Программа элективного курса "Ориентир в лабиринте закона"
элективный курс по обществознанию (9 класс) по теме

Хайдукова Татьяна Викторовна

Программа элективного курса "Ориентир в лабиринте закона"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon orientir_v_labirinte_zakona_9kl._2011g.doc437.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

 Программа элективного курса «Ориентир в лабиринте закона» рассчитана на 33 учебных часа и предназначена для учащихся 9-х класса.

Актуальность курса: статистика утверждает, что, в России нет ни одной семьи, которая так или иначе не пострадала бы от преступления. Однако самому осваивать лабиринты законов нелегко. Данный курс может служить самоучителем и позволяет в увлекательной, доступной форме рассказать школьникам об уголовном праве и процессе. 

Вид курса: предметно-ориентированный. Теоретические занятия курса гармонично сочетаются с практическими, что позволяет учащимся глубже усвоить сложный, но интересный материал, изучение которого формирует полноценную гражданскую личность с чёткими представлениями о своих правах и обязанностях.

Данный курс базируется на учебном пособии для 9 класса  А.Ф. Никитина «Право и политика» и нормативно-правовых документах Российской Федерации: конституции, уголовном кодексе, уголовно-процессуальном кодексе.

Целесообразность курса: Предлагаемый базисным планом курс обществознания практически не включает в себя элементов знаний в области уголовного права.  Предлагаемый материал углубляет знания учащихся, способствует формированию их правовой культуры и социальной активности. Практико-ориентированный характер обучения направлен на осознание приоритета прав личности, развитие умений школьников строить конструктивные отношения с окружающими.

Особенности курса:

Вопросы

Ответы

1

На каком содержательном материале, и через какие формы работы я смогу наиболее полно реализовать задачи предпрофильной подготовки? Как я смогу помочь ребёнку сориентироваться в выборе профиля, восполнить пробелы его предыдущей подготовки, показать типичные для данного профиля виды деятельности, дать возможность ученику проявить себя и добиться успеха?

Материал курса построен на использовании дополнительной литературы по уголовному праву и комплексе нормативно-правовых источников.
Сориентироваться в выборе профиля и восполнить пробелы предыдущей подготовки учащиеся могут через:

  • знакомство с нормативно-правовой базой, - работой со специальной литературой;
  • овладение специальными юридическими терминами.

2

Чем  содержание курса будет качественно отличаться от базового курса?

Содержание данного курса в базовом  практически не представлено. Курс рассчитан на получение дополнительных знаний, умений, расширение кругозора.

3

Каким образом будет выстроена логика подачи материала в программе? Почему нужна именно такая логика?

Логика подачи материала определяется последовательностью. Каждая изученная тема является базой для освоения следующей.

4

Каким образом будет сгруппирован  материал в программе по разделам и темам?

Материал сгруппирован в три модуля: теоретический, практический и контрольный, где выделены основные цели курса. Модули в свою очередь делятся на блоки, включающие название тем занятий.

5

Сколько времени потребуется для изучения материала с учётом контроля, возможных затруднений и необходимости его повторения с учащимися?

На изучение материала отводится 33 часовых занятия.

6

Какими учебными и вспомогательными материалами обеспечен данный курс?

Основное учебное пособие для учащихся:

А.Ф. Никитин.  Право и политика: учебное пособие для 9 класса общеобразовательных учреждений 6-е изд, доп.-М.: Просвещение, 2001


Нормативно-правовые документы:

  1. Конституция РФ, 1993 г.;
  2. УК РФ от 01.01.1997 с последними изменениями, внесенными Федеральным законом от 28.12.2004 № 187-ФЗ;
  3. УПК РФ от 18.12.2001 с последними изменениями, внесёнными Федеральным законом от 01.06.2005. № 54 -ФЗ

7

Какие виды деятельности возможны в работе с данным содержанием?

Работа со специальной и справочной литературой. Анализ документов.

8

Какие виды  работ могут выполняться учащимися для подтверждения своей успешности в профильном обучении?

Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации и на этой основе учащиеся выполняют следующие виды работ: пишут сочинение-эссе, конспекты, рефераты, готовят сообщения, заполняют таблицу.

9

Какова доля самостоятельной работы ученика в работе по данному курсу, в чём он может проявить инициативу?

Внутри каждого блока проводится самостоятельная работа в виде текущего тестирования. Таким образом,  доля самостоятельной работы составляет от 40 до 60 %.

10

Какие критерии помогут учителю и ученику оценить успешность прохождения данного курса?  

Успешность пройденного курса определяется выполнением учащимися текущего тестирования,  написание реферата и публичная его презентация.

11

Каким образом в процессе  работы будет фиксироваться динамика интереса к данному курсу, к будущему профилю?

  1. Вводная и текущая диагностика знаний в виде тестов.
  2. Активное участие в диспутах, публичных выступлениях.
  3. Качество выполнения практических  работ.

12

Чем может завершиться для ученика изучение курса, какова форма отчетности?

Изучение курса завершается защитой творческих работ.

Цель курса: сформировать у учащихся теоретические знания и практические умения в области уголовного и административного права.

Задачи курса:

1.Информировать учащихся об уголовной юстиции.

2. Раскрыть особенности уголовного процесса.

3. Развивать навыки критического анализа информации.

4. Повысить правовую культуру учащихся.

Формы обучения: индивидуальная, групповая или коллективная работа, работа в парах.

Методы проведения занятий: лекция, беседа, ролевая игра, дискуссия, обсуждение проблемных ситуаций, работа с документами, эссе, заполнение таблиц,  тест, творческое задание.  

Ожидаемый результат. В результате изучения курса учащиеся должны:

1. Иметь представление:

1.1. О правонарушениях и преступлениях.
1.2. О причинах правонарушений и преступлений.
1.3. О юридической ответственности за совершение правонарушения.
1.4. Об уголовной ответственности за совершение правонарушения.
1.5. О механизмах борьбы государства за установление правопорядка.

2. Знать:

2.1. Виды преступлений.
2.2. Что такое вина и ответственность.
2.3. О работе правоохранительных органов.
2.4. Об организации правосудия в нашей стране.

3. Уметь:

3.1. Отличать правонарушение от преступления.
3.2. Анализировать ситуации, обобщать, делать выводы.
3.3. Применять полученные знания в конкретных ситуациях. 

4. Приобрести опыт:

4.1.Работы со специальной справочной литературой.
4.2.Работы с нормативно-правовыми документами РФ.
4.3.Коллективной работы в группах

Структура курса:

Календарно - тематический план

Тема

Кол-во часов

Дата

Деятельность учащихся

всего

теория

практика

1

Знакомство с уголовным правом.

3

2

1

Беседа с учителем, конспектирование.

 Выполнение теста.

2

Правонарушение и преступление.

 Причины правонарушений.

4

2

2

Участвуют в дискуссии, заполняют таблицу «Виды правонарушений» Работа в ролевых группах.
Самостоятельная работа в группах.

3

Вина и ответственность.

3

1

2

Практическая работа с УК РФ. Ст.24-28. Выполняют текущий тест.

4

Ответственность за правонарушение против собственности.

3

1

2

Практическая работа с УК РФ. Ст.158-168. Текущее тестирование.

5

Ответственность за правонарушение против  личности.

3

1

2

Участие в беседе, работа в группах, пишут сочинение-эссе «Ценность человеческой жизни».

6

Групповые правонарушения несовершеннолетних.

3

1

2

Практическая работа с УК РФ. Ст. 35, 87-94. Текущее тестирование.

7

Как не стать жертвой преступления.

3

1

2

Конспектирование, обогащение словаря. Игра «Клуб знатоков»

8

Правопорядок и милиция.

3

1

2

Готовят сообщение о деятельности милиции, работают в группах. Текущее тестирование.

9

Если тебя задержала милиция.

3

1

2

Конспектирование, обогащение словаря. Ролевая игра «Адвокаты»

10

Судебное заседание.

3

1

2

Участие в ролевой игре.

11

Итоговое занятие.

2

2

  Защита творческих работ учащихся (презентации,  доклады).

Всего часов:

33

12

21

Содержание программы: 

Тема 1: Введение.

Цель: Увлечь учеников основами уголовного права.

Ввести учеников в содержание курса, удовлетворить познавательный интерес учащихся. Познакомить с общей структурой курса, его примерным содержанием, и, самое главное, с формами, видами и планируемым объемом самостоятельных и  итоговых работ, которые  предстоит выполнить учащимся за данное время.

Тема 2: Правонарушение и преступление.  Причины правонарушений.

Цель: Обсудить проблему преступности несовершеннолетних, сформировать первоначальные представления об уголовном процессе.

Право граждан на спокойную жизнь. Проблема преступлений несовершеннолетних. Материальный и моральный ущерб от правонарушений. Что такое правонарушение. Понятие аморального поведения. Административный поступок. Понятие преступления.

Тема 3: Вина и ответственность.

Цель: Способствовать формированию понятий вины и ответственности, представлений о механизмах их возникновения, понимания их роли в определении наказания; убедить учащихся в том, что человек сам может управлять своим поведением, исключая или способствуя возникновению вины и ответственности.

Тема 4: Ответственность за правонарушения против собственности.

Цель: Способствовать формированию негативного отношения к посягательствам на чужую собственность; содействовать развитию чувства ответственности в сфере имущественных правоотношений личности; способствовать нейтрализации криминально-иждивенческих настроений в среде подростков.

Тема 5: Ответственность за правонарушения против личности.

Цель: Сформировать общие представления об ответственности за преступные действия, направленные против личности; уважение к важнейшим правам человека – на жизнь и неприкосновенность личности; рассмотреть основные виды правонарушений против достоинства личности и формы ответственности за них.

Тема 6: Групповые правонарушения несовершеннолетних.

Цель: Показать механизмы, приводящие подростков в преступные группы; способствовать осознанию преступных целей антисоциальных объединений несовершеннолетних; сформировать представления об ответственности за групповые правонарушения.

Тема 7: Как не стать жертвой преступления?

Цель: Сформировать представление учащихся о безопасном поведении.

Тема 8: Правопорядок и милиция.

Цель: Сформировать у учащихся осознание чувства ответственности за преступления; расширить представления о механизмах борьбы государства и граждан с преступностью; способствовать пониманию реальных законных путей защиты себя и своих близких от преступных посягательств.

Тема 9: Если тебя задержала милиция.

Цель: Показать учащимся способы защиты своих прав.

Уголовный кодекс.  Закон и порядок. Юридическая ответственность. Многообразие видов юридической ответственности: гражданско-правовая, дисциплинарная, материальная, административная, уголовная. Организация правосудия в нашей стране. Права задержанного несовершеннолетнего.

Тема 10: «Судебное заседание»

Цель: Предупреждение асоциального поведения, формиро¬вание целостного представления о личной ответственности человека за антиобщественные деяния. Ролевая игра.

Тема 11: Итоговое занятие

Цель: закрепить знания учащихся, полученные в ходе изучения курса, презентация  работ. Подведение итогов.

Литература для учителя

  1. Никитин А.Ф. Право и политика: учебное пособие для 9-го класса. М., 2001.
  2. Никитин А.Ф. Права человека:  учебное пособие для средней школы. М.,2001.
  3. Никитин А.Ф. Уголовное право: учебное пособие для средней школы. М., 2001.
  4. Никитин А.Ф. Школьный педагогический словарь. М., 1998.
  5. Гутников А.Б.,  Пронькин В.Н., Элиасберг Н.И. Живое право. Занимательная энциклопедия практического права. СПб.:  2001.
  6. Исаев И.А. История государства и права России. М., 1997.
  7. Конституция РФ.
  8. Уголовный кодекс РФ.
  9. Конвенция о правах ребёнка.
  10.  Интернет – ресурсы.

Литература для учащихся

  1. Никитин А.Ф. Право и политика: учебное пособие для 9-го класса. М., 2001.
  2. Никитин А.Ф. Права человека:  учебное пособие для средней школы. М.,2001.
  3. Никитин А.Ф. Уголовное право: учебное пособие для средней школы. М., 2001.
  4. Кашанин А.В. Основы государства и права.9-11 кл.: краткий справочник    школьника. М., 1998.
  5. Соколов Я.В. Граждановедение. Ответственность за правонарушение. М., 1994.
  6. Конституция РФ.
  7. Интернет – ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса 9 класса "В лабиринтах математики"

Работа состоит из пояснительной записки и учебно-тематического планирования...

Элективный курс "Ориентир в лабиринте закона", 9 класс

Статистика утверждает, что в России не ни одной семьи, которая бы ни не пострадала от преступления. К сожалению, очень часто жертвами преступлений становятся именно дети. Главная причина, на мой взгля...

Программа элективного курса "Логика-наука о законах правильного мышления", 9 класс

Курс «Логика - наука о законах правильного мышления» призван способствовать решению следующих задач:1. Дать четкие научные знания по основным темам логики, в том числе:а) формам мышления (понятия, суж...

программа элективного курса "В лабиринтах орфографии". 6 класс ( профильный уровень)

Программа призвана углубить, расширить знания по орфографии учащихся с хорошей пйодготовкой, с повышенным уровнем познавательных возможностей....

Рабочая программа элективного курса "В лабиринте математики"

Элективный курс «В лабиринтах математики» адресован учащимся 9 класса и посвящен теоретическим и практическим вопросам математики, той математики, скоторой школьники не встречаются на урок...