Роль внеурочной деятельности в патриотическом воспитании школьников.
методическая разработка по обж (5 класс) на тему

Головкина Елена Владимировна

Роль патриотического воспитания школьников на внеурочных занятиях по ОБЖ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka.docx17.27 КБ

Предварительный просмотр:

Роль внеурочной деятельности в патриотическом воспитании школьников

          Патриотизм— глубокое чувство любви к родине, ее народу, культуре, языку, родной природе, историческим корням; готовность служить своей стране, укреплять, развивать и защищать ее. Таким образом патриотизм является важной государственной и личной ценностью и проявляется в активной общественной позиции личности, готовности самореализации для блага Отечества. Патриот уважает свою Родину, её историю и культуру, дорожит достижениями и ценностями своего народа. Многовековая история мирового развития свидетельствует, что без патриотизма невозможно создать сильное государство. Патриотическое воспитание рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, её государственной целостности и безопасности. Вопросами патриотического воспитания занимаются семья, государственные и общественные организации. Но приоритет в деле формирования и воспитания патриотизма отдаётся школе потому, что: - во-первых, школьный возраст является наиболее благоприятным для формирования чувства любви к Родине, активной жизненной позиции, пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью; - во-вторых, в педагогическом смысле патриотизм рассматривается как целенаправленное воспитание, которое обеспечивается образовательной системой; - в-третьих, важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В содержании «Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» представлен портрет выпускника начальной школы, который включает в себя такие личностные характеристики: любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир. Реализация Государственных программ патриотического воспитания граждан РФ, начиная с 2001 года, позволила создать в стране систему патриотического воспитания и её устойчивое функционирование. Разработана Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016–2020 годы». В ней определяется необходимость разработки и реализации инновационных моделей патриотического воспитания, которые должны соответствовать требованиям и вызовам XXI века. Программа предусматривает повышение качества патриотического воспитания в образовательных учреждениях, предлагает превратить их в центры патриотического воспитания подрастающего поколения. Важнейшая цель современного образования — воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. А это значит, что школа должна дать своим ученикам не только хорошие знания, но и сформировать важные жизненные ценности. Процесс обучения и воспитания охватывает как учебную, так и внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность в начальной школе — инновационный взгляд на образование. Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет создать условия для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; воспитания любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей. Наш город, с наличием большого количества музеев с его многовековой сложной историей, город 3-х революций, выстоявший в блокаду позволяет реализовать Особенностью нашего общеобразовательного учреждения является наличие отдельного здания, в котором располагается начальная школа, что позволяет во внеурочное время проводить конференции по различным темам, ориентированным на патриотическое воспитание младших школьников. Несколько лет назад мной была разработана и утверждена методическим комитетом программа экскурсий по городу по тематике «Люби и знай историю своего города». Она учитывает не только возрастные особенности учащихся, но и что немало важно учебную программу по окружающему миру. Экскурсии закрепляют, дополняют, расширяют и систематизируют знания учащихся по определенному периоду истории. Неоценимую помощь при этом нам оказывают музеи, которые обладают мощными потенциальными возможностями. В начальной школе становится доброй традицией ежегодное проведение общешкольных конференций по патриотическому воспитанию учеников. Проведение конференций приурочивается к 2-ум знаменательным историческим событиям в жизни нашего города и государства: к дню снятия блокады и Дню Победы. Указанные конференции проводятся в рамках программы внеурочной деятельности. На сегодняшний день участниками конференций стали все 2-е, 3-и и 4-е классы начальной школы. Подготовка к проведению конференции начинается, как правило, с начала учебного года. Ребята совместно с родителями выбирают одну из предлагаемых тем предстоящего доклада, им определяется дата выступления в специально разработанном для этого графике проведения конференции, что позволяет наглядно представить сроки конференции и актуальность заявленных тем.

Цели проводимых конференций:

  активизировать развитие интеллектуально-творческого потенциала ребёнка младшего школьного возраста путём выявления исследовательских способностей;

 привлечь учащихся к ведению научных исторических исследований;

 расширить теоретическую и практическую базы знаний учащихся;

  создание условий для реализации творческих способностей учащихся. Задачи проводимых конференций:

 содействие развитию и распространению образовательных программ и педагогических технологий проведения учебных исследований младшими школьниками;

 поддержка развития творческой исследовательской активности детей;

 стимулирование у младших школьников интереса к фундаментальным и прикладным наукам; ознакомление с научной картиной мира;

 пропаганда методических разработок по организации и содержанию учебно-исследовательской работы младших школьников. Проводимая конференция является важным этапом исследовательской деятельности учащихся: ребята учатся расширять свой кругозор, работать с литературой, красочно оформлять проект, наглядно представлять практическую часть доклада, конкурировать между собой. Ученики получают первый опыт публичного выступления не только перед своими одноклассниками, но и перед незнакомой аудиторией в присутствии родителей, учителей, учеников других классов, администрации школы и приглашенных ветеранов. Особый интерес всех без исключения вызывает историческая часть доклада юных исследователей (её активное обсуждение среди одноклассников происходит порой задолго до предстоящего выступления). Умение в выступлении наглядно продемонстрировать теоретические знания по выбранной теме становится очень важным для учеников. Порой простая, казалось бы, тема порождает нескончаемый поток вопросов и обсуждений со стороны учеников, побуждая развивать тему и расширять рамки доклада. Особый интерес на конференции вызывают выступления учеников, опирающиеся на воспоминаниях старших членов семьи участников войны – бабушек и дедушек, а также рассказы родителей о родителях, принимавших участие в описываемых событиях. Пожалуй, самый главный положительный (педагогический) итог таких проектных исследований состоит в том, что присутствующие в качестве слушателей ученики непременно изъявляют желание стать участниками конференции, активно вовлекая в этот процесс родителей и друзей. Умение родителей вовремя поддержать инициативу ребёнка, невзирая на свою занятость либо невладение компьютерной программой, проявить заинтересованность, дать дельный совет, спланировать работу, направить общие творческие усилия на результат – всё это иногда гораздо больше ценится ребёнком, чем занятое место или полученный приз. Несмотря на то, что отведённое для выступления каждому участнику время составляет 10-15 минут, неукоснительное следование этому правилу не является обязательным, ведь напряжение и волнение ребёнка зачастую становятся очевидными. И такой подход не раз оправдывал себя увлекательным докладом и желанием участвовать в конференции вновь. Членами жюри, как и ответственными за подготовку и проведение научнопрактической конференции, являются инициативные родители классов. Их роль не ограничивается одним судейством. Небольшие очерки-статьи о выступлении каждого участника конференции и яркие фотографии, появляющиеся в классном уголке уже на следующий день, не оставляют равнодушными ни одного ученика и создают дух соперничества будущих участников. По итогам выступления все участники конференции получают грамоты и ценные призы, побуждающие их к новым исследованиям и экспериментам. По итогам конференции школьники посещают экскурсии на Пискаревское кладбище, в Музей Блокады Ленинграда, в музей «Дорога жизни», в музей заповедник «Прорыва Блокады Ленинграда». По рекомендации школы ученики совместно с родителями посещают Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, крейсер «Аврора», город Выборг и город Старая Ладога. Итоги посещения указанных мест являются темами для проведения во внеурочной работы классных конференций Главный результат этой работы — воспитание гражданина страны на основании чувства патриотизма и любви к Родине, что является одним Младший школьный возраст наиболее восприимчив для эмоциональноценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Используемые технологии и формы работы по патриотическому воспитанию детей позволяют почувствовать ребенку радость познания, научиться любить близких, беречь природу, приобрести уверенность в своих способностях и возможностях, а самое главное получить социальный опыт. Ведь социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что пережил, и этот опыт будет постоянно определять его действия и поступки.

Литература:

1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 – 2010 годы».

2.Постановление Правительства РФ от 11 июля 2005 г. № 422, Москва 2. И.А. Пашкович. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. - Волгоград: Учитель, 2006 3.

3.Быков А. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания в школе/ А. Быков // Воспитание школьников. – 2006. – № 6. – С. 5 – 11.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль школьного музея в патриотическом воспитании школьников на уроках литературы

Выступление на международной научно-практической конференции "III Молинские чтения", посвященной 150-летию со дня рождения М.Е.Евсевьева....

Роль внеурочной деятельности в патриотическом воспитании школьников

В данной работе приводятся примеры как используя внеурочную деятельность, сделать увлекательными мероприятия,имеющие патриотическую направленность....

Роль внеурочной деятельности в патриотическом воспитании школьников

Сегодня патриотическое воспитание трактуется уже не как политическая, военно-идеологическая, а как культурно-историческая ценность. Пришло осознание необходимости ориентации на национальную культуру к...

Роль внеурочной деятельности в патриотическом воспитании

Статья посвящена огромной роли внеурочной деятельности в патриотическом воспитании школьников...

Роль самодеятельного театра в патриотическом воспитании школьников (из опыта работы школьной театральной студии "Дебют")

Сейчас каждая образовательная организация самостоятельно расставляет акценты и выбирает для себя наиболее приемлемые виды воспитания, исходя из накопленного опыта, традиций, приоритетов. Огромную подд...

Роль географического краеведения в патриотическом воспитании школьников

laquo;Любовь к Родине. Неизбывная любовь к месту, где ты впервые увидел солнце и склоненную над тобой голову матери, и услышал слова отца, и повторил их, познаваякрасоту родного языка! Чью душу...