Комплекс средств оценки особенностей творческого потенциала учащихся, как условие развития способностей и рефлексии
статья на тему

Развитие творческого потенциала личности в обучении

Творческий потенциал личности есть внутренняя готовность индивида воспринимать и решать встающие перед ним задачи. (1)

На сегодняшний день, комплекс заданий, предлагаемый индивиду, не оставляет места для рефлексии. А именно она является ключевым фактором в развитие творческости учащегося. Различный уровень знаниевой и мотивационной подготовки учащихся не дает педагогу в полной мере оценить развитие твроческого потенциала каждого. Внутреннюю готовность к восприятию, практически невозможно оценить и проследить изменения.

Каждый из учащихся выстраивает свой собственный «маршрут» по развитию своей личности. Педагогу необходимо на этом этапе направить, помочь, и дать инструмент, благодаря которому можно будет измерить и оценить не только уровень потенциала, но и его развитие, по сравнению с отправной точкой.

На данный момент в образовательном процессе нет единого комплекса средств оценки творческого потенциала.

 

Цель: Создать комплекс средств для оценки творческого потенциала.

Одним из способов решить проблемы можно назвать использование метода «формирующего оценивания».

Это современная образовательная стратегия.  И.С. Фишман, Г.Б. Голуб формулируют это понятие так – формирующее оценивание предполагает оценку достижений учащихся учителем, который их обучает, то есть человеком, находящимся внутри процесса обучения. Оно ориентированно на конкретного ученика, призвано выявить пробелы в освоении учщегося,  с тем, что бы выполнить задания с максимальной эффективностью, и не предполагает сравнения результатов разных учащихся.

Оценивание направляет учение: выполнив задания, ученики узнают о том, какого уровня они достигли, пройдя тот или иной курс, и в каком направлении им нужно двигаться дальше (3)

Для оценки учителем уровня развития необходим комплекс конкретных средств оценки.

Предлагаю рассмотреть его действие на примере проекта по предмету «Информатика» для 9 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческого потенциала личности в обучении

 Комплекс средств оценки особенностей творческого потенциала учащихся, как условие развития способностей и рефлексии.

                                              Колесникова Мария Сергеевна

                                                                    учитель информатики

                                              МБОУ СОШ № 166  

                                                                     Советского  района г.о. Самара

2014 г.


 Творческий потенциал личности есть внутренняя готовность индивида воспринимать и решать встающие перед ним задачи. (1)

На сегодняшний день, комплекс заданий, предлагаемый индивиду, не оставляет места для рефлексии. А именно она является ключевым фактором в развитие творческости учащегося. Различный уровень знаниевой и мотивационной подготовки учащихся не дает педагогу в полной мере оценить развитие твроческого потенциала каждого. Внутреннюю готовность к восприятию, практически невозможно оценить и проследить изменения.

Каждый из учащихся выстраивает свой собственный «маршрут» по развитию своей личности. Педагогу необходимо на этом этапе направить, помочь, и дать инструмент, благодаря которому можно будет измерить и оценить не только уровень потенциала, но и его развитие, по сравнению с отправной точкой.

На данный момент в образовательном процессе нет единого комплекса средств оценки творческого потенциала.

Цель: Создать комплекс средств для оценки творческого потенциала.

Одним из способов решить проблемы можно назвать использование метода «формирующего оценивания».

Это современная образовательная стратегия.  И.С. Фишман, Г.Б. Голуб формулируют это понятие так – формирующее оценивание предполагает оценку достижений учащихся учителем, который их обучает, то есть человеком, находящимся внутри процесса обучения. Оно ориентированно на конкретного ученика, призвано выявить пробелы в освоении учщегося,  с тем, что бы выполнить задания с максимальной эффективностью, и не предполагает сравнения результатов разных учащихся.

Оценивание направляет учение: выполнив задания, ученики узнают о том, какого уровня они достигли, пройдя тот или иной курс, и в каком направлении им нужно двигаться дальше (3)

Позволив каждому из учащихся на каждом этапе деятельности анализировать свою работу в данный момент, разбирать уже совершенное, и планировать дальнейшие действия – все это развивает творческий потенциал личности.

Для оценки учителем уровня развития необходим комплекс конкретных средств оценки.

Разработанный мной комплекс, которым может быть использован в преподавании любого предмета школьной программа, как в привычной форме урока, так и в форме проектной деятельности.

Предлагаю рассмотреть его действие на примере проекта по предмету «Информатика» для 9 класса.

План и методики оценивания

Методика

Этап работы

Средство

Выявление потребностей

До начала проекта

Таблица ЗИУ

После завершения проекта

Таблица ЗИУ

Развитие самостоятельности и взаимодействия

До начала проекта

Свод правил

Во время проекта

  • SWOT-анализ
  • Дневник ученика

После завершения проекта

Совместное построение фиш-боун

Мониторинг процесса

Во время проекта

  • График личностного роста
  • Блог
  • Лента времени

Проверка понимания

Во время проекта

  • Дневник ученика
  • Личные беседы

Демонстрация понимания

Во время проекта

  • Продукт
  • Презентация продукта
  • Совместное построение фиш-боун

После завершения проекта

Ментальная карта «что мне дал проект»

Для успешной работы над проектом необходимо до начала робот выявить потребности учащихся, направленность их интересов, уровень подготовки. Это поможет лучше подобрать и составить группы, так, чтобы школьникам было комфортно работать и результат их деятельности получился наиболее успешным и творческим.

Перед представлением стартовой презентации ученикам предлагается заполнить З-И-У. Анализируя полученные результаты, преподаватель может распределить работу учебных групп наиболее рациональным способом. После выполнения проекта, учащимся снова предлагается заполнить таблицу и проанализировать, на сколько они продвинулись в перед.

Кроме выявления потребностей, необходимо также проверить первоначальные знания учащихся. Это необходимо для наиболее успешного подбора дальнейший заданий: их уровня сложности и установления временных критериев на выполнения работ.

Работа над проектом включает в себя не только работу в классе с преподавателем, но и индивидуальную работу, работу в группах. Для эффективной работы в коллективе учащимся необходимы навыки взаимодействия. Хорошая коммуникация способствует продуктивной работе и созданию благоприятной атмосферы в группе. Выбирая лидера, распределяя обязанности, отчитываясь перед своей группой о проделанном, у учащихся формируются навыки общения и взаимодействия. Но даже в группе каждый школьник отвечает за отдельную часть общего дела. Контроль за собой, за своими действиями вырабатывает навыки самостоятельной работы.

Для поддержания чувства ответственности предлагается после стартовой презентации и объявления темы проекта принять свод правил.

Можно предложить учащимся самим сформулировать свод правил. Этот вариант наиболее предпочтителен, так как обдумывая и предлагая свои идеи школьники учатся работе в команде, сопоставляя свои интересы и требования с требованиями других членов группы.

Выбор правил школьниками способствует навыку формулирования своих мыслей и умению правильно и точно говорить, доносить свою идею до одноклассников. Подписываясь под сводом правил, ученик обязуется их выполнять. Осознание этого стимулирует самостоятельную работу. Обращение к правилам во время проекта может помочь возникшую конфликтную ситуацию.

О самостоятельности и взаимодействии не стоит забывать и во время всей деятельности по проекту. Рефлексия и самоконтроль за своей работой должны присутствовать в деятельности каждого ученика на каждом этапе.

Я предлагаю использовать следующие методики:

Индивидуальное заполнение учащимися Дневника, где они указываю сроки выполнения задания, сами задания, успехи, трудности возникшие при выполнении и причины неудач.

Это помогает:

- структурировать свои мысли;

- дойти до сути задания;

- разобраться в чем именно возникли трудности;

- увидеть свои успехи и понять на сколько сильно было продвижение вперед.

Осознание своих успехов, на первый взгляд кажущихся небольшими, помогает не терять веру в свои силы и мотивирует к продолжению деятельности, к преодолению возникших проблем, к новым успехам. Описание же возникших трудностей, их четкое перечисление, может являться планом к дальнейшей работе. Такой список помогает понять, что не преодолимых трудностей нет и способствует скорейшему их преодолению.

Дневник представлен в виде Google-документа открытого для общего доступа всем учащимся класса. Учащиеся могут скопировать его себе и так же открыть общий доступ. Осознание того, что в любой момент дневник может быть прочитан другими участниками проекта мотивирует школьников к постоянной работе и заполнению дневника. Так же это облегчает работу преподавателя по контролю за деятельностью учащихся, выявлению у них трудностей с выполнением задания и способствует наилучшему и полному оцениванию.

Для составления стратегии своих действий заполняется SWOT-анализ. Его школьники делают в группах, на которые были разделены в начале проекта.

Важно также не только проверять конечный результат, но и отслеживать сам процесс работы, активность учащихся.

В процессе работы над проектом ученики активно участвуют в блоге, где оставляют сообщения о проделанной работе и новые идеи и предложение, общаются с руководителями проекта.

Каждый учащийся лично заполняет график личностного роста.

Благодаря такому графику учащийся может наглядно проследить за своей активностью. График стимулирует к деятельности.

 Для педагога график личностного роста является показателем эффективности развития его творческих способностей и знаниевого компонента;

Групповой работой является построение ленты времени, на которой учащиеся отмечают важные этапы проекта.

В отличие от графика личностного роста, такая лента помогает увидеть важность всех этапов работы в группе. На финальных этапах проекта, лента времени может являться алгоритмом выполнения работ быть пособием для дальнейших достижений школьника.

Проверка понимания.

После завершения работы каждой группы необходимым этапом проекта является проверка понимания. Для более эффективной проверки мы предлагаем использовать несколько методик:

  • личные беседы, в которых педагог может понять уровень развития учащегося;
  • Дневник, просмотрев который преподаватель может оценить степень погруженности в работу каждого ученика, его рефлексию;

Одним из важнейших этапом проекта является демонстрация выполненной работы. Иногда это самый трудный этап. Выступление с представлением своей работы для учащихся составляет проблему. Поэтому демонстрация понимания и представление своей работы должна оценивать отдельно. Так как творческий потенциал – это ест внутренняя готовность к решению задач, именно на этом этапе учащийся демонстрирует какой-то продукт, без которого творческая деятельность не может существовать.

  • Презентация продукта деятельности перед классом, объяснение особенностей своей работы;
  • После презентации всех групп мы предлагаем провести совместное построение фиш-боун. Это необходимо для обобщения всей проделанной работы по проекту. Совмещение продуктов различных групп и их тем в одну общую.

Построение схемы фиш-боун структурирует все полученные знания по теме в одну систему, что помогает выстроить единый образ знаний.

Работа педагога после завершения проекта не заканчивается.

Учащимся предлагается еще раз заполнить таблицы З-И-У и проанализировать свой рост.

Так же можно добавить в таблицу З-И-У дополнительный столбец, в котором учащийся будет делать вывод, проанализирует свои изменения.

Так же, каждым учеником индивидуально создается ментальная карта «Что мне дал проект»

Она помогает:

 - еще раз оглянуться на проделанную работу;

- вспомнить все сервисы, с которыми учащиеся познакомились при работе над проектом;

- проанализировать свой интеллектуальный рост.

Вывод: Таким образом, создав комплекс средств для оценки творческого потенциала, педагог может наглядно проследить уровень развития каждого ученика. Независимо от того положения, где он находился по отношению к другим учащимся. Сам ученик, получает возможность на всех этапах своей работы проследить свое личностное развитие, увидеть и обдумать не только сложности, но и причины их возникновения, а так же, найти наиболее удачные пути решения проблемы.


Список литературы

  1. Н.А.Рыбакина, гипотеза в Диссертации «Дидактические условия формирования творческого потенциала учащихся в процессе обучения в школе»
  2. И.С. Фишман, Г.Б. Голуб «Формирующая оценка образовательных результатов учащихся»
  3. М.А. Пинская Формирующее оцениваниеоценивание в классе Учебноепособие Москва • Логос •


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

творческий отчет по теме "Развитие творческого потенциала учащихся в условиях модернизации образования"

Творческий отчет учителя математики образвитиии  творческого потенциала учащихся 5-9 классов сельской школы...

Обобщение опыта по теме "Комплексный подход в работе с одарёнными детьми как эффективное средство развития творческого потенциала учащихся в условиях общеобразовательной школы"

содержит материал по обобщению опыта и приложения к немуДля скачивания перейдите по ссылке, указанной в приложенном файле...

Развитие творческого потенциала учащихся в условиях личностно-ориентированного подхода на внеурочных занятиях по английскому языку.

Внеурочные занятия по английскому языку являются одним из средств самореализации и развития творческого потенциала учащихся и создают условия для формирования у школьников коммуникативных и социальных...

Доклад на школьной кафедре "Формирование творческого потенциала учащихся в условиях ФГОС"

Доклад на школьной кафедре "Формирование творческого потенциала учащихся в условиях ФГОС"...

Стимулирование творческой активности на уроке - условие развития способностей обучающихся

Статья рассказывает об использовании на урке технологии составления интеллект-карт, которые помогают стимулировать творческую активность обучающихся и развивают их умственные способности....

«Развитие индивидуальных способностей, творческого потенциала учащихся на основе инновационных форм и методов обучения на уроках технологии»

laquo;Развитие индивидуальных способностей,творческого потенциала учащихся на основеинновационных форм и методов обученияна уроках технологии»...