Формирование информационной культуры пользователей и сотрудников библиотеки
методическая разработка по теме
Информатизация как интеллектуально-гуманистическая перестройка всей жизнедеятельности
человека и общества на основе все более полного использования информации резко повысила
значимость формирования информационной культуры человека. Информационная культура
общества и личности должна обеспечить возможность непрерывного образования каждого
человека и повышение его ответственности за принимаемые решения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование информационной культуры пользователей
и сотрудников библиотеки
Информатизация как интеллектуально-гуманистическая перестройка всей жизнедеятельности
человека и общества на основе все более полного использования информации резко повысила
значимость формирования информационной культуры человека. Информационная культура
общества и личности должна обеспечить возможность непрерывного образования каждого
человека и повышение его ответственности за принимаемые решения. Формирование информа-
ционной культуры начинается в семье, к нему подключается школа, вуз, затем оно продолжается
на протяжении всей активной жизни. Особая уникальная роль в формировании информационной
культуры принадлежит библиотеке. Углублялись и становились более разнообразными информа-
ционные потребности пользователей. С течением времени в поле читательской деятельности
включался все более широкий круг источников. Чтобы находить необходимую литературу, отсут-
ствующую в библиотеке, пользователей стали учить обращаться в другие библиотеки и центры
информации, им рассказывают о существующей информационной продукции и услугах, рекомен-
дуют МБА и международный МБА. Начались исследования чтения как сложнейшего социально-
психологического процесса, поиск путей его рационализации и эффективности. Поэтому границы
библиотечно-библиографической грамотности стали расширяться. К ней стали предъявляться
новые требования и вводиться новые составляющие. Появилась необходимость говорить уже не
о библиотечно-библиографической грамотности, а о культуре чтения, под которой стали пони-
мать знания, умения и навыки, необходимые читателю для полноценного выбора, восприятия и
понимания произведения печати, документов, информации.
Под информационной культурой необходимо понимать такой уровень информационной под-
готовки, который позволяет человеку не только свободно ориентироваться в необходимой инфор-
мационной среде, а и принимать участие в его формировании и преобразовании, содействовать
информационным контактам. Категориями информационной культуры личности можно считать
ее умение формулировать свои потребности в информации, эффективно осуществлять поиск
необходимой информации во всей совокупности информационных ресурсов, перерабатывать и
создавать качественно новую информацию, вести индивидуальные информационно-поисковыесистемы, подбирать и оценивать информацию, а также способность к информационному обще-
нию и компьютерную грамотность.
В последнее время подтверждается взгляд на библиотеки как на органическую часть информа-
ционной среды ресурсов к которой прилагаются компьютеры, программные средства, машиночи-
таемые источники информации, а возможность подключения к международным компьютерным
сетям обогащает их еще и мировыми информационными ресурсами. Формирование информацион-
ной культуры читателей, которая включала не только традиционную библиотечно-
библиографическую культуру, но и умение оперировать информацией с использованием совре-
менных компьютерных средств, т. е. соединяла не только традиционный библиографический
инструментарий с компьютерными средствами, является одной из главных функций современной
библиотеки.
Для ее реализации библиотеки должны перейти от традиционной пропаганды библиотечно-
библиографических знаний среди читателей до их целенаправленного информационного образова-
ния. Процесс формирования информационной культуры является комплексным и должен осуще-
ствляться в библиотеке в пяти взаимосвязанных направлениях:
1) работа по совершенствованию комплектования по раскрытию библиотечных фондов;
2) систематическое изучение динамики информационных потребностей читателей и поль-
зователей, особенно связанных с ценностно-ориентированной, познавательной, произ-
водственной деятельностью;
3) создание комфортных условий для удовлетворения информационных потребностей чи-
тателей;
4) совершенствование работы по повышению уровня библиотечно-библиографических и
информационно-компьютерных знаний;
5) популяризация и реклама информационных услуг библиотеки среди читателей и поль-
зователей .
Таким образом, вся деятельность библиотеки направлена на повышение информационного
образования общества.
Однако чисто информационная грамотность и ее распространение среди читателей библиотеки
предусматривает воспитание доверительных отношений к ней, желание стать ее постоянными
посетителями, формирование у читателей основных информационных источников и навыков их
использования, формирование навыков в сфере библиотечно-библиографических и информацион-
но-компьютерных знаний, знакомство с информационными услугами библиотеки, знакомство с
ведущими книгохранилищами мира, архивами, музеями, центрами информации и документации,
банками данных и базами знаний, существующими информационными системами, виртуальными
библиотеками глобальной компьютерной сетью, возможностями использования информационных
ресурсов за пределами библиотеки; обучение системой ИПС в традиционном и автоматизирован-
ном режимах, их ознакомление с методами аналитико-синтетической обработки документов и
переработки информации.
Процесс формирования информационной культуры читателей требует дифференцированного
подхода, подбору методик и программ обучения с учетом профессиональной специализации
читателей их информационных потребностей и информационной подготовки, существующими
навыками владения компьютерной техникой. Диапазон информационных потребностей, требова-
ний читателей, которые обращаются в библиотеку, не ограничен.
Поэтому организацию мероприятий по информационному образованию целесообразно прово-
дить на трех уровнях:
1. Традиционное обучение пользованию библиотекой (библиотечная ориентация не огра-
ничивается предоставлением информации о физическом состоянии фондов и оборудо-
вания, о существующей в библиотеке системе обслуживания).
2. Библиографическое обучение, которое предполагает обучение методам поиска инфор-
мации и изучение библиографических источников;
3. Обучение читателей пользованию информацией на электронных носителях, электрон-
ными базами данных с применением компьютерной техники. Содержание, формы и
методы информационного образования читателей определяется не только уровнем
Понятно, что культура чтения – это фундамент, на котором только и можно строить другие
конструкции: «Библиотечно-библиографическую грамотность», «Информационную культуру
личности» и др.
Электронный путеводитель по библиотеке сделает возможным посещение даже отдаленной от
читателя библиотеки в другом месте, другой стране. Таким образом, используя новые технологии
библиотечного обслуживания, современная библиотека расширяет поле своей деятельности, что
содействует повышению ее статуса в обществе.
Таким образом, высокий уровень информационной культуры личности, позволяет обеспечить
такое состояние духовной, интеллектуальной, морально-этической, политической вооруженно-
сти человека, общества, государства при котором никакие информационные воздействия на них
не в состоянии вызвать деструктивные последствия на пути стойкого прогрессивного развития
указанных субъектов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование информационной культуры педагогов (презентация)
В настоящее время существуют различные подходы к определению «информационная культура личности педагога». В научной и учебной литературе публикуется множество взглядов, по...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/10/picture-43186-1389346160.jpg)
Формирование информационной культуры учителя
Материал полезен как для тематического педсовета, так и для проблемного семинара. Акцент в работе делается на компетентностный подход в образовании. Рассматриваются аспекты ИКТ- компетентности учителя...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/14/picture-263291-1371196323.jpg)
«Открытое информационное пространство – школа и семья. Использование ИКТ для формирования информационной культуры школьника»
Данный материал представляет серию уроков по теме «Коммуникации в глобальной сети Интерне», раздел «Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов»...
Информационная культура учащихся. Формирование информационной культуры у учащихся.
Проблема познавательной активности,этапы формирования познания учащихся,роль образовательного учреждения в формировании познания...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/05/picture-438522-1399287039.jpg)
Обзор методической литературы «Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности»
Предлагаемый Вашему вниманию обзор методической литературы был проведён в рамках городской конференции руководителей детского чтения «ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В БИБЛИОТЕКАХ И ОБРА...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/07/picture-1042508-1528368963.jpg)
Формирование информационной культуры школьников как основная педагогическая задача школьной библиотеки
Формирование информационной культуры школьников как основная педагогическая задача школьной библиотеки...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/20/picture-268235-1379628277.jpg)
Влияние информационных технологий на формирование информационной культуры школьников
Взрывной характер изменений приводит к тому, что знания в новой информационной среде устаревают с рекордной скоростью. В областях, которые относятся к высоким технологиям, «период полураспада зн...