«Социально-психологический аспект лишения родительских прав, как форма защиты ребёнка от насилия в семье».
статья по психологии на тему

Капов Даниэль

Материал научно- практической конференции МГГУ им. М. А. Шолохова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.88 КБ

Предварительный просмотр:

Материал научно- практической конференции МГГУ им. М. А. Шолохова

© «DIN»2012-2013 гг. Авторские права защищены!

Автор -Д.М.Капов, Педагог-психолог ГБНОУ СПб ГДТЮ,

                                 ЗЦ ДЮТ «Зеркальный»

Научный руководитель- Т. А. Дёгтева, к.псих.н., доцент, заведующая лабораторией Психолого-педагогических технологий СФ МГГУ им.М. А. Шолохова

«Социально-психологический аспект лишения родительских прав, как форма защиты ребёнка от насилия в семье».

… Однажды Ты пришел,

И я знал, что Ты- единственный.

Ты был дождём, Ты был солнцем,

Но я нуждался в тебе,

…Ибо Ты - Это ребёнок во мне.

М .Крэту «Ребёнок в нас»

В каждом из нас живет ребенок, и каждый из нас родом из детства. Но вот какое оно, наше детство.

Детство - самое прекрасное время нашей жизни!

Вот только, иногда, оно превращается в самое тяжелое время жизни ребенка.

Каждый из нас мечтает о чем-то прекрасном.  Дети, они тоже мечтают.

Мечтают о светлом и прекрасном будущем, мечтают всегда находиться рядом с любящими родителями, мечтают играть, любить и просто жить. Но вот только их светлые мечты разбиваются на сотни тысяч осколков при соприкосновении с суровой реальностью.

Дети – самый незащищенный слой нашего общества, и почему-то именно он подвергается самым тяжелым испытаниям из вне.

В настоящее время период жизни, называемый детством можно переименовать в «борьбу за выживание». И это действительно борьба.

Давайте взглянем не неё изнутри.

Двое молодых людей, юноша и девушка принимают самое серьёзное решение в своей жизни - вступить в брак, и создать молодою и крепкую семью.

Красивая свадьба, множество приглашённых гостей, и около года сказочной жизни.

Затем в сказке наступает кульминация: социально – бытовые проблемы, они-то и разрушают молодую семью изнутри.

Финансовая нестабильность, эмоциональная напряженность, невыполнение социально-бытовых обязанностей, молодые супруги на грани срыва. Накапливаются обиды. В процессе всего вышеперечисленного в этой семье рождается ребёнок. И с самого момента своего рождения он растет в состоянии тревоги и эмоциональной нестабильности.

Если изначально родители хоть как-то обращают на ребёнка внимание, то со временем они почти забывают о его существовании.

Проблемы накапливаются и семью практически не спасти от распада. Раздраженные родители начинают выплёскивать свою агрессию на того, кто менее защищен - на ребёнка: «покричишь на ребёнка, шлепнешь его пару раз, того гляди легче станет». Со временем такой способ саморегуляции перерастает в привычку, в стереотип поведения родителей по отношению к ребенку, тем самым делая вышеуказанный «обряд» традицией.

Родители начинают на любые проявления ребенка: на слова, просьбы, обращения за помощью реагировать одинаково агрессивно.

То, что ребенок весь в синяках и ушибах, это ничего страшного, главное, что он тихо сидит и не мешает. А когда сила уже не помогает, когда добавляются возрастные проблемы, связанные с прохождением кризисных периодов в жизни ребенка, то на ум приходит еще одна безумная идея - проще избавиться от назойливого, неуправляемого ребенка, и проблема решена.

Дети начинают уходить из дома на улицу, в компании сверстников или более взрослых подростков. Так они попадают  в итоге в детские социальные приюты. В лучшем случае!

Некоторые  считают, что чем больше детей, тем лучше.

Существует крылатое выражение: «Дети – это цветы жизни!»

Многие считают, что проблемы приходят и уходят, а дети остаются и должны быть всегда в радость.

Вот только годы идут, родители моложе не становятся, проблемы накапливаются, да и цветов в «цветнике» все больше и больше.

Отчаяние гложет взрослых изнутри!

Многие находят пути решения проблем в употреблении различных психоактивных веществ. Со временем зависимость родителей от этих веществ все сильнее и сильнее, и тут уже не до цветов, они и сами вырастут.  

Неужели мало примеров когда дети ходят по мусорным свалкам в поисках лома цветных металлов, стеклотары, просто занимаются вымогательством денег у сверстников и младших школьников. А если они не будут этим заниматься, то дома родители им покажут всю свою как бы «любовь и заботу».

Скажите: разве можно выращивать цветы в таких условиях? Что из них вырастет? Сорняки.

Что в такой ситуации должен делать ребенок? Он вынужден приспосабливаться к подобным условиям жизни, другого дома и других родителей у него нет, да и другой жизни он не знает, а лишь с завистью и озлобленностью наблюдает за ней со стороны.

Так вот, дабы прекрасные цветы не стали сорняками, их надо изолировать из этой анти социальной среды. А «антисадовников» надо наказывать. Как? Это другой вопрос, требующий отдельного разговора!

Лишение родительских прав это еще полдела, возможно выходом могут стать  принудительные меры: лечение от зависимости, трудоустройство, выплата алиментов подобными родителями на счет учреждения, в котором будет содержаться их ребенок.

Жестоко! Да, но, а как еще можно спасти детей попавших в подобную ситуацию жизни?

Детство подобных детей проходит мимо них. У родителей не хватает силы воли чтобы что-то изменить в собственной жизни.

Мы хотим многого, но при этом ничего не делаем!

Не стоит оправдывать такое поведение взрослых особенностями менталитета, культуры, национальности.

Порой изоляция детей из подобных семей - это единственный способ хоть как-то спасти их от  насилия со стороны взрослых, от замедленного самоуничтожения.

Всё это была - индивидуальная позиция одного отдельно взятого человека.

Какова точка зрения на данную проблему  у современного права?

Российское семейное законодательство часто относится к числу традиционных, достаточно стабильных отраслей права, которые не находятся в прямой конъюнктурной зависимости от перемен в государстве и обществе. В определенной степени это так, поскольку в результате длящегося веками процесса развития брачно-семейных отношений, регулируемых, в частности, нормами семейного права, появились устойчивые нормы поведения в семье, присущие практически всем цивилизованным государствам.

В семейных отношениях опосредовано отражаются особенности окружающей действительности.

Конвенция о правах ребенка принятая ООН регламентирует, а Семейный кодекс РФ предоставляет ребенку право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц их заменяющих), а также в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения с их стороны обязанностей по воспитанию и образованию несовершеннолетнего.

Своеобразие данного вопроса заключается в том, что чаще всего дети в семье страдают по вине родителей, что обнаружить совсем непросто. Причем, обратиться за защитой в органы опеки и попечительства может несовершеннолетний любого возраста, а в суд лишь тот, кому исполнилось четырнадцать лет.

С одной стороны, закон предоставляет право ребенку обратиться с иском в суд в защиту своих прав, нарушаемых родителями, а с другой стороны не включает его в перечень истцов по делу о лишении родительских прав.

На мой взгляд, в этой ситуации необходимо пересмотреть в процессуальном законодательстве возможности предоставления несовершеннолетнему права лично защищать в суде свои права и охраняемые законом интересы, в случаях предусмотренных законом,  по делам, о лишении родительских прав.

Кроме того, уже не один год предлагается внести в Уголовный кодекс норму, предусматривающую для родителей, совершивших умышленное преступление против своих детей, дополнительную меру наказания – лишение родительских прав.

Это связано с тем, что совершение умышленного преступления против жизни или здоровья своих детей является самостоятельным основанием для лишения родительских прав, и достаточно приговора суда по этому факту, чтобы суд удовлетворил иск о лишении родительских прав.

Но на сегодняшний день ситуация выглядит так, что если после приговора суда никто из лиц, перечисленных в СК, не обращается с иском в суд (т.е. например сам ребенок) о лишении родительских прав, то после отбытия наказания такой родитель возвращается в семью и, как правило, продолжает свои издевательства над детьми.

Но, несмотря на все вышесказанное отсутствие изменений в уголовном праве, связано с тем, что лишение родительских прав это мера семейно-правовой ответственности, а поэтому подлежит рассмотрению только в порядке гражданского судопроизводства.

Укрепление правовых гарантий защиты прав субъектов брачно-семейных отношений, – несомненно, веление времени. Российская Федерация, как участник Конвенции ООН «О правах ребенка» обязана обеспечить реализацию прав и интересов детей, обеспечить защиту детей от всех форм физического или психического насилия, различных злоупотреблений, отсутствия заботы или небрежного обращения со стороны родителей, других законных представителей.

Проблема, рассмотренная нами, лишь малая грань большого многогранника – права и интересы несовершеннолетних детей, и заслуживает дальнейшей проработки.

Безусловно, для большинства родителей, применение таких мер семейно-правовой ответственности как лишение или ограничение родительских прав является действительно исключительным, а, следовательно, и высокоэффективным наказанием. Но в силу того, что указанные меры применяются зачастую к лицам деморализованным, утратившим понятие ценности отцовства и материнства, они не только не достигают ожидаемого эффекта, но и окончательно снимают с родителей моральную  ответственность за воспитание детей.

С точки зрения социально-психологического аспекта остро встает необходимость создания нормативной основы для ведения профилактической работы в области семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми.

Данная работа потребует более четкого определения правовых, социальных и психологических оснований для признания семьи неблагополучной и вмешательства в брачно-семейные отношения ее субъектов, т.к. основная масса неблагополучных семей не попадает в число объектов профилактики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лишение родительских прав

Материал для родительского собрания...

«Я - ребенок, я имею право… Жесткое обращение с детьми. Профилактика насилия в семье».

«Я - ребенок, я имею право… Жесткое обращение с детьми. Профилактика насилия  в семье». Ребёнка нужно не просто любить, этого мало. Его нужно уважать и видеть в нём личность. Не забывайте та...

«Я - ребенок, я имею право… Жесткое обращение с ребенком. Профилактика насилия в семье».

«Я - ребенок, я имею право… Жесткое обращение с ребенком. Профилактика насилия  в семье».  ...

«Я - ребенок, я имею право… Жесткое обращение с ребенком. Профилактика насилия в семье».

«Я - ребенок, я имею право… Жесткое обращение с ребенком. Профилактика насилия  в семье».  ...

Программа по психолого-педагогическому сопровождению лиц, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах, но желающих восстановиться в родительских правах «ВТОРОЙ ШАНС»

Целью программы «Второй шанс» является создание условий для восстановления детско-родительских взаимоотношений.Данная цель конкретизируется в следующих задачах:выявить актуальное состояние...

Программа "Родные узы" по работе с родителями, лишенными родительских прав и ограниченными в родительских правах.

Программа  «Родные узы»  направлена  на  работу с родителями, лишенными родительских прав, ограниченными в родительских правах, направленной  на восстановление или...