рабочая программа и календарно - тематическое планирование курса "Введение в экономику" для 10 - 11 классов.
рабочая программа по обществознанию (10 класс) на тему

Жданова Нина Ивановна

Рабочая программа и календарно - тематическое планирование куса "Введение в экономику" для 10 - 11 классов создана для учащихся профильного уровня. Курс рассчитан на 68 уч. часа. 34 часа в 10 классе и 34 часа в 11 классе. Учащиеся знакомятся с главными вопросами экаономики, типами экономических систем, спросом и предложением на рынке. Изучают банковскую систему. вникают в социальные проблемы рынка труда. Что такое фирма и как она действует на рынке. В ходе занятий учащиеся решают на уроках задачи практического применения знаний, строят графики, делают расчеты, защищают тематические проекты.  Программа адаптирована и прошла адаптацию в течении трех лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vvedenie_v_ekonomiku_ispravleno.doc291.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование город – курорт Анапа

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 12

УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от __29.08. 2014__ года протокол № 1

Председатель _______     _________

                подпись руководителя ОУ            Ф.И.О.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

По    курсу         Введение в экономику

(указать учебный предмет, курс)

Уровень образования (класс) _ основное (полное) общее образование 10-11 класс    

                     (начальное общее,    основное общее образование    с указанием классов)

Количество часов ___68 __ ( 1 час в неделю)  профильный уровень              

Учитель    _______________ Жданова Нина Ивановна______________

Программа разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования, профильный уровень, авторской программы по экономике для 10-11 кл, автор Липсиц И.В. Изд. – Москва, Просвещение, 2012г.

(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)

  СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_______________     ______

           подпись                               Ф.И.О. 

_28.08.2014__  года

Муниципальное образование город – курорт Анапа

территориальный, административный округ (город, район, поселок)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 12

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

по  курсу             Введение в экономику 

(указать учебный предмет, курс)

Класс    _______10-11____________________________________

Учитель _____________ Жданова Нина Ивановна___________

Количество часов: всего ______68_____ часов; в неделю _____1______ час;

Планирование составлено на основе рабочей программы учителя истории и обществознания Ждановой Нины Ивановны утвержденной решением педагогического совета № 1 от 29.08.2014

Пояснительная записка.

Рабочая программа по экономике  составлена на основе Примерной программы  среднего (полного) общего образования  по экономике  (профильный уровень),  авторской программы  Липсица И.В.,  соответствует образовательным стандартам по экономике, входит в состав      УМК.

Программа рассчитана на     68 часов: 34 часов в 10 классе и  34 часов в 11 классе, 1 час в   неделю.  

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных и практических работ.  

Содержание среднего (полного) общего образования по экономике представляет комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину России. Основные содержательные линии:

* Фундаментальные экономические концепции.  

Спрос и предложение. Фирма. Рынок, конкуренция. Рынок факторов производства. Микро/макро экономические проблемы. Деньги и банки. Международная экономика.

Все компоненты содержания взаимосвязаны,  взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. В содержание курса входят ЗУН и ключевые компетенции, необходимые в экономической сфере.

        Цели:

Развитие гражданского образования, экономического образа мышления

Способность к личному самоопределению и самореализации,

Воспитание ответственности за экономические решения,

Овладение умениями осмысливать, анализировать, эк/информацию,

Формировать опыт применения полученных знаний для решения эконом/задач.

Тематическое распределение часов

тем

Разделы, темы

Количество часов

Примерная или авторская программа

Рабочая  программа  

10кл

11 класс

Раздел 1. Введение в экономику: главные вопросы экономики и типы экономических систем

 11

 7

1

Введение в экономику

2

 

Повторение по теме: Введение в экономику

1

2

Типы экономических систем

3

Повторение по теме:  Введение в экономику

1

Раздел 2. Спрос и предложение: рыночное  равновесие

8

8

3

Спрос и предложение

4

Повторение по теме: Спрос и предложение

1

4

Рыночное равновесие

2

Повторение по теме: Спрос и предложение  

1

Раздел 3. Рынок

10

4

5

Как работает рынок

3

Повторение по теме: Рынок

1

Раздел – 4. Рынок и государство

6

3

6

Рынок и государство

2

Повторение по теме: Рынок и государство

1

Раздел – 5. Деньги, денежное обращение

7

3

7

Что такое деньги

1

8

Законы денежного обращения

1

Повторение по теме: Деньги

1

Раздел – 6. Инфляция

11

3

9  

Причины и виды инфляции

2

Повторение по теме: Инфляция

1

Раздел 7. Банковская система

 10

 4

10

Виды банков, их функции

2

Повторение по теме: Банковская система

1

 

Раздел 8. Экономика края

 

2

11

Экономика края

1

Итоговое повторение: Введение в экономику

 1

34

Раздел 9. Рынок труда

6

7

12

Человек на рынке труда

2

Повторение по теме: Человек на рынке труда

1

13

Социальные проблемы рынка труда

2

14

Пенсионное обеспечение РФ

1

Повторение по теме: Социальные проблемы рынка труда

1

Раздел 10. Экономические проблемы безработицы

11

3

15

Причины и виды безработицы

2

Повторение по теме: Безработица

1

Раздел 11. Государственное регулирование рынков. Бюджет государства

10

7

16

Экономические задачи государства

1

17

Государственные финансы

2

Повторение по теме: Бюджет государства

1

18

Методы измерения ВВП

 

2

Повторение по теме: Методы исчисления ВВП

1

Раздел 12. Организация международной торговли

10

4

19

Международная торговля

1

20

Валютный рынок

2

Повторение по теме: Международная торговля

1

Раздел 13. Российская экономика

8

5

18

 Современная  Российская экономика

 

2

19

Экономика края

 

2

Повторение по теме: Российская экономика

1

Раздел 14.  Бизнес и предпринимательство

 16

8

20.

Организация бизнеса

5

Повторение по теме: Бизнес и предпринимательство

1

Итоговое повторение: Экономика и наука

4

1

РЕЗЕРВ

2

-

34

 140

68

2. Содержание авторской программы

1 раздел. Введение в экономику: главные вопросы экономики и типы эк/систем – 11ч /7

Тема 1. Введение в экономику -  

Что означает термин «экономика». Экономическая наука, ее предмет.  Микроэкономика и макроэкономика.  Экономическая наука и экономическая политика.

 Тема 2.  Типы экономических систем  

Понятие экономической системы. Традиционная, командная и рыночная экономические системы. Смешанная экономика.  Понятие собственности. Владение, пользование и распоряжение. Формы собственности. Объекты собственности.

Раздел  2.  Спрос и предложение: Рыночное равновесие  8/ 8ч

 Тема 3. Спрос и предложение  

Понятие рынка. Рынок одного товара. Спрос. Величина спроса. Шкала спроса, кривая спроса. Закон спроса. Индивидуальный и рыночный спрос.   Факторы, формирующие спрос. Эластичность спроса по цене. Точечная и дуговая эластичность. Эластичный и неэластичный спрос.  

Тема 4 – Рыночное равновесие –  

 Функционирование рынка. Рыночное равновесие. Равновесная цена и равновесный объем продаж. Влияние изменений спроса и предложения на рыночное равновесие. Взаимосвязь рынков. Роль информации на рынке.

Прямое и косвенное вмешательство государства в ценообразование. Предельные и фиксированные цены.  

Раздел 3.  Рынок – 10/ 4

Как работает рынок.

Раздел 4 Рынок и государство  6/ 3.

Раздел 5. Деньги, денежное обращение –  7/ 3

Тема 5. Что такое деньги.  Деньги. Функции денег. История денег. Формы денег. Банки. История банковского дела. Операции коммерческих банков. Российские коммерческие банки. Банковская система. ЦБ, его функции

Раздел 6.  Инфляция –  11 / 3

Закон денежного обращения. Уравнение обмена Фишера. Инфляция: понятие, виды и причины.

Инфляция спроса и инфляция предложения. Дефляция. Последствия и издержки инфляции.

Раздел 7. Банковская система – 10 /3

Виды банков.

Раздел 8. Экономика края – 3 / 3

Раздел 9. Рынок труда -  6  /7

 Производный спрос. Спрос фирмы на труд. Зар/плата в экономической теории и практике. Предложение труда для отдельной фирмы. Равновесие на локальном рынке труда. МРОТ Роль профсоюзов.

 Раздел 10. Экономические проблемы безработицы -11  /3

 Понятие безработицы. Уровень и виды безработицы. Полная занятость и потенциальный ВВП.

Последствия безработицы. Государственная политика поддержки занятости. 

Фирма как производственная функция. Производительность ресурсов (факторов производства).

Производительность труда. Измерение и факторы производительности труда.  Фиксированные (постоянные) и переменные издержки.  Предельная выручка фирмы.  

 Раздел 11. Государственное регулирование рынков. Бюджет государства – 10  / 7

 Экономические условия деятельности фирмы

  Валовой внутренний продукт (ВВП) и валовой национальный продукт (ВНП). ВВП на душу населения. Методы измерения ВВП по расходам и по доходам. Проблемы расчета ВВП (ВНП).  Номинальные и реальные экон/показатели. Ном/и реальный ВВП. ИПЦ и дефлятор ВВП

   Раздел 13.  Организация международной торговли – 10  /4

 Абсолютное и сравнительное преимущество в международной торговле. Протекционизм: цели и средства. Импортные тарифы. Нетарифные барьеры. Экспортные субсидии. Всемирная торговая организация (ВТО). Россия и ВТО. Региональная интеграция.

 Спрос и предложение на рынке валют. Формирование валютного курса. Факторы, определяющие валютные курсы. Валютные риски. Валютные системы. Валютные кризисы.

 Раздел 10.  Российская экономика  - 8  /5

Краткая экономическая история России до 1917 года. Административно-командная экономика

Советского Союза. Попытки реформирования советской экономики. Старт рыночной экономики. Макроэкономическая стабилизация и институциональные преобразования. Первые результаты и социальная цена реформ.

Ресурсы российской экономики. Итоги первого десятилетия реформ. Экономическая политика.

Стратегия роста. Экономика края.

Раздел 11. Предпринимательство и бизнес- 16  /7

3. Требования к  подготовке учащихся по предмету

ЗУН ученика:

Знать: Функции денег, виды налогов, организационно- правовые формы предпринимательства 

Не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся.  

работу с источниками экономической информации, с использованием ресурсов Интернета.

критическое осмысление актуальной экономической информации,

решение познавательных и практических задач, отражающих типичные э/ ситуации;

освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих играх и тренингах,  

применение полученных знаний для определения экономически рационального,  

написание творческих работ по экономическим вопросам.

 В результате изучения экономики на профильном уровне ученик должен.  Понимать

основные экономические принципы функционирования семьи, фирмы, рынка и государства,  

 Уметь

• приводить примеры: взаимодействия рынков; прямых и косвенных налогов

• описывать: предмет и метод экономической науки, факторы производства, цели фирмы, виды налогов, банковскую систему, рынок труда, экономические циклы, глобальные эк/ проблемы;

• объяснять: эк/ явления с помощью альтернативной стоимости; выгоды обмена; закон спроса; причины неравенства доходов; роль минимальной оплаты труда; последствия инфляции;

• сравнивать: спрос и величину спроса, предложение и величину предложения, рыночные структуры, безработных и незанятых, организационно – пр/формы предприятий, акции  

• применять для эк/анализа: кривые спроса и предложения,  товары-заменители;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности  жизни для:

• исполнения типичных экономических ролей;

• решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;

• совершенствования собственной познавательной деятельности;

• оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;

          4.  Список учебно – методической литературы:

1. Экономика – учебник для 10-11 классов, базовый,  автор – Липсиц И.В.,  Вита – Пресс, 2013г.

2.УМК – Преподавание курса «Введение в экономику и бизнес», автор Липсиц И. В., 2013г, Вита-Пресс.

3.Уроки экономики в школе – м/пособие Савицкая Е.В.,  Вита – Пресс, 2014г.

4. Экономика  10-11 класс – учебник И.В. Липсиц, – поурочное планирование, Ремчукова И.Б., изд, «Учитель», Волгоград, 2010г, 2014г.

5. Тесты по основам экономики – Соловьева И.Б., Москва, Просвещение, 2014г.

6. Экономика и право в школе – журнал «Преподавание истории и обществознание в школе», 2010-2014г.

7. Введение в предпринимательство – уч.10/11кл, Черняк В.З. М, Вита-Пресс, 2014г.

Согласовано:                                                                                             Согласовано:

Протокол №1, от 27.08.14г,  заседания МО                                       заместитель директора

учителей истории и обществознания:                                                 по УВР: Евдокимова Н.В.  

    Чибисова М.Ю    ________________                                     ______________________

       

Календарно – тематическое планирование – 10 класс

Введение в экономику

п/п

№п/т

Содержание (разделы, темы)

К/

час

Дата проведения

Оборудование

Домашнее

задание

пл

факт

 Раздел 1. Введение в экономику

 

1

1

Экономика, наука и хозяйство

1

01.09

2

2

Ограниченность ресурсов

1

08.09

у/лекция

п.1

3

3

Главные вопросы экономики

1

15.09

4

4

Типы экономических систем

1

22.09

5

5

Традиционная, советская эк.система

1

29.09

6

6

 Рыночная экономика

1

06.10

у/пр, тесты

п.2

7

7

Обобщение. Введение в экономику

1

13.10

у/, задачи

п.2

Раздел 2. Спрос и предложение.

Рыночное равновесие

Таблицы, задачи, тесты

8

1

 Понятие спроса

1

20.10

у/лекция

гл.3

9

2

Закон спроса

1

27.10

задачи

п.6

10

3

Понятие предложение

1

10.11

у/беседа

п.7

11

4

Закон предложения

1

17.11

задачи

гл.3

12

5

Взаимодействие спроса и предложения

1

24.11

практикум

гл.3

13

 6

Рыночное равновесие

1

01.12

у/беседа

гл.4

14

7

обобщение по теме: Спрос и предложение

1

08.12

зачет

Раздел 3. Рынок

4

ДВД, тесты

15

1

Рынок

1

15.12

у/л с эл/бесед

гл.4

16

2

Конкуренция и структура рынка

1

22.12

у/практикум

гл.4

17

3

Условия возникновения монополий

1

29.12

у/беседа

гл.4

18

4

Повторение по теме: Рынок

1

зачет

Раздел 4. Рынок и государство

3

19

1

Рынок и государство

1

у/лекция

гл.4

20

2

Причины и формы вмешательства государства в экономику

1

у/практикум

гл.4

21

3

Обобщение: Рынок и государство

1

тесты

Раздел 5. Деньги, денежное обращение

3

22

1

Мир денег

1

у/лекция

п.10.

23

2

Законы денежного обращения

1

практикум

п.11

24

3

Повторение: Деньги

1

зачет

Раздел 6. Инфляция

3

25

1

Инфляция

1

у/лекция

гл.5

26

2

Причины и виды инфляции

1

у/игра

гл.5

27

3

Зачет: Инфляция

1

тесты, тв/раб

Раздел 7. Банковская система

4

28

1

Причины появления и виды банков

1

у/лекция

гл.6

29

2

Кредитование

1

у/практикум

п.12

30

3

Функции ЦБРФ

1

у/беседа

п.13

31

4

Повторение: Банковская система

1

 

зачет

Раздел 8. Экономика края

3

32

1

Экономика края

1

у/лекция

33

2

Экономика края

1

у/беседа

34

3

Ит/повторение: Введение в экономику

1

тесты

35

Итоговое повторение

1

34

Календарно - тематическое планирование 11 класс

Курс: Введение в экономику

Раздел 9.  Рынок труда

7

1.

1.

Рынок труда

1

06.09

у/лекция

гл.7

2.

2.

Что такое зарплата и от чего она зависит

1

13.09

у/практикум

Г.15

3.

3.

Социальные проблемы труда

1

20.09

у/беседа

гл.8

4.

4.

Профсоюзы и трудовые конфликты

1

27.09

у/лекция

п.18

5.

5.

Социальные факторы формирования з/п

1

04.10

у/практикум

п.18

6.

6.

Пенсионное обеспечение РФ

1

11.10

у/лекция

гл.7

7.

7.

Обобщение. Рынок труда

1

18.10

зачет

Раздел 10. Эк/проблемы безработицы

3

 

8.

1

Экономические проблемы безработицы

1

25.10

у/лекция

гл.9

9.

2

Причины и виды безработицы

1

01.11

у/практикум

п.19

10.

3

Повторение: Безработица

1

15.11

тесты

Раздел 11.  Гос/регулирование рынка. Бюджет государства

7

11.

1

Изменение результатов э/деятельн. страны

1

22.11

у/лекция

гл.10

12.

2

Экономический рост

1

29.11

п.31

13.

3

Методы исчисления ВВП

1

06.12

у/практикум

п.22

14.

4

Фискальная политика

1

13.12

у/беседа

п.23

15.

5

Монетарная политика

1

20.12

у/размышл

п.23

16.

6

Государственные финансы

1

27.12

у/практикум

п.29

17.

7

Повторение: Бюджет государства

1

Тв/работа

Р12. Организация международ/торговли

4

18.

1

Международная торговля

1

у/лекция

гл.13

19.

2

Регулирование внешней торговли

1

у/практикум

п.33

20.

3

Валютный рынок

1

у/беседа

п.34

21.

4

Повторение: Международная торговля

1

игра

Раздел 13. Российская экономика

5

22.

1

Российская экономика

1

у/лекция

гл.16

23.

2

Российская экономика

1

у/беседа

гл.16

24.

3

Экономика края

1

у/беседа

гл.16

25.

4

Инфраструктура края

1

практикум

гл.16

26.

5

Повторение: экономика России  и края

1

зачет

Р 14. Бизнес и предпринимательство

8

27.

1

Бизнес

1

у/лекция

гл.10

28.

2

Предпринимательство

1

у/лекция

гл.10

29.

3

Организация предприятия

1

у/практикум

гл.10

30.

4

Финансирование бизнеса

1

у/практикум

гл.10

31.

5

Финансовый учет

1

у/практикум

гл.10

32.

6

Ведение бизнеса

1

деловая игра

гл.10

33.

7

Деловая среда бизнеса

1

Игра

34.

8

Повторени:Бизнес и предпринимательство

1

проект

Итого:

34

Всего

68

ПРОГРАММА

СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

по ЭКОНОМИКЕ (профильный уровень)

                                                             ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Примерная программа по экономике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.

Примерная программа предназначена для учащихся старшей школы изучающих профильный курсэкономики.

Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных и практических работ, выполняемых учащимися.

Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников. Авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в части конкретизации и структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым примерная программа содействует сохранению единого образова-

тельного пространства не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

Программа предлагает определенную последовательность и глубину изучения экономических концепций, позволяющую обеспечить преемственность со следующей ступенью образования (средним или высшим профессиональным образованием).

Программа ориентирована на изучение российскими школьниками базовых экономических понятий, формирование у школьников общих, и в то же время, достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом и предпринимательской деятельностью.

Структура документа

Примерная программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным (в модальности «не менее») распределением учебных часов по темам курса; требования к уровню подготовки выпускников. Программа предлагает логичную последовательность изучения экономических вопросов.

Общая характеристика учебного предмета

Содержание среднего (полного) общего образования на профильном уровне по экономике представляет комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину России. Он включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства, в том числе в международной сфере. Основные содержательные линии:

основные концепции экономики;

микроэкономика;

макроэкономика и международная экономика;

прикладная экономика.

Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят навыки, умения и ключевые компетентности, необходимые для будущей работы в экономической сфере.Содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения, прежде всего, экономики фирмы и государства. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо будущему экономисту.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами обществоведения, математики, истории, географии, права, литературы. Профильное экономическое образование предполагает развитие начальных профессиональных умений и навыков, а также освоение базовых навыков для будущей работы в экономической сфере.

Цели

Изучение экономики в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации;

воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;

освоение системы знаний об экономической деятельности фирм и государства, об экономике России для последующего изучения экономических дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства; выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам с применением элементов научного

анализа;

формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в эк/ сфере.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Р Ф отводит 140 часов для профильного изучения учебного предмета «Экономика» на этапе среднего (полного) общего образования. Рекомендуется изучать экономику в X и XI классах из расчета 2 учебных часа в неделю.

Примерная программа рассчитана на 140 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 14 учебных часов (или 10%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритета ми для учебного предмета «Экономика» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;

- применение математических знаний в экономической сфере;

- применение полученных знаний для определения э/ рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение  информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график,диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

 - работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

- участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза

- пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

- владение основными видами публичных выступлений  

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Результаты обучения

Результаты изучения курса «Экономика» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и экономически оправданного подхода к решению жизненных и профессиональных задач; овладение знаниями и умениями,  

позволяющими ориентироваться в экономической среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: характеризовать, анализировать, объяснять, раскрывать на примерах, осуществлять поиск социальной информации, оценивать, формулировать собственные суждения и т.д.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Результаты обучения позволят учащимся освоить основы поведения в экономической сфере и помогут осознанно выбрать будущую специализацию.

 ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (140 час)                             Часть 1. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ЭКОНОМИКИ (11 час)

ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ (2 час)

Что означает термин «экономика». Экономическая наука, ее предмет. Экономические модели. Предпосылка рационального поведения. Микроэкономика и макроэкономика. Эк/теория и прикладная экономика. Эк/наука и экономическая политика.

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ СТОИМОСТЬ И ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА (4 час)

Потребности, блага и услуги, ресурсы. Ограниченность ресурсов. Эк/ и неэк/(свободные) блага. Проблема выбора. Альтернативная стоимость (альтернативные издержки). Кривая (граница) производственных возможностей. Факторы, влияющие на форму и сдвиги кривой производственных возможностей. Закон возрастающих альтернативных издержек.

Факторы производства: труд, земля, капитал и предпринимательские способности. Факторные доходы: заработная плата, рента, процент и прибыль.

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ, ОБМЕН, АБСОЛЮТНЫЕ И СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА (3 час)

Специализация и разделение труда. Обмен и взаимозависимость. Почему торговля рождает богатство. Абсолютные и сравнительные преимущества. Выгоды добровольного обмена. Условия взаимовыгодной и безубыточной торговли.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ, СОБСТВЕННОСТЬ,

РАЦИОНАЛЬНОСТЬ И СТИМУЛЫ (2 час)

Понятие экономической системы. Традиционная, командная и рыночная экономические системы. Смешанная экономика. Эволюция экономических систем. Понятие собственности. Владение, пользование и распоряжение. Формы собственности. Объек-

ты собственности.

Часть 2. МИКРОЭКОНОМИКА (38 час)

Раздел I. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ (8 час)                    СПРОС (4 час)

Понятие рынка. Рынок одного товара. Спрос. Величина спроса. Шкала спроса, кривая спроса. Закон спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффекты Гиффена и Веблена. Факторы, формирующие спрос. Эластичность спроса по цене. Точечная и дуговая эластичность. Эластичный и неэластичный спрос. Эластичность спроса по доходу. Нормальные и инфериорные блага. Товары первой необходимости и товары роскоши. Перекрестная эластичность спроса.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ (2 час)

Понятие предложения. Величина предложения. Функция предложения, кривая предложения и

шкала предложения. Закон предложения. Индивидуальное и рыночное предложение. Время и предложение: мгновенный, краткосрочный и долгосрочный периоды. Эластичность предложения по цене. Факторы, формирующие предложение: цены факторов производства и новые технологии, налоги и субсидии.

РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ (2 час)

Функционирование рынка. Рыночное равновесие. Равновесная цена и равновесный объем продаж. Влияние изменений спроса и предложения на рыночное равновесие. Взаимосвязь рынков. Роль информации на рынке. Прямое и косвенное вмешательство государства в ценообразование. Предельные и фиксированные цены. Избыточное предложение. Избыточный спрос.

Раздел II. ФИРМА. ТЕОРИЯ ПРОИЗВОДСТВА (8 час)

БУХГАЛТЕРСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИЗДЕРЖКИ И ПРИБЫЛЬ (3 час)

Фирма в экономической теории. Цели фирмы. Бухгалтерские (внешние или явные) издержки. Амортизационные отчисления. Выручка. Бухгалтерская прибыль: валовая и чистая. Внутренние (неявные) издержки. Нормальная прибыль. Экономические издержки. Экономическая прибыль. Необратимые издержки.

ТЕОРИЯ ПРОИЗВОДСТВА (5 час)

Фирма как производственная функция. Производительность ресурсов (факторов производства). Производительность труда. Измерение и факторы производительности труда. Показатели выпуска фирмы: общий, средний и предельный продукт переменного фактора производства. Закон убывающей отдачи. Фиксированные (постоянные) и переменные издержки. Функции издержек: общие, средние, средние переменные и предельные издержки. Кривые издержек в краткосрочном периоде. Обоснование

формы кривых издержек. Эффект масштаба. Предельная выручка фирмы. Максимизация прибыли.

Раздел III. ОТРАСЛЬ. КОНКУРЕНЦИЯ. РЫНОЧНЫЕ СТРУКТУРЫ (10 час)

СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ (3 час)

Условия совершенной конкуренции. Конкурентная фирма, максимизация ее прибыли. Предложение конкурентной фирмы в краткосрочном периоде. Долгосрочное равновесие на рынке совершенной конкуренции. Прибыль и поведение конкурентной фирмы в долгосрочном периоде. Рынки, близкие к совершенной конкуренции.

МОНОПОЛИЯ (3 час)

Природа монополии. Виды монополий. Естественные монополии. Причины возникновения монополий. Монополии в России.

Сравнительный анализ монополии и совершенной конкуренции. Монопольная прибыль. Социальная цена монополии. Условие прекращения производства монополией. Цена, издержки и эластичность спроса на монопольном рынке. Ценовая дискриминация.

МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ, ОЛИГОПОЛИЯ И МОНОПСОНИЯ. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО (4 час)

Природа олигополии. Поведение олигополистов. Нескоординированная олигополия. Молчаливый сговор. Лидерство в ценах. Явный сговор (картель). Природа монополистической конкуренции. Дифференциация продукта. Рыночная власть покупателей. Монопсония. Простейшая модель монопсонии. Особенности ценообразования в условиях монопсонии. Количественные методы оценки структуры рынка. Коэффициент Лернера. Измерение уровня концентрации в отрасли. Роль крупного бизнеса в прогрессе экономики. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Основные способы и ограничения регулирования монопольных рынков. Эволюция взглядов на монополию и антимонопольную политику. Российское антимонопольное законодательство.

Раздел IV. РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА (6 час)             РЫНОК ТРУДА (3 час)

Производный спрос. Спрос фирмы на труд. Заработная плата в экономической теории и практике. Предложение труда для отдельной фирмы. Равновесие на локальном рынке труда. Минимальная оплата труда. Роль профсоюзов.

РЫНКИ КАПИТАЛА И ЗЕМЛИ (3 час)

Понятия капитала и рынка капитала. Процент как цена капитала. Дисконтирование. Приведенная стоимость. Смысл ставки дисконтирования и ее выбор. Цена капитала. Рынок земли (природных ресурсов). Цена земли. Земельная рента.

Раздел V. НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ РЫНКА И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ (6 час)

ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА (2 час)

Понятия несостоятельности рынка и государства. Общественные блага и услуги, их свойства. Чистые общественные блага. Неконкурентность и неисключаемость. Классификация благ по характеру получения и по характеру потребления. Источники финансирования чистых общественных благ. Эффективность общественных благ. Го/механизм и принятие общественных решений.

ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ (2 час)

Положительные и отрицательные внешние эффекты. Общественные и частные издержки. Экономический подход к экологии. Проблемы и способы государственного регулирования внешних эффектов.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ (2 час)

Доходы населения и их источники. Дифференциация доходов. Опасность выравнивания доходов. Последствия сильной дифференциации доходов. Измерение неравенства доходов. Кривая Лоренца и коэффициент Джини.

Часть 3. МАКРОЭКОНОМИКА и МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИКА (39 час)

Раздел I. ИНСТРУМЕНТЫ МАКРОЭКОНОМИКИ (11 час)

ПРЕДМЕТ И ОСОБЕННОСТИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА (1 час)

Предмет макроэкономики. Основные макроэкономические проблемы. Агрегирование. Макроэкономические агенты и макроэкономические рынки.  Кругооборот расходов и доходов.

ВАЛОВОЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ (4 час)

Понятие системы национальных счетов. Валовой внутренний продукт (ВВП) и валовой национальный продукт (ВНП). Конечная и промежуточная продукция. Добавленная стоимость. ВВП на душу населения. Методы измерения ВВП по расходам и по доходам. Проблемы расчета ВВП (ВНП). Нерыночное производство. Проблема учета качества окружающей среды. Теневая экономика.

Номинальные и реальные экономические показатели. Номинальный и реальный ВВП. Индекс потребительских цен (ИПЦ) и дефлятор ВВП.

СОВОКУПНЫЙ СПРОС И СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (3 час)

Совокупный спрос. Причины отрицательного наклона кривой совокупного спроса. Неценовые факторы совокупного спроса.

Совокупное предложение. Причины положительного наклона кривой совокупного предложениия. Неценовые факторы совокупного предложения. Классическая модель. Закон Сэя. Кейнсианская макроэкономическая модель. Макроэкономическое равновесие. Шоки совокупного спроса и совокупного предложения.

ДЕНЬГИ И БАНКИ (3 час)

Деньги. Функции денег. История денег. Формы денег. Денежные агрегаты. Банки. История банковского дела. Операции коммерческих банков. Российские коммерческие банки. Банковская система. Центральный банк и его функции.

Раздел II. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ (11 час)                     ИНФЛЯЦИЯ (3 час)

Закон денежного обращения. Уравнение обмена Фишера. Инфляция: понятие, виды и причины. Инфляция спроса и инфляция предложения. Дефляция. Последствия и издержки инфляции.

БЕЗРАБОТИЦА (3 час)

Понятие безработицы. Уровень и виды безработицы. Полная занятость и потенциальный ВВП. Последствия безработицы. Государственная политика поддержки занятости.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И РАЗВИТИЕ (3 час)

Понятие эк/роста. Темп экономического роста. Источники экономического роста. Экстенсивный и интенсивный рост. Экономическое и общественное развитие. Порочный круг бедности. Качество жизни. Индекс человеческого развития.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ (2 час)

Экономические циклы. Типы эк/циклов. Классические среднесрочные циклы деловой активности. Причины экономических циклов. Фазы цикла.

Раздел III. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА (7 час)    ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА (3 час)

Что такое макроэкономическая политика. Кредитные деньги или как банки «делают деньги». Обязательные резервы. Кредитная эмиссия. Банковский мультипликатор. Банковские резервы и кредитные возможности.

ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА (4 час).

Роль налогов в экономике. Основные виды налогов. Средняя и предельная ставки налога. Воздействие налогов на экономику. Кривая Лаффера. Налоговая система России. Государственный бюджет. Дефицит государственного бюджета и способы его финансирования. Государственный долг. Фискальная политика.

Раздел IV. МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИКА (10 час)             МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ (4 час)

Абсолютное и сравнительное преимущество в международной торговле. Протекционизм: цели и средства. Импортные тарифы. Нетарифные барьеры. Экспортные субсидии. Свободная торговля. Всемирная торговая организация (ВТО). Россия и ВТО. Региональная интеграция.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСЫ (4 час)

Спрос и предложение на рынке валют. Формирование валютного курса. Факторы, определяющие валютные курсы. Валютные риски. Валютные системы. Валютные кризисы.

ГЛОБАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ (2 час)   Понятие глобализации, ее выгоды и риски. Краткая характеристика основных глобальных проблем. Взаимосвязь глобальных проблем. Развитые и развивающиеся страны. Наиболее актуальные для России глобальные проблемы. Устойчивое развитие.

Часть 4. ПРИКЛАДНАЯ ЭКОНОМИКА (38 час)                Раздел I. БИЗНЕС (16 час)

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ (2 час)

Коммерция и бизнес. Понятия предпринимательства и предпринимателя. Виды предпринимательства. Эволюция взглядов на предпринимательство. Роль предпринимательства в экономике. Характеристика предпринимателя. Склонность к риску. Мотивы предпринимателя. Предприниматель и фирма. Внутрифирменное предпринимательство.

ПРЕДПРИЯТИЯ И ИХ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ (4 час)

Юридические лица. Некоммерческие предприятия. Общая классификация фирм по правовому статусу. Формы предприятий в России. Государственные и муниципальные унитарные предприятия. Производственные кооперативы. Объединения предприятий. Малый бизнес.

МЕНЕДЖМЕНТ (4 час)

Понятия менеджмента и менеджера. Организационная структура. Принципы менеджмента. Механизмы координации. Организация производства. Управление персоналом. Мотивация и контроль.

МАРКЕТИНГ (4 час)

Понятие маркетинга. История и эволюция маркетинга. Поведение покупателей на рынке. Сегментация рынка. Жизненный цикл товара. Реклама. Качество. Стимулирование сбыта.

БИЗНЕС-ПЛАН (2 час)

Понятие бизнес-плана. Его назначение и структура. Процесс планирования.

Раздел II. ФИНАНСЫ (10 час)

ФИНАНСИРОВАНИЕ БИЗНЕСА. ЦЕННЫЕ БУМАГИ (6 час)

Финансы и финансовые институты. Основной и оборотный капитал. Источники финансирования: внутренние и внешние.

Заемные средства. Ценные бумаги. Облигации предприятий. Государственные и муниципальные облигации. Акции. Цены и доходность акций и облигаций. Первичный и вторичный рынки ценных бумаг. Фондовый рынок. Стоимость фирмы. Защита

интересов вкладчиков. Паевые (взаимные) фонды.

СТРАХОВАНИЕ (2 час) Сущность страхования. Формы и виды страхования. Страховые услуги. Основные понятия страхования. Страхование в России.

УЧЕТ (2 час)   Учет: структура и основные понятия. Принципы бухгалтерского учета. Финансовая отчетность. Бюджет (смета).

Раздел III. РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИКА (8 час)

СТАНОВЛЕНИЕ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ (4 час)

Краткая экономическая история России до 1917 года. Административно-командная экономика Советского Союза. Попытки реформирования советской экономики. Старт рыночной экономики. Макроэкономическая стабилизация и институциональные преобразования. Первые результаты и социальная цена реформ.

СОВРЕМЕННАЯ РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИКА (4 час)   Ресурсы российской экономики. Итоги первого десятилетия реформ. Экономическая политика. Стратегия роста.

Резерв учебного времени 18 часов.

Самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые учащимися

Не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

работу с источниками экономической информации, с использованием современных средств коммуникации ( Интернета);

 • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;

освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих играх и тренингах,  

применение полученных знаний для определения эк/ рационального, правомерного и социально одобряемого поведения;

аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах,  

написание творческих работ по экономическим вопросам.

 В результате изучения экономики на профильном уровне ученик должен

Знать/Понимать

смысл основных теоретических положений экономической науки;

основные эк/принципы функционирования семьи, фирмы, рынка и государства, а также международных эк/отношений;

Уметь

приводить примеры: взаимодействия рынков; прямых и косвенных налогов; взаимовыгодной международной торговли;

описывать: предмет и метод экономической науки, факторы производства, цели фирмы, основные виды налогов, банковскую систему, рынок труда, экономические циклы, глобальные экономические проблемы;

объяснять: экономические явления с помощью альтернативной стоимости; выгоды обмена; закон

спроса; причины неравенства доходов; роль минимальной оплаты труда; последствия инфляции;

сравнивать (различать): спрос и величину спроса, предложение и величину предложения, рыночные структуры, безработных и незанятых, организационно-правовые формы предприятий, акции и облигации;

вычислять на условных примерах: величину рыночного спроса и предложения, изменение спроса (предложения) в зависимости от изменения формирующих его факторов, равновесную цену и объем продаж; экономические и бухгалтерские затраты и прибыль, смету   доходов и расходов, спрос фирмы на труд; реальный и номинальный ВВП, темп инфляции,  

применять для экономического анализа: кривые спроса и предложения, графики изменений рыночной ситуации в результате изменения цен на факторы производства, товары-заменители и дополняющие товары;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

исполнения типичных экономических ролей;                 решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;

совершенствования собственной познавательной деятельности;             оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;                 осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования экономической ин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по биологии 7 класс

Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по биологии 7 класс у чебнику "Биология .Животные", В.В.Латюшин, В.А.Шапкин....

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс

Рабочая программа разработана на основе авторской программы по литературе, рекомендованной Министерством образования РФ, авт. А.Г.Кутузов, Е.С.Романичева, А.К.Киселев, И.И.Мурзак, А.Л.Ястребов, «Дрофа...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе 8 класс

Рабочая программа разработана на основе авторской программы по литературе, рекомендованной Министерством образования РФ, авт. А.Г.Кутузов, Е.С.Романичева, А.К.Киселев, И.И.Мурзак, А.Л.Ястр...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе 10 класс

Рабочая программа по литературе разработана на основе авторской программы по литературе для 5 – 11 классов Г.И.Беленького, Э.А.Красновского, Ю.И.Лыссого и др., рекомендованной Министерством...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе 9 класс

Рабочая программа по литературе разработана на основе авторской программы, рекомендованной Министерством образования РФ, авторы-составители А.Г.Кутузов, Е.С.Романичева, А.К.Киселев, И.И.Мур...

рабочая программа и календарно- тематическое планирование по математике 5 класс

Материал содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование по математике для 5 класса к учебнику Н.Я.Виленкина...

Рабочая программа и календарно - тематическое планирование. Английский язык. 2 класс. УМК М.З.Биболетовой, Н.Н.Трубаневой

Рабочая программа и подробное календарно - тематическое планирование уроков английского языка во 2 классе к УМК М.З.Биболетовой, Н.Н.Трубаневой "Enjoy English"....