Методическая разработка урока музыке в 3 классе по теме "Кантата "Александр Невский"
методическая разработка по музыке

Методическая разработка урока музыке в 3 классе по теме "Кантата "Александр Невский", программа Г.П.Сергеевой и Е.Д.Критской.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_aleksandr_nevskiy.docx19.48 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сценарий урока

Предмет «Музыка»

Класс 3б

Тема урока «Кантата «Александр  Невский»

Цель урока:  пробудить интерес детей к отечественной музыке.

Задачи:

образовательные:  

- закрепить понятия: «кант», «кантата», «романс», «набат» «выразительность и    

  изобразительность»;

- оценить  значение творчества великого русского композитора С. Прокофьева в  воплощении

  целостного образа русского народа как защитника Родины;

-провести анализ музыкального языка произведения,  используя выразительные средства музыки:

  темп, регистр, тембр, мелодия, лад, интонация, динамика.

развивающие:        

-прививать бережное отношение к истории своего народа;

-развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;

-совершенствовать вокально-хоровые навыки.

воспитательные:  

-пробуждать и воспитывать патриотические чувства детей, гордость за героев Отечества;

          

Задачи:

продолжить знакомство с жанрами вокальной музыки;

развивать интонационный слух и творческие способности учащихся;

формировать умение  анализа музыкального произведения.

Музыкальный материал:

С. Прокофьев Кантата «Александр Невский»

Видеоотрывки из фильма  С.Эзенштейна «Александр Невский»

       

Оборудование:  компьютер,  CD диск, портрет С.Прокофьева, презентация.

Музыкальный материал:

Канты «Радуйся, Росско земле!», «Вставайте люди русские» из кантаты С.С.Прокофьева «Александр Невский», распевка «Звенит звонок», р.н.п. «Солдатушки».

Ход урока

1. Музыкальное приветствие (распевка «Звенит звонок»)

2. – Ребята, посмотрите, пожалуйста на экран. Вы видите  жанры музыки. Сейчас прозвучит музыкальное произведение. Какой это будет жанр музыки? Уберите лишние слова, оставьте нужное.

(Слушание канта «Орле Российский».После слушания дети по одному убирают с презентации лишние жанры музыки, объясняя, почему это названия  жанров не подходят к прозвучавшему произведению).

3. Молодцы, конечно, прозвучал кант. Давайте посмотрим на определение канта и назовем признаки жанра кант (кант  - старинный жанр вокальной музыки, многоголосен, исполняется мужским хором или ансамблем без сопровождения музыкальных инструментов, прославляет русских воинов и полководцев).

4. Очень хорошо. А сегодня мы вспомним еще один жанр вокальной музыки, называется он кантата. Кантата– крупное музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей, исполняемых хором, солистами и оркестром.

Кантата часто посвящалась героическим  событиям, великим людям. Кому посвящена кантата, отрывок из которой мы сегодня с вами будем слушать? Какому полководцу посвящены слова «Кто к нам с мечом придет – от меча и погибнет? Правильно, Александру Невскому.

5. -  Посмотрите на портрет и скажите, каким был Александр Невский? (сильным, мужественным, волевым)
Великий князь Александр опирается на меч, готов в любую минуту нанести удар тому, кто нападет на его родную землю.

Это под его руководством под Невой была одержана победа над шведами, а ведь ему тогда было только 20 лет.
   В 22 года он разбил рыцарей-тевтонов на Чудском озере. Битва эта вошла в историю под названием «Ледовое побоище».
- Посмотрите на картину художника, изобразившего фрагмент этой битвы.
(небольшой рассказ о битве)
Отпуская пленных солдат, Александр Невский сказал: «Идите и скажите всем в чужих краях, что Русь жива. Пусть без страха жалуют к нам в гости. Но если кто с мечом к нам
 войдет, тот от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет Русская земля».                                                                    
     В1938 году был создан художественный фильм «Александр Невский». К этому фильму С.С. Прокофьевым была написана музыка. Позднее, в 1939 году - кантата «Александр Невский».

Сейчас мы с вами послушаем одну из частей кантаты «Вставайте, люди русские!» 

(на экране – текст)
6. Какой колокольный звон изображен во вступлении?

(дети слушают хор, отвечают)
- Как этот звон называется?  (набат)
- Какая песня по характеру?  (мужественная, сильная и т.д.)
- Везде ли одинаково звучит музыка?  (нет, в средней части музыка напевная, спокойная)
- От лица кого поется средняя часть? (женщин, матерей)

Сколько раз поменялось настроение в музыке? (два)

(Проиграть первую и вторую части) 
Сколько частей в музыке? (три)

- Какие интонации мы слышим в первой части музыки? (призывные, требовательные)

- Какие интонации мы слышим во второй  части музыки? (напевные, плавные)

7. Молодцы! А сейчас вспомним песню, которую мы разучивали на прошлом уроке

(песня «Солдатушки, бравы ребятушки» - работа над выразительным исполнением).

Рефлексия:

Перед вами лежат красная и зеленая карточка. Поднимите красные кому было на уроке все понятно и интересно? А зеленые кто испытывал трудности в понимании нового материала?

Оценки. А теперь выберите самых активных в своих группах и эти ребята получат отличные оценки.

Спасибо за урок. Все были все активны, молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока музыки для 6 класса "«Героические образы вокальной и инструментальной музыки»"

Всероссийский конкурс для педагогов и учащихся «Недаром помнит вся Россия».       Методическая разработка урока музыки «Героические образы вокальной ...

Владимир Высоцкий (Методическая разработка Урока музыки 8 класс)

Конспект урока. Материал можно использовать для вечера старшеклассников...

Методическая разработка урока музыки «Музыкальное путешествие в оперный театр» для учащихся 5-го класса на основе программы «Музыка. 5-7 классы» под ред. Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской.

Методическая разработка урока музыки «Музыкальное путешествие в оперный театр» для учащихся 5-го класса Урок разработан на основе программы «Музыка. 5-7 классы» под ред. Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критск...

Методическая разработка урока музыки 6 класс «Музыкальный образ»

Методическая разработка урока музыки 6 класс «Музыкальный образ»...

Методическая разработка урока музыки 5 класс "Музыкальная живопись сказок и былин"

Проверка знаний учащихся по разным видам искусства(музыка, литература, ИЗО, кино) на тему богатырей....

Методическая разработка урока музыки в 5 классе «Застывшая музыка. Музыка и архитектура»

Методическая разработка урока музыки в 5 классе "Застывшая музыка. Музыка и архитектура" в рамках ФГОС (авторская программа Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной)...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА МУЗЫКИ: Урок музыки в 1 классе по теме: Музыкально-развлекательная викторина «До, ми, соль»»

Методическая разработка урока музыки: урок музыки в 1 классе по теме: Музыкально-развлекательная викторина «До, ми, соль»»...