Программа «УЧИТЕЛЬ – УЧЕНИК: технология взаимодействия»
методическая разработка по психологии

Программа

«УЧИТЕЛЬ – УЧЕНИК:

технология взаимодействия»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_shkoly_uchitel-uchenik.doc528 КБ

Предварительный просмотр:

Программа УЧИТЕЛЬ - УЧЕНИК

2012-2017

Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №31 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического профиля»

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ

 « СОШ № 31 с УИП ХЭП»

             

                                 _______________ Е.В.Туренко

«___»________________ 2012  г.

Программа

«УЧИТЕЛЬ – УЧЕНИК:

технология взаимодействия»

 2012 – 2017 гг.

г.Нижневартовск

2012 год

Пояснительная записка

Разработка и принятие программы обусловлено рядом нормативных документов развития образования: Закон РФ «Об образовании», Программа развития образования ХМАО-Югры «Наша новая школа», Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка», Конвенция о правах ребенка, а также реализацией программы развития школы, в которой определены приоритеты всех направлений развития образовательной среды школы.

Цель программы развития школы направлена на обеспечение доступности для учащихся качественного образования в соответствии с их образовательными запросами, являющимися основой для выстраивания ими индивидуальных образовательных траекторий, что позволит учащимся в дальнейшем спроектировать свое будущее и сделать осознанный профессиональный выбор, поэтому в школе необходимо создать условия для индивидуальной образовательной активности каждого учащегося в процессе становления его способностей к самоопределению, самоорганизации, осмыслению своих образовательных перспектив. Это возможно сделать, если в образовательном пространстве школы будет обеспечено тьюторское сопровождения учащихся, на всех ступенях  учебно-воспитательного процесса. Сопровождение позволит выстроить связь индивидуальной образовательной потребности учащегося и поля возможностей ее достижения.

В целях объединения усилий школы в данном направлении, а также в выработке единых подходов в организации тьюторского сопровождения учащихся школы на всех ступенях образования и разработана данная программа.

Концептуальные положения Программы

Программа «Учитель - ученик»  является подпрограммой программы развития школы  на период 2015 г.г. и является логичным дополнением и условием реализации целей программы развития школы.

Назначение программы «Учитель-ученик» - создание такого взаимодействия педагогов и учащегося, в ходе которого решается широкий круг задач, связанных с самоопределением учащегося в окружающем образовательном пространстве, обеспечением понимания школьниками возможностей использования собственных ресурсов, ресурсов школы и других образовательных учреждений для достижения образовательных целей, выстраиванием вместе с ним его индивидуальной образовательной траектории. Педагог выступает в роли сопровождающего и наставника, который может помочь поставить цель, сорганизовать внутренние и внешние ресурсы для ее достижения, при условии, что весь процесс сопровождения будет основан на активности самого учащегося, совершающего реальные действия, регулируемые им самим.

Сопровождение мы рассматриваем как особую сферу деятельности педагога, ориентированную на взаимодействие со школьником по поддержке его в становлении личностного роста, социальной адаптации, принятии решения об избираемой профессиональной деятельности и др.

Главное условие реализации программы – обеспечение самостоятельного выбора учащимися  элективных курсов, форм обучения, выбора дополнительных образовательных услуг, самостоятельного определения тем и направлений творческой, исследовательской и проектной деятельности, оказание педагогической и психологической поддержки учащимся, испытывающим эмоциональное неблагополучие, низкую социальную адаптацию.

Главное средство, положенное в основу реализации программы – тьюторское сопровождение учащихся, обеспечивающее связь индивидуальной образовательной потребности учащегося и поля возможностей ее достижения, сопровождение учащихся, нуждающихся в педагогическом поддержке.

Основные технологии, применяемые при тьюторском сопровождении школьников: технологии консультирования, тренинговые технологии, технологии профильных и профессиональных проб, активизирующие методики, технологии работы с портфолио, проектные технологии, информационные технологии.

Успешность  реализации  будет достигнута при соблюдении следующих принципов:

  • признание объективности существования индивидуальных целей учащихся в образовательном процессе;
  • индивидуализации и персонификации образовательного процесса;
  • максимального разнообразия представленных возможностей для развития личности;
  • непрерывности и преемственности – понимание образовательного процесса как взаимосвязанного, объединенного единством и последовательностью целей образования;
  •  «не навреди», психологический контакт  с подопечным и атмосфера доверия.
  • взаимодополняемости (психологической, педагогической, информационной и др. тьюторской составляющих)
  • свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Цель программы: создать условия для формирования индивидуальной  образовательной  траектории учащихся, удовлетворения их личного образовательного и профессионального интереса, создание комфортных условий для  развития личностного потенциала учащихся.

 Задачи:

  • Разработать  нормативно-правовую базу необходимую для осуществления тьюторского сопровождения.
  • Разработать механизм индивидуального сопровождения учащихся с целью формирования индивидуальной образовательной траектории.
  • Осуществить мероприятия по сбору данных о планах, намерениях учащихся, их интересах, склонностях, мотивах, готовности к социально- профессиональному самоопределению.
  • Подготовить педагогов школы для реализации тьюторского сопровождения учащихся.

Реализация программы предусматривает несколько этапов:

I этап. Подготовительный (2012-2013 учебный год)

  • Знакомство педагогов с возможностями индивидуального сопровождения учащихся в учебно-воспитательном процессе;
  • Обучение педагогов технологии тьюторского сопровождения учащихся через методическую службу, педсоветы, самообразование, курсовую подготовку;
  • Накопление библиотечного фонда по данному вопросу. Знакомство педагогов с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики.

II этап. Этап реализации (2013-2014 г.г.)

  • Сбор данных о планах, намерениях учащихся, их интересах, склонностях, мотивах, готовности к социально- профессиональному самоопределению
  • Развитие на базе школы разноуровневого   обучения, с выходом на построение индивидуальных образовательных маршрутов старшеклассников.
  • Создания пространства для образовательного, профессионального, социального и культурного самоопределения учащихся за счет развития тьюторского сопровождения учащихся на всех ступенях обучения .
  • Предоставление информации для разработки и дальнейшей корректировки индивидуальных образовательных маршрутов путем расширения сетевого взаимодействия с другими образовательными учреждениями дополнительного образования (в том числе дистанционно).
  •  Разработка системы элективных курсов, проектной, внеурочной деятельности интегрированной с образовательными ресурсами дополнительного образования.
  • Внедрение новых подходов к оцениванию знаний учащихся на основе портфеля индивидуальных достижений (продвижений) учащихся. 
  • Коррекция процесса и результатов социально-профессионального самоопределения старшеклассников.
  • Проведение промежуточных итогов  программы, коррекция программы.

3 этап   Аналитический (2014-2017 г.г.)

  • Мониторинг достижений учащихся школы.
  • Обобщение опыта педколлектива по тьюторскому сопровождению учащихся.
  • Проведение итогов  приоритетного направления программы развития школы, коррекция программы.

4. Механизм реализации  программы.

Программа реализуется параллельно с программой развития. Разрабатывается педагогическим коллективом  и согласуется с годовым планом работы школы, который утверждается директором школы.

  Программа предусматривает развитие творческих способностей, самоопределение учащихся и овладение самостоятельной образовательной деятельностью.

Долгосрочное планирование и мониторинг предусмотрены в Программе развития школы.

Осуществляется   учителями в рамках своих должностных обязанностей.

Технологии сопровождения и организационные формы определяются на каждой ступени образования, определяется учитель – тьютор.

Техноло-гия сопровождения

Организационные формы

Ступени образования

Функции

сопровождения

ФИО

тьютора,

его должность

Технология  индивидуальных и групповых консультаций

Индивидуальные занятия

Школа будущего первоклассника

Диагностическая, консультационная. Определение готовности ребенка к школе.

Учитель начальных классов, психолог  Сафина Г.А. 

Мониторинг, нндивидуальные и групповые занятия, адаптационные занятия по программе «Хочу быть успешным»-1 кл.;

2-4 кл. программа формирования УУД«Человекознание».

Начальная школа

Диагностическая, консультационная.

Определение уровня адаптации,

сформированности универсальных учебных действий.

Сафина Г.А.- психолог,

Учитель начальных классов,

Групповые и индивидуальные занятия.  

Начальная школа (4класс)

Диагностическая, консультационная. Определение уровня интеллектуального развития при переходе в среднее звено.

Сафина Г.А.,

психолог

Диагностические и коррекционные – развивающие занятия

Основная школа

(5-е классы)

Диагностическая, коррекционная.

Отслеживание уровня адаптации.

Сафина Г.А.,

психолог

Групповые и индивидуальные занятия. Элективный курс «Я выбираю профессию»

 «Анкета интересов», «Анкета профессиональных предпочтений»

Основная школа

(8-е классы)

Аналитическая.

Определение готовности школьников к принятию решения о выборе профессии.

Южанина С.Ю.,

психолог

Индивидуальные психологические консультации.

Тестирование - «Ориентир»;

Элективный курс по выбору «Мои профессиональные намерения»

Основная школа

(9 класс)

Диагностическая, проектировочная. Выявление и формирование образовательного запроса  девятиклассника.

Южанина С.Ю.,

психолог,

Жабина О.В., зам. директор

Диагностические и коррекционно-развивающие занятия. Определение профессионального типа личности

Старшая школа

(10 класс)

Диагностическая, коррекционная. Выявление уровня адаптации  в связи  с формированием новых коллективов. Оценка профессионального типа личности.

Жабина О.В.,- зам. дир. по УВР., кл. руководители

10-х классов

Индивидуальные психологические консультации.

Мини-тренинги.

Старшая школа Профильное звено

Консультационная, проектировочная.

Формирование  образовательной траектории

Южанина С.Ю.,

психолог;

Жабина О.В.- зам. дир. по УВР., кл. руководители старших классов

Информационные  технологии

Групповые занятия

Школа будущего первоклассника

Консультационная. Первичное знакомство с компьютерными возможностями.

Зиязова Т.А.- уч. информатики

Групповые занятия

Начальная школа

Консультационная, проектировочная

Работа с развивающими программами

Зиязова Т.А.-учитель  информатики

Групповые занятия

Основная школа

Аналитическая. Освоение основной программы по курсу информатики и ИКТ

Мохова Л.Р., учитель информатики

Групповые занятия

Старшая школа

Аналитическая, проектировочная. Углубленное изучение компьютерных программ Word,Power Point , Excel

Мохова Л.Р., учитель информатики

 

Информационные технологии

Родительские собрания

Будущие первоклассники

Начальная школа

Консультационная, диагностическая,

Понятие о психической готовности ребенка к школе.

Определение уровня адаптации.

Сафина Г.А., психолог

Родительские собрания

 Основная школа

Консультационная, диагностическая. Особенности младших подростков, требования к пятикласснику.

Сафина Г.А.

психологи

Родительские собрания

Основная школа

Консультационная, аналитическая. Готовность девятиклассников к выбору профессии и склонность их к определенному типу профессии.

Жабина О.В., зам. директора;  классные руководители 9 классов

Родительские собрания

Старшая школа

Аналитическая, диагностическая. Материалы по состоянию личностного профессионального плана старшеклассников

Жабина О.В., зам. директора; Шалагина С.Ю.,психолог,

классные руководители 11-х классов

Тренинговые технологии

Коррекционно-развивающие занятия

Начальная школа

Проектировочная. Измерение индивидуальных психологических свойств личности.

Сафина Г.А., психолог

Коррекционно-развивающие занятия

Основная школа

Коррекционная, аналитическая. Составление на основе наблюдений и исследований прогноза ситуации развития личности. Снятие эмоционально-психологической напряженности.

Сафина Г.А,

Южанина С.Ю.,

психолог, Пирогова М.В.-соц.педагог,

Классные  руководители

5-9 классов

Мини - тренинги

Старшая школа

Аналитическая, диагностическая. Выявление запросов, потребностей и разработка рекомендаций в выборе  образовательной траектории.

Южанина С.Ю.,

психолог, Пирогова М.В.-соц.педагог,

Классные  руководители

5-9 классов

Проектная технология

Мини - проекты

Начальная школа

Диагностическая , аналитическая. Формирование и развитие интеллектуальных умений творческого  мышления.

Учителя начальных классов

Конкурсы,

олимпиады

Основная школа

Диагностическая , аналитическая. Определение индивидуальных образовательных целей и построение индивидуального учебного пути.

Учителя -предметники

Конференции

Старшая школа

Проектировочная. Выявление возможностей для удовлетворения и развития личного предметного и профессионального интереса.

Жабина О.В. -зам.директора по УВР

Клуб деловых игр

Старшая школа

Проектировочная. Расширение горизонтов профессионального, социального самоопределения школьника.

Жабина О.В. -зам.директора по УВР, классные руководители

Тьюторское сопровождение одаренных детей

 

Консультации, наблюдения, тестирование

Школа будущего первоклассника

Консультационная, диагностическая. Выявление стартовых возможностей дошкольников. Диагностика первичных познавательных интересов.

Учителя начальных классов

 5. Ожидаемые результаты:

  1. Определение старшеклассниками индивидуальных образовательных целей  и построение индивидуальных образовательных маршрутов;
  2. Овладение педагогическим коллективом  школы технологиями  тьюторского сопровождения;
  3. Развитие у школьников  навыков самостоятельной образовательной деятельности;
  4. Увеличивается количество предлагаемых на базе школы образовательных услуг для различных  категорий учащихся;
  5. Создание условий для  презентации, анализа достижений школьникам;
  6. Осуществление социально-профессионального самоопределения старшеклассников;
  7. Овладение учащимися методами  планирования карьеры;
  8. Увеличивается количество педагогов, желающих работать по программе «Педагог-тьютор».

6. Мероприятия по реализации программы

Мероприятия

Ответственные

  1. Создание нормативно – правовой базы тьюторского сопровождения в ОУ

1.

Разработка положения о службе тьюторского сопровождения

Директор школы

Планирование и корректировка целей и задач

Директор школы

2.

Обучение педагогов технологии индивидуального сопровождения

Научный руководитель , зам.директора школы по УВР.

3.

Определение точного состава педагогов тьюторов

Директор школы

4

Создание вариативных образовательных программ

Учителя- предметники

5.

Накопление методических материалов по данной теме

библиотекарь

2.Выявление и формирование образовательных запросов,                    построение  ИОМ учащимися

Школа будущего первоклассника

1.

Определение готовности ребенка к школе

Психолог

2.

Диагностика первых познавательных интересов

психолог

                          Начальная школа

1.

Мониторинг  уровня адаптации и   развития УУД школьника

Психолог, соц. педагог , классный руководитель

2.

Работа с развивающими программами

Учитель начальных классов

3.

Определение уровня интеллектуального развития при переходе в среднее звено

Психолог, соц. педагог , классный руководитель

                           Основная  школа      

1.

Создание условий для расширения кругозора учащихся и формирование практических компетенций учащихся

Зам. директора, психолог, соц. педагог , классный руководитель

2.

Мониторинг  уровня адаптации и интеллектуального развития школьника

психологи

3.

Выявление и формирование образовательных запросов, потребностей и разработка рекомендаций в выборе образовательной траектории

Психолог, соц. педагог , классный руководитель

4.

Повышение качества знаний по отдельно взятым         предметам

Учитель-предметник

5.

Составление на основе наблюдений и исследований прогноза ситуации развития личности

Психолог, соц. педагог , классный руководитель

6.

Организация вместе со школьником рефлексии его деятельности и процесса самоопределения

Кл. руководитель. учитель предметник, психолог

                          Старшая школа

1.

Выявление уровня адаптации в связи с формированием новых коллективов

Зам. директора, психолог, кл. руководитель

2.

Определение индивидуальных образовательных целей и построение индивидуального образовательного маршрута

Зам.директора, классный руководитель

3.

Повышение качества знаний по отдельно взятым предметам

Учитель-предметник

4.

Публичная демонстрация  индивидуальных учебных  успехов и достижений

Администрация , кл. руководитель  

5.

Оценка профессионального типа личности и составление личностного профессионального плана

Зам. директора, психолог, соц. педагог , классный руководитель

6.

Построение ИОМ школьника за счет образовательных ресурсов школы и внешкольных учреждений

Зам.директора

3.Этап подведения итогов

1.

Анализ и корректировка

Директор школы

2.

Обобщение опыта работы

Педагог -тьютор

7. Риски программы  

Риски

Возможные варианты устранения

Некомпетентность педагогов школы в оказании тьюторского сопрождения учащихся.

Методическая учёба и курсовая подготовка.

Отсутствие мотивации педагогов к организации тьюторского сопровождения учащихся.

Внесение соответствующего пункта в положение о стимулирующих надбавках в оплате труда педагогов.

Невостребованность портфолио учащихся  

Проведение различных конкурсов «Портфолио», «Ученик года».

Использование портфолио для рефлексии, анализа учащимися своих достижений, образовательных потребностей и построения ИОМ.

  1. Ресурсное обеспечение программы

Ресурсы  включают финансирование, достаточное для реализации основных направлений и этапов программы  «Учитель-ученик»,  и обеспечивающее кадровое, материально-техническое, программно-методическое, организационно-правое обеспечение программы.

Определены предположительные суммы ежегодных затрат, изысканы источники финансирования. Финансовые потоки регламентированы.

Виды деятельности

Источник финансирования

1.Повышение квалификации кадров.

А) Самообразование

Поощрения за достигнутые успехи за счёт выплат стимулирующего и социального характера.

Б)  Выездная курсовая подготовка

Бюджетные средства и средства от участия в конкурсах.

  1. Пополнение материально-технической базы ОУ

А) Приобретение мебели и учебных наглядных пособий  для учебных кабинетов

Бюджетные средства согласно государственной образовательной программе; внебюджетные спонсорские средств,  средства от участия в конкурсах.

Б) Приобретение компьютерной и  множительной техники для оборудования учебных кабинетов и библиотеки, а также цифровых учебных пособий.

Внебюджетные спонсорские средства.

Бюджетные средства.

Средства от участия в конкурсах.

3. Программно-методическое обеспечение.

А) Пополнение библиотечного фонда

Бюджетные и внебюджетные средства

Б) Приобретение необходимых учебников и рабочих тетрадей, СД- дисков, электронных учебников.

Бюджетные и внебюджетные средства.

Б) Своевременное обновления материалов методического кабинета: приобретение методической литературы и цифровых ресурсов.

Привлеченные средства.

4. Организационно-правовая деятельность.

А) Разработка локальных актов

Бюджетные средства

Источники финансирования

  • Бюджетные средства

(новая система оплаты труда и переход к подушевому финансированию)

  • Внебюджетные средства

Источники внебюджетных средств:

  • Оказание платных дополнительных услуг ОУ.

  1. Мониторинг реализации программы

Показатели и  индикаторы

Методы сбора информации

Периодич-ность сбора информации

Форма и место представления информации

Ответственный

Учащиеся

1

Достижения уч-ся:

-  количество уч-ся, поступивших в ССУЗы и ВУЗы в соответствии с профилем обучения

- количество уч-ся, участвую-щих в олимпиадах, конкурсах, проектах

Анализ результатов распределения выпускников;

Анализ участия учащихся в конкурсах

1 раз в год

Справка

Зам. директора по УВР

2

  • ценностные ориентации
  • готовность к проф. выбору
  • социальная адаптация

Анкетирование

2 раза в год

справка

Зам. директора по УВР, психолог

3

  • уровень сформированности навыков самостоятельной образовательной деятельности у учащихся

Анкетирование, наблюдение

Май каждого года

Совещание при завуче

Зам. директора по УВР, психолог, классные руководители

4

Педагоги

1

Уровень понимания целей и задач программы. Участие в ее реализации.

Собеседование,

наблюдение, анализ пед. деятельности учителей.

В течение года

Анализ работы за полугодия

Администрация

2

Достижения педагогов:

  • количество педагогов, повысивших квалификацию в области использования современных технологий и использующих их в образовательном процессе.

Изучение документации, посещение уроков, внеклассных мероприятий

2 раза в год

Годовой отчет

 зам. директора по УВР

Показатели качественного изменения условий в школе, в том числе качественного изменения отношения между участниками образовательного процесса

2

Отношения между всеми участниками образовательного процесса

Анкетирование, наблюдение, социологический опрос

1 раз в год

Аналитическая записка

психологи

Количество предлагаемых на базе школы образовательных услуг для различных  категорий учащихся.

Анкетирование, наблюдение, анализ школьной документации

1 раза в год

Аналитическая записка.

Зам. директора

1

Материально-техническое обеспечение реализации индивидуальных образовательных траекторий учащихся.

Анализ состояния МТБ, документации

2 раза в год

Годовой анализ

Попечительский совет

Директор

2

- Правовое обеспечение;

  • - массовость участия в проектировании нормативно-правовой базы;
  • - качество нормативно-правовых документов

Наблюдение,

 анализ

1 раза в год

Положения и локальные акты

Директор

Приложение 1

Характеристика типовых задач тьютора в отношении обучающихся

Типовые задачи

Действия тьютора

Вхождение в деятельность

  • Определение целей и задач совместной деятельности.
  • Оказание психологической поддержки, снятие барьеров.
  • Диагностика начального и текущего состояния обучающихся.
  • Разработка стратегии работы на презентацию.
  • Определение собственной роли и позиции.
  • Обеспечение принятия обучающимися учебных задач, проблем. Вовлечение обучающихся в процесс целеполагания на обучение.
  • Определение учебного потенциала.
  • Установление контакта с обучающимися.
  • Создание комфортной и безопасной атмосферы.

Проблематизация

  • Постановка перед обучающимися творческих задач, проблем. Определение сильных и слабых сторон деятельности обучающихся.
  • Включение обучающихся в активную работу.
  • Создание мотивации.
  • Выделение индивидуальных проблем обучающихся.
  • Поддержка мотивации.
  • Отбор тем и проблем для обсуждения с обучающимися.
  • Определение трудностей обучающихся, возникающих в ходе работы.
  • Формулирование проблемных вопросов, заданий,
  • позволяющих активизировать обучающихся.
  • Работа с проблемами, предложенными учащимися.

Организация изучения концепций курса

  • Объяснение сложных вопросов, концепций.
  • Системное представление концепций курса.
  • Выделение главных идей в теме, курсе.
  • Объяснение концепций курса.
  • Демонстрация связи курса с реальной практикой обучающихся.
  • Обучение обучающихся умениям работать с ситуацией, видеть и формулировать проблему.
  • Представление более полного и более широкого, чем в материалах курса, взгляда на изучаемую область.
  • Подготовка и чтение мини-лекций.
  • Формулирование проблемных вопросов, заданий, позволяющих активизировать обучающихся.
  • Оформление опыта обучающихся.
  • Обзор материалов всего курса.
  • Выделение в текстах (письменных и устных) обучающихся идей, адекватных изучаемым материалам.
  • Оценка адекватности применения концепций.

Организация групповой и индивидуальной работы (консультаций)

  • Обучение обучающихся навыкам рефлексии.
  • Обучение обучающихся практическому применению работы концепций.
  • Организация межгруппового взаимодействия.
  • Выбор адекватных методов обучения.
  • Организация дискуссии.
  • Обучение обучающихся навыкам самостоятельной работы.
  • Обучение обучающихся навыкам эффективного общения.
  • Выбор и использование разнообразных групповых упражнений.
  • Обобщение идей, предложенных группами и отдельными обучающимися.
  • Формулирование проблемных вопросов, заданий, позволяющих активизировать обучающихся. Обучение обучающихся способам рационального мышления.

Рефлексия

  • Определение сильных и слабых сторон в деятельности обучающихся.
  • Выделение индивидуальных проблем обучающегося; диагностика начального и текущего состояния обучающихся.
  • Определение успехов и слабых сторон каждого обучающегося.
  • Организация обратной связи.
  • Определение трудностей обучающихся, возникающих в ходе работы.
  • Контроль динамики изменения обучающихся от занятия к занятию.
  • Проведение рефлексии собственной деятельности.
  • Оказание помощи обучающемуся при построении индивидуальной программы развития.
  • Формулирование комментариев, объясняющих ошибки обучающихся, поясняющих трудные моменты в материалах.
  • Предоставление обучающимся советов по организации личной работы.
  • Выбор собственной линии поведения в ответ на негативные проявления обучающихся.
  • Организация анализа обучающимися собственной деятельности, своих сильных и слабых сторон.
  • Обучение обучающихся анализу своих успехов и ошибок.


Приложение 2

Роли педагога в тьюторском сопровождении учащихся

Отношения с обучающимися уже предполагают исполнение некоей роли. Выступая по отношению к обучающимся как тьютор, он устанавливает с ними и другие отношения. У тьютора выделяют следующие роли:

  • консультанта,
  • наставника,
  • педагога,
  • маркетолога,
  • и другие.

Подобные роли рассматриваются как «содержательные», то есть связанные с содержанием отношений между тьютором и обучающимися, но у тьютора есть и другие роли - «формальные», поскольку они отражают форму различных содержательных отношений с обучающимися.

Выступая в роли консультанта либо дирижера, либо наставника, либо в другой содержательной роли, устанавливаются разные формы отношений с обучающимися, выделяют:

  • командно-подчиненные — приказывая обучающимся и требуя от них выполнения приказаний;
  • партнерские — договариваясь с ними;
  • отеческие — панибратски приговаривая.

В роли тьютора как «равного» утверждается подход «ориентация на обучающегося», поскольку при этом признается интеллектуальная автономия обучающихся (8,10). Охарактеризуем некоторые виды ролей консультантов и наставников- тьюторов:

1. Учебный тьютор.

В данном аспекте тьютор выступает в роли педагога, выполняющего роль репетитора. Деятельностью учебного тьютора охвачены группы учащихся школы, испытывающих, в силу разных причин (длительная болезнь, спортивные сборы, недостаточный уровень учебной подготовки в основной школе) затруднения в учебной деятельности.

 Главная технология, используемая тьютором в своей деятельности – консультирование. Главный инструмент – вопрос. В ходе собеседования тьютор выясняет проблемы и направляет подростка на пути их решения, Помогает учащемуся найти, выявить возможные точки роста и работать по их достижению.

2. Тьютор в исследовательской деятельности -обучает технологии исследовательской деятельности, сопровождает исследование учащихся, помогает в оформлении исследования, в нахождении форм его представления (конкурсы, конференции). С помощью рефлексивной технологии помогает учащимся проанализировать свою деятельность, ее результаты, скорректировать ход, направление или проблематику исследования и продолжить работу в выбранном направлении.

 Основной технологией в деятельности являются технологии исследования, консультирования как группового, так и индивидуального.

3. Тьютор в проектной деятельности.

Основной уклон и результативность тьютора по проектной деятельности направлена на технологию социального проектирования. Тьютор по проектной деятельности осваивает с учащимися технологию написания проектов, постановку проблем, видение проблем в обществе, а также находить варианты путей и способов их решения. Основная форма деятельности – это индивидуальное и групповое консультирование.

4. Тьютор-социальный продюсер осуществляет деятельность по организации для учащихся социальных и учебных практик, профессиональных проб, экскурсии на предприятия, встречи со специалистами различных профессий, дней школы в ВУЗах и день ВУЗов в школе, посещение ярмарки учебных мест «Образование и карьера». Социальный продюсер создает базу данных по профессиям, на которые учащиеся ориентируются в своем профессиональном будущем, показывает ребенку образовательное пространство развития в той или иной профессиональной деятельности. Выбрав из предлагаемых форм и мест прохождения социальной практики или профессиональной пробы, подросток имеет возможность попробовать себя в той или иной профессии. Процесс прохождения профессиональной пробы сопровождается постоянной рефлексией своей деятельности посредством дневника. В результате прохождения социальных практик и профессиональных проб учащиеся анализируют претензии на свое профессиональное будущее, уровень и формы послешкольного образования и делают выводы о правильности сделанного выбора и выбранного пути.

5.  Тьютор – психолог.

Технологии деятельности тьютора-психолога направлены на формирование психологически комфортной среды для учащихся школы и педагогов. У каждого ученика этот период проходит индивидуально во временном отрезке и поэтому большую роль в деятельности тьютора играют технологии снятия психо-эмоционального напряжения (посредством занятий в сенсорной комнате), индивидуального консультирования, групповой тренинговой деятельности, направленные на получение заявленного результата.

6. Тьютор по профессиональному самоопределению.

В деятельности тьютора по профессиональному самоопределению  большую роль играет мотивация ребенка на достижения желаемого, заявленного результата.  Используемые в ходе деятельности технологии – технологии образовательной географии и карт профориентации. Основной метод – консультирование.

В деятельности тьютора по профессиональному самоопределению большое значение приобретает сотрудничество и, своего рода, преемственность  с тьютором - социальным продюсером, т.к. с его помощью ученик получает возможность на практике реализовать, проанализировать правильность выбранного пути развития.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа№31 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического профиля»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа учителя - дефектолога и взаимодействие с семьёй.

В данной статье обсуждается роль дефектологов в комбинированных садах и формы работы в смешанных группах, где воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья. Также рассмотрена система взамо...

Статья "Учитель – ученик: характер взаимодействий в современных социокультурных условиях".

P { margin-bottom: 0.21cm; } Учитель и ученик – это диалог двух культур, дополняющий друг друга. ...

Учитель – ученик: характер взаимодействий в новых социокультурных условиях

Учитель – ученик: характер взаимодействий в новых социокультурных условиях...

Роль учителя в позитивном взаимодействии субъектов образовательного процесса

В настоящее время в бразовательном процессе происходит взаимодействие трех субъектов: уеник-учитель-родители.    Ведущая роль в этом взаимодействии принадлежит учителю.  В статье рассма...

Программа "Механизмы и модели взаимодействия СП ДОД и ОУ по организации внеурочной деятельности в рамках введения ФГОС"

В данной программе мы описали эффективные модели и механизмы взаимодействия дополнительного и общего образования по огранизации внеурочной деятельности обучающихся в рамках введения ФГОС. Программа ос...

Памятка учителям по особенностям взаимодействия с различными типами детей

Каждый ученик уникален и обладает своими  особенностями темперамента,  характера,  эмоциональной  и поведенческой  сферы. Для реализации индивидуального  подхода к обучен...