Взаимодействие дошкольных учреждений и МБОУ СОШ № 1 г. Собинки в организации подготовки детей к обучению в школе, реализации ФГОС НОО и соблюдения требований по сохранению здоровья детей
учебно-методический материал на тему

Садовникова Татьяна Станиславовна

Доклад "Взаимодействие дошкольных учреждений и МБОУ СОШ № 1 г. Собинки в организации подготовки детей к обучению в школе, реализации ФГОС НОО и соблюдения требований по сохранению здоровья детей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vzaimodeystvie_mbou_s_mbdou.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

                                   

«Взаимодействие дошкольных учреждений и МБОУ СОШ № 1 г. Собинки   в организации подготовки детей к обучению в школе, реализации ФГОС НОО и соблюдения требований  по сохранению здоровья детей».

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ между детским садом и школой предполагает ориентацию, направленность работы дошкольного учреждения на требования, предъявляемые в школе и, наоборот, - учет учителем достигнутого общего уровня развития дошкольника, сформированность  нравственного поведения, волевой, личностной сферы ребенка.

Главная цель интеграции деятельности детского сада и школы - развить в ребенке добрые чувства, глубокий ум и здоровое тело. Но специфическое приоритетное направление для начальной школы - формирование у детей умения учиться, создание условий, при которых обучение становится для ребенка благом, основной формой его самовыражения; для дошкольного - раннее развитие комплекса личностных качеств и свойств, обеспечивающих легкий, естественный переход ребенка в школу.

Проблема преемственности в воспитании и обучении дошкольников и младших школьников рассматривалась в работах Н. К.Крупской, А. В.Запорожца, Л. А.Венгера, А. Ф.Говорковой, Я. Л.Коломин-ского, А. А.Люблинской, А. М.Леушиной, В. Д.Лысенко, Н. Н.Поддъякова, В. А.Силивон, А. П.Усовой и др.

В данное время  актуализируются поиски новых подходов к проблеме преемственности между школьным и дошкольным образованием.

В школе разработана НПБ:

1. Положение о правилах приёма( зачисления) и выбытия( отчисления);

2. Изданы приказы по школе «Об утверждении совместных планов работы детских садов и МБОУ СОШ № 1 г. Собинки .», плана преемственности.  

Основными задачи преемственности являются:

1. Установление связи между программами, формами и методами работы  детского сада и школы.                                                                                                                2. Установление связи в физическом, умственном, нравственном ,трудовом и эстетическом развитии.                                                                                                           3. Установление связи в развитии личности ребенка в целом.                                          4. Сформированность активно-положительного отношения к детям со стороны педагогов и родителей.                                                                                      5. Осуществление преемственности детского сада и школы в формировании общеучебных умений и навыков.                                                                                            6. Преемственность содержания образования и воспитания в детском саду и первом классе школы.

Совместно с  детскими садами составляем план преемственности, по которому работаем, вносим коррективы, анализируем его выполнение.

1.Заключение договора о совместной работе МБОУ СОШ № 1 г. Собинки и МБДОУ № 8, «Росинка»,  №10 –«Улыбка».                                                    2.Обсуждение и утверждения плана  совместной работы.                                     3.Совместная  методическая работа.

Проведены:

- Встреча за круглым столом « Обучение первоклассников по  новым федеральным стандартам  второго поколения. Результативность работы. Преемственность в обучении и социально- педагогической адаптации».

- Малый педагогический совет « Адаптация первоклассников».

   - классно- обобщающий контроль в 1-х классах по теме «Преемственность  в обучении учащихся начальной школы и детского сада».

С целью развития у детей интереса к школе проведены:

- экскурсии в школу детей подготовительной группы, изучение безопасного маршрута, рабочего места ученика.

В рамках воспитательной работы проведены следующие мероприятия:

- Фотовыставка «Осень в моём городе»

- День народного единства. Конкурс рисунков « Моя Россия»

- Экскурсия  в школу в рамках тематической недели: « Знай и выполняй правила дорожного движения».

- Неделя здоровья.

- Сказки К. Чуковского.

-Выставка «Дед Мороз и Снегурочка- 2013».

- Показ рождественской  сказки для учеников МБОУ СОШ № 1 г. Собинки и ребят детского сада.

- День защитников Отечества «Вперёд, мальчишки» (игра- эстафета).

- «Заигрыши!» проведение подвижных игр в рамках Масленичной недели.

- Театральный мини-фестиваль. Показ инсценировок по творчеству С. Михалкова.

 - « Книжкина неделя».

С целью воспитания у школьников заботливости и внимательности к детям дошкольного возраста.

Оказали помощь воспитанникам детского сада по расчистке снега для проведения Зимних олимпийских игр в детском саду № 8.

Работа с родителями.

-Проведено родительское собрание для родителей подготовительной группы по теме: «Федеральный государственный стандарт второго поколения. Психологический портрет будущего первоклассника.

- Проходят собеседования с  родителями  первоклассников   по вопросам готовности к обучению в школе.

-Педагогические консультации.

- Встречи учителей с родителями будущих первоклассников.

Диагностика первоклассников.

-Проведена диагностика выпускников детского сада.

Проводится:

- Диагностика педагогом- психологом школы. В школе работает педагог – психолог Кудрявцева И.В.

- Учителями- педагогическая диагностика.

  Совместная работа по учёту детей  ведётся в течение сего учебного года: сверка списков детей, сверка неорганизованных детей. У нас имеется программа предшкольной подготовки  «Филиппок». В этом году у нас нет  неорганизованных детей. Все дети посещают детски сады или  готовятся к школе на базе Дома творчества. Списки  по микрорайону были выверены в паспортном  столе.

 Блок «Преемственность  начальной школы и детского сада»  постоянно находится под контролем  администрации  школы. Проводим  диагностику   развития, обучения, воспитания детей. Результаты   рассматриваем  на малом  педсовете  по адаптации  первоклассников, совещаниях  при замдиректора, при директоре, вопросы преемственности рассматриваем на педсоветах, на заседаниях УВЦ.

Учителя  продолжают работать  с нормативными картами развития  ребёнка –дошкольника, которые получают  из детского сада, наблюдают  за  развитием его математических  способностей, за развитием речи,  социальным развитием,  возможности ориентироваться в окружающем мире, его здоровьем.

В школе имеются папки с  материалами диагностики развития  учащихся и   результатами   обучения.

На основании диагностических карт развития учащихся составлен мониторинг развития учащихся 1-2 классов по следующим позициям:

Математические способности                                                                              Развитие речи                                                                                                            Знание окружающего мира                                                                                   Социальное развитие                                                                                                 Здоровье.

Во всех классах в целом динамика по развитию учащихся положительная. Нет практически расхождений между диагностикой детских садов и началом года в школе. Прослеживается рост во 2 а: по развитию речи на 4 %, по знаниям ок. мира на 6  %, социальное развитие: на 7 %, во 2 б: матем. способности на 7 %, развитие речи на 24 %,, знание окр. мира на 7 %.                           В 1 –ых классах: рост: матем. предст. на 2 %, ориентировка в окр.на 9 %.

   В школе 7 ноября 2012года  прошёл  педагогический совет « Современный урок как основа эффективного и качественного образования». На этом педсовете    учителя познакомились с современным уроком в рамках  деятельностного  подхода (ФГОС НОО).

   Педагогический совет: «Здоровьесберегающий потенциал урока» (9 апреля 2013 год).

    В школе  прошёл научно – практический семинар по теме « Современный урок   в школе» (октябрь 2012год).  Семинар – практикум провела Харчевникова Е.Л. (кандидат педагогических наук, проректор ВИПКРО, г.Владимир).

     В ноябре 2012 года прошёл научно-практический семинар по теме «Современный урок с позиции здоровьесбережения» (ВИПКРО,кандидат педагогических наук Ловкова Т.А.).

      15 мая  2013года будет проведён практический семинар по теме: «Моделирование урока с позиции здоровьесбережения» (ВИПКРО, кандидат педагогических наук Ловкова Т.А.)

      В школе разработана «Основная образовательная программа начального общего образования» (новая редакция): программа «Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни».

      На уроках учителя используют  технологии В.Ф.Базарного, доктора  медицинских наук, руководителя лаборатории  физиологоздравоохранительных  проблем обучения:

 Все учителя начальных классов прошли курсовую подготовку  по ФГОС, на уроках используют здоровьесберегающие технологии.

 Кабинеты начальных классов  (1-2 классов)  полностью оснащены в соответствии с требованиями ФГОС.

Результаты здоровья  обсуждаем  на педсоветах, совещаниях при директоре, замдиректора, на заседаниях УВЦ.

Среди учащихся 1и 2 классов меньше здоровых детей в1б и 2б классах.4 % учащихся 1 б класса имеют 4 группу здоровья.

Важным вопросом остаётся приём ребят  в 1 класс, который осуществляется  в соответствии с Положением. Родители пишут заявления, приказы  о приёме в 1 класс размещаем на доске объявлений и на сайте школы.

Продолжая работать  по  вопросам преемственности  с детсадом, в  нашей школе наиболее действенными формами работы школы и детского сада являются:

I. посещение воспитателями детских садов уроков в школе, а учителями школ занятий в детском саду с последующим обсуждением, вынесением рекомендаций;

2. совместные тематические совещания учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений с участием руководителей учреждений;

3. проведение родительских собраний в старших группах с участием учителей и воспитателей;

4. изучение воспитателем и учителем программ детского сада и I класса с целью выявления, какими знаниями, умениями и навыками овладели дети в дошкольном учреждении. Изучая программу I класса, воспитатели дошкольных учреждений узнают требования  школы к первоклассникам, учитывают их в воспитании и обучении дошкольников;

5. организация различных мероприятий по подготовке детей к школе с участием родителей;

6. беседы учителей с воспитателями о детях, уходящих I сентября в школу, устная характеристика о слабых и сильных детях, о состоянии здоровья детей группы, о характере коллективных взаимоотношений, об усвоении детьми правил поведения, об отношении детей к старшим, о развитии познавательных интересов, о волевом развитии, а также о развитии интеллекта: пытливости, любознательности, критичности и т. д.;

7. организация выставок;

8. взаимопосещение  мероприятий.

В результате таких контактов педагогов детских садов и школ достигается взаимопонимание.

При взаимопосещении уроков в школе,  занятий в детском саду, мы видим,  что у нас много    общего.

 Преемственность между детским садом и школой осуществляется как по содержанию обучения и воспитания, так и по методам, приемам, организационным формам учебно-воспитательной работы. Учитель начальной школы для повышения эффективности обучения использует игровые приемы, часто применяемые в детском саду; воспитатель детского сада включает в процесс обучения специальные учебные задания, упражнения, постепенно усложняя их, и тем самым формирует у дошкольников предпосылки учебной деятельности. Ведущей целью подготовки к школе является  формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др. В школе  мы тоже работаем  над этими качествами.

 Но всё же   у нас нет глубины  понимания  работы  воспитателя по ФГТ , мы не в совершенстве  знаем  программы, по которым работает детсад,  они  испытывают затруднения   в знании программ по ФГОС.

Над этими проблемами нам предстоит ещё много  работать.

                              Директор школы:                              Садовникова Т.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием и воспитанием через координацию деятельности педагогических коллективов коррекционной школы и коррекционных групп детского сада по подготовке детей к обучению в первом классе.

Осуществление непрерывности и преемственности в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного и начального образования; уменьшение негативных проявлений адаптационного...

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и родителей по вопросам художественно-эстетического развития детей.

  Возраст 6-7 лет специалисты считают наиболее благоприятным для художественно-эстетического  развития. Это развитие не осуществится само по себе. Для этого требуется большая, н...

Конспект открытого мероприятия «Взаимодействие дошкольного учреждения с семьями детей, имеющих нарушения речи»

В конспекте представлен опыт работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного  возраста, которая проходила в логопедической группе «Мальвина», на базе МБДОУ д/с №16 «...

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА  ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ...

Использование сказкотерапии при подготовке детей к обучению в школе.

Консультационный материал для педагогов и родителей для подготовки детей к обучению в школе. Представлены тексты сказок, используемые для адаптации детей к условиям обучения в школе....

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЕЙ ВОСПИТАННИКОВ ПО ВОПРОСАМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОСТИ

Работа по формированию экономического воспитания, культуры  старших дошкольников очень актуальна и невозможна без участия родителей, без их заинтересованности, понимания важности проблемы, ее акт...