Пути решения преемственности и непрерывности в образовании
статья на тему

Себельдина Наталья Николаевна

Идея непрерывного образования актуализируется с возрастанием роли образования в жизни человека и общества. Система непрерывного образования направлена на гармоническое развитие личности, повышение производственной и социальной адаптации в динамичном обществе, целостное выстраивание уровней образования от школьного к вузовскому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_nepreryvnost_v_obrazovanii.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пути решения преемственности и непрерывности в образовании

О. Г. Воротникова, учитель русского языка и литературы высшей категории, руководитель РМО;

Н. Н. Себельдина, учитель биологии высшей категории, руководитель РМО

Идея непрерывного образования актуализируется с возрастанием роли образования в жизни человека и общества. Система непрерывного образования направлена на гармоническое развитие личности, повышение производственной и социальной адаптации в динамичном обществе, целостное выстраивание уровней образования от школьного к вузовскому.

Радикальные изменения в российском обществе и порожденные на их основе противоречия между темпами развития общества и образования на сегодняшний день поставили задачу радикального его обновления. Разрешение представленного противоречия необходимо начинать с оздоровления подрастающего человека. Это в свою очередь предполагает построение стройной системы, направленной на формирование определенного мировоззрения личности и обеспечивающей природосообразность массового образования.

Какой смысл мы вкладываем в понятие "преемственность"? "Преемственность в обучении означает процесс развития учащихся путем осмысления или взаимодействия старых и новых знаний, прежнего и нового опыта. По мере усиления умственной и физической подготовки детей увеличивается возможность опереться на уже имеющийся опыт. Достижение преемственности обеспечивается психологически и методически обоснованным построением программ и учебников, соблюдением последовательности от простого к более сложному в преподавании и организации самостоятельной работы учащихся… Преемственность как процесс развития представляется в планировании содержания образования, в оптимальном выборе и целесообразности сочетания методов, форм и средств обучения, соблюдении единства педагогических действий и требований, создании необходимых условий для непрерывного использования и развития усвоенных детьми знаний, умений и навыков"[1].

Мы видим, что целенаправленная работа по установлению преемственности должна вестись в следующих направлениях: содержание, методы, формы обучения.

С этой целью мы создали авторскую программу предпрофильного образования "Человек и природа", которая рассматривает объект и явление, слово "жизнь" и жизнь живых организмов в неповторимости и многообразии их проявлений. Многомерность структуры, в рамках которой и биология, и литература приобретают большую информативную значимость; демонстрация невозможности раздельного преподавания общих тем; создание новых условий взаимодействия между учителем и учениками - все это является новизной интегративного курса и отражается в нашей программе.

В качестве системы обучения мы используем, в основном, технологию критического мышления, что предполагает активное участие каждого ребенка в ходе работы.

Технология критического мышления позволяет развивать у учащихся умение анализировать, синтезировать, правильно делать вывод.

Цель данной образовательной технологии - развитие интеллектуальных умений учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.).

Наиболее ценным является то знание, которое ребенок поставил себе целью получить сам, добытое его собственным трудом, то знание, которым можно поделиться с другими без опасения быть непонятым. Технология развития критического мышления, разнообразие ее приемов позволяют учесть эту особенность усвоения информации.

Урок-экскурсия «Путешествие в мир растений и мир поэзии» (по лирике поэтов XIX века) - пример использования данной технологии.

Стихотворения Тютчева, Никитина, Майкова, Баратынского, подобранные к данному уроку, позволяют продемонстрировать изменения, происходящие в природе, через образ, через изобразительно-выразительные средства языка. Учащиеся могут сравнить возможности живописи и слова, поэзии и прозы. Ребята дома должны подготовить анализ стихотворений, найти особенности поэтического слова каждого из поэтов, определить, как в стихах отразились сезонные изменения в природе.

При подготовке к интегрированному уроку "Сны: невозможное возможно" старшеклассники получают опережающие домашние задания по анализу отдельных эпизодов из нескольких произведений литературы XIX века, а также по биологии, психоанализу. Индивидуальная работа и работа в группах предоставляет возможность всем без исключения учащимся для раскрытия себя, для свободного творческого развития.

 Урок-раздумье «Психологизм Достоевского» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание») выстроен с использованием приема "Шесть шляп".

Ф.М. Достоевского считают одним из родоначальников психологизма в литературе. Каждый из его героев – индивидуальность, яркий тип личности. На наш взгляд, понять героев романа «Преступление и наказание», объяснить их поступки, действия помогут знания из области психологии. Каждая из групп учащихся (каждая из шляп) решает свою задачу : определение "идеи" персонажа, психологический портрет каждого из главных героев и т.д. Результатом разговора является попытка объяснить и понять героев Достоевского.

Мы вступили в третье тысячелетие. Это время глобальных перемен как в жизни мира, так и в жизни России. Мы все сильнее и сильнее ощущаем причастность ко всему, что происходит на земле. Проблемы экологические, политические, экономические, социальные, ранее считавшиеся локальными, сегодня приобретают глобальный характер.

Глобальные проблемы современности не только создают угрозу выживанию и самому существованию человека на Земле, но оказывают также интегрирующий характер, заставляют осознавать общность судеб природы и человечества.

Для осуществления непрерывности процесса обучения, воспитания и развития, для того, чтобы расширить возможности разговора мы вышли за рамки урока.

Во-первых, в программу включены внеклассные мероприятия.

Урок-викторина (по книге В. Бианки «Лесная газета») проводится с учениками 5 классов.

Это урок внеклассного чтения. Для этого урока-игры выбран сборник рассказов В.В. Бианки «Лесная газета». В.В. Бианки – писатель-натуралист, один из основоположников детской природоведческой литературы. Он в одинаковой степени любил и литературу, и мир животных. Это единение и позволило создать удивительную, пронизанную любовью ко всему живому «Лесную газету» - энциклопедию русской природы. Обращение к этой теме позволяет расширить знания учащихся по природоведению, воспитывает бережное отношение к природе, умение наблюдать за ней. Нестандартная форма урока повышает интерес детей, вовлекая всех в активное участие в работе

Во-вторых, наши ученики участвовали в конкурсе "История успеха". Ученица Козеличкина А., написав под нашим руководством очерк об основоположнике отечественной экологии Формозове А. Н. , заняла 1 место в городском этапе конкурса.

В-третьих, логичным стало наше участие в экспериментальной работе по теме "Создание модели сетевого межшкольного взаимодействия в процессе изучения предметов образовательной области "Естествознание"".

Вопрос преемственности образования - один из центральных и "вечных" вопросов педагогики. Совсем недавно преемственность было принято считать инструментом для обеспечения непрерывности в обучении и воспитании.

Сегодня мы приходим к пониманию того, что в связи с процессами, происходящими в мире, меняются и ценностные ориентации современного человека. Необходимо прийти к пониманию того, что к природе и обществу применим единый системный подход, выражающий внутреннее единство мира, что через решение  решенных проблем возможно решение проблем мировых и т.д.


[1] Педагогическая энциклопедия.- М.1966.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль социального партнерства в решении проблем развития муниципальной системы образования» Социальное партнерство – один из путей повышения эффективности воспитательного процесса.

«Роль социального партнерства в решении проблем развития муниципальной системы образования»Социальное партнерство – один из путей повышения эффективности воспитательного процесса....

Пути решения проблем преемственности в современной школе

Советы родителям, основные формы и методы организации образовательного пространства на уроках географии....

"Развитие системы образования: опыт, проблемы, пути решения"

laquo;Деятельностный подход в обучении на уроках русского языка и литературы  в условиях модернизации образования»...

V Международная научно-практическая конференция «Аксиологический аспект содержания непрерывного иноязычного образования: проблемы и решения»

22 июня 2016 года кафедра иностранных языков и культуроведения ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» провела V Международную на...

Доклад на научно-практической конференции "Образование без границ" на тему: "Проблемы и пути решения социализации обучающихся в рамках внеклассной воспитательной работы".

В докладе раскрываются проблемы, пути решения социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (глухих и слабослышащих) во внеклассной воспитательной работе....

Деловая игра «Инклюзивное образование: проблемы и пути решения»

Целевая аудитория: педагогические работники общеобразовательныхучреждений, включенных в работу с детьми с ограниченными возможностямиздоровья.Цель: стимулирование повышения квалификации в сфере внедре...

«Внедрение ФГОС среднего общего образования. Первый опыт, проблемы, пути решения».

laquo;Внедрение ФГОС среднего общего образования.Первый опыт, проблемы, пути решения».Статья из опыта работы школы....