Обществознание. 5 класс. 6 урок: Практикум по теме «Человек».
презентация к уроку по обществознанию (5 класс) на тему

Пелых Валерия Николаевна

Данный материал по обществознанию  для 5-х классов составлен с учетом федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), в соответствии с учебным планом ОУ, авторской программой по обществознанию для 5 классов ( Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова «Обществознание.5 класс»)

Материал расширяет элементарные преставления учащихся о человеке и его взаимодействии с другими людьми, обществом и государством.

умение выполнять познавательные и практические за­дания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЧЕЛОВЕК. Урок обобщения в 5 классе Учитель истории МАОУСОШ № 2 им. Ю.А. Гагарина муниципального образования Успенский район Пелых Валерия Николаевна

Слайд 3

Вставь пропущенные слова Что правильно? Сходства и различия Что не так? Назови Рассуждай обобщаем

Слайд 4

Задание 1. Вставь пропуски Человек в отличие от животных обладает ____________, способен к _____________, может действовать ___________, имеет хорошо развитый _______________, создает_____________

Слайд 5

Задание 2. Что правильно? Суждение Да Нет 1. Инстинкты – это определенные действия, уже имеющиеся при рождении 2. От родителей человек наследует привычки и способности 3. У человека и у животного есть инстинкты 4.Подросток – очень противоречивый, склонен к быстрой смене настроения 5. Самостоятельность ребенка опасна, так как он может увлечься вредными привычками

Слайд 6

Задание 3. Сходства и отличия В приведенном списке указаны черты сходства человека и животных их различия. Выбери и запиши в таблицу сначала порядковые номера черт сходства, а затем черт различия Способность к творчеству Потребность в отдыхе Наличие органов чувств Сознательное выдвижение целей Черты сходства Черты различия

Слайд 7

Задание 4. Что не так? А как определить, сможешь ли ты выполнить самостоятельно задание? Сначала ответь себе на вопрос: «А может быть, это сделает кто-то за меня?». Потом определи шансы на успех. Затем жди, когда дело сделается. Получив результат, обязательно подумай: «Удалось ли достичь поставленной цели?». Делай так всегда, и ты станешь самостоятельным. А как определить, сможешь ли ты выполнить самостоятельно задание? Сначала ответь себе на вопрос: «Хочу ли я добиться успеха?». Потом определи шансы на успех. Затем представь последовательно все свои действия и выполни их. Получив результат, обязательно подумай: «Удалось ли достичь поставленной цели?». Делай так всегда, и ты станешь самостоятельным.

Слайд 8

Задание 5. Назови

Слайд 9

Задание 6. Рассуждай

Слайд 10

Заполните пропуски в тексте Подростковый период длится с ________ до _______ лет. Выделяют __________________ (5-6 класс) и _________________ (7-8класс) подростков. Подростки очень быстро _____________ , у них появляются ____________. Особенностью подростка является также резкая смена ____________________. Подростки быстро утомляются, потому что ________________________. Ребенок этого возраста очень любит _______________ и строить ___________________________.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока обществознания

Предмет: Обществознание

Класс: 5класс.

Урок 6

Тема урока

Практикум по теме «Человек»

Тип урока

Практическое применение знаний

Цель урока

Создать условия для обобщения и закрепления знаний учащихся  по разделу «Человек»

Задачи урока

Образовательные задачи:

-  способствовать усвоению  понятий – общение, личность, общество, подросток;

Развивающие задачи:

- способствовать формированию умений анализировать, обобщать, делать выводы;

- развитие умения участвовать в диалоге.

Воспитательные задачи:  

- способствовать формированию коммуникативной культуры в процессе групповой и фронтальной деятельности;

Личностно – значимая проблема

Общение в подростковом возрасте имеет особое значение, но оно имеет ряд трудностей. Как их успешно преодолеть?

Формируемые УУД

Личностные:Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.Формирование готовности к саморазвитию.

Регулятивные: овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного, дополнять, уточнять.

Познавательные: Умение определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы; смысловое чтение.

Коммуникативные: Готовность получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения,      умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и работать самостоятельно.

Формы и методы обучения

Индивидуальная работа, групповая работа, беседа, моделирование

Оборудование

Листки, ручки, карточки с заданиями, рабочие листы индивидуальные и для группы

Этап урока

Обучающие

и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность и действия учителя

Деятельность и действия ученика (ов)

Формы организации взаимодействия на уроке

УУД

Формы контроля

1.Орг. момент.

Мотивация учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создает условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. Уточняет тематические рамки, объясняет специфику формы работы на уроке и его цель

Слайд 1: Тема урока

Слайд 2:

  1. Используя ключевые слова, сформулируйте цели нашего урока. Какого результата вы должны достигнуть на уроке?
  2. Запишите в тетради тему урока и ту цель, которую вы должны достигнуть на уроке.

Слушают, задают вопросы по необходимости, формулируют цели урока.

Записывают тему, личностно значимую цель урока.

Фронтальная работа.

            Беседа.

 Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

фронтальная

II. Актуализация

знаний

Выступление учащихся с сообщениям

и по теме «Человек»

1 вариант:  Организует выступления учащихся с индивидуальными сообщениями и презентациями

  1. Шкирмин «Досуг подростка»
  2. Ключник, Камейша «Моя семья»
  3. Бутина, Зиадзидинова «Моя семья»
  4. Климов, Софьянников «Моя семья»

Организует обсуждение выступлений учащихся:

  1. Понравилось ли вам выступление ребят?
  2. Как вы думаете, следует ли что-то изменить в данном выступлении? (какие замечания и пожелания вы могли бы сделать выступившим ребятам?)
  3. Была ли раскрыта тема в выступлении?
  4. Как вы считаете, какую отметку можно поставить за данное выступление?

2 вариант: Организует беседу:

 Рассмотрите рисунки на стр. 24.

  • Как вы думаете, в каком случае человек проявляет доброжелательность и терпение?
  • Как ведет себя человек в другом случае?
  • Какое чувство остается у собеседника?
  • Что бы вы посоветовали героям данных рисунков для того, чтобы их общение было приятным? Какие правила общения вы знаете?

Выступают с индивидуальными сообщениями, обсуждают полученную информацию

Анализируют представленную информацию, отвечают на вопросы, делают выводы.

Индивидуальная, фронтальная работа

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы

Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывают критерии оценки и определяют степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации,  самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания,

формулируют собст-венное мнение и позицию; задают вопросы; строят понятные для партнёра высказывания

Личностные: оценивают жизненные ситуации.

Индивидуальные сообщения;

фронтальная

II. Обобщение
и систематизация знаний

Выполнение индивидуальных и групповых заданий по карточкам и рабочим листам

  1. Организует индивидуальную работу учащихся (рабочий лист №1)
  1. Слайд 3: лестница заданий (гиперссылки)

Этап 1: Заполни пропуски в тексте (задание 1 в р/л)

Задание 1. Вставь  пропущенные слова

Человек в отличие от животных обладает _____________________________, способен к ___________________________, может действовать _____________________, имеет хорошо развитый ______________________, создает____________________.

ПРОВЕРКА:  устные ответы учащихся, сравнение с эталоном

Этап 2: Что правильно? (задание 2 в р/л )

Задание 2. Отметьте знаком + верные суждения.

Суждение

Да

Нет

1. Инстинкты – это определенные действия, уже имеющиеся при рождении

2. От родителей человек наследует привычки и способности

3. У человека и у животного есть инстинкты

4.Подросток – очень противоречивый, склонен к быстрой смене настроения

5. Самостоятельность ребенка опасна, так как он может увлечься вредными привычками

ПРОВЕРКА:  устные ответы учащихся, сравнение с эталоном

Этап 3:  сходства и различия (задание 3 в р/л)

 Задание 3.В приведенном списке указаны черты сходства человека и животных их различия. Выберите и запишите в таблицу сначала порядковые номера черт сходства, а затем черт различия

  1. Способность к творчеству
  2. Потребность в отдыхе
  3. Наличие органов чувств
  4. Сознательное выдвижение целей

Черты сходства

Черты различия

ПРОВЕРКА:  устные ответы учащихся, сравнение с эталоном

  1. Этап самооценки индивидуальной работы в рабочих листах по эталону:

Ребята, оцените свою работу в рабочих листах по критериям, которые у вас представлены в таблице «Самооценка»: поставьте галочку в той колонке, которая соответствует выполнению задания.

Отложите в сторону рабочий лист №1.

  1. Физминутка:  Проведем небольшую физкультминутку, передавая информацию без слов:
  • Задумайтесь  (движение глазами вправо, влево)
  • Покажите, что вам нравится сосед (моргание глазами)
  • Скажите «да» (наклоны головой)
  • Скажите «нет» (повороты головы)
  • Скажите «не знаем» (поднимаем– опускаем плечи)
  • Скажите «привет» (приветственно машем руками)

  1. Организация групповой работы учащихся:

Организует рабочие группы (по 4 человека, две соседние парты)

Каждая группа также будет выполнять задания в рабочих листах №2.

Прочитайте внимательно правила работы в группе. При выполнении заданий будет учитываться вклад каждого участника группы.

  1. Слайд 3: Что не так?

Задание 1. Найдите смысловые ошибки в тексте. Все найденные ошибки запишите.

А как определить, сможешь ли ты выполнить самостоятельно задание? Сначала ответь себе на вопрос: «А может быть, это сделает кто-то за меня?». Потом определи шансы на успех. Затем жди, когда дело сделается. Получив результат, обязательно подумай: «Удалось ли достичь поставленной цели?». Делай так всегда, и ты станешь самостоятельным.

Проверка: выступление представителей групп. Сравнение с эталоном, занесение результата в лист самооценки работы группы.

  1. Слайд 3: Назови.

Задание 2. Запишите возрастные этапы жизни человека.

  1. Слайд 3: Рассуждай

Задание 3. Запишите по 3 утверждения в каждый столбик таблицы:

Легко ли быть подростком?

Да, потому что…

Нет, потому что…

1.

1.

2.

2.

3.

3.

  1. Слайд 3: обобщаем

Задание 4. Заполните пропуски в тексте.

Подростковый период длится с ________ до _______ лет. Выделяют __________________ (5-6 класс) и _________________ (7-8класс) подростков. Подростки очень быстро _____________ , у них появляются ____________. Особенностью подростка является также резкая смена ____________________. Подростки быстро утомляются, потому что ________________________. Ребенок этого возраста очень любит _______________ и строить ___________________________.

Проверка: обучающиеся слушают ответы, вносят дополнения и уточнения.

Выполняют задания, сравнивают с эталоном

Оценивают результаты своей работы, заполняют таблицу самооценки.

Выполняют упражнения.

Выполняют задания, обсуждают, находят ответы на поставленные вопросы

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации,  самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания,

формулируют собст-венное мнение и позицию; задают вопросы; строят понятные для партнёра высказывания

Личностные: оценивают жизненные ситуации.

Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно. Оценивают результаты индивидуальной работы по эталону.

Индивидуальная, фронтальная, оценка работы группы в целом

III. Итоги урока

Оценивание работы каждого участника группы

  1. Организует работу обучающихся по оцениванию группой вклада в выполнение заданий каждого участника группы.

Лист самооценки группы

       Как работал

Фамилия, имя

Задание

Оценка, которую группа поставила каждому участнику

(сначала обсудите вклад каждого в работу, и только потом выставляйте оценку)

1

2

3

4

Представитель группы отдает лист самооценки учителю. На основании индивидуальной и групповой работы будет оцениваться работа учащихся на уроке.

Обсуждают вклад каждого участника группы в достижении результата, коллегиально выставляют оценку каждому участнику группы. Заполняют лист самооценки группы

Групповая

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Групповая

IV. Итоги урока. Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений

Организует работу по подведению итогов урока учащимися по ключевым словам

Слайд 11:

Сегодня на уроке мы:

  • Повторили
  • Учились
  • Сделаем вывод

Достигли ли вы целей, поставленных вами в начале урока?

Отвечают на вопросы. Определяют свое

эмоциональное состояние на уроке

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала 

Оценивание учащихся за работу на уроке



Предварительный просмотр:

Тест по обществознанию Загадка человека для учащихся 5 класса

1. Человек, в отличие от животного, способен

1) строить себе жилище 2) планировать свой труд 3) находить дорогу домой 4) ухаживать за потомством

2. Что из названного характеризует и человека, и животное?

1) способность к творчеству 2) способность осознавать самого себя 3) умение играть 4) способность планировать свою деятельность

3. Человек наследует от своих родителей

1) цвет глаз, форму носа 2) знания об окружающем мире 3) черты характера
Укажите номер, лишний в этом перечне.

4. Что из перечисленного человек наследует от своих родителей?

1) знания о мире 2) умение считать и писать 3) овал лица, кудрявые волосы

5. В каких инстинктах проявляется наследственность животного?

1) ухаживать за потомством 2) строить жилища 3) в умении защищаться 4) во всём перечисленном

6. В чём выражается биологическая сущность человека?

1) в инстинктах 2) в умении познавать мир 3) в необходимости получения образования

7. Какие биологические признаки отличают человека от других живых организмов?
Выберите
 три верных ответа и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) передача сигналов об опасности

2) способность к прямохождению

3) способность защищаться
4) способность к творчеству

5) способность к абстрактному мышлению

 6) способность запасать корм
8. Какие характеристики человека зависят от условий его жизни и делают его социальным существом?

1) отношение к другим людям
2) следование моральным нормам
3) отношение к себе: самооценка и самоконтроль
4) всё названное

9. Верно ли следующее суждение?
Человек становится человеком только в человеческом обществе, среди людей.

1) верно 2) неверно

10. Прочитайте отрывок из книги английского писателя Редьярда Киплинга «Маугли» и ответьте на вопросы.

«Отец Волк учил Маугли ремеслу и говорил обо всём, что находится и что происходит в джунглях; наконец, каждый шелест в траве, каждое лёгкое дыхание жаркого ночного воздуха, каждое гуканье совы над его головой, легчайший скрип когтей летучей мыши, опустившейся на дерево, каждый плеск прыгающей в крошечных озерках рыбы, всё для мальчика стало так же важно и понятно, как конторская работа для дельца.< ... >
Он вырастал, делался сильным, как это было бы с каждым, не сидящим за уроками мальчиком… ведь он был только мальчик, хотя, конечно, назвал бы себя волком, если бы умел говорить на каком-нибудь человеческом наречии».

1) Как вы думаете, мог ли Маугли научиться быть человеком, живя среди волков?
2) Перечислите условия, которые необходимы, чтобы родившийся человек научился быть человеком
.

Тест по обществознанию Загадка человека для учащихся 5 класса

1. Человек, в отличие от животного, способен

1) строить себе жилище 2) планировать свой труд 3) находить дорогу домой 4) ухаживать за потомством

2. Что из названного характеризует и человека, и животное?

1) способность к творчеству 2) способность осознавать самого себя 3) умение играть 4) способность планировать свою деятельность

3. Человек наследует от своих родителей

1) цвет глаз, форму носа 2) знания об окружающем мире 3) черты характера
Укажите номер, лишний в этом перечне.

4. Что из перечисленного человек наследует от своих родителей?

1) знания о мире 2) умение считать и писать 3) овал лица, кудрявые волосы

5. В каких инстинктах проявляется наследственность животного?

1) ухаживать за потомством 2) строить жилища 3) в умении защищаться 4) во всём перечисленном

6. В чём выражается биологическая сущность человека?

1) в инстинктах 2) в умении познавать мир 3) в необходимости получения образования

7. Какие биологические признаки отличают человека от других живых организмов?
Выберите
 три верных ответа и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) передача сигналов об опасности

2) способность к прямохождению

3) способность защищаться
4) способность к творчеству

5) способность к абстрактному мышлению

 6) способность запасать корм
8. Какие характеристики человека зависят от условий его жизни и делают его социальным существом?

1) отношение к другим людям
2) следование моральным нормам
3) отношение к себе: самооценка и самоконтроль
4) всё названное

9. Верно ли следующее суждение?
Человек становится человеком только в человеческом обществе, среди людей.

1) верно 2) неверно

10. Прочитайте отрывок из книги английского писателя Редьярда Киплинга «Маугли» и ответьте на вопросы.

«Отец Волк учил Маугли ремеслу и говорил обо всём, что находится и что происходит в джунглях; наконец, каждый шелест в траве, каждое лёгкое дыхание жаркого ночного воздуха, каждое гуканье совы над его головой, легчайший скрип когтей летучей мыши, опустившейся на дерево, каждый плеск прыгающей в крошечных озерках рыбы, всё для мальчика стало так же важно и понятно, как конторская работа для дельца.< ... >
Он вырастал, делался сильным, как это было бы с каждым, не сидящим за уроками мальчиком… ведь он был только мальчик, хотя, конечно, назвал бы себя волком, если бы умел говорить на каком-нибудь человеческом наречии».

1) Как вы думаете, мог ли Маугли научиться быть человеком, живя среди волков?
2) Перечислите условия, которые необходимы, чтобы родившийся человек научился быть человеком
.

Ответы на тест Загадка человека:
1-1, 2-3, 3-2, 4-3, 5-4, 6-1, 7-245, 8-4, 9-1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АЛГЕБРА 8 класс Урок - практикум по теме «Квадратные уравнения. Неполные квадратные уравнения».

Цели урока:Закрепление навыка решения неполных квадратных уравнений.Развитие логического мышления, речи, навыков самоконтроля и самооценки.3. Воспитание навыков самостоятельной работы и умений р...

Урок-практикум по теме "Человек" 5 класс

Урок, завершающий изучение темы "Человек". Учащиеся работают в группах на рабочих листах....

Обществознание. 5 класс. 10-11 уроки: Практикум по теме «Семья»

Данный материал по обществознанию  для 5-х классов составлен с учетом федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), в соответствии с учебным пл...

Урок-практикум по теме «Человек славен добрыми делами»

Урок-практикум по обществознанию по теме «Человек славен добрыми делами». 6 класс...

Урок - практикум по теме «Человек в социальном измерении»

Данный урок - практикум предназначен для систематизации, обобщения и закрепления знаний по теме «Человек в социальном измерении»...

Урок - практикум по теме "Человек в экономических отношениях"

Данный урок - практикум предназначен для обобщения знаний и расширения опыта решения познавательных и практических задач по изучаемой теме «Человек в экономических отношениях»....