Стимулирование творческой активности на уроке - условие развития способностей обучающихся
статья по русскому языку

Сорова Елена Евгеньевна

Статья рассказывает об использовании на урке технологии составления интеллект-карт, которые помогают стимулировать творческую активность обучающихся и развивают их умственные способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx16.33 КБ

Предварительный просмотр:

Стимулирование творческой активности на уроке – условие развития способностей обучающихся

    Стимулирование творческой активности на уроке – условие развития способностей обучающихся Поэтому в течение занятия  необходимо выполнять ряд заданий, помогающих учителю формировать творческую активность учащихся.

    Стимулировать творческую активность учащихся  в учебной деятельности можно с помощью   применения современных педагогических  технологий.

В учебной деятельности можно  использовать:

1. Применение познавательных задач и заданий:

- Интеллектуальные и логические задания (направлены на усвоение теоретических знаний и требуют активизации логического мышления, построение табличных и графических моделей).

- Применение упражнений (задания на манипуляцию и оперирование терминами, понятиями, названиями).

2. Проблемные задания— особый вид логических заданий, построенных на несоответствии личного уровня знаний и умений ученика к требующемуся для решения поставленной задачи. В процессе ее решения ученики овладевают опытом творческой деятельности, т.е. способностью при решении каждой новой задачи находить свой оригинальный способ ее решения, опираться как на имеющиеся знания и умения, так и на догадку и интуицию.(решение задачи по алгоритму с помощью блок-схемы, словесной записи алгоритма, использование программного языка.)

3. Словесные поощрения;

4. Игровая деятельность;

5. Творческая исследовательская деятельность : доклады, рефераты, проекты и иные творческие работы.

     Более подробно хочу остановиться на выполнении творческой работы, которую обучающиеся осуществляют при составлении интеллект-карт. Такие задания даю детям на протяжении многих лет.  Интеллектуальные карты на сегодняшний день – это один из самых универсальных и простых в использовании приёмов для развития умственной деятельности и творческой активности учащихся на уроках. Автор этой методики английский писатель Тони Бьюзен, который подчёркивал, что рисование интеллект-карт способствует развитию «целостного» мышления и стимулирует творческую активность составителя.

       Конечно, выполнение интеллект-карты требует определённой подготовки обучающихся. Её я начинаю проводить в 7 классе. Показываю презентацию об интеллект-картах, рассказываю, что карта должна выполняться в цвете. Начинать работу над составлением нужно с рисования главной темы карты. От неё проводится несколько ветвей, на каждой из которых нужно написать одну мысль, образ или понятие. К основным понятиям можно подвести несколько ветвей, которые связаны с ними. Далее нужно осуществить «оживление» карты с помощью использования различных цветов. Важное и опасное, например, выделить красным  цветом. Радостное событие раскрасить жёлтым. Строгих рекомендаций нет Дети сами выбирают цвета. Яркие образы карты дадут возможность её хорошо запомнить и натолкнут на творческие мысли. Очень часто в период «оживления» карт проходят новые решения и нестандартные способы достижения целей, вспоминаются упущенные фрагменты. Но иногда автор карты  пропускает важные понятия или образы темы, которую он выбрал. Например, при изучении повести А.С. Пушкина в 8 классе ученица составила интеллект-карту, которая отображала отношения Петруши Гринёва и Маши Мироновой, а о том, что произведение «Капитанская дочка» - это повествование о восстании Пугачёва, она не показала ничего. Таких авторов нужно направлять в правильное  русло и давать им рекомендации по содержанию произведения.

        В целом  же можно сказать, что интеллект-карта – пример лёгкого и эффективного приёма в образовательном  процессе, который ведёт к стимулированию творческой активности учащихся и развивает их умственные способности.

Учитель русского языка и литературы   Сорова Е.Е.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс средств оценки особенностей творческого потенциала учащихся, как условие развития способностей и рефлексии

Развитие творческого потенциала личности в обученииТворческий потенциал личности есть внутренняя готовность индивида воспринимать и решать встающие перед ним задачи. (1)На сегодняшний день, комплекс з...

Развитие творческой активности на уроках английского языка через коммуникативно - компетентностный подход в обучении в условиях введения ФГОС нового поколения

Коммуникативная компетентность – это сумма знаний, умений, навыков и других характеристик, позволяющих человеку осуществлять деятельность, связанную с использованием языка. Эффективность обучения инос...

Стимулирование творческой активности на уроках русского языка и литературы как условие развития способностей учащихся

Ребенок – это факел, которыйнужно зажечь, а не сосуд, которыйнужно наполнить.Рабле....

Критерий 1: Выявление и развитие у обучающихся способностей к интеллектуальной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности* (для первой категории) или Выявление и развитие способностей обучающихся к интеллектуальной, творческой, физкультурно-спор

Критерий 1: Выявление и развитие у обучающихся способностей к интеллектуальной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности* (для первой категории)   илиВыявление и развитие  спосо...