Формирование информационной культуры пользователей и сотрудников библиотеки
методическая разработка по теме

Петрова Александра Николаевна

Информатизация как интеллектуально-гуманистическая перестройка всей жизнедеятельности

человека и общества на основе все более полного использования информации резко повысила

значимость формирования информационной культуры человека. Информационная культура

общества и личности должна обеспечить возможность непрерывного образования каждого

человека и повышение его ответственности за принимаемые решения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_informatsionnoy_kultury_polzovateley.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование информационной культуры пользователей

и сотрудников библиотеки

Информатизация как интеллектуально-гуманистическая перестройка всей жизнедеятельности

человека и общества на основе все более полного использования информации резко повысила

значимость формирования информационной культуры человека. Информационная культура

общества и личности должна обеспечить возможность непрерывного образования каждого

человека и повышение его ответственности за принимаемые решения. Формирование информа-

ционной культуры начинается в семье, к нему подключается школа, вуз, затем оно продолжается

на протяжении всей активной жизни. Особая уникальная роль в формировании информационной

культуры принадлежит библиотеке. Углублялись и становились более разнообразными информа-

ционные потребности пользователей. С течением времени в поле читательской деятельности

включался все более широкий круг источников. Чтобы находить необходимую литературу, отсут-

ствующую в библиотеке, пользователей стали учить обращаться в другие библиотеки и центры

информации, им рассказывают о существующей информационной продукции и услугах, рекомен-

дуют МБА и международный МБА. Начались исследования чтения как сложнейшего социально-

психологического процесса, поиск путей его рационализации и эффективности. Поэтому границы

библиотечно-библиографической грамотности стали расширяться. К ней стали предъявляться

новые требования и вводиться новые составляющие. Появилась необходимость говорить уже не

о библиотечно-библиографической грамотности, а о культуре чтения, под которой стали пони-

мать знания, умения и навыки, необходимые читателю для полноценного выбора, восприятия и

понимания произведения печати, документов, информации.

Под информационной культурой необходимо понимать такой уровень информационной под-

готовки, который позволяет человеку не только свободно ориентироваться в необходимой инфор-

мационной среде, а и принимать участие в его формировании и преобразовании, содействовать

информационным контактам. Категориями информационной культуры личности можно считать

ее умение формулировать свои потребности в информации, эффективно осуществлять поиск

необходимой информации во всей совокупности информационных ресурсов, перерабатывать и

создавать качественно новую информацию, вести индивидуальные информационно-поисковыесистемы, подбирать и оценивать информацию, а также способность к информационному обще-

нию и компьютерную грамотность.

В последнее время подтверждается взгляд на библиотеки как на органическую часть информа-

ционной среды ресурсов к которой прилагаются компьютеры, программные средства, машиночи-

таемые источники информации, а возможность подключения к международным компьютерным

сетям обогащает их еще и мировыми информационными ресурсами. Формирование информацион-

ной культуры читателей, которая включала не только традиционную библиотечно-

библиографическую культуру, но и умение оперировать информацией с использованием совре-

менных компьютерных средств, т. е. соединяла не только традиционный библиографический

инструментарий с компьютерными средствами, является одной из главных функций современной

библиотеки.

Для ее реализации библиотеки должны перейти от традиционной пропаганды библиотечно-

библиографических знаний среди читателей до их целенаправленного информационного образова-

ния. Процесс формирования информационной культуры является комплексным и должен осуще-

ствляться в библиотеке в пяти взаимосвязанных направлениях:

1) работа по совершенствованию комплектования по раскрытию библиотечных фондов;

2) систематическое изучение динамики информационных потребностей читателей и поль-

зователей, особенно связанных с ценностно-ориентированной, познавательной, произ-

водственной деятельностью;

3) создание комфортных условий для удовлетворения информационных потребностей чи-

тателей;

4) совершенствование работы по повышению уровня библиотечно-библиографических и

информационно-компьютерных знаний;

5) популяризация и реклама информационных услуг библиотеки среди читателей и поль-

зователей .

Таким образом, вся деятельность библиотеки направлена на повышение информационного

образования общества.

Однако чисто информационная грамотность и ее распространение среди читателей библиотеки

предусматривает воспитание доверительных отношений к ней, желание стать ее постоянными

посетителями, формирование у читателей основных информационных источников и навыков их

использования, формирование навыков в сфере библиотечно-библиографических и информацион-

но-компьютерных знаний, знакомство с информационными услугами библиотеки, знакомство с

ведущими книгохранилищами мира, архивами, музеями, центрами информации и документации,

банками данных и базами знаний, существующими информационными системами, виртуальными

библиотеками глобальной компьютерной сетью, возможностями использования информационных

ресурсов за пределами библиотеки; обучение системой ИПС в традиционном и автоматизирован-

ном режимах, их ознакомление с методами аналитико-синтетической обработки документов и

переработки информации.

Процесс формирования информационной культуры читателей требует дифференцированного

подхода, подбору методик и программ обучения с учетом профессиональной специализации

читателей их информационных потребностей и информационной подготовки, существующими

навыками владения компьютерной техникой. Диапазон информационных потребностей, требова-

ний читателей, которые обращаются в библиотеку, не ограничен.

Поэтому организацию мероприятий по информационному образованию целесообразно прово-

дить на трех уровнях:

1. Традиционное обучение пользованию библиотекой (библиотечная ориентация не огра-

ничивается предоставлением информации о физическом состоянии фондов и оборудо-

вания, о существующей в библиотеке системе обслуживания).

2. Библиографическое обучение, которое предполагает обучение методам поиска инфор-

мации и изучение библиографических источников;

3. Обучение читателей пользованию информацией на электронных носителях, электрон-

ными базами данных с применением компьютерной техники. Содержание, формы и

методы информационного образования читателей определяется не только уровнем

Понятно, что культура чтения – это фундамент, на котором только и можно строить другие

конструкции: «Библиотечно-библиографическую грамотность», «Информационную культуру

личности» и др.

Электронный путеводитель по библиотеке сделает возможным посещение даже отдаленной от

читателя библиотеки в другом месте, другой стране. Таким образом, используя новые технологии

библиотечного обслуживания, современная библиотека расширяет поле своей деятельности, что

содействует повышению ее статуса в обществе.

Таким образом, высокий уровень информационной культуры личности, позволяет обеспечить

такое состояние духовной, интеллектуальной, морально-этической, политической вооруженно-

сти человека, общества, государства при котором никакие информационные воздействия на них

не в состоянии вызвать деструктивные последствия на пути стойкого прогрессивного развития

указанных субъектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование информационной культуры педагогов (презентация)

В настоящее время существуют различные подходы к определению   «информационная культура личности  педагога». В научной и учебной литературе публикуется множество взглядов, по...

Формирование информационной культуры учителя

Материал полезен как для тематического педсовета, так и для проблемного семинара. Акцент в работе делается на компетентностный подход в образовании. Рассматриваются аспекты ИКТ- компетентности учителя...

«Открытое информационное пространство – школа и семья. Использование ИКТ для формирования информационной культуры школьника»

Данный материал представляет серию уроков по теме «Коммуникации в глобальной сети Интерне», раздел «Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов»...

Информационная культура учащихся. Формирование информационной культуры у учащихся.

Проблема познавательной активности,этапы формирования познания учащихся,роль образовательного учреждения в формировании познания...

Обзор методической литературы «Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности»

Предлагаемый Вашему вниманию обзор методической литературы был проведён в рамках городской конференции руководителей детского чтения «ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В БИБЛИОТЕКАХ И ОБРА...

Формирование информационной культуры школьников как основная педагогическая задача школьной библиотеки

Формирование информационной культуры школьников как основная педагогическая задача школьной библиотеки...

Влияние информационных технологий на формирование информационной культуры школьников

Взрывной характер изменений приводит к тому, что знания в новой информационной среде устаревают с рекордной скоростью. В областях, которые относятся к высоким технологиям, «период полураспада зн...