Программа «Использование технологии индивидуального стиля учебной деятельности в образовательном учреждении»
рабочая программа

Климова Лариса Викторовна

Сегодня технология ИСУД может быть использована в качестве ресурса решения педагогических задач как минимум в семи ситуациях, реализуя не только дидактический, но и управленческий потенциал:

·         для того чтобы выяснить, почему школьник неуспешен в предмете;

·         для работы в режиме индивидуальной траектории обучения (выбор форм и приемов, развивающих ученика);

·         для обеспечения развивающей образовательной среды, акцентирования развивающих и социализирующих целей в условиях классно-урочной системы;

·     для обеспечения дифференциации учебного процесса в условиях классно-урочной системы и для обеспечения индивидуальной психолого-педагогической поддержки на уроках;

·         для проектирования или выбора учителем формы работы и педагогического взаимодействия в предметной внеурочной деятельности;

·         для развития способности детей к саморазвитию в процессе овладения ими знаний о своем индивидуальном стиле учебной деятельности (в рамках специальных курсов  «Учись учиться», «Мой учебный успех» и т.д.);

·         для управления ростом профессиональной компетентности учителя:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа

«Использование технологии

индивидуального стиля учебной деятельности в образовательном учреждении»

Программа рассчитана на 3 года

                               

   Составила:

 Климова Лариса Викторовна

Педагог-психолог

ГБОУ СОШ № 454г. Санкт-Петербург

2017 г.

                                                    Программа

«Использование технологии индивидуального стиля учебной деятельности в школе»

Пояснительная записка:

«Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. В настоящее время развитие системы образования требует от педагогической науки и практики изучения и внедрения новых методов обучения и воспитания детей. С введением Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования значительная часть учителей пытается научиться работать по-новому, так как именно «Школьное образование сегодня – решающий фактор индивидуального успеха и развития страны в дальнейшем». Наиболее значимой особенностью современной системы школьного образования является сосуществование двух стратегий организации обучения - традиционной и инновационной. Многие исследователи утверждают, что инновации сегодня призваны гармонизировать отношения в образовательном процессе, привести его результаты в соответствие с требованиями общества и индивидуальными потребностями человека, решить проблемы формирования социально полезной и успешной личности».  

В школе возникла идея изучения и внедрения инновационного педагогического опыта в реализации технологии «Развитие индивидуального стиля учебной деятельности учащегося» (далее ИСУД, автор Галева Наталья Львовна.). Сущность данной технологии состоит в персонификации образовательного процесса.

В процессе теоретического осмысления технологии ИСУД, мы утвердились в том, что доступность, качество образования, как и эффективность, начинаются с «учителя нового качества». Реализуя концептуальную модель технологии ИСУД, учитель становится «учителем – управленцем», приобретая такие компетенции, как: грамотное управление собственной деятельностью; сознательный и конструктивный анализ учебных ресурсов ученика; конструирование целей, планирование и организации учебного процесса; анализ результатов собственной и ученической деятельности. Для осознанного управления учителем роста учебно-познавательных ресурсов ученика нужен определенный объем знаний учителя об ученике как субъекте обучения.

Чтобы нам стала понятна технология ИСУД, авторы технологии включили в структуру учебного успеха ученика 10 характеристик. Безусловно, у многих учителей возникают вопросы о месте данных параметров в педагогической деятельности. Различия учащихся в такой характеристике, как актуальный уровень развития – обучаемость, обученность, ещё как-то можно учесть через внешнюю дифференциацию, разделив детей по классам, категориям в соответствии с данными контрольно-методического среза (КМС) или тестирования. Такие же различия, как особенности психологических феноменов в «поле профессионального зрения» учителя не всегда попадают. А если и попадают (по результатам обследования психологов), то редко становятся основанием для педагогического конструирования индивидуальной помощи в рамках учебных занятий. А ведь именно эти параметры являются основными «инструментами», обеспечивающие успех учебно-познавательной деятельности ученика.

Основной целью эксперимента была разработка системы деятельности всех субъектов оптимально индивидуализированного учебного процесса. Создаваемая система должна была обеспечивать создание и поддержание условий учебного успеха в пространстве развивающей образовательной среды для КАЖДОГО обучающегося в школе ребенка или подростка. Учебный успех КАЖДОГО ученика мы понимаем не только как увеличение объёма усвоенной учебной информации, но прежде всего как постоянный рост учебных возможностей каждого ученика. Очевидно, что такая позиция учителей-исследователей потребовала прежде всего четкого определения необходимого и достаточного набора параметров учебного успеха. Так была определена первая задача исследования: разработать систему оценки результативности обучения, позволяющую учитывать не только накопление знаний, но и развитие других ресурсов познавательной деятельности ученика. Такая рабочая система параметров учебного успеха ученика должна была стать основой для системы динамических характеристик индивидуального стиля учебной деятельности (параметры ИСУД).Одновременно с организацией выполнения первой задачи, члены творческой группы приступили к проектированию картотеки учебных приёмов, систематизированных по тем же основаниям, которые определяют систему ИСУД. Таким образом, ВПЕРВЫЕ в педагогической практике и ученик, и учебные приёмы характеризовались по одним и тем же основаниям, что давало возможность выстроить процесс индивидуализации максимально технологично. Была определена и вторая задача исследования: создать картотеку форм учебных приемов, заданий, учитывающих и развивающих различные параметры ИСУД ученика. Решение перечисленных задач должно было привести к осмыслению участниками эксперимента каждой характеристики ИСУД, к приобретению ими навыков педагогической диагностики, к умению «видеть» в каждом задании по предмету его «дидактический потенциал»: какие параметры индивидуального стиля учебной деятельности развиваются тем или иным конкретным заданием. Можно предположить, что целенаправленная работа по определению, учету и развитию ИСУД ученика приведет к расширению зоны его ближайшего развития, повышению его уровня учебных возможностей (обучаемости), росту мотивации и развитию психофизиологических функций как основы для учебного успеха обучающегося.

Цель :

Технология ИСУД в образовательном  процессе инновационна по определению, так как позволяет решить комплексно систему целей:

  1. выяснить, почему неуспешен ученик в предмете (диагностика);
  2. отобрать формы, методы и приемы, развивающие внутренние ресурсы ученика и учитывающие его психофизиологические особенности;
  3. обеспечить развивающую образовательную среду для каждого ученика в условиях классно-урочной системы;
  4. обеспечить рост профессиональной компетентности учителя (психолого-педагогической, предметно-методологической и управленческой).

Задачи:

  •   работать  в режиме индивидуальной траектории обучения (выбор форм и приемов, развивающих ученика);
  •  обеспечить дифференциацию учебного процесса в условиях классно-урочной системы и для обеспечения индивидуальной психолого-педагогической поддержки на уроках;
  • проектировать   выбор учителем формы работы и педагогического взаимодействия в предметной внеурочной деятельности;
  • развить способности детей к саморазвитию в процессе овладения ими знаний о своем индивидуальном стиле учебной деятельности (в рамках специальных курсов  «Учись учиться», «Мой учебный успех» и т.д.);

Авторами  технологии были  обозначены условные меры для педагогической диагностики определения относительного уровня достижения или развития каждой из составляющей учебного успеха. Зачастую некорректная оценка учителем учебных возможностей ученика приводит последнего к  неуспеху. Знаниям и практическим навыкам учитель может научить, а навыки еще надо тренировать для того, чтобы они стали «инструментом успеха» для ученика. Память, внимание, умение работать в разных модальностях можно и нужно тренировать. Но вот интересы, желания, системы ценностей – основу составляющей успеха  - можно только воспитывать. Если развивается и растет любой из параметров индивидуального стиля учебной деятельности ученика, то увеличивается общий уровень его познавательных возможностей – его обучаемость.

В условиях существующей у нас классно-урочной системы занятий технология ИСУД наиболее легко вписывается в учебный процесс, может не затрагивать содержание обучения, которое определено стандартом и государственными программами.

С чего же начинается внедрение технологии и какие параметры берутся для диагностики индивидуального стиля учебной деятельности и отражают структуру учебного успеха ученика?

Авторы технологии включили в этот набор 10 характеристик: обучаемость, внимание, память, модальность, доминирование полушарий мозга, организационные ОУУН, коммуникативные ОУУН, информационные ОУУН, мыслительные ОУУН, уровень развития мотивационно-потребностной сферы.

Экспериментальная часть

1. Матрица параметров ИСУД обучающегося.

Основные опорные понятия, используемые в данном исследовании, взяты из работ отечественных и зарубежных психологов и педагогов. Р.С. Немову принадлежит определение индивидуальности, которое интегрирует смыслы таких понятий, как человек, индивидуум, личность (рис. 1). Таким образом, индивидуальность мы определяем как совокупность биологических, психофизиологических, психосоциальных и духовных качеств конкретного человека. Для нашей школы, обучающей детей с дефектами развития различной этиологии, четкое определение такого понятия, как «индивидуальность», имеет большое значение. Ведь от содержания этого понятия должна выстраиваться система деятельности учителя по созданию такой образовательной среды, в которой каждому ученику гарантировались бы как комфорт, так и развитие. А среди наших учащихся можно встретить детей с нарушениями во всех подструктурах индивидуальности.

Рис. 1. Смысловая характеристика понятия «ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ»

Рис. 1. Смысловая характеристика понятия «ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ»
(по Р.С. Немову)

Рис. 2.  Ресурсы учебного успеха

Рис. 2. Ресурсы учебного успеха ученика

К.К. Платоновым была разработана динамическая система индивидуальности как совокупности подсистем, требующих различных способов педагогического воздействия (табл. 1). Сам автор называл описываемую целостную систему «личностью», однако, пристальный анализ таблицы и сравнение ее со схемой Немова выявляет практическую идентичность двух понятий: личность (по Платонову) = индивидуальности (по Немову).

Таблица 1. Динамическая структура личности (по К.Платонову)

Таблица 1

Четыре основные компонента индивидуальности в своей целостности с точки зрения организатора учебного процесса определяют четыре группы требований к созданию целостной образовательной среды. Среда должна МОТИВИРОВАТЬ, формировать у учащегося систему ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ, развивать у него познавательную сферу через развитие психофизиологических свойств (табл. 2). На основании изученного теоретического материала, а также исходя из собственного опыта, мы разработали схему определения понятия «РЕСУРСЫ УЧЕБНОГО УСПЕХА УЧЕНИКА» (рис. 2). Эта схема была положена в основу проектирования матрицы параметров индивидуального стиля учебной деятельности учащегося, состоящей из 10 параметров (табл. 3)

Таблица 2

Таблица 2

Таблица 3. Матрица параметров учебного успеха (ИСУД) учащегося

Таблица 3. Матрица параметров учебного успеха (ИСУД) учащегося

На схеме каждый из параметров можно представить как отрезок из центральной точки, а уровень развития параметра – как длину отрезка. В таком случае индивидуальный стиль деятельности конкретного ученика будет выглядеть как замкнутая фигура, ограниченная кривой, проходящей через дистальные точки отрезков:

http://bio.1september.ru/2003/28/19.gif

Такое графическое представление смысла понятия «индивидуального стиля учебной деятельности» позволяет выявить сущность еще одного важнейшего параметра ИСУД – обучаемости, или уровня учебно-познавательных возможностей. Этот параметр имеет шансы претендовать на интегральную характеристику зоны ближайшего развития ученика, так как он определяется развитием всех остальных упомянутых выше параметров ИСУД: обучаемость определяется и уровнем интереса к предмету, и объемом усвоенных знаний, и уровнем развития общеучебных навыков, и психофизиологическими особенностями личности. Поэтому на схеме обучаемость будет выглядеть как площадь замкнутой фигуры АБВГДЕЖ. Можно показать, что такая схема «работает» и в динамике: если будет расти показатель по любому из выделенных параметров, то общая площадь фигуры будет увеличиваться. В переводе на язык дидактики: если развивается и растет любой из параметров индивидуального стиля учебной деятельности ученика, то увеличивается общий уровень его познавательных возможностей (его обучаемость).Практический опыт учителей школы показал, что, проектируя матрицу ИСУД, можно оценивать внимание по четырем параметрам: объему, распределению, концентрации и устойчивости. Эти свойства необходимо и достаточно характеризуют внимание ученика для целенаправленной деятельности учителя, и именно эти свойства внимания чаще всего нарушаются при дефиците внимания и гиперактивности как следствие минимальной мозговой дисфункции на основе легкого поражения ЦНС, а также при других состояниях. При диагностике свойств памяти мы сочли необходимым выделить две группы свойств: по видам памяти (словесно-логическая, наглядно-образная, эмоциональная) и по времени сохранения информации (долговременная, кратковременная, оперативная). Эти свойства памяти во многом определяют для ученика СПОСОБЫ усвоения учебного материала, а для учителя – еще одно основание для отбора учебных приемов в работе с конкретным учеником. Такую же дидактическую роль – основы для выбора тех или иных форм учебной работы для конкретного ученика – играют еще два параметра ИСУД: модальность и доминирование полушарий головного мозга.Модальность (по Бендлеру и Гриндеру) – это преимущественное использование одного из каналов приёма и переработки информации. В первом приближении, говоря о модальности, мы будем иметь в виду именно предпочитаемый учеником канал приема информации: визуальный, аудиальный или кинестетический. Конечно, в реальности практически невозможно встретить «чистого» «визуала» или «кинестетика». Но, как показывают исследования психофизиологов, включение одного из каналов приема информации даже на доли секунды раньше других приводит к избирательной реакции на информационный сигнал извне. Учителю необходимо знать и такую психофизиологическую характеристику своего ученика, как доминирование полушария мозга. Особенности стиля учебной деятельности ученика, определяемые доминированием правого или левого полушария, описаны в книгах А.Л. Сиротюк. Учителю важно знать, что доминирование полушарий зависит не только от уровня развития полушария, но в первую очередь от быстроты его включения. То полушарие, которое включается первым в ответ на поступивший сигнал извне, будет доминировать (т.е. подавлять функцию противоположного полушария). В то же время уровень развития подавляемого полушария может быть и выше.

В окончательном виде матрица ИСУД ученика представлена в

табл. 3.раскрывает смысл и процедуры определения всех параметров ИСУД для учителя (предлагаемые приемы диагностики подобраны таким образом, чтобы усилить именно педагогическую составляющую в психолого-педагогической диагностике).

          Параметры ИСУД для психологического исследования

Параметры ИСУД

Проявление параметра в учебной деятельности; его смысл и значение для деятельности учителя.

Способы психолого-педагогической диагностики параметра; система оценки уровня его развития.

1.  Обучаемость,уровень учебных возможностей

Проявляется как уровень самостоятельности в учебной деятельности ученика.

Значение параметра, зависящее от развития всех остальных характеристик ИСУД, определяет дозу педагогической помощи и/или место учителя в ЗБР по отношению к актуальной зоне: чем ниже уровень обучаемости ученика, тем больше доза педагогической помощи,  тем меньше радиус его зоны ближайшего развития, т.е. меньше уровень его учебных возможностей.

Обучаемость как характеристика возможностей интегрирует все параметры ИСУД, но определяется учителем довольно легко: по результатам специального КМС (контрольно-методического среза).

(см. «Завуч» №2, 2003г.)

Система оценки такова:

III уровень – наиболее высокий, творческий уровень обучаемости (способность самостоятельно интегрировать новые знания в систему собственных знаний, умение проектировать новые способы решений и т.д.)

II уровень – высокий уровень обучаемости (способность активно использовать приобретённые знания в знакомой ситуации).

I уровень – уровень обучаемости, позволяющий ученику понимать и запоминать новую информацию, применять её по алгоритму.

< I – случаи, когда ученик не может на уроках данного предмета проявить даже минимальные возможности (группа учебного риска).

2. Обученность

Проявляется как уровень самостоятельности в учебной деятельности ученика.

Значение параметра, зависящее от развития всех остальных характеристик ИСУД, определяет дозу педагогической помощи и/или место учителя в ЗБР по отношению к актуальной зоне: чем ниже уровень обучаемости ученика, тем больше доза педагогической помощи,  тем меньше радиус его зоны ближайшего развития, т.е. меньше уровень его учебных возможностей.

Обучаемость как характеристика возможностей интегрирует все параметры ИСУД, но определяется учителем довольно легко: по результатам специального КМС (контрольно-методического среза).

(см. «Завуч» №2, 2003г.)

Система оценки такова:

III уровень – наиболее высокий, творческий уровень обучаемости (способность самостоятельно интегрировать новые знания в систему собственных знаний, умение проектировать новые способы решений и т.д.)

II уровень – высокий уровень обучаемости (способность активно использовать приобретённые знания в знакомой ситуации).

I уровень – уровень обучаемости, позволяющий ученику понимать и запоминать новую информацию, применять её по алгоритму.

< I – случаи, когда ученик не может на уроках данного предмета проявить даже минимальные возможности (группа учебного риска).

3. Внимание

Характеризует в системе ИСУД направленность и сосредоточенность сознания ученика на определённых объектах.

Для учителя данные о развитии внимания ученика и различных его качеств – важнейшая информация для проектирования способов подачи материала и особенно форм самостоятельной деятельности. Так, малый объём внимания диктует необходимость подачи материала небольшими порциями, а низкий уровень владения учеником навыком распределения внимания потребует от учителя объяснять материал на 1 объекте, а при уяснении знаний – специальных форм заданий, развивающих именно это свойство внимания (работа с 2-3 источниками).

Характеристики  внимания:

Объём – количество объектов, которые могут быть охвачены сознанием одновременно (может ли работать с целой главой, темой и т.д.)

Концентрация – степень сосредоточенности на объекте

Распределение – возможность одновременно производить несколько видов деятельности (может ли одновременно слышать и писать, смотреть, слышать и записывать и т.д.))

Устойчивость – длительность сознательного удержания внимания на объекте ( как долго может быть сосредоточен).

Система оценки:

0,5 – слабо развито;

1    – недостаточно развито

2    – достаточно развито.

(Лучше всего использовать диагностические данные психологов, но учитель-предметник может в первом приближении оценить развитие психофизиологического параметра внимание и через наблюдение на уроках за выполнением учеником заданий определённого типа).

4. Память

Сложный психофизиологический процесс, в результате которого у ученика происходит запоминание, сохранение, воспроизведение информации.

Для учителя эта информация об ученике важна  как ещё одно основание для выбора комфортных приёмов освоения нового материала (в форме, удобной для запоминания именно этому ученику). Одновременно учитель должен развивать те виды памяти, которыми ученик владеет на низком уровне. Учитель должен владеть сам и обучать учащихся мнемонической технике.

Уровень развития разных видов памяти также измеряется в баллах от 0 до 2:

в ИСУД замеряем виды памяти:

  • словесно-логическую (умение запоминать информацию, поданную в вербальной форме, в виде формул, понятий);
  • образную (умение запоминать наглядные образы, цвет, рисунок, звуки и т.д.);
  • эмоциональную (умение сохранить пережитые чувства).

Лучше всего эти данные брать из психологических обследований, но и здесь учитель-предметник может определить «западающий» вид памяти у своего ученика путём внимательного наблюдения за его деятельностью.

5. Модальность

Предпочитаемый, наиболее комфортный для ребёнка канал приёма информации. Для учителя очень важный параметр, определяющий способ подачи материала и формы самостоятельной работы ученика.

В матрице ИСУД модальность записывается как выделение одного, двух или всех трёх каналов поступления информации одновременно (А, В – аудиальный и визуальный; А, К – аудиальный и кинестетический).

Модальность выявляется чётче всего в специальных опытах; однако, наблюдение педагога позволяет выявить наиболее ярких представителей:

Визуал – ученик, обращающий большое внимание на вид своей тетради, свой внешний вид; его раздражает беспорядок на столе, на доске и т.д.

Аудиал – часто произносит вслух то, что хочет понять. Прислушивается к себе, ведёт как бы монолог с собой. Часто исключает зрение: смотрит в окно, чертит абстрактные узоры, но при этом слышит всё, что вы говорите.

Кинестетик – чаще всего очень подвижный, легко отвлекающийся, мгновенно реагирующий на прикосновение, легко проявляет эмоции, часто неаккуратен «потому что – какая разница».

6. Доминирование полушарий голов-ного мозга.

Способность одного полушария включаться на доли секунды раньше другого.

Для учителя важно выделить таких учеников, у которых доминирование правого или левого полушария ярко выражено.

Во-первых, это могут быть дети, у которых это свойство в анамнезе (шизофреники – крайние левополушарники; истероидные психопаты – крайние правополушарники) и тогда учёт этих данных обязателен.

Во-вторых, если даже сильное доминирование одного из полушарий не является признаком заболевания, учет этого и развитие функции противоположного полушария чрезвычайно важно для правильного выбора форм  объяснения и отработки учебного материала

Система представления данных о доминировании полушарий головного мозга в матрице ИСУД:

Правополушарник – предпочитает  конкретный смысл поступающей информации.

Левополушарник – анализирует информацию по формальным основаниям.

Равнополушарник – способен  сознательно руководить «включением» полушарий.

Этот параметр обычно диагностируется психологами

7.Организационные ОУУН

Общеучебные умения и навыки, обеспечивающие ученику самостоятельность действий и оптимизацию деятельности на уроках и при выполнении домашних заданий. Для учителя эти данные являются исходными для организации самостоятельной деятельности учащегося.

Система оценки уровня сформированности всех ОУУН:

0 – 1 – 2 (возможно 0,5 и 1,5).

Навык планирования собственной деятельности (определяется и развивается при выполнении учащимся заданий типа проектных).

Навык организации и ведения записей в собственной тетради.

Навык самооценки (способность самостоятельно оценить и способ достижения результата и сам результат).

8. Коммуникатив-ные ОУУН

Определяют формы и виды участия в коллективной учебной деятельности учеников с разными характеристиками развития сферы общения.

Для учителя это очень важный параметр при планировании и организации дискуссий, коллективной работы на единую цель и т.д.

  • монологическая речь (устная или письменная);

  • способность вести конструктивный диалог;

  • способность работать в команде (подчиняться, руководить, делиться знаниями, полномочиями).

9.Информационные ОУУН

Определяют для ученика возможность самостоятельного поиска и осмысления информации.

Для учителя определяют систему заданий для целенаправленного развития информационных ОУУН.

  • Навык смыслового чтения (умение осмыслять прочитанное на высоком уровне.) Этот навык диагностируется и развивается «слепыми» текстами и различными заданиями типа: «озаглавь текст», «поставь вопросы к тексту и из текста» и т.д.
  • Навык «сворачивания» и «разворачивания» информации (составление и чтение таблиц, графиков, схем и т.д.)
  • Навык использования технических средств (ТСО, ПК, TV, мультимедиа) для поиска, планирования, организации и оформления учебной работы.

10. Мыслительные ОУУН

(по Марковой)

Навыки, формирующиеся на основе психофизиологических функций головного мозга, лежащие в основе сознательного мышления учащихся. Каждый последующий из выделенных навыков опирается на всё более сложные функции мозга:

анализ

синтез

сравнение

логика (установление причинно-следственных связей)

вывод

Уровень развития того или иного мыслительного навыка у учащихся устанавливается психологами, но учитель должен определять его два раза в год на материалах своего предмета с помощью специального контрольно-методического среза ( КМС по мыслительным ОУУН  ) («Завуч» №2, 2003 г.)

11. Уровень разви-тия мотивационно-волевой сферы.

Один из важнейших параметров ИСУД, т.к. выявляет степень заинтересован-ности ученика в вашем предмете, и, соответственно, влияет на уровень и качество его учебной работы.

Для учителя эти данные ещё и основа для подбора содержания и форм работы, мотивирующих детей и развивающих их волю.

Уровень проявления волевых усилий при выполнении учебных заданий может оцениваться учителем наблюдениями на уроке и сопоставляться с данными психологического обследования. Уровень и вектор интересов, мотивов к  изучению конкретного предмета определяет в первую очередь сам учитель, оценивая  их в первом приближении так:

  • Базовый – ученик мотивирован на изучение предмета мотивами «избегания»: чтобы не ругали, чтобы на  приставали…
  • Познавательный – ведущий мотив – любопытство, интерес чаще всего проявляется как непроизвольный;
  • Социальный – ведущий мотив – деятельность вместе со всеми, «я не хуже других», « и я так могу»;
  • Социально – духовный – мотивация к изучению предмета личностно оправдана: «я осознаю, зачем мне надо изучать этот предмет», ученик демонстрирует максимально возможный для себя уровень произвольности в обучении на этом уроке.


                          Параметры исследования ИСУД

0,5

1

2

Внимание

Объём

Одновременно удерживает в зоне активного внимания 1 объект

Одновременно удерживает в зоне активного внимания 2-3 объекта

Одновременно удерживает в зоне активного внимания 4-5 объектов

Распределение

Умеет одновременно выполнять лишь одно действие –  или пишет, или читает,  или слушает, или разглядывает

Может одновременно успешно выполнять два действия одновременно – слушать и записывать,  читать и анализировать, разглядывать и записывать

Успешно выполняет  одновременно более двух действий – например, слушает, записывает и отслеживает по книге

Концентрация

Любой посторонний раздражитель отвлекает от выполнения задания

От выполнения задания отвлекает  вход в класс постороннего человека, вопрос, заданный другим учеником, громкий звук за окном и т.д.

При выполнении задания практически не отвлекается на посторонние раздражители, если это не касается лично его

Устойчивость

Произвольное внимание практически не сформировано, устойчивость можно поддержать только извне сильным раздражителем

Демонстрирует хорошее развитие послепроизвольного внимания, если интересно, может долго работать

Хорошо развито произвольное внимание – может заставить себя сосредоточиться на выполнении задания

Память

Словесно-логическая

С трудом запоминает формализованную информацию -  правила, формулы

Может запомнить информацию, выраженную формально -  но допускает ошибки

Легко запоминает новые термины, понятия, хорошо запоминает формулы, графики и т.д.

Образная

Плохо запоминает информацию, если она представлена в виде образа – рисунка, схемы, модели, художественного образа

Может запоминать подобную информацию, но делает ошибки

Легко запоминает информацию, представленную в виде художественного или реального образа

Эмоциональная

Практически не запоминает ощущений, чувств

Чувства иногда  могут стать  «якорем» при запоминании

Хорошо запоминает то, что пережито – что затронуло чувства

                                               Общеучебные навыки

Организацион-ные ОУУН

Самостоятельно планировать свою деятельность, прогнозировать её результаты, контролировать выполнение и оценивать адекватно результаты своей работы практически не может, все это делает только с помощью учителя

Может сам организовать рабочее место, работает по плану, способен к самоконтролю по алгоритму, но самостоятельно ставить учебную задачу и выбирать оптимальный способ работы не может

Приняв и осознав цель работы, может самостоятельно приготовить рабочее место, спланировать последовательность действий, выбрать оптимальный способ работы, оценить результат

 Коммуникатив-ные ОУУН

Речь развита плохо,  в диалоге участвует односложными ответами, работая в группе, только слушает

Навык активного слушания не сформирован – не отслеживает логику рассказа, не задает вопросов по ходу рассказа учителя

Устный полный ответ может построить только по алгоритму. В группе может участвовать в дискуссии.

Услышанное анализирует, иногда может задать вопросы

Свободно рассуждает на заданную тему в рамках полученных знаний.

В диалоге активен, умеет внимательно слушать собеседника. В группе может организовать обсуждение

Информацион-ные ОУУН

Смысловое чтение:

При чтении  с трудом выделяет главную мысль, ошибается при заполнении простого «слепого» текста

Преобразование информации

С трудом анализирует таблицы или составляет их; практически не способен самостоятельно построить схему по тексту или прочитать новую схему процесса или структуры

ТСО:

использует TV, PC  только как пользователь: без учебных и познавательных целей

Наблюдение

Не умеет осмыслять конкретную информацию, полученную путем наблюдения или непосредственных ощущений

Смысловое чтение:

Может  проанализировать прочитанное по вопросам , осмыслить текстовую задачу, задание

Преобразование информации

При небольшой помощи учителя может справиться  с преобразованием информации из вербальной в графическую или символическую (формулы)

ТСО:

При использовании TV, PC  способен работать с ними как с источниками знаний, но требует постановки учебной задачи учителем

Наблюдение

Умеет наблюдать, может перевести ощущения в осознанную смысловую информацию, однако,  требует педагогической помощи – алгоритмов, вопросов

Смысловое чтение:

Может «читать, и понимать, что не написано» ( Княжнин),  легко справляется с заданиями, требующими осмысления нового текста

Преобразование информации

Легко «читает» графики, схемы, формулы, преобразует их в текст.

Способен без ошибок проделать обратную процедуру – преобразовать текст в рисунок, график , таблицу и т.д.

ТСО:

Способен использовать самостоятельно  технические средства для поиска информации, для оформления работ

Наблюдение

Легко осмысляет информацию,  полученную непосредственно  через эмоции и органы чувств: осязание, обоняние, зрение

Рекомендуемые  приемы, позволяющие

целенаправленно развивать  индивидуальный стиль учебной деятельности ученика средствами учебного предмета.

Обученность

  •  На первом уроке темы по данным  вводной диагностики выделяются ученики, с которыми необходимо  отработать западающие знания из предыдущих тем и курсов;
  • К каждой теме необходимо иметь вводные диагностические задания на проверку и актуализацию знаний, необходимых для изучения новой темы

Внимание

  • отбирать или создавать задания на отработку разных видов внимания

Память

  • изучить опыт применения  мнемотехники
  • использовать формы работы, опирающиеся на  разные виды памяти, особенно – эмоциональную и наглядно-образную
  • не употреблять  указаний « выучить материал»,  - конкретизировать задание

Модальность

  •  разработать дидактическое обеспечение для кинестетиков ( карточки с понятиями  для классификации, систематизации и др.

Полушарие

  •  дифференцировать используемые задания – какие развивают правое, какие  левое полушарие. Какие требуют включения обоих полушарий и  целенаправленно это использовать.

Коммуникативные ОУУН

  • Проговаривание ! Не стесняйтесь просить повторить алгоритм, ход работы
  • обучать составлению и озвучиванию законченных ответов
  • Мини -доклады по темам
  • Работа в парах, группах (объясни другу)
  • Уяснение нового материала в паре
  • Загадай понятие, термин,  живую систему ( можно словами, можно пантомимой)

Организационные ОУУН

  •  в начале темы открывать цели как результаты, постепенно передавая эту функцию ученикам
  • предъявлять план и результаты урока, обсуждая их
  •  обучать приемам самооценки
  •  Чаще оценивать работу ученика с тетрадью !!!

Информационные ОУУН

  • активизировать работу с текстами
  •  давать дифференцированные задания на преобразование информации
  • учить анализировать видео- и аудиоинформацию
  • давать задания на поиск информации в Интернете

Мыслительные ОУУН

  • Включить в целеполагание учителя  цели по формированию конкретных навыков на материале конкретной темы

Уровень и вектор мотивации

  • Мотивировать учащихся не только на результат (знания, оценку, возможности), но и  на деятельность,  учитывая  возраст и  вектор интересов
  • Открывать  для учеников развивающий смысл заданий, мотивируя их на саморазвитие

Ожидаемые результаты реализации ИСУД  :

  • Позитивная динамика качества знаний по предметам.
  • Позитивная динамика всех параметров учебного успеха ученика – уровня мотивации, обучаемости, памяти, внимания, общеучебных навыков.
  • Изменение отношения учащихся к выполнению домашних заданий.

Добиться таких результатов  посильно для нашего коллектива, который обладает огромным творческим потенциалом, готовностью учителей к инновационной деятельности.

Сегодня технология ИСУД используется частично или полностью в разных школах – массовых, школах коррекционно-развивающего обучения, гимназиях, школах надомного обучения. Есть опыт использования технологии в  педагогических колледжах (г. Братск)  и институтах (МГПУ, кафедра информатики), где студенты осваивают её как инновационную технологию и реализуют как собственный ресурс развития. Применение технологии ИСУД позволяет добиться определенных положительных результатов качество знаний вырастает в среднем на 15 %, возрастает  обучаемость, а также  сформированность обще-учебных умений и навыков в среднем по всем предметам. По мнению учителей которые уже применяли в своей практике технологию индивидуального стиля учебной деятельности считают, что  технология ИСУД является основополагающей среди предлагаемого ряда новых технологий. Опыт работы по данной системе заслуживает внимания и распространения для осуществления личностно-ориентированного обучения с целью повышения качества образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольно-методический срез «Определение уровня обучаемости учащихся по биологии» как элемент технологии развития индивидуального стиля учебной деятельности.

Контрольно-методические срезы (КМС) по определению обучаемости учащихся я провожу в начале учебного года и на основе анализа определяю дозу педагогической помощи  в зоне ближайшего развития учени...

Индивидуальный стиль учебной деятельности (технология ИСУД)

Мы не можем избавиться от того, за что ругаем. Но мы можем использовать то, за что хвалим. Это ИСУД!...

«Использование педагогической технологии «ИСУД» (индивидуальный стиль учебной деятельности учащихся) в пространстве учебного успеха каждого ученика».

Методология преподавания непрофильных предметов в профильных классах претерпевает кардинальные изменения. В классической триаде целей учителя на первое место выходят развивающие и социализирующие цели...

Технология ИСУД (индивидуальный стиль учебной деятельности)

 Технология ИСУД  (индивидуальный стиль учебной деятельности) Актуальность вопроса. Интересное, сложное и переходное время сегодня в педагогике. Методология преподавания мно...

Технология учета и развития параметров индивидуального стиля учебной деятельности ученика средствами учебного предмета

В публикации представлен опыт работы в рамках технологии ИСУД (учета и развития параметров индивидуального стиля учебной деятельности ученика). Данная технология  дает возможность  формирова...

Педагогическая технология ИСУД ( Индивидуальный Стиль Учебной Деятельности) на уроках географии в 6 классе

Одним из дидактических ресурсов личностно-ориентированного обучения является технология «ИСУД» (Технология учета и развития параметров Индивидуального Стиля Учебной Деятельности ученика), ...

«Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках биологии через использование технологии индивидуального стиля учебной деятельности»

                     Известно, что далеко не все учащиеся, даже те, которых мы называем « успешными», выполняют те или иные фо...