Разработка урока по теме "Самооценка личности"
план-конспект урока по обществознанию (7 класс) по теме

Материал предложенного конспекта урока и презентации используется на уроках обществознания при изучении темы "Самооценка подростка", также будет интересен классным руководителям для проведения классных часов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок  обществознания «Самооценка подростка» 7 класс.

Цель урока: формирование знаний об основных понятиях урока: самооценка, уровень самооценки, самовоспитание.

Задачи урока:

  1. Развивать объективное отношение к самооценке, самокритичность и самоконтроль;
  2. Воспитывать стремление к самосовершенствованию личности учащихся, самообразованию и самовоспитанию.
  3. Провести психологические исследования уровня самооценки и дать учащимся советы по самовоспитанию.
  4. Способствовать развитию успешной личности.

Учебно-методический комплекс урока:

  1. Обществознание: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. А.И. Кравченко, Е.А. Певцова, М .: «Русское слово». 2012
  2. Набор психологических тестов по теме урока.
  3. Мультимедийная презентация к уроку «Самооценка подростка».

Особенности урока: проводится учителем обществознания и педагогом-психологом.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Основные приёмы организации деятельности учащихся

1.

Психологический тест «Ладошки» и «Кружочки»

(Приложение 1)

Педагог-психолог проводит тест

Выполнение тестов коллективно и индивидуально.

Тест

2.

Обсуждение теста «Ладошки».

Переход к теме урока «Самооценка подростка». Целеполагание.

Учитель обществознания организует беседу. Актуализирует знания учащихся, осуществляет целеполагание совместно с учащимися

Участвуют в беседе с учителем, друг с другом.

Беседа

3.

Изучение основных понятий урока: самооценка, виды самооценки.

Учитель обществознания.

Организация беседы по теме. Объяснение основных понятий.

(Самооценка. Завышенная, заниженная, правильная самооценка. Проблемы подростков с разным уровнем самооценки)

Участвуют в беседе, выводят и формулируют вместе с учителем основные понятия.

Беседа

4.

Анализ теста на уровень самооценки личности.

(Приложение 2)

Педагог-психолог знакомит учащихся с результатами теста на самооценку, даёт практические советы.

Знакомятся с результатами индивидуального тестирования.

Тест

5.

Практическое задание

«Определить уровень самооценки  литературных героев - героев детских книг»

(Приложение 3)

Педагог-психолог обсуждает с учащимися характер и внешний вид героев, уровень их самооценки

Определяют уровень самооценки героев детских книг.

Беседа

6.

Изучение вопроса «Кто влияет на самооценку подростка».

Учитель организует обсуждение вопросов: «Кто влияет на самооценку подростка», «Что влияет на самооценку подростка»

Учащиеся индивидуально предлагают ответы на поставленные вопросы, затем следует коллективное обсуждение вопроса.

Беседа

7.

Выполнение практического задания (просмотр кадра из к\ф «Служебный роман» и обсуждение самооценки героини фильма»

Учитель организует просмотр фрагмента из кинофильма, ставит проблемные вопросы, организует обсуждение их.

Смотрят отрывок из кинофильма, отвечают на поставленные учителем вопросы, участвуют в беседе.

Беседа

8.

Изучение вопроса «Самовоспитание, методы самовоспитания»

(Приложение 4)

Учитель актуализирует знания учащихся по понятию «самовоспитание», знакомит с методами самовоспитания, организует первичный тренинг по самовоспитанию.

Участвуют в беседе с учителем, приводят примеры методов самовоспитания, тренируют различные приёмы самовоспитания.

Тренинг

9.

Практикум.

Самооценка подростка и формирование успешной личности. Выполнение практикума «Коллаж мечты»

(Приложение 5.)

Рассказ учителя «Успех в жизни каждого человека». Организация практикума.

Слушают рассказ учителя, выполняют практикум «Коллаж мечты»

Практикум

10.

Рефлексия урока. Итог урока.

(Приложение 6)

Организация рефлексии

Участие в рефлексии

Беседа

11.

Психологическая рефлексия «Зеркало»

(Приложение 7)

Организация рефлексии

Участие в коллективной рефлексии.

Тренинг

Приложение 1.

Упражнение “Ладошки”.

        На столе у учащихся лежат нарисованные ладошки.

Задание. Пишите в середине ладошки своё имя. Затем передаете лист соседу справа от вас. Каждый должен написать в пальчиках то качество, которое привлекает вас в этом человеке, то есть которое нравится.

        Ладошки возвращаются хозяевам. Учитель объясняет, что гораздо легче оценить другого,  чем себя. Каждому приятно узнать о себе положительные качества от других, нежели оценивать самого себя.

Методика «Самооценка (кружочки)»

        Учащимся выдаются листы, где изображены  в ряд 8 кружков.

Задание Быстро вписать в один кружок букву «Я».

Психолог объясняет, что чем ближе к левому краю листа поставлена  буква «Я», тем ниже самооценка ученика, чем ближе к правому краю, тем выше самооценка

Приложение 2.

Тест «Определи самооценку»

Очень часто – 4 балла

Часто – 3 балла

Иногда – 2 балла

Редко - 1 балла

Никогда – 0 баллов

  1. Я часто волнуюсь понапрасну.
  2. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.
  3. Я боюсь выглядеть глупцом.
  4. Я беспокоюсь за своё будущее.
  5. Внешний вид других куда лучше, чем мой.
  6. Как жаль, что многие не понимают меня.
  7. Чувствую, что я не умею как следует разговаривать с людьми.
  8. Люди ждут от очень многого.
  9. Чувствую себя скованным.
  10.  Мне кажется, что со мной должна случиться  какая-нибудь неприятность.
  11.  Мне не безразлично, как люди относятся ко мне.
  12.  Я чувствую, что люди говорят про меня за моей спиной.
  13.  Я не чувствую себя в безопасности.
  14.  Мне не с кем поделиться своими мыслями.
  15.  Люди не особенно интересуются моими достижениями.

        Интерпретация результатов. Подсчитывается сумма баллов. 31 и выше баллов – ты недооцениваешь себя. 11-30 баллов – правильная (адекватная) самооценка. 10 и ниже – завышенная самооценка.

30 баллов – вы недооцениваете себя. Очевидно вы недовольны собой, вас мучают сомнения и неудовлетворённость своим интеллектом, способностями, достижениями, своей внешностью…Остановитесь! Кто сказал, что любить себя плохо? Кто внушил вам, что думающий человек должен быть постоянно собой недоволен? Разумеется, никто не требует от вас самодовольства, но вы должны принимать себя, уважать себя, поддерживать в себе этот огонёк.

10-30 баллов правильная (адекватная) самооценка. Вы живёт е в согласии с собой, знаете себя и можете доверять. Обладаете ценным умением находить выход из трудных ситуаций как личного характера, так и во взаимоотношениях с людьми. У вас нормальная здоровая самооценка, вы умеете быть для себя поддержкой и источником силы.

10 и ниже – завышенная самооценка. Вы довольны собой и уверены в себе. У вас большая потребность доминировать над людьми, любите подчёркивать своё «я», выделять своё мнение. Вам безразлично то, что о вас говорят, но сами вы имеете склонность критиковать других.

Советы психолога для повышения самооценки.

  • Принятие самого себя.
  • Признание самого себя.
  • Воздержитесь от сравнения.
  • Не занижайте себя.
  • Будьте с позитивными людьми.
  • Напомните себе о позитивных вещах, о самом себе.
  • Участие в деятельности, приносящей удовольствие.
  • Общайтесь с друзьями.
  • Обратитесь за помощью.
  • Твердо знайте, чего хотите добиться.
  • Чтобы были ясны намерения, нужен ясный план.
  • Вообразите желаемый результат.
  • Превратите препятствие в трамплин для новых прыжков к цели.
  • Оглянитесь в прошлое, насладитесь настоящим, интересуйтесь будущим.

Приложение 3.

Определение уровня самооценки литературных героев – героев детских книг.

Предложены литературные герои: Карлсон, Буратино, Пьеро, ослик Иа.

Приложение 4. 

Самовоспитание.

Высказывания-настрои (напечатаны на карточках)

Задание учащимся

Методы самовоспитания

«Разговаривать спокойно!»

«Я уверен в себе».

«Я овладею этим материалом».

«У меня самые красивые уши в мире».

«Умница!»

«Молодец!»

«Здорово получилось!»

«Так держать!»

«Плохо!»

Прочитать данные высказывания с выражением и определить к какому методу самовоспитания они относятся

  • Самоприказ
  • Самовнушение
  • Самоободрение
  • Рассмотрение ситуации с юмором.
  • Самостимуляция

Приложение 5.

Практикум «Коллаж мечты».

Учитель объясняет, что если в оценке своей личности ребенок во многом зависим от мнения родителей и учителей, то самооценка подростка уже в большей мере зависит от впечатлений о нем его друзей и сверстников, от того, как его воспринимают в обществе. Зачастую возникающая низкая самооценка подростка может оказать негативное влияние на всю его дальнейшую жизнь. Мнение о себе как о «неудачнике», «недостойном» хорошего отношения или уважения окружающих, «неинтересном» заставляют подростка прятаться от окружающих, искать общества тех, кто примет его таким «несовершенным», каким он себе кажется. Задача современного образования – подготовить успешную личность, личность,  адекватно оценивающую себя, свои поступки, верящую в свои силы.

Психологи рекомендуют технологию «Коллаж мечты».

Данный тренинг выполняется учащимися на компьютерах в программе Power Point. (Предварительно объясняется, что такое коллаж и техника его выполнения). Для проведения тренинга учителем заранее делаются заготовки:

  • Страничка в программе Power Point с портером (фотографией) ученика.
  • Заготовки картинок и фотографий в программе Word (подбираются самые разнообразные картинки, отражающие такие направления деятельности как работа, статус, увлечения, природа, домашние животные, дом квартира, домашнее хозяйство,  и др. Подбирается довольно большое количество картинок).

Учащиеся путём простого копирования картинок и создания мини-тестов создают свой коллаж мечты.

Рекомендации для создания коллажа:

1. Напишите список своих целей (необязательно их привязывать к конкретному времени).
2. Формулируйте цели в настоящем времени («Я владелец крупной финансовой кампании»).
3. Используйте яркие картинки, которые передают эмоции и глубину ваших целей.
4. Разместите на листе список целей и картинки.
5.           Подумайте,  как ещё можно оформить коллаж.

Приложение 6.

Рефлексия урока.

Я узнал(а)...
Я научился(лась)...
Я понял(а), что могу...
Мне понравилось...
Для меня стало новым...
Меня удивило...
У меня получилось...
Я приобрёл (а)..
Мне захотелось...
Меня воодушевило...

Психологический тренинг.

Упражнение “Я люблю тебя таким, какой ты есть ”.

        Давайте вспомним «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях». Как говорила царевна, глядясь в зеркало:

Свет мой зеркальце скажи,
Да всю правду доложи,
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?

        Вот сейчас каждый  возьмет в руки зеркальце, спокойно посмотрит в него, глядя себе в глаза, а затем скажет, назвав себя по имени: “Я люблю тебя (имя) таким, какой ты есть”. Также учащиеся по желанию могут назвать, что именно нравится им в себе (своей внешности или характере).



Подписи к слайдам:

Обществознание 7 класс.
Ладошки.
Напишите в каждом пальчике то качество, которое вас привлекает в этом человеке.
Поставь галочку в кружок
Самооценка подростка.
Цель урока:Сформироватьпредставление обосновных понятияхурока: самооценка,уровень самооценки,самовоспитание.
Задачи урока:Развивать объективное отношение к самооценке, самокритичность и самоконтроль;Воспитывать стремление к самосовершенствованию личности учащихся, самообразованию и самовоспитанию.Провести психологические исследования уровня самооценки и дать учащимся советы по самовоспитанию.Способствовать развитию успешной личности
Самооценка
это представление человека о своей ценности, оценка собственных качеств, достоинств и недостатков.Значение самооценки ? - регулирование поведения личности
Самооценка
Завышенная
Правильная
Заниженная
Результаты теста «Самооценки»
30 баллов – ты недооцениваешь себя. Очевидно вы недовольны собой, вас мучают сомнения и неудовлетворённость своим интеллектом, способностями, достижениями, своей внешностью…Остановитесь! Кто сказал, что любить себя плохо? Кто внушил вам, что думающий человек должен быть постоянно собой недоволен? Разумеется, никто не требует от вас самодовольства, но вы должны принимать себя, уважать себя, поддерживать в себе этот огонёк.

10-30 баллов правильная (адекватная) самооценка. Вы живёт е в согласии с собой, знаете себя и можете доверять. Обладаете ценным умением находить выход из трудных ситуаций как личного характера, так и во взаимоотношениях с людьми. У вас нормальная здоровая самооценка, вы умеете быть для себя поддержкой и источником силы.10 и ниже – завышенная самооценка. Вы довольны собой и уверены в себе. У вас большая потребность доминировать над людьми, любите подчёркивать своё «я», выделять своё мнение. Вам безразлично то, что о вас говорят, но сами вы имеете склонность критиковать других.
Самооценка
Завышенная
Реальная
Заниженная
Самооценка
ЗавышеннаяОбидчивостьПодозрительностьАгрессивность Возвышение и приукрашение себя.Повышенная эмоциональность, импульсивностьЗлоупотребление отношениями с другими людьми
Самооценка
ЗаниженнаяНеуверенностьТревожностьБезынициативность Уязвимость
Определите самооценку героев. литературных
Советы психолога для повышения самооценки.
Принятие самого себя.Признание самого себя.Воздержитесь от сравнения.Не занижайте себя.Будьте с позитивными людьми.Напомните себе о позитивных вещах, о самом себе.Участие в деятельности, приносящей удовольствие.Общайтесь с друзьями.Обратитесь за помощью.Твердо знайте, чего хотите добиться.Чтобы были ясны намерения, нужен ясный план.Вообразите желаемый результат.Превратите препятствие в трамплин для новых прыжков к цели.Оглянитесь в прошлое, насладитесь настоящим, интересуйтесь будущим.
Самооценка
Кто влияетРодители, родственникиДрузья и товарищиОдноклассникиОкружающие люди
Что влияетМесто проживанияЗдоровьеФизическое развитиеДом, семьяЖизненные событияУспехи и достиженияЖизненные проблемы
Кинофильм «Служебный роман».
Самовоспитание.
СамоприказСамовнушениеСамоободрениеРассмотрение ситуации с юмором.Самостимуляция
неотразимый, яркий образ того, к чему мы стремимся
.
1. Напишите список своих целей (необязательно их привязывать к конкретному времени).2. Формулируйте цели в настоящем времени («Я владелец крупной финансовой кампании»).3. Используйте яркие картинки, которые передают эмоции и глубину ваших целей.4. Разместите на листе список целей и картинки.5. Подумайте как ещё можно оформить коллаж.
Сегодня на уроке
Мы узнали….Мы поняли…Нам понравилось…Стало новым….

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока обществознание "Психологический портрет личности" 7 класс

Данную разработку и презентацию можно использовать на уроке обществознание в 7 классе , при изучении главы: Личность подростка....

разработка урока Культ личности и политические репрессии в СССР в 20-30-х гг.

Главной целью данного урока является сформирование у учащихся представления о негативной сущности политических репрессий в СССР. Содержится богатый материал по Республике Татарстан....

Методическая разработка урока из курса занятий по формированию глобально-ориентированной личности

В период интеграции России в мировое сообщество в условиях нарастания этнических и религиозных конфликтов, а также усиления влияния глобальных проблем современного мира на всё человечество перед педаг...

Методическая разработка урока истории по теме "Екатерина II. Личность и эпоха"

Екатерина II - одна из самых известных личностей российской истории. Императрица, немка по происхождению, но русская душой, немало сделавшая для усиления Российского государства и наведения в нем поря...

Методическая разработка урока по обществознанию в 10 классе "Единство свободы и ответственности личности"

Целью урока является ознакомление учащихся с различными смыслами и аспектами понятия "свобода". Дать представление о том, что абсолютной свободы не бывает. Закрепление материала проводится в тестовой ...

Евгений Иванович Замятин. «Мы». Судьба личности в тоталитарном государстве Методическая разработка урока по литературе в 11 классе

Евгений Иванович Замятин. «Мы».Судьба личности в тоталитарном государствеЛитература (11 класс)Цель урока: углубить представление учащихся о жанре антиутопии, разобраться в проблематике романа. По...