Расширять знакомство с различными жанрами

РПН.

Жанры РНП: лирические, игровые, колыбельные, трудовые, протяжные, хороводные; песня-плач, песня-причитание,

Фольклор.

Различать жанры РНП и выявлять их характер.

Р: самостоятельно выявлять единство слов и мелодики в РНП.

П: четко понимать, что песня -хранительница истории, народных традиций и обрядов.

К: разучивание РНП.

Гордиться и хранить нравственно-эстетическое наследие русского  народа

4

 Особенности музыкальной формы: романс. «Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…

Муз. Мат.:

А.Варламов «Горные вершины»

А.Рубинштейн «Горные вершины»

Дать представление, как композитор передает лирическое настроение стихотворения и музыкально изобразил поэтическую мысль.

Романс, дуэт, музыкальная форма, мелодика, ритм, ладовая окраска, интонация, аккомпанемент.

Уметь различать с помощью каких музыкальных средств, композитор достигает муз. выразительности.

Р: самостоятельно различать дуэт от одноголосного исполнения.

П: знать, для чего используется прием повторения слов в песне и романсе.

К:понимать и определять произведения, в которых музыка и поэзия неразделимы.

Уметь гордиться РНП; пропагандировать её сверстникам.

5

Фольклор в музыке русских композиторов.

Муз. Мат.:

А.Лядов симфоническая миниатюра «Кикимора»

Познакомить с симфонической миниатюрой.

Народное сказание, симфоническая миниатюра, сюжет, приемы музыкального развития: контраст, повтор, вариационность, пиццикато, форшлаг, пикколо, регистр.

Уметь определять, как с помощью музыкальных средств выразительности создается музыкальный образ.

Р: самостоятельно определять, как тембр музыкального произведения влияет на муз. образ.

П: знать на основе каких муз. средств выразительности (контраст , повтор, вариационность) создан образ.

К: отличать симфоническую миниатюру от других образов.

Уметь тонко воспринимать муз. произведения на основе русских народных сказаний.

6

Программная музыка.

«Что за прелесть эти сказки…»

Муз. Мат.:

Н.Римский-Корсаков

Симф. сюита «Шехеразада

Познакомить с симфонической сюитой Римского-Корсакова «Шехеразада»

Программная музыка, симфоническая сюита, музыкальный колорит

Различать симф. сюиту от других жанров музыки

Р: самостоятельно узнавать музыкальные образы героев сюиты.

П: определять, при помощи каких инструментов создается тот или иной образ героев сюиты.

К: сочинить сказку в восточном стиле

Четко понимать, что программная музыка основана на интерпретации

Литературных произведений.

7

. «Жанры инструментальной и вокальной музыки.

Муз.мат.:

С.Рахманинов «Вокализ», Г.Свиридов «Романс», Ф. Шуберт «Баркарола», Ф.Мендельсон «Песня венецианского  гондольера», М.Глинка «Венецианская ночь»

Углубить представление о вокальной  музыке.

Вокализ, песня без слов, баркарола, романс.

Уметь отличать песню без слов от романса, вокализ от баркаролы

Р: самостоятельно определять выразительные средства в музыке.

П: иметь четкое представление о том, что все муз. произведения звучат, как выразительная речь человека.

К: исполнение романса.

Расширять свой музыкальный кругозор.

8

Вторая жизнь песни.

Живительный родник творчества.

Муз. мат :

П.Чайковский «Камаринская», «В церкви», «Концерт № 1»,

Н.Римский-Корсаков «Полет шмеля», «Проводы масленицы»

С.Рахманинов «Сюита для двух ф-но», Э.Григ «Пер Гюнт»-фрагменты

Углубить представления  о музыке основанной на использовании народной песни

Интерпретация, обработка, трактовка, аранжировка, переложение.

Уметь различать основу каждой интерпретации

Р: самостоятельно понимать, что любая интерпретация основана на народной музыке.

П: различать жанры народных песен в «цитатах» композитора.

К: на основе РНП придумать собственную интерпретацию.

Развивать навыки определения основной мелодии в современных интерпретациях.

9

Восприятие природы поэтами и композиторами. «Всю жизнь мою несу Родину в душе…»

Муз. мат :

В.Гаврилин «Вечерняя музыка»

В.Шукшин «Молитва»,

«Весело на душе»,

Г.Свиридов «Снег идет»

М.Глинка «хор «Славься!»

Познакомить с музыкальной формой  -симфония-действо.

( «Перезвоны»)

Программная симфония, кантата, струнные инструменты, челеста, флейта, Средства музыкальной  выразительности в сравнении с ИЗО: мелодия-рисунок, лад-окраска,

Тембр-колорит,

Форма-композиция,

Линия-ритм.

Уметь определять связь между художественным образом в музыке и народными традициями.

Р: Самостоятельно прослеживать музыкальную линию произведения.

П: знать , какой из видов перезвона использованы в музыкальном произведении.

К: самостоятельно сопоставлять части симф. действа.

Ценить народно-песенное искусство, его истоки и традиции.

10

Писатели и поэты о музыке и музыкантах.

Муз. мат :

Г.Свиридов «Романс», «Осень», «Пастораль» «Снег идет», «Коляда», П.Чайковский «Богородице Дево, радуйся»

Познакомить с творчеством Г.В.Свиридова.

Кантата, хор, оркестр, тембр

Понимать, что произведения Свиридова наполнены ярким национальным колоритом.

Р: самостоятельно определять тембры звучания музыкальных инструментов.

П: отвечать на вопросы учителя.

К: размышлять о смысле жизни, красоте, природы.

Расширять свой музыкальный кругозор.

11

Гармонии задумчивый поэт…

Муз. мат :

Ф.Шопен «Вальс», «Мазурка»,

«Прелюдия», «Этюд», «Полонез»

Познакомить с творчеством польского композитора Ф.Шопена.

Лирическое стихотворение, жанры фортепианной музыки, вальс, этюд, мазурка, полонез, прелюдия, ноктюрн, баллада.

Определять  разно характерность музыки Шопена.

Р: самостоятельно определять смысл музыкального произведения.

П: различать музыкальные произведения по средствам музыкальной выразительности.

К: творческое задание.

Уважать творчество зарубежных композиторов.

12

Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь…

Муз. мат :

В.А.Моцарт «Рондо», «Реквием», «День гнева», увертюра к оп. «Свадьба Фигаро», симфония № 40.

Познакомить с творчеством австрийского композитора В.А.Моцарта.

Серенада для струнного оркестра, реквием, рондо, увертюра,

Симфония, контраст интонаций.

Уметь отличать музыкальные сочинения Моцарта.

Р: самостоятельно определять характер музыки Моцарта

П: отвечать  на вопросы учителя.

К: читать самостоятельно сказку Г.Цыферова «О сказочной тайне маленького Моцарта»

Уважать творчество зарубежных композиторов.

13

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.

Муз. мат :

Н.Римский-Корсаков фрагменты из оп. «Садко»

На основе музыки Н.Римского-Корсакова познакомить с особенностями оперного жанра.

Опера, либретто, увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль, сцены из оперы, декорация, действо, хореография, бельканто, песня,

Инструментальные темы.

Понимать основные особенности оперы.

Р: самостоятельно определять  инструментальные темы из опер

П: знать муз. термины.

К: выполнение творческого задания.

Расширять свой музыкальный кругозор

14

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.

Муз. Мат.:

П.Чайковский балет «Щелкунчик» -фрагм.

Балет «Спящая красавица»-фрагм.

На основе музыки П.Чайковского познакомить с особенностями балета.

Балет, сказка, развитие музыки, симфоническое развитие, образ танца, па-де-де, вариация, кордебалет, классический танец, характерный танец, хореограф.

Понимать основные особенности балета.

Р: самостоятельно определять музыкальные темы героев  из балета

П: знать музыкальные термины.

К: творческое задание.

Расширять музыкальный кругозор

15

Музыка в театре, в кино, на телевидении.

Муз. мат :

Фрагм. Муз. спект. кинофильмов,

ТВ-передач.

Дать представление о музыке звучащей в театре, кино и на телевидении.

Литературный сценарий, музыкальный фильм.

Понимать значимость музыки в театре, кино и ТВ

Р: самостоятельно определять формы музыки.

П: отвечать на вопросы учителя.

К: знать функции музыкального искусства: иллюстрировать действие, раскрывать содержание, подчеркивать настроение и т.д.

Посещать театры и кино.

16

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл

Муз. мат :

Э.Уэббер мюзикл «Кошки»

Познакомить с жанром в музыке  -мюзикл, на основе произведения Э.Уэббера «Кошки»

Мюзикл, сцена, танец, жесты, речь, костюм, декорации, пение-шепот, восклицание, вскрики

Определять разные характеры главных мелодик мюзикла

Р: самостоятельно определять музыкальные линии гл. героев мюзикла.

П: знать главные отличия мюзикла от оперы.

К: творческое задание.

Расширять музыкальный кругозор

Музыка и изобразительное искусство (19 часов)

17

Что роднит музыку с ИЗО?

Муз. мат :

М.Мусоргский «Картинки с выставки» -фрагменты.

Выявление многосторонних связей между музыкой и ИЗО.

Живописная музыка, музыкальная живопись,

жанры ИЗО:

портрет, пейзаж, орнамент, рисунок, колорит, композиция, мелодичная линия, звуковысотный и ритмический рисунок, звуковая палитра, сюита.

Понимать, что музыка –это  синтез искусств: литературы, ИЗО,

народного творчества, фольклора, эпоса и РНП

Р: самостоятельно уметь вслушиваться в музыку, представляя себе зрительные образы.

П:  выявлять сходство и различия музыкальных образов и средств их выразительности.

К: оценивать разнообразные явления муз. культуры.

Расширять культурно-информационное представление о музыке.

18

Небесное и земное в звуках и красках

Прослушивание:

Музыка М. Мусоргского, С. Рахманинова, П. Чайковского,

Г. Свиридова, Дж .Каччини, Ф. Шуберта.

Раскрыть отношение композитора и художника к родной природе, к народным образам духовной культуры.

Лейтмотив-главная мысль, цель;

Жанр пейзажа, песенность, знаменный распев,

Песнопение, унисон, а капелла,

Солист, хор, орган.

Сопоставление языка музыки и ИЗО, выделяя средства их выразительности.

Р: самостоятельно выявлять художественный смысл музыкального произведения и сопоставлять его с образами других видов искусства.

П: выявлять нравственно-эстетическое направление в музыкальном произведении.

К:иметь убеждение в том, что песенное начало объединяет все духовные песнопения.

Гордиться древнерусским и зарубежным искусством.

19

Звать через прошлое  к настоящему…

Муз. мат :

А .Бородин «Богатырская симфония»

С. Прокофьев фрагм. кантаты «Александр Невский»

Познакомить с героико-эпической кантатой.

Песенность, кантата, многочастность, триптих.

Уметь различать муз. способы  раскрытия темы защиты Родины.

Р: самостоятельно определять , сколько частей имеет кантата.

П: сравнивать зримость муз. образов и муз. напевность живописных картин.

К: осмысливать связь исторических событий с муз. образами.

Эмоционально сопереживать подвигам защитников Родины.

20

За отчий дом, за русский край.

Муз. мат :

С. Прокофьев кантата «Александр Невский»-фрагменты.

Познакомить с исторической личностью А.Невского.

Кантата, триптих, трехчастная форма, контраст, набат, хор, тенор, бас, сопрано, альт, выразительность, изобразительность, песня-плач, протяжная песня, меццо-сопрано, баллада, сказ.

Знать и ценить героические образы в музыке

Р: самостоятельно определять, какую роль играет контраст в муз. образе; и какую роль рондообразность.

П: знать муз. термины .

К: читать книги о Ледовом побоище и подвиге А.Невского.

Осмысливать связь прошлого и настоящего.

21

Музыкальная живопись и живописная музыка.

Муз. мат :

С.Рахманинов «Островок», «Весенние воды».

Развивать музыкальное и образно –ассоциативное мышление.

Мелодия, рисунок, романс, колорит, ритм, композиция, линия, палитра чувств, гармония красок, песня.

Различать изменение настроений муз. образов.

Р: самостоятельно

определять ритмический рисунок и мелодическую линию.

П: знать отличие выразительности и

изобразительности в музыке.

К: расширять эмоциональный словарь при определении настроения в музыке или стихотворениях.

Развивать художественный вкус.

22

Фореллен-квинтет. Дыхание русской песенности.

Муз. мат :

Ф.Шуберт «Фореллен-квинтет»

С.Рахманинов прелюдия.

Дать представление о сопоставлении зримых образов муз. сочинений русских и заруб. композиторов.

Квинтет, прелюдия, выразительность, изобразительность,

песня, вариации, вокальная миниатюра.

Представлять муз. язык картин и изобразительность музыки.

Р: самостоятельно представлять муз. образы каждого персонажа.

П: отвечать на вопросы учителя.

К: творческое задание.

Развивать образное мышление.

23

Колокольность в музыке и  изобразительном искусстве.

Муз. мат :

Музыка С.Рахманинова и В.Кикты.

Расширение представлений  о народных истоках музыки.

Мелодия, гармония, контраст, повтор, сюита, фреска, орнамент, арфа, оркестр, концертная симфония.

Уметь определять воплощение в музыке главных праздников русской православной церкви.

Р: самостоятельно определять главные темы старинных песнопений.

П: знать муз. термины.

К:закрепить мысль о том, что произведения композиторов связаны с муз. впечатлениями детства.

Уважать традиции древней Руси.

24

Портрет в музыке и изобразительном искусстве.

Муз. мат :

И.Бах «Чакона», П.Чайковский «Мелодия», А.Шнитке «Кончерто гроссо», Н.Паганини, «Каприс № 24», С.Рахманинов «Рапсодия».

Расширить представление триединства – «композитор-исполнитель-слушатель».

Скрипка-соло, инструментальный концерт, каприс, интерпретация, портрет

( живопись, скульптура, музыка)

Уметь сравнивать образный строй произведений искусства  -концерта и живописного полотна.

Р: самостоятельно определять музыкальные линии произведений.

П: отвечать на вопросы учителя.

К: выполнение творческого задания.

Расширять музыкальный кругозор.

25

Волшебная палочка дирижера.

Муз. мат :

Л.Бетховен

«Симфония № 3»

 ( «Героическая») -2 часть

Раскрыть особое значение дирижера в исполнении симфонической музыки.

Симфония, симфонический оркестр, группы инструментов оркестра, дирижер.

Понимать значение дирижера в оркестре.

Р: самостоятельно

продирижировать главную мелодическую линию  симфонии.

П: знать музыкальные термина.

К:знать, что от мастерства дирижера зависит оригинальность интерпретаций музыки.

Обращать внимание на язык жестов дирижера.

26

Образы борьбы и победы в искусстве.

Муз. мат :

Л.Бетховен

 «Симфония № 5»

 Стук судьбы в дверь.

Познакомить с «Симфонией №5» Л.Бетховена

Эскиз, этюд, набросок, зарисовка, симфония.

Отличать муз. интонации произведения и главные темы.

Р: самостоятельно отличать звучание муз инструментов.

П: различат краски –тембры инструментов симф. оркестра, определяющие мотив судьбы.

К: выдуматься, что роднит  муз. произведение Бетховена и скульптора и художника Микеланджело.

Размышлять о грандиозном внутреннем мире Бетховена.

27

Застывшая музыка. Полифония в музыке и в живописи

Муз. мат :

Греческий распев 17 века,

Музыка И.Баха, П.Чайковского.

Углубить понятие гармонии в синтезе искусств: архитектуры, музыке, ИЗО.

Органная музыка, хор, а капелла, духовная музыка, светская музыка, полифония, фуга, месса, хорал, кантата.

Четко знать о связи искусств.

Вершина творчества Баха  -органная музыка

Р: самостоятельно уметь прослеживать  в полифонии тембральные составляющие линии.

П: знать музыкальные термины.

К:ценить муз. шедевры музыкального искусства.

Любить великое прошлое родной земли.

28

Музыка на мольберте.

Композитор-художник.

Муз. мат :

И. Бах. «Ария альта»

М.Чюрлёнис «Море»

Расширить представление о взаимосвязи музыки ИЗО и литературы

Симфоническая поэма, композиция, форма музыкальной живописи, живописная музыка, цветовая гамма, звуковая палитра, триптих, , живописная соната.

Знать средства музыкальной выразительности.

Живописность симфонической поэмы и поэтичность живописной картины

Р: самостоятельно уметь отличать перекличку и связь живописи, музыки и ИЗО

П: осознанно слушать фрагменты картин из симфонической поэмы «Море»

К: видеть зрительность муз. зарисовок и слышать музыку живописных картин.

Эмоционально воспринимать музыкальные произведения, произведения литературы и ИЗО.

29

Импрессионизм в музыке и живописи.

Муз. мат :

Музыка К.Дебюсси

Раскрыть особенности импрессионизма, как художественного стиля.

Импрессионизм, живописная музыка, прелюдия, интерпретация, фортепианная сюита, джазовые ритмы

Знать, каким образом достигается колорит в музыке и живописи.

Р: самостоятельно выделять ярко выраженные мелодии музыки Дебюсси.

П: знать характеризующие термины импрессионизма.

К: выполнение творческого задания.

Знать истоки зарождения джаза.

30

О подвигах, о доблести, о славе!

Муз. мат :

Д.Кабалевский «Реквием».

Углубить тему защиты Родины и познакомить с жанром – реквием

Реквием, речитатив, соло, баритон, сопрано,

Гравюра ( цветовая гамма черно-белая)

Знать принцип контраста в развитии музыки.

Р: самостоятельно анализировать композиции гравюр.

П: вспомнить произведения, воспевающие защитников Отечества.

К: выполнение творческого задания.

Быть достойным памяти павших.

31

В каждой мимолетности я вижу миры…

Муз. мат :

С.Прокофьев «Мимолетности».

Дать представление об образном мире музыки Прокофьева.

Фортепианная миниатюра, язык искусства.

Анализировать муз .произведение методом сравнения.

Р: самостоятельно выявлять абстрактные линии мелодии.

П: выявлять необычность колорита и композиции в музыке.

К: выполнение творческого задания.

Развивать образное мышление.

32

Музыкальная живопись Мусоргского.

Муз. мат :

М.Мусоргский «Картинки с выставки»

Фрагм. Оп. «Хованщина»

Дать представление о зримых образах музыки Мусоргского.

Жанры: музыкальный пейзаж, бытовая картинка, сказочный портрет.

Приемы развития музыки, интерпретация, интермедия.

Знать приемы развития музыки, которые использует композитор.

Р: самостоятельно определять выразительность и изобразительность музыки Мусоргского.

П: знать приемы развития музыки.

К: уметь находить в других музыкальных произведениях картинки-образы.

Расширять музыкальный кругозор.

33

Мир композитора.

Муз. мат :

Музыка использованная в течение года.

Закрепить полученные знания и навыки.

Кантата, симфония, реквием, опера, сюита, соната, жанр, прелюдия, изобразительность, выразительность,  

Соло, баритон, тенор.

Четко ориентироваться в музыкальных произведениях и терминах.

Р: самостоятельно

узнавать муз. шедевры.

П: Отвечать на вопросы учителя.

К: четко знать о связи музыки и ИЗО.

Гордиться талантливыми композиторами.

34

С веком наравне!

Практическое занятие.

Обобщить музыкальные и художественные впечатления.

Музыкальный портрет,

 муз. картина,

муз, пейзаж,

икона, храм, фреска, орнамент.

Знать музыку великих композиторов и понимать её значимость.

Р: самостоятельно узнавать муз. шедевры.

П: ориентироваться в музыкальных терминах.

К: стремиться понять образы различных искусств.

Ценить искусство прошлого и настоящего во всем её многообразии.

Согласованно:

Председатель методического совета

_______________

Протокол №

Согласованно:

Заместитель директора по УВР

_______________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок "Музыка и математика" ФГОС Авторы: учитель начальных классов Кустова Людмила Владимировна, и учитель музыки и педагог дополнительного образования Шнейвас Эльвира Юрьевна. Музыка прилагается. (отредактировано в 2017 г.)

Методическая разработка урока по ФГОСИнтегрированный урок:  "Музыка и математика" 1 классТема: «Число и цифра 4»Авторы: Учитель начальных классов Кустова Людмила В...

Презентация для урока музыки в 5 классе по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"

Презентация составлена по теме " Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме" по программе В.В. Алеева, Т.И. Науменко для 5 класса....

Конспект урока (для презентации) по музыке для 5 класса по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"

Конспект урока разработан специально для презентации по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме" с контрольными вопросами по теме....

Самоанализ урока музыки для 5 класса по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"

Самоанализ составлен для урока по музыке для 5 класса по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"...

Урок музыки Класс: 7 Тема: "Что значит современность в музыке?"

Закрепление  и расширение знаний о композитарах – классиках. Отвечающему смыслу понятия «современность» (И.С. Бах, Л.Бетховен)...

Урок музыки в 6 классе. Тема четверти: «В чём сила музыки?» Тема урока: Стилевые особенности музыки В. Моцарта 6 класс

Конспект урока на основе применения проблемно-исследовательского метода, который является неотъемлемой составляющей технологии творческого междисциплинарного обучения. Технология творческого междисц...

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов по музыке. Авторская программа «Музыка. Искусство. 5-9 классы» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...