Конспект урока по природоведению в 5 классе, тема "Рождающая жизнь"
план-конспект урока по природоведению (5 класс) на тему

Чулкова Елена Алексеевна

Урок  раскрывает значение воды для живых организмов, знакомит с её свойствами и поднимает проблему бережного отношения к ней. Он построен в проблемно-диалоговом ключе, способствует развитию практических умений и логического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_rozhdayushchaya_zhizn.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 5 классе по теме: «Рождающая жизнь»

Цель урока: донести до сознания учащихся понимание бережного отношения к воде  как жизненно важному и драгоценному дару природы

Задачи урока: 1.Установить значение воды для живых организмов, познакомиться со свойствами воды, определяющих её уникальность.

                                2. Продолжить формирование навыков практической работы, умение наблюдать делать выводы, обобщать.

                                3. Дать представление о воде как жизненно важному и драгоценному дару природы и необходимости бережного отношения к ней.

Оборудование: вода, поваренная соль, сахар, сульфат меди, хим. стаканчики, ложечки для сыпучих веществ, полочки для размешивания, компьютер, мульпроектор.

Ход урока:

Ι. Мотивационный этап ( 5 минут)

И сказал Иисус: «А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нём источником воды, текущей в жизнь вечную. . .»

Это цитата, взятая из святого писания, имеет образное значение, в ней вода представляется источником духовной пищи для православных христиан. Мы с вами тоже часто используем образ воды для передачи своих эмоций, например, океан любви, море слёз, капля в море.

Вопрос:  1. Как вы думаете, почему? (Вода имеет большое значение для человека)

               2. Какое значение имеет вода для вас лично? (для питья, приготовление пищи, умывания и т.д.)

               3. А вы знаете, сколько человек может прожить без воды? (5 дней). А почему?

Как алфавит начинается с буквы “а”, так жизнь начинается с воды. Вода содержится в каждом человеке, животном и растении и уходит из них только вместе с жизнью. 

Вопрос:  Как вы думаете, какова тема нашего урока?

Вода - самое распространенное вещество на нашей планете. Повседневно используя воду, мы так привыкли к ней, что считаем ее обыденным явлением, а между тем, вода удивительна и необыкновенна! Она подлинное чудо природы, единственное в своем роде.

Сегодня на уроке мы вспомним уже известные вам свойства воды, узнаем новые, выясним какую воду надо использовать и почему её надо сохранять.

ΙΙ. Этап знакомства с новым материалом (5 минут)

Взрослый человек состоит на 70 % из воды. Как же распределена вода в организме? Прежде всего, вода входит во все органы и ткани. В сердце, легких и почках - 80 %, в костях - 30 %, в зубной эмали - 0,3%, в моче 99%, в крови -83%, а в мозге-71%

Вода играет исключительную роль в жизненных процессах не только как обязательная часть клеток, но и как среда, в которой протекают все химические превращения. Она участвует в таких важных процессах как пищеварение, передвижение веществ по организму, а также выделение ненужных или вредных продуктов жизнедеятельности.

В здоровом организме взрослого человека наблюдается состояние водного равновесия или водного баланса. Это означает, что количество воды, потребляемое человеком, равно количеству воды, выводимой из организма.

Общий объём воды, необходимый человеку в сутки, равен 2-2,5 литра (или 6-8 стаканов). Благодаря водному балансу столько же и выводиться из организма. При потере организмом человека даже 6-8% влаги сверх обычной нормы повышается температура тела, краснеет кожа, учащается сердцебиение и дыхание, появляется мышечная слабость и головокружение, головная боль.

Потеря 10% воды может привести к необратимым изменениям в организме, а 15-20% приводит к смерти, т.к. кровь становится настолько густой, что сердце не справляется с её перекачкой.

Человек относится к царству животные, поэтому для животных вода имеет такое же значение.

Вопрос:   Какое значение имеет вода для растений? (корневое питание, фотосинтез).

ΙΙΙ. Исследовательский этап (15 минут)

Чем объясняется такая уникальная роль воды?

Прежде всего, её свойствами. А почти все свойства воды - исключение в природе.

Во-первых, это единственное вещество на планете, представленное в 3-х состояниях.

Вопрос:  Какие это состояния? (твёрдое, жидкое, газообразное)

          Во-вторых, изучая свойства воды группа русских ученых под руководством Зенина установила, что она обладает памятью. Они утверждают, что вода состоит из объемных структур, включающих 57 молекул. Они объединяются в шестигранники из 912 молекул.

А японский исследователь Мосау Эмото изучал воздействие на воду различных факторов. Оказалось, что резкие звуки, громкая музыка, злые слова вызывают образование уродливых кристаллов воды, а добрые слова, тихая и плавная музыка – наоборот.

Для определения других свойств воды я предлагаю вам провести лабораторную работу по парам.

Задание 1:   Рассмотрите образец дистиллированной воды и заполните таблицу, отметив галочкой нужное в пунктах 1-4 , а в пунктах 5,6 запишите цифрами.

Свойства

Отметка

1. Агрегатное состояние:

       а) твердое,

       б) жидкое,

       в) газообразное

2. Цвет:

      а) есть

      б) нет

3. Запах:

      а) есть

      б) нет

4. Вкус:

      а) есть

      б) нет

5. Температура кипения

6. Температура плавления

Задание 2:  Из стаканчика ложечкой для сыпучих веществ аккуратно добавьте в выданный вам образец воды:

                   Ι вариант – поваренную соль,

                   ΙΙ вариант – сахар,

                   ΙΙΙ вариант – сульфат меди

Вопрос:  1. Как изменились свойства воды? (изменился вкус и цвет)

               2. Можно ли солёную воду употреблять в пищу? А сладкую? (Можно)

               3. А знаете ли вы можно ли воду, содержащую сульфат меди употреблять в пищу?

Сульфат меди это ядовитое вещество и при попадании в организм оно может вызвать отравление.

Вопрос: 1.Все ли новые свойства воды, полученные ею при смешивании с другими веществами, могут быть полезны человеческому организму? (нет, одни могут быть полезны, а другие вредны).

      2. Можно ли использовать загрязненную воду для питья? (нет)

По оценкам Всемирной организации здравоохранения, 80% заболеваний человека в мире вызваны низким качеством воды.

Наличие в питьевой воде таких вредных веществ, как хлор и хлорорганические соединения, железо, нефтепродукты, может привести к аллергическим заболеваниям, болезням крови, онкологии, мочекаменной болезни, нарушением водно-солевого обмена. Кроме того, грязная вода опасна не только человеку, но и другим организмам, живущим на нашей планете.

К сожалению, запасы чистой воды на Земле с каждым годом сокращаются. Вода теряется при транспортировке, при орошении земель, из-за низкого технического уровня и износа техники гидротехнических сооружений.

Председатель правительства РФ В.В. Путин сказал: «Природа распорядилась так, что все крупнейшие запасы пресной воды сосредоточены в России. Но пользуемся мы, россияне, своим богатством расточительно и неэффективно».

ΙV. Заключительный этап(10 минут)

И действительно в 18 веке человек использовал всего лишь 50 литров воды в день, а сегодня 200-220 литров.

Вопрос:  1. Как вы думаете почему? Чего не было в 18 веке? (водопровода)

А сейчас: помыл руки и 15 литров воды долой, наполнил вону - 200 литров минус, постирал в стиральной машине - 150 литров нет. Поэтому, я предлагаю вам посчитать, сколько литров воды вы тратите в день и заполнить таблицу.

Твои дела

Коли-чество

раз

Время

(мин.)

Как ты использовал воду?

Сколько

литров

воды ты

потратил

Слабый

напор

Средний

напор

Сильный

напор

Слив в

туалете

1 л в минуту

7 л в мин.

15 л в мин.

9 л

Мыл руки

Чистил зубы

Принимал душ

Смывал в туалете

Мыл обувь

Итого:

Свойства

Отметка

1. Агрегатное состояние:

       а) твердое,

       б) жидкое,

       в) газообразное

2. Цвет:

      а) есть

      б) нет

3. Запах:

      а) есть

      б) нет

4. Вкус:

      а) есть

      б) нет

5. Температура кипения

6. Температура плавления

Твои дела

Коли-чество

раз

Время

(мин.)

Как ты использовал воду?

Сколько

литров

воды ты

потратил

Слабый

напор

Средний

напор

Сильный

напор

Слив в

туалете

1 л в минуту

7 л в мин.

15 л в мин.

9 л

Мыл руки

Чистил зубы

Принимал душ

Смывал в туалете

Мыл обувь

Итого:

Твои дела

Коли-чество

раз

Время

(мин.)

Как ты использовал воду?

Сколько

литров

воды ты

потратил

Слабый

напор

Средний

напор

Сильный

напор

Слив в

туалете

1 л в минуту

7 л в мин.

15 л в мин.

9 л

Мыл руки

Чистил зубы

Принимал душ

Смывал в туалете

Мыл обувь

Итого:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по природоведению 5 класс: "Измерение температуры воздуха".

методическая ценность урока заключается в использовании интерактивной формы проведения, способствующей развитию мыслительной деятельнтси учащихся....

Конспект урока литературы в 11 классе. Тема "Жизнь и творчество С. А. Есенина. Тема родины в творчестве Есенина".

Урок посвящен творчеству Есенина, предназначен для учащихся 11 класса. Оборудование: презентация "Есенин", аудиозаписи....

План-конспект урока биологии в 5 классе: "Среды жизни на планете Земля"

Тема 3 «Жизнь организмов на планете Земля», урок№1Тип урока: Урок «открытия» нового знания....

Конспект урока по природоведению 5а класс « Вода в природе»

Данный урок проводился в 5 классе по адаптированной общеобразовательной программе для детей с интеллектуальными нарушениями....

Конспект урока по природоведению 5 класс коррекционной школы VIII вида. Гранит, известняк.

Данный урок предназначен для учеников 5 класса, коррекционной школы VIII. Знакомство со строительными полезными ископаемыми - гранит, известняк. Дети знакомятся с гранитом и известняком, их добычей, и...

Конспект урока по природоведению 5 класс коррекционной школы VIII вида. Полезные ископаемые.

Данный урок предназначен для учеников 5 класса коррекционной школы VIII вида. Знакомство с полезными ископаемыми. Дети знакомятся с полезными ископаемыми, группами, а также знакомятся с месторождением...

Конспект урока по природоведению 6 класс коррекционной школы VIII вида. Многообразие животных.

На этом уроке обучающиеся познакомятся с групповыми признаками животных, научатся различать животных по внешнему виду....