Роль внеурочной деятельности в патриотическом воспитании школьников
статья на тему

Филянова Дарья Константиновна

Сегодня патриотическое воспитание трактуется уже не как политическая, военно-идеологическая, а как культурно-историческая ценность. Пришло осознание необходимости ориентации на национальную культуру как среду, питающую духовное и нравственное развитие ребёнка в условиях современной школы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Филянова Д.К.,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ «Центр образования №1» Красногвардейского района

Санкт-Петербурга

Роль внеурочной деятельности

в патриотическом воспитании школьников

Сегодня патриотическое воспитание трактуется уже не как политическая, военно-идеологическая, а как культурно-историческая ценность. Пришло осознание необходимости ориентации на национальную культуру как среду, питающую духовное и нравственное развитие ребёнка в условиях современной школы.

В основе кризиса патриотического воспитания лежат и противоречия мирового развития. В эпоху всемирной глобализации, отрицающей существование национальных государств, создаётся иллюзия ненужности и даже вредности патриотического воспитания, ведущего к национализму и фундаментализму. Патриотизм стал подменяться космополитизмом - идеологией мирового гражданства, нацеливающей на взаимодействие и сближение народов. Космополитизм не исключает, но и не исчерпывает всего его содержания, и сутью космополитизма является критерий пользы и сиюминутной выгоды: «Родина там, где мне хорошо». А ведь порой Родина бывает не только доброй матерью, но и злой мачехой26.

Ошибочным пониманием патриотизма следует считать и слепое копирование чужого, пусть даже и позитивного, опыта. В частности, нельзя заимствовать без адаптации и переработки иностранные образовательные курсы с подходящими названиями, т.к. они рассчитаны на иной менталитет и иную общественную атмосферу. Хотя патриот и должен владеть диалогом с другими культурами.

В настоящее время в большей степени навязываются приоритеты земных интересов над нравственными и религиозными ценностями, а также патриотическими чувствами. «Традиционные основы воспитания и образования подменяются «более современными», западными: христианские добродетели – общечеловеческими ценностями гуманизма; педагогика уважения старших и совместного труда – развитием творческой эгоистической личности; целомудрие, воздержание, самоограничение – вседозволенностью и удовлетворением своих потребностей; любовь и самопожертвование – западной психологией самоутверждения; интерес к отечественной культуре – исключительным интересом к иностранным языкам и иностранным традициям».

Многие ученые отмечают, что кризис происходит в душах людей. Система прежних духовных ценностей и ориентиров утрачена, а новые – пока не выработаны. В свою очередь, распространяется система ложных ценностей «массовой» культуры и субкультур (готы, панки, эмо, скинхеды и др.): потребительство, развлечения, культ силы, агрессия, вандализм, свобода без ответственности, упрощенчество28.

Проблемы, существующие сегодня в воспитании – это проблемы живых связей, отношений. Есть мозаика дел, событий, уроков, мероприятий, которые не имеют закономерной, естественной, внутренней связности. А нужен контекст живой жизни, определенная системообразующая деятельность, в которую встраиваются любые другие виды деятельности, позволяющие расширять картинку мира детей и развивать у них определенные личностные качества и способности29.

Отсюда одним из острых вопросов является вопрос патриотического воспитания современной молодежи. Быть патриотом – естественная потребность людей, удовлетворение которой выступает как условие их материального и духовного развития, утверждения гуманистического образа жизни, осознание своей исторической культурной, национальной и духовной принадлежности к Родине и понимание демократических перспектив ее развития в современном мире.

Решая проблему патриотического воспитания учащихся, необходимо сосредотачивать свои усилия на формировании у них ценностного отношения к явлениям общественной жизни прошлого и современности. Как отмечает Г.К. Селевко, особенностью современного патриотического воспитания является увеличение значения регионального и местного компонентов патриотизма. Он предлагает следующие пути эффективного патриотического воспитания: «использование обновленного содержания гуманитарного образования, в первую очередь исторического; создание модели образовательного учреждения на принципах русской национальной школы; реализация туристско-краеведческих программ, активизация поисковой работы; дальнейшее развитие многопрофильных музеев и выставок, организация и расширение всех видов краеведческой деятельности, включая подготовку авторских программ, участие педагогов и учащихся в краеведческих конференциях, героико-патриотических акциях, в сборе материала по истории родного края.

Таким образом, быть патриотом сегодня – сохранять чистоту родного языка, верность национальным ценностям и традициям, благоустраивать свой город и двор, вести здоровый образ жизни, быть готовым к выполнению обязанностей по защите Отечества.

Список использованной литературы

  1. Агапова И.А., Давыдова М А. Мы - патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1-11 классы. - М.:ВАКО, 2006,-368 с.
  2. Агеева О.Г. К вопросу о патриотическом сознании в России первой четверти XVIII века// Мировосприятие и самосознание русского общества (ХI-ХХ вв.): Сб. ст. М.: ИРИ РАН, 1994. С. 38-50.
  3. Беглова С.В. С.О. Бачурина, Е.А. Власова. Быть патриотом и гражданином своей страны // Народное образование. 2012 № 9 С 70-74
  4. Берестовская С.Э. К вопросу о воспитании патриотизма: анализ уоков конкурса педагогических достижений // Воспитание школьников, 2012 С. 35-41
  5. Богуславский М.В. С чего начинается Родина // Народное образование, Победа, 2012, № 9 С. 45
  6. Быков А. К.Формирование патриотического воспитания /// Педагогика. —2010. — № 9.
  7. Волкогонов Д.А. Феномен героизма:- М,: Политиздат, 1995.-263 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль школьного музея в патриотическом воспитании школьников на уроках литературы

Выступление на международной научно-практической конференции "III Молинские чтения", посвященной 150-летию со дня рождения М.Е.Евсевьева....

Роль внеурочной деятельности в патриотическом воспитании школьников

В данной работе приводятся примеры как используя внеурочную деятельность, сделать увлекательными мероприятия,имеющие патриотическую направленность....

Роль внеурочной деятельности в патриотическом воспитании школьников.

Роль патриотического воспитания школьников на внеурочных занятиях по ОБЖ...

Роль внеурочной деятельности в патриотическом воспитании

Статья посвящена огромной роли внеурочной деятельности в патриотическом воспитании школьников...

Роль самодеятельного театра в патриотическом воспитании школьников (из опыта работы школьной театральной студии "Дебют")

Сейчас каждая образовательная организация самостоятельно расставляет акценты и выбирает для себя наиболее приемлемые виды воспитания, исходя из накопленного опыта, традиций, приоритетов. Огромную подд...

Роль географического краеведения в патриотическом воспитании школьников

laquo;Любовь к Родине. Неизбывная любовь к месту, где ты впервые увидел солнце и склоненную над тобой голову матери, и услышал слова отца, и повторил их, познаваякрасоту родного языка! Чью душу...