МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока музыки в 8 классе на тему: «Песни, опаленные войной»
методическая разработка по музыке (8 класс)

Шиловская Татьяна Владимировна

Данный урок имеет нравственно – патриотическую направленность. Знакомит учащихся с известными военными песнями. Он содержит новые интересные материалы о песнях. Формирует у учащихся чувство патриотизма как свойства личности и как духовного состояния члена современного общества. Урок повышает интерес ребят к пению песен, обеспечивает возможность приобретения новых знаний, знакомит с историей создания песен, с авторами и исполнителями.

Учитывая особую роль подросткового возраста в создании устойчивых представлений и установок, урок включает ребят в процесс патриотического воспитания на этапе взросления, используя для этого интересный наглядный материал.

Через события прошлого восстанавливаются связи духовного развития современного общества с историческим бытиём страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.razrabotka_uroka.docx55.22 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 280» п. Оленья Губа имени Героя Российской Федерации Дениса Александровича Опарина

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого урока музыки в 8 классе на тему:

 «Песни, опаленные войной»

 

                                             

                                           

                                                 Учитель музыки - Шиловская Татьяна

       Владимировна      

                                                МАОУ «ООШ № 280» п. Оленья Губа

2021г.

1.Пояснительная записка

      Данный урок имеет нравственно – патриотическую направленность. Знакомит учащихся с известными военными песнями. Он содержит новые интересные материалы о песнях. Формирует у учащихся чувство патриотизма как свойства личности и как духовного состояния члена современного общества. Урок повышает интерес ребят к пению песен, обеспечивает возможность приобретения новых знаний, знакомит с историей создания песен, с авторами и исполнителями.

Учитывая особую роль подросткового возраста в создании устойчивых представлений и установок, урок включает ребят в процесс патриотического воспитания на этапе взросления, используя для этого интересный наглядный материал.

Через события прошлого восстанавливаются связи духовного развития современного общества с историческим бытиём страны. 

1.1.Номинация конкурса «Лучшая методическая разработка урока, направленного на формирование, развитие и оценку функциональной грамотности учащихся основной и средней школы»

1.2. Вид функциональной грамотности: читательская грамотность

1.3. Актуальность

Одним из аспектов патриотического воспитания обучающихся в рамках реализации ФГОС является воспитание любви к своему народу, её истории, традициям и духовным ценностям. Урок «Песни опалённые войной» реализует цель, поставленную Российским образованием –сохранение исторической приемственности поколений.

Урок актуален, так как формирует у учащихся знания о самоотверженной борьбе русского народа в годы ВОВ, о любви к песне, о подвигах нашего народа в годы войны. Является важным для формирования активной, мыслящей и сознательной личности.

1.4. Целевая аудитория: Открытый урок на тему: «Песни опалённые войной» направлен на возраст обучающиеся 13-14 лет, (7-8 классы).

1.5. Роль и место конкурсного мероприятия в формировании функциональной грамотности (связь с другими мероприятиями, преемственность)

   Успешное усвоение школьной программы невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности. Чтение и работа с информацией занимает особое место среди метапредметных универсальных учебных действий. Поэтому обучение любому предмету должно включать приемы чтения на разнообразном учебном материале. Уроки музыки, так же не являются в этом исключением.

На уроке музыки «Песни опалённые войной» мы обращаемся к музыкальным произведениям, которые связаны с литературой. Без стихов нельзя написать песню. На данном уроке музыки целенаправленно ведется работа над развитием читательской грамотности обучающихся.

1.6. Цель, задачи и планируемые результаты

Цель урока:

 показать роль песен Великой Отечественной войны и их актуальность в воспитании патриотизма современного человека.

Задачи урока:

1.Воспитательная:

Воспитывать патриотические чувства у подрастающего поколения, любовь к своей Родине, уважение к старшему поколению через музыку, написанную в годы войны;

2.Образовательная:

Познакомить учащихся с музыкальным и историческим прошлым через творчество композиторов-песенников военных лет;

3.Развивающая:

Развивать творческое нестандартное мышление и воображение учащихся посредством слушания, выразительного исполнения и анализа музыкальных произведений, ассоциативных связей музыки с литературой и историей.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

- чувство гордости за свою Родину, свой народ и историю России;

- формирование этических чувств доброжелательности эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Метапредметные результаты:

-овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

-овладения навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

Предметные результаты:

-формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

-формирование основ музыкальной культуры;

-формирование умения воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям.

1.7. Форма проведения и обоснование её выбора

Форма проведения –урок-обобщение, презентация с видеорядом по теме урока, краткие рассказы об истории создания песен.

1.8. Педагогическая технология/методы/приемы, используемые для достижения планируемых результатов

      Для достижения планируемых результатов применялись словесные, наглядно—демонстрационные, частично-поисковые, практический методы. Эти формы организации воспитательной работы, позволили учащимся приобрести определенные качества личности, такие как:

1. Умение обобщать информацию, обосновывая высказывания.

2.Логично излагать мысли в виде рассказа.

 3.Давать ответы на поставленные вопросы, четко выражая свои мысли.

4.Уверенно держать себя во время выступления.

5.Поиск отбор, использование и подача необходимой информации.

1.9. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные)

  Материально- техническое оснащение:

На доске презентация с видеорядом по теме урока;

На стенде размещены репродукции картин художников-«Капитуляция»

 (Кривоногов П.А), «Фашист пролетел»(Пластов А.А), «Мать партизана» (Герасимов С.В),»Отдых после боя» (Резник И.А);

- тексты военных песен;

- аудиозаписи песен Великой Отечественной войны, баян.

Раздаточный материал (индивидуально каждому обучающемуся):

1.Тест (Приложение 1)

2.Тексты песен (Приложение 2)

Музыкальный материал:

1.«Священная война»- музыка А. Александрова, слова В. Лебедева-Кумача;

2. «В землянке» -музыка К. Листова, слова А. Суркова;

3.   Первая часть Седьмой симфонии Д. Шостаковича «Эпизод нашествия»;

4. «Прощайте, скалистые горы»-музыка Е. Жарковского, слова Н. Букина;

5. «Журавли»- музыка Я. Френкель, слова Р. Гамзатова.

1.10. Рекомендации по использованию методической разработки по формированию функциональной грамотности

Урок разработан с использованием элементов личностно-ориентированного подхода, что предполагает самостоятельную работу учащихся перед проведением урока и на уроке по приобретению новых знаний, помогает заинтересовать их в достижении лучших результатов, позволяет даже ученикам со слабой подготовкой поверить в свои силы.

При изучении песен Великой Отечественной войны на уроке используются цифровые образовательные ресурсы (прослушивание аудиозаписей, презентация с видеорядом по теме урока).

Контроль знаний проводится в виде теста, что позволяет учителю определить уровень знаний учащихся.

Представленная методика проведения урока позволяет с первых минут включить учащихся в активный познавательный процесс.

В сети Интернет небольшое количество разработок связанных с развитием функциональной грамотности, поэтому считаю, что моя разработка будет полезна не только учителям музыки, но и другим педагогам для проведения классных часов, музыкальных гостиных и вечеров памяти.

2. Основная часть.

2.1. Описание подготовки открытого урока «Песни опалённые войной»

Организационная часть.

1.Подготовка урока

2.Учитель выбирает тему и предлагает ее заранее, чтобы учащиеся могли подготовиться.

Вводная часть.

Подготовка материалов к уроку.

2.1 Учитель заранее готовит материал для урока.

2.2 Учащиеся самостоятельно находят нужный материал.

Основная часть.

3.1 Учитель стимулирует работу учащихся.

3.2 Учащиеся работают готовят сообщения.

Заключительная часть.

4.1. Учащиеся прикрепляют на доску, журавлей, сделанных совместно с учителем на уроке технологии, пишут на них имена своих прадедушек и прабабушек и прикрепляют на доску, как память о ВОВ.

4.2. Учитель с учащимися делают выводы.

2.2. Описание        проведения        воспитательного        мероприятия (сценарий, конспект, дидактическая карта мероприятия и др.)

Методическая разработка открытого урока

«Песни ,опалённые войной»

Цель урока:

 показать роль песен Великой Отечественной войны и их актуальность в воспитании патриотизма современного человека.

Задачи урока:

1.Воспитательная:

Воспитывать патриотические чувства у подрастающего поколения, любовь к своей Родине, уважение к старшему поколению через музыку, написанную в годы войны;

2.Образовательная:

Познакомить учащихся с музыкальным и историческим прошлым через творчество композиторов-песенников военных лет;

3.Развивающая:

Развивать творческое нестандартное мышление и воображение учащихся посредством слушания, выразительного исполнения и анализа музыкальных произведений, ассоциативных связей музыки с литературой и историей.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

- чувство гордости за свою Родину, свой народ и историю России;

- формирование этических чувств доброжелательности эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Метапредметные результаты:

-овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

-овладения навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

Предметные результаты:

-формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

-формирование основ музыкальной культуры;

-формирование умения воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям.

Оборудование:

Компьютер, аудиозаписи песен Великой Отечественной войны; презентация с видеорядом по теме урока, портретами авторов песен, баян.

Музыкальный материал:

1.«Священная война»- музыка А. Александрова, слова В. Лебедева-Кумача;

2. « В землянке» -музыка К. Листова, слова А. Суркова;

3.   Первая часть Седьмой симфонии Д. Шостаковича «Эпизод нашествия»;

4. « Прощайте, скалистые горы»-музыка Е. Жарковского, слова Н. Букина;

5. « Журавли»- музыка Я. Френкель, слова Р. Гамзатова.

Ход урока

До начала урока в классе звучит «Военный вокализ». (Слайд 1)

 Обучающиеся рассматривают на стенде репродукции картин, которые уже проанализированы ими на уроках изобразительного искусства, готовятся к уроку.

1. Организационный момент.

Учитель: Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю города, края страны и даже в историю всей Земли. О них пишут книги, рассказывают легенды, сочиняют стихи, музыку. Главное же – о них помнят. И эта память передаётся из поколения в поколение и не даёт померкнуть далёким дням и событиям. Одним из таких событий стала Великая Отечественная война нашего народа против фашистской Германии. Память о ней должен сохранить каждый.

Определение темы, цели урока.

Учитель: - Посмотрите внимательно на слайд и определите тему нашего урока.  (Слайд 2)

(дети формулируют тему урока по слайду)

Учитель: - Правильно, тема нашего урока, «Песни, опаленные войной». (Слайд 3 )

- Как вы полагаете, зачем нам, живущим в 21 веке, помнить о событиях, прошедших 76 лет назад? 

Ответ учащихся: - чтобы не допустить новой беды, горя, войны.

Учитель: 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война советского народа против фашистских захватчиков. Завершилась война только 3 года и 10 месяцев спустя – 9 мая 1945. Сегодня на уроке об этих страницах в истории нашей страны расскажут песни, созданные в годы войны и последующие десятилетия, нам надо запомнить эти произведения и постараться понять их содержание.

Учитель: Я бы с песни начала рассказ,

 пусть узнают юные ребята,

Как однажды, в предрассветный час,

 песни взяли в руки автоматы.

С этой песней первой бомбы свист,

 наша сила, мужество и горе,

И неслось, как лозунг, как призыв

 над страной в одном едином хоре.»

Учитель: О чем это стихотворение? Попробуйте сформулировать главную мысль, которую вы услышали в словах поэта.

Учащиеся формулируют мысли.

Учитель: Таким образом, вы самостоятельно сформулировали цель нашего урока: 

-показать роль песен Великой Отечественной войны и их актуальность в воспитании патриотизма современного человека. (Слайд 4)

2.Вводный момент.

Рассказ учителя

Учитель: Ничто не вдохновляет нас так, как хорошие стихи и красивая музыка. А если их объединить вместе и появляется песня – тогда мы способны на многое.  Большое влияние на жизнь людей нашей страны оказали военные песни.

Песни – как люди: у каждой своя судьба, своя биография. Одни умирают, едва появившись на свет. Другие долго живут и не старятся.

3.Основная часть.

Работа с учащимися.

«Священная война»

Учитель: - Послушайте, пожалуйста, фрагмент песни, узнаете ли Вы самую  знаменитую  песню тех времен. Как она называется? (Слайд 5)

Ответ учащихся: «Священная война».

Учитель: -Ребята, какая музыка здесь звучит?

Ответ учащихся: грозная, мужественная, суровая, призывная

- Какие чувства людей выражает эта песня?

Ответ учащихся: -Возмущение, гнев, месть, ненависть к врагу.

Учитель: Кто поёт эту песню? Солист или хор?

Ответ учащихся: Хор.

Учитель: Как хор поёт эту песню?

Ответ учащихся: Хор поет песню сурово, мужественно, произносит слова твердо и решительно.

Учитель: - Какие главные идеи несёт это произведение?

Ответ учащихся: Любовь к Родине, патриотизм и героизм народа, сила духа, желание выстоять любой ценой, защитить свою страну.

Учитель: На прошлом уроке Вам было дано домашнее задание, подготовить материал о создании нескольких песен времён ВОВ.

Давайте заслушаем историю создания песни «Священная война»

 О ней нам расскажет Бакатова   Виктория.

Ученица: 

- 24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали стихотворение В. И. Лебедева-Кумача, начинавшееся словами:

«Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой…» Стихотворный текст был написан в первый же день Великой Отечественной войны – 22 июня 1941 года.

Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил: «Будем изучать новую песню - «Священная война».

Он написал мелом на грифельной доске слова и ноты. А певцы и музыканты переписали их в свои тетрадки. Еще день – на репетицию с оркестром, и вечером – премьера на Белорусском вокзале, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны.

В зале ожидания был сколочен из свежевыструганных досок помост –эстрада для выступления. Артисты ансамбля поднялись на сцену, и у них зародилось сомнение: можно ли выступать в такой обстановке? В зале – шум, резкие команды, звуки радио. Но вот поднимается рука Александра Васильевича Александрова, и зал стихает…

С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда звучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах видны слезы …

Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь – пять раз подряд! – пел ансамбль «Священную войну».

Учитель: Так начался путь песни, славный и долгий путь. С этого дня «Священная война» была взята на вооружение нашей армией, всем народом, стала музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны. Каждое утро после боя курантов она звучала по радио.

Учитель: На войне было сложено и пелось немало боевых громких песен, песен призывов к победе, песен маршей. Но не менее любимы песни лирические, душевные, и одна из таких песен «В землянке». (Слайд 6)

Об истории создания песни «В землянке» нам расскажет Чайка Мирослав.

«В землянке» (Слайд 7,8,9)


Чайка Мирослав.

«До тебя мне дойти нелегко, а до смерти черты шага», - эти трогательные строки корреспондент газеты “Красноармейская правда” Алексей Сурков адресовал своей супруге Софии и даже представить не мог, что его стихи станут известной песней. Алексей сочинил эти стихотворное послание под Истрой, после того, как всю ночь ему со штабом гвардейского полка пришлось по пояс в снегу выходить из окружения. Когда стихотворение было готово, солдат озаглавил его строкой – «Тебе — солнышко мое!». Его жена в это время была с дочкой и сыном в эвакуации.

«Землянка», возможно, так и осталась бы частью личной переписки, если бы зимой 1942 года из эвакуации не вернулся композитор Константин Листов, и вот тут Алексей Сурков вспомнил о своих стихах. Через неделю Листов появился в редакции снова, попросил гитару и спел. Так появилась песня

«В землянке». ”- в 1942 году.

 Ее популярность была исключительной. В короткий срок песня облетела все фронты. Ее пели и в тылу, и везде, где мог звучать голос человека.

 Исполнение песни « В землянке» (под аккомпанемент баяна) .

Учитель: Ребята, на прошлом уроке мы слушали Симфонию Дмитрия Шостаковича № 7 «Ленинградскую». И домашнее задание вам было задано такое-найти информацию о создании и первом представлении Симфонии № 7 в блокадном Ленинграде. В классе сейчас будет звучать «Тема нашествия» из этой симфонии, а вам предстоит выполнить тест. (Слайд 10)

Выполнение тестового задания

 «История создания и первого представления Седьмой симфонии Д. Шостаковича»

Во время выполнения теста звучит фрагмент Симфонии № 7

 Д. Шостаковича «Тема нашествия»

Ф.И. обучающегося

Вопросы

Ответы

1.Как была названа Симфония № 7 «Ленинградская» Д. Шостаковича в годы блокады Ленинграда?

2.Что планировал Гитлер устроить 9 августа 1942 года в Ленинграде?

3.Сколько нужно было музыкантов, чтобы исполнить Симфонию № 7 Д. Шостаковича?

4.Кто был в то время дирижёром оркестра Ленинградского Радио-комитета?

5.На какую дату был назначен день концерта?

6.Сколько по времени длилось исполнение симфонии?

7.Почему обезумели немцы услышав симфонию  по громкоговорителям городской сети?

8.Почему во время звучания симфонии ни один вражеский снаряд не упал рядом с филармонией?

Учитель: У каждого времени свои песни. В песнях живёт история страны, в них отражается судьба народа. Бывает так, что в жизни человека песня играет важную, только ей отведённую роль: становится мечтой, надеждой, утешением, побуждает к поступку. (Слайд 11)

В Заполярном крае во время Великой Отечественной войны был участок государственной границы, который ни разу за всю войну так и не удалось перешагнуть фашистским захватчикам. Это полуостров Рыбачий.  

Рыбачий в военные годы почти полностью был отрезан от Большой земли: с трех сторон он был окружен водой, а с четвертой — гитлеровцами. Четыре года сражались за вверенный участок границы моряки Северного флота и не уступили его врагу. Так могли поступить только очень мужественные люди. Моряки уходили от родных берегов в Баренцево море для смертельной схватки с врагами, не зная, вернутся они обратно или погибнут, защищая границы Родины. О том, как было трудно воинам, можно почувствовать, когда читаешь стихи «Прощайте, скалистые горы», сочинённые Николаем Букиным.          

Но хватит для битвы огня,

Я знаю, друзья, что не жить мне без моря,

Как море мертво без меня...»

Учитель: Не все знают, что история песни «Прощайте, скалистые горы» началась именно со стихов.

Давайте заслушаем историю создания песни «Прощайте, скалистые горы».

О ней нам расскажет Юрчикова Виктория.

Ученица:

     Николай Букин служил на полуострове Северного флота артиллеристом, затем он стал работать в военной газете – «Краснофлотец», писал очерки, заметки, а вскоре талантливого литератора сделали редактором. Особое место в душе поэта занимала морская романтика. Он часто встречался с моряками, разговаривал с ними о кораблях, о водных просторах, о боях. После такой беседы Николай Букин написал стихотворение «Не жить мне без моря». Эти строчки были опубликованы в Мурманской газете «Североморец». Но однажды стихотворение Букина увидел в этой же газете Евгений Жарковский. В то время он работал в политическом управлении Северного флота, занимался творчеством, чтобы поддержать боевой дух советских солдат и моряков. Как затем рассказывал сам композитор, стихотворные строчки Букина произвели на него очень большое впечатление. Он поразился тому, как выразительно поэт рассказал о моряках, описал суровое Баренцево море. Всё это вдохновило Евгения Жарковского, он быстро написал музыку, которая и стала вместе со стихами Николая Букина песней «Прощайте, скалистые горы». В то время популярным средством массовой информации было радио. Именно благодаря ему люди узнавали о ситуации на фронте, о победах и временных поражениях советских войск во время Великой Отечественной войны. Когда на радио прозвучала песня «Прощайте, скалистые горы», она стала очень популярна в народе. Эта песня стала гимном моряков Мурманской области. Мелодия песни о героях маленького полуострова, ставшего для врага неприступной цитаделью, каждые полчаса звучит у Монумента защитникам Заполярья. Командовавший Северным флотом на протяжении всей войны адмирал Арсений Головко вспоминал: «Много раз я, как все на флоте, слышал волнующую каждого моряка песню «Прощайте, скалистые горы», посвящённую североморцам, и всякий раз она снова и снова отзывалась в сердце. Особенно в тяжёлые минуты».

Учитель: Предлагаю исполнить эту замечательную   песню!

Учитель: Война и песня: что может быть общего?

Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен... И, тем не менее,… Песни, родившиеся в годы Великой Отечественной войны, придавали бойцам и труженикам тыла чувства солидарности, сплоченности, веру и уверенность в победе.

Учитель:

(Слайд 12,13,14,15)

В семье Газдановых из села Дзуарикау в Северной Осетии было семеро сыновей. Один погиб в 1941 под Москвой. Еще двое — при обороне Севастополя в 1942. От третьей похоронки умерла мать. Следующие трое сыновей Газдановых пали в боях в Новороссийске, Киеве, Белоруссии. Сельский почтальон отказался нести похоронку на последнего, седьмого сына Газдановых, погибшего при взятии Берлина. И тогда старейшины села сами пошли в дом, где отец сидел на пороге с единственной внучкой на руках: он увидел их, и сердце его разорвалось... В 1963 году в селе установили обелиск в виде скорбящей матери и семи улетающих птиц. Памятник посетил дагестанский поэт Расул Гамзатов. Под впечатлением от этой истории он написал стихотворение. А музыку написал композитор Ян Френкель.

 Учитель: Вы наверное догадались, что я говорю о песне «Журавли».

Давайте в заключении нашего урока исполним эту замечательную песню.

Исполнение песни «Журавли»

Учитель: Ребята, возьмите в руки журавлей, которых мы с вами сделали на уроке технологии. Напишите на них имена своих прадедушек и прабабушек и давайте прикрепим на доску, как память о ВОВ.

4.Заключительная часть.

(Слайд 16)

Рефлексия учебной деятельности.

Учитель: Нужны ли сегодняшнему поколению песни, написанные после войны? Ведь война уже закончилась? Как Вы думаете?

Ответ учащихся: -Чтобы люди помнили тех, кто отдал свои жизни за Родину, чтобы мы знали историю Отечественной войны, чтобы мы уважали тех, кто защищал нашу Родину.

Учитель: Какие песни прозвучали на нашем уроке?

Ответ учащихся: песни, которые были написаны во время войны, до войны и после войны.        

Учитель: Какую роль сыграли стихи и песни военных лет в победе Великой Отечественной войны?

Ответ учащихся: - Они поднимали боевой дух солдат, помогали солдатам выжить в трудные минуты, вселяли уверенность, что дома ждут родные и близкие, и нужно обязательно вернуться. Бойцы знали, что воюют за свою Родину, и поэтому нужна была только Победа!

5.Вывод.

Учитель: Сегодня мы только слегка прикоснулись к песням Великой Отечественной войны. Слушая музыку, исполняя песни, мы, таким образом, вспоминаем и чтим память погибших во время войны, отдаем дань уважения ветеранам, живущим ныне. Все дальше уходит от нас Великая Отечественная война.               Но не уходит память о подвиге народа. Она остается в книгах, фотографиях, фильмах, в рассказах очевидцев, песнях.  Песни хранят не просто память – они сохраняют душу народа. Слушаешь, исполняешь эти песни и понимаешь, что фашизм победили не сказочные богатыри, а самые обычные люди. Им было страшно, холодно, больно. Но они выстояли. В этом сила и величие наших прадедов и песни им помогали побеждать.

Закончить наш урок мне бы хотелось вот такими строками:

Вот уж даль дневную

Окрасил вечерний свет…

Что же меня волнуют  

Песни военных лет?

Что-то для нас святое,

Скрыто в их глубине,

Строки, какие стоя

Хочется слушать мне.»

Учитель: Оценки за сообщения и тестовое задание я выставлю в электронный журнал.

Учитель: Спасибо всем, кто принимал участие и был сегодня с нами.

                                                                                                        Приложение 1

Тестовое задание «История создания и первого представления Седьмой симфонии Д. Шостаковича»

Ф.И. обучающегося

Вопросы

Ответы

1.Как была названа Симфония № 7 «Ленинградская» Д. Шостаковича в годы блокады Ленинграда?

«Секретное оружие»

2.Что планировал Гитлер устроить 9 августа 1942 года в Ленинграде?

Торжественный банкет в лучшей гостинице города по случаю захвата

 г. Ленинграда

3.Сколько нужно было музыкантов, чтобы исполнить Симфонию № 7 Д. Шостаковича?

80

4.Кто был в то время дирижёром оркестра Ленинградского Радио-комитета?

Элиасберг Карл Ильич

5.На какую дату был назначен день концерта?

9 августа 1942 года

6.Сколько по времени длилось первое исполнение симфонии?

80 минут

7.Почему обезумели немцы услышав симфонию  по громкоговорителям городской сети?

Немцы думали, что в городе Ленинграде не осталось живых людей

8.Почему во время звучания симфонии ни один вражеский снаряд не упал рядом с филармонией?

За час до концерта 14 артиллерийский полк ленинградцев обрушил на фашистские батареи лавину огня, обеспечив 70 минут тишины, необходимой для исполнения симфонии.

                                                                                                       Приложение 2

Текст песни

«В землянке»

Бьется в тесной печурке огонь,

На поленьях смола, как слеза.

И поет мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза.

Про тебя мне шептали кусты

В белоснежных полях под Москвой.

Я хочу, чтобы слышала ты,

Как тоскует мой голос живой.

Ты сейчас далеко, далеко,

Между нами снега и снега.

До тебя мне дойти не легко,

А до смерти – четыре шага.

Пой, гармоника, вьюге назло,

Заплутавшее счастье зови.

Мне в холодной землянке тепло

От моей негасимой любви.

Бьется в тесной печурке огонь,

На поленьях смола, как слеза.

И поет мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза.

Текст песни

«Прощайте, скалистые горы»

Прощайте, скалистые горы,

На подвиг Отчизна зовет!

Мы вышли в открытое море,

В суровый и дальний поход.

А волны и стонут, и плачут,

И плещут на борт корабля...

Растаял в далеком тумане Рыбачий,

Родимая наша земля.

Корабль мой упрямо качает

Крутая морская волна,

Поднимет и снова бросает

В кипящую бездну она.

Обратно вернусь я не скоро,

Но хватит для битвы огня.

Я знаю, друзья, что не жить мне без моря,

Как море мертво без меня.

Нелегкой походкой матросской

Иду я навстречу врагам,

А после с победой геройской

К скалистым вернусь берегам.

Хоть волны и стонут, и плачут,

И плещут на борт корабля,

Но радостно встретит героев Рыбачий,

Родимая наша земля.

Текст песни

«Журавли»

Мне кажется порою, что солдаты

С кровавых не пришедшие полей,

Не в землю нашу полегли когда-то,

А превратились в белых журавлей.

Они, до сей поры, с времен тех дальних,

Летят и подают нам голоса.

Не потому ль так часто и печально

Мы замолкаем, глядя в небеса.

Летит, летит по небу клин усталый,

Летит в тумане на исходе дня.

И в том строю есть промежуток малый –

Быть может это место для меня.

Настанет день, и с журавлиной стаей

Я поплыву в такой же сизой мгле.

Из-под небес, по-птичьи окликая,

Всех вас, кого оставил на земле.

Мне кажется порою, что солдаты

С кровавых не пришедшие полей,

Не в землю нашу полегли когда-то,

А превратились в белых журавлей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Владимир Высоцкий (Методическая разработка Урока музыки 8 класс)

Конспект урока. Материал можно использовать для вечера старшеклассников...

Методическая разработка урока, 9-й класс История России, Человека на войне

Цель урока показать, что в любой войне главное место занимает человек. Проанализировать вместе с учащимися причины войны, ход военных действий, причины побед большевиков, причины поражения белых. Осмы...

Методическая разработка урока музыки 6 класс «Музыкальный образ»

Методическая разработка урока музыки 6 класс «Музыкальный образ»...

Методическая разработка урока музыки для 5-7 классов по теме "Песни-герои военных лет"

В современном мире существует проблема незнания достояния и культурного наследия страны. Учащиеся практически не имеют представления о композиторах и поэтах, написавших композиции, поднимающие военный...

Методическая разработка урока музыки 5 класс "Музыкальная живопись сказок и былин"

Проверка знаний учащихся по разным видам искусства(музыка, литература, ИЗО, кино) на тему богатырей....

Методическая разработка урока в 10 классе «СССР и Германия накануне войны»

Урок-конференция. Класс разбивается на 4 группы: «Советская разведка», «немецкая разведка» и две группы экспертов получает опережающее задание: нужно изучить соответствующий ма...