Урок обществознания "Семья в современном обществе"
методическая разработка по обществознанию (10 класс) по теме

Урок по обществознанию в 10 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_semya.doc79.5 КБ
Office presentation icon prezentaciya_k_uroku_semya.ppt1.91 МБ
Microsoft Office document icon tablica.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6

Т Е М А:

«Семья в современном обществе»

Урок по обществознанию, 10 класс.

                                                         Учитель Акатьева В.И.

ст. Ленинградская

2011 год

Тема:

Семья в современном обществе.

Цель:

Формирование целостной системы знаний о семье как малой группе и социальном институте.

Образовательные

задачи:

  1. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
  2. Сравнение, сопоставление, оценка, классификация объектов по указанным критериям;
  3. Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
  4. определение экономически рационального, правомерного и социально-одобряемого поведения;
  5. Поиск нужной информации в источниках различного типа, созданных в различных знаковых системах.
  6. Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности;
  7. Пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания базы данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
  8. Овладение основными видами публичных выступлений.

Воспитательные

задачи:

  1. Формирование ответственного отношения к браку и семье как социальным институтам;
  2. Воспитание нравственных черт личности.

Оборудование:

  1. Презентация по теме «Семья в современном обществе»;
  2. Памятка семейно – консультационного центра «Вы должны это знать!»;
  3. Раздаточный материал:
  1. справка анализ по отделу ЗАГС Ленинградского района за январь 2011г.-2006г.;
  2. Информация о состоянии брачно- семейных отношений в отделе ЗАГС Ленинградского района за 2010 год.;
  3. «Естественное движение населения по Ленинградскому району 1943- 2010гг.;
  4. Графическое изображение естественного движения населения в Ленинградском районе за период с 1945г. по 2009 год;
  5. История органов записи актов гражданского состояния.
  1. Музыкальное сопровождение урока: вальс из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь»; «Любовь- волшебная страна…».

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  1. Организация класса.
  2. Сообщение темы и задачи урока.

Учитель: Ребята, сегодня с утра прошел дождик, кому нравится такая погода? Кому нет? Как видите, нет единства мнений. тем более вызывает противоречия тема урока, над которой мы будем размышлять: «Семья в современном обществе». что понимать под семьей в наши дни, выполняет ли она свои функции, каковы ее виды, что ждет семью в будущем? Вот те вопросы, над которыми мы будем размышлять.

Мне хотелось бы дать нашему уроку такое имя: «Все начинается с любви».

  1. Основная часть.
  1. Учитель: А вот эпиграфом к уроку мне захотелось взять слова Ф. Достоевского.
  2. Слад №2:

«Семья ведь тоже создается, а не дается готовою, и никаких прав, и никаких обязанностей не дается тут готовыми… Создается же семья неустанным трудом любви».

  1. Учитель:
  1. Как вы думаете, имя урока и эпиграф противоречат ли друг другу?

б)  Какой смысл, как вам кажется, автор вложил в эти строки?

в)  Отвечает ли позиция Ф. Достоевского вашим личным представлениям о семье? Аргументируйте свой ответ.

  1. Дайте определение семьи как:
  1. социальной группы;
  2. социального института.

СЕМЬЯ

Слайд №3.

  1. Работа со слайдом № 4:

Необходимо восстановит неуказанные функции семьи.

  1. Репродуктивная;
  2. Социализации;
  3. Хозяйственно- бытовая;
  4. …(экономическая)
  5. Защитная;
  6. …(эмоциональная);
  7. …(досуговая);
  8. …(социально-статусная)
  9. Контролирующая;
  10. Сексуальная.

Учитель: Как вы считаете, исходя из каких функций В. Гюго заключил: «Семья- это кристалл общества»?

Сделайте анализ естественного движения населения по Ленинградскому району за 1943-2010гг.(обработка цифрового и графического материала).

Учащиеся: Рождаемость значительно превышает смертность во второй половине 40-х годов, особенно в 1947г., в 50-е годы, 1965- значительное снижение рождаемости, рост смертности. 1991г. «русский крест»: родилось 885, умерло 827, с 1992 г. смертность населения превышает рождаемость.

Учитель: Можно ли с полной уверенностью сказать, что современная семья выполняет репродуктивную функцию? Что на ваш взгляд препятствует этому?

Общественная ценность семьи состоит прежде всего в духовном воспроизводстве жизни, т.е. в воспитании детей. Этот процесс- большой ежедневный труд, и физический, и умственный. Что на ваш взгляд должен получить ребенок в семье, почему ее воспитательная функция столь важна в современном обществе?

Учащиеся:

  1. ребенок в семье получает первые трудовые и нравственные навыки;
  2. пример родителей как образец для собственного поведения;
  3. жизнь семьи определяет развитие привычек и нравственных качеств, которые составляют «социальное наследство».

Учитель: Из каждый 10 детей, находящихся сегодня в детдомах, лишь двое не имеют родителей. О чем свидетельствуют эти цифры, уделяет ли современная семья достаточно времени и сил детям?

  1. Учитель: Давайте определим фазы жизненного цикла семьи:

Учащиеся: 

  1. Образование семьи;
  2. Начало деторождения  рождение первого ребенка;
  3. Окончание деторождения  рождение последнего ребенка;
  4. «Пустое гнездо»  вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка;
  5. Прекращение существования семьи  смерть одного из супругов.
  1. Учитель: Я прошу озвучить результаты вашего исследования о том, как изменилось положение женщины в обществе и как это повлияло на состояние современной семьи, классификацию ее видов.

Учащиеся:

  1. В начале ХХ в. группа экономистов изучала бюджеты семей в России. Выяснилось, что, за редким исключением, деньгами в семье безраздельно распоряжался мужчина. В 1920-е гг. повторили такое исследование и увидели, что в 15% семей бюджетом стала заведовать женщина. А вот данные конца XX в.: в двух семьях из трех всеми матери альными средствами распоряжается жена. В 10% семей муж считает себя только «зарплатоносителем». Эти данные наглядно свидетельствуют об изменении положения жен щины в семье;
  1. С измене нием положения женщины в обществе увеличивается профессиональная и общественная занятость женщин. Растет их образованность, расширяются интересы;
  2. Экономическая и социальная самостоятельность жен щин несовместима с авторитарными отношениями семьи старого типа — патриархальной семьи. Число патриархальных семей в настоящее время сокращается. Развивается семья партнерского типа, в которой возрастает авторитет женщины как личности, ма тери, жены. Такая семья предполагает совместное ведение супругами домашнего хозяйства, воспитание детей, взаим ную поддержку. Быт такой семьи организуется при учас тии всех ее членов.
  3. Разрушается многопоколенная семья. Пример но 80% из них состоят из супругов с детьми, т. е. являют ся нуклеарными.
  4. Происходит разделение институтов брака и семьи. Уменьшается число лиц, вступающих в законный брак . Растет количество фактических, но юридически не оформленных «свободных» семейных со юзов и рожденных в них детей.
  5. Внимание, которое уделяется материальному обеспече нию детей в семье (пищей, одеждой и т. п.). значительно превосходит то, что направлено на духовное развитие. Взрослые мало общаются с детьми.
  6. Ухудшается здоровье людей. По оценке экспертов, 10-15% взрослого населения не способны иметь детей по состоянию здоровья.
  7. Растет количество разводов, повторных браков, не полных семей и число брошенных детей. Среди причин разводов исследователи в первую очередь выделяют неподготовленность к браку.

Основания для клас сификации

Виды семьи

По числу детей

многодетные

Малодетные

Бездетные

По харак теру рас пределе ния до машних обязан ностей

Традиционная (патриархальная)

Домашние Обязанности выполняет в основном женщина, но ответст венность за семью пе ред обществом и основ ная власть принадле жит мужчине.

Коллективистская (партнерская)

Обязанности выполняют ся совместно или по очереди

По родст венной структуре

Нуклеарная (лат. nucleus — ядро)

Супружеская пара с детьми

Расширенная

Супружеская пара с детьми и кто-то из род ственников, проживающих с ними

Полигамная

Жена с мужьями или муж с женами

По типу воспита ния

Авторитарная

Основывается на авторитете родителей

Либеральная

Строится на самоопределе нии личности независимо от традиций, при вычек

Демократичес кая

Характеризуется постепенным привитием ре бенку такой чер ты, как сопри частность к судьбам других людей

По количеству супругов

моногамная

Полигамная

  1. Учитель: Какие тенденции в развитии семьи можно расценить как неблагоприятные?

Учащиеся:

  1. Увеличение возраста вступающих в брак и увеличение возраста родителей на момент рождения первого ребенка;
  2. увеличение числа разводов, их мотивация;
  3. анализ зарегистрированных актов гражданского состояния о браках и разводах по Ленинградскому району с 1943 по 2010гг.
  1. Ивлев Дмитрий провел социальное исследование по вопросам семьи и брака среди учащихся 10 «А» класса МБОУ СОШ№ 6, с результатами которых он вас познакомит присутствующих , используя для этого видеофрагменты и презентацию.
  2. Учитель: Феликс Адлер, американский педагог сказал, что «семья-это общество в миниатюре». Как вы расцениваете эту фразу, приведите аргументы, доказывающие их взаимозависимость.
  3. Учитель: Вы должны это знать!  Семь правил, соблюдение которых позволит сделать вашу семейную жизнь более счастливой. (Рекомендации «Клуба молодой семьи», отдел ЗАГС ст.Ленинградская, ул. 417 Дивизии, 24, руководитель Луговская Оксана Александровна).

Правило 1

Выражайте друг другу Вашу искреннюю признательность.

Правило 2

Оказывайте друг другу небольшие знаки внимания.

Правило 3

Будьте предупредительны

Правило 4

Не пытайтесь переделать друг друга

Правило 5

Не критикуйте

Правило 6

Старайтесь понять и поддержать друг друга

Правило 7

Прочтите хорошую книгу о супружеских отношениях

  1. Заключительная часть. Итог урока.
  1. Учитель: Ну что же, вот и пришло время подвести итог нашему уроку- размышлению. Каждый из вас по-своему представляет, что такое семья, что самое ценное у человека в жизни. А я хочу выразить свое мнение словами героя «Тихого Дона» М. А. Шолохова Григория Мелехова и фрагментом замечательного произведения композитора Хоакино Родриго  «Аранхуэсский концерт», который он посвятил памяти своей любимой жены:

        Утром на следующий день Григорий подошел к  Дону  против  хутора  Татарского.

Долго смотрел на родной двор, бледнея от радостного волнения.

У крутояра лед отошел от берега.Григорий  бросил  в  воду  винтовку,

наган, потом высыпал патроны и тщательно вытер руки о полу шинели.

Ниже  хутора  он  перешел  Дон  по  синему,   изъеденному   ростепелью,

мартовскому льду, крупно зашагал к дому. Еще издали он увидел на спуске  к

пристани Мишатку и еле удержался, чтобы не побежать к нему.

        Григорий подошел к спуску, задыхаясь, хрипло окликнул сына:

- Мишенька!.. Сынок!

        Мишатка испуганно взглянул на него и опустил глаза.  Он  узнал  в  этом

бородатом и страшном на вид человеке отца...

Все  ласковые  и  нежные  слова,  которые  по  ночам  шептал  Григорий,

вспоминая там, в дубраве, своих детей, сейчас вылетели у него  из  памяти.

                Опустившись на колени, целуя розовые холодные ручонки сына, он  сдавленным голосом твердил только одно слово:

 - Сынок... сынок...

         Что ж, и сбылось то немногое, о чем бессонными ночами мечтал  Григорий.

Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына...

         Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило  его  с

землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром.

Звучит «Аранхуэсский концерт» Хоакино Родриго  и на фоне его читается текст.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Ф. Достоевский

Слайд 4

РЕПРОДУКТИВНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВАЯ … ЗАЩИТНАЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ … … … КОНТРОЛИРУЮЩАЯ СЕКСУАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНО-СТАТУСНАЯ ДОСУГОВАЯ

Слайд 5

Образование семьи Начало деторождения Окончание деторождения «Пустое гнездо» Прекращение существования семьи

Слайд 6

Основания для клас-ции Виды семьи По числу детей Многодетные Малодетные Бездетные По родственной структуре По типу воспитания Авторитарная Либеральная Демократическая По кол-ву супругов Нуклеарная Расширенная Моногамная Полигамная

Слайд 8

Зарегистрировано семей, имеющих: 2006 2007 2008 2009 2010 2011 Одного ребенка 49 48 68 20 26 24 Двоих детей 2 0 0 14 16 25 Троих детей 0 0 0 7 5 5 Четыре и более 0 0 0 3 4 6 Возраст матери рожденного ребенка: 2006 2007 2008 2009 2010 2011 14-17 4 0 3 0 2 1 18-20 12 9 9 4 8 8 21-30 30 27 39 28 27 37 31 и старше 5 12 16 12 14 14

Слайд 9

№ Девушки Юноши Вопрос №1 23 25 Вопрос №2 8 браков 8 браков Вопрос №3 25 лет 25-27 лет Вопрос №4 1 ребенок-2 2 ребенка-8 - 1 ребенок-2 2 ребенка-6 3 ребенка-2 Вопрос №5 Честный , надёжный, умный Умная , хозяйка, красивая Вопрос №6 Муж-глава семьи Муж-глава семьи Вопрос №7 Фамилия мужа Оставить свою фамилию Вопрос №8 Отдельно Отдельно

Слайд 10

Выражайте друг другу Вашу искреннюю признательность Оказывайте друг другу небольшие знаки внимания Будьте предупредительны Не пытайтесь переделать друг друга Не критикуйте Старайтесь понять и поддержать друг друга Прочтите хорошую книгу о супружеских отношениях



Предварительный просмотр:

Приложение 2.

Таблица № 1. Сведении о государственной регистрации расторжения брака за 2010 год.

Общее количество расторгнутых браков

в том числе:

Расторгнуто браков по продолжительности существования брака

На 1000 браков приходится разводов

По совместному заявлению супругов

(ст.33 ФЗ)

По заявлению одного из супругов

(ст.34 ФЗ)

По решению суда

(ст.35 ФЗ)

до 1 года

от 1 до 3 лет

от 3 до 5 лет

от 5 до 10 лет

от 10 до 20 лет

20 лет и

более

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

310

50

5

255

14

51

58

86

46

55

630

1

2

3

4

5

6

до 18 лет

м/ж

от 18-24

м/ж

от 25-39

м/ж

от 40-49

м/ж

от 50-59

м/ж

от 60 и старше м/ж

-/-

12/60

80/122

28/32

17/19

11/6

Таблица № 2. Сведения о государственной регистрации расторжения брака по возрасту супругов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Семья в современном обществе"

Урок ОБЖ 11 классТема урока "Семья в современном обществе"Цель: рассмотреть значение семьи в формировании здорового образа жизни.Подготовка к мероприятию:1. Подготовить презентацию.2. Сбор сваде...

Урок "Семья в современном обществе"

Урок ОБЖ 11 классТема урока "Семья в современном обществе"Цель: рассмотреть значение семьи в формировании здорового образа жизни.Подготовка к мероприятию:1. Подготовить презентацию.2. Сбор сваде...

Урок "Семья в современном обществе"

Урок ОБЖ 11 классТема урока "Семья в современном обществе"Цель: рассмотреть значение семьи в формировании здорового образа жизни.Подготовка к мероприятию:1. Подготовить презентацию.2. Сбор сваде...

Повторительно-обобщающий урок "Политическая сфера современного общества" 11 класс

Тема повторительно-обобщающего урока «Политическая сфера современного общества» направлена на систематизацию знаний и умений учащихся по теме «Политическая сфера общества», закрепление полученного уро...

Урок по Основам безопасности жизнедеятельности в 11 классе. Тема урока: Семья в современном обществе

Тема урока:   Семья в современном обществе Цель урока: Продолжить формирование  понятия  семьи и ее роли в современном обществе, показать нравственные основы формирования семь...

конспект урока "Молодежь в современном обществе"

конспект урока  обществознания "Молодежь в современном обществе" 11 класс...

Конспект урока Семья в современном обществе

Урок "Семья в современном обществе" - урок по обществознанию в 10 классе...