«Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся 5-х классов в период адаптации при переходе на основную ступень обучения »
методическая разработка по психологии

Кузнецова Ольга Сергеевна

Я в своей работе хотела бы более подробно остановиться на времени кризиса при переходе из начальной школы  в среднее звено.Некоторые родители неудовлетворенные учебой и поведением ребенка в начальной школе,возлагают  большие надежды на переход в среднюю школу.Иэти  ожидания передаются детям.Переход из начальной школы в среднюю считается  кризисным периодом.Он связан со снижением  успеваемости,хотя бы временным.Внешние изменения часто совпадают по времени с началом физиологических изменений в организме  детей.Всредней школе дети  оказываются предоставленными сами себе,и не все готовы к подобной самостоятельности.Учитель тоже должен привыкнуть к классу,настроиться на работу с ним.Период адаптации  может занимать от одного месяца до целого года.Но возможность  для ребенка начать учебную жизнь с начала является ключевым  положительным моментом переходов в среднюю школу.Но сделать это ребенок может только при помощи окружающих: учителей и родителей.Итак,период адаптации в 5 классе- один из труднейших периодов  школьного обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Безменовская средняя общеобразовательная школа

Тема   самоанализа:

«Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся 5-х классов в период адаптации при переходе на основную ступень обучения  »

                                                                         Кузнецова  Ольга   Сергеевна

                                                                         педагог-психолог

                                                                          1   категории                                  

                                                                                                                     

                                                 

Актуальность.

Я в своей работе хотела бы более подробно остановиться на времени кризиса при переходе из начальной школы  в среднее звено.Некоторые родители неудовлетворенные учебой и поведением ребенка в начальной школе,возлагают  большие надежды на переход в среднюю школу.Иэти  ожидания передаются детям.Переход из начальной школы в среднюю считается  кризисным периодом.Он связан со снижением  успеваемости,хотя бы временным.Внешние изменения часто совпадают по времени с началом физиологических изменений в организме  детей.Всредней школе дети  оказываются предоставленными сами себе,и не все готовы к подобной самостоятельности.Учитель тоже должен привыкнуть к классу,настроиться на работу с ним.Период адаптации  может занимать от одного месяца до целого года.Но возможность  для ребенка начать учебную жизнь с начала является ключевым  положительным моментом переходов в среднюю школу.Но сделать это ребенок может только при помощи окружающих: учителей и родителей.Итак,период адаптации в 5 классе- один из труднейших периодов  школьного обучения.Для грамотного планирования профилактической работы необходимо опираться на сильные стороны ученика,представленные в новообразованиях:

-Произвольность,осознанность и интеллектуализация всех психических процессов

-Осознание своих собственных изменений,развитие рефлексии.

Ценральное  и важнейшее психологическое новообразование –это «Чувство взрослости».

Формированию этих позиций учащихся способствует психологическая работа по развитию навыков общения,повышению уровня социальной зрелости на специально организованных  тренингах.

Цель:  оказание психолого-педагогической поддержки и помощи  учащимся 5-х классов, педагогам, родителям в период адаптации  детей к новым условиям обучения.

Задачи:

1. Изучить прохождение  периода  социально- психологической адаптации учащимися  5-х классов. Определить:

- отношение пятиклассников к новым учебным предметам и новым учителям;

- уровень психологического  благополучия в классе и  эмоционального состояния в целом;

- уровень усвоения  знаний и умений, соотнести их с возможностями и способностями ребёнка;

- причины, вызывающие трудности в адаптации  к новым условиям обучения

2. Ознакомить учащихся:

- с системой самоорганизации для успешного  выполнения домашних заданий;

- с новыми правилами и нормами поведения  на новом этапе школьной жизни;

3. Ознакомить  педагогов – предметников, родителей с особенностями и  возможностями этого возраста

4. Определить группы  учащихся, испытывающих трудности  в адаптации к новым условиям обучения   (недостаточный уровень  развития  познавательных процессов, непроизвольность эмоционально- волевой сферы).

5. Проводить коррекционно-развивающие занятия, способствующие   психологической адаптации  обучающихся  5-х классов.

Направления работы:

Диагностика прохождения социально-психологической адаптации  пятиклассников.

Консультирование родителей  и педагогов  о важности  и необходимости  проведения периода адаптации  для  пятиклассников.

Просвещение родителей и педагогов о психологических новообразованиях, особенностях и возможностях  данного возраста.

Коррекционно-развивающая работа с учащимися, испытывающими трудности в период адаптации к новым условиям обучения.   

Ожидаемый результат:

Ученик, успешно адаптированный  к новым условиям  обучения в пятом  класс.

Психолого-педагогические  методы работы.

Для своевременного планирования и осуществления профилактики дезадаптации к новым  условиям обучения  в средней школе диагностику  готовности школьников к переходу в среднее звено  я провожу заблаговременно-в середине 4 класса (март).Выявив предпосылки готовности,осуществив необходимую профилактическую работу,пед.коллектив совместно с психологом  создают продуктивную образовательную ситуацию на ближайшие годы обучения.

Психологический аспект диагностики я осуществляю с помощью следующих методик:

-Тест школьной тревожности Филлипса

-Комплекс методик для определения готовности к обучению в среднем звене,апробированный Л.Ф.Тихомировой и А.В.Басовым.

Методика  С. А. Казанцевой «Отношение к предметам».

Анкета «Оценка эмоционального самочувствия в школе».

Проективные методики: «Моя семья», «Автопортрет», «Несуществующее животное».

Результаты психологического обследования заносятся в сводный протокол и используются для выявления детей «группы риска»,организации с ними индивидуальных  и групповых  развивающих занятий,направленных на развитие качеств,необходимых для успешного обучения в средней школе.Моя работа,как психолога ,заключается в занятиях на развитие рефлексии ребенка,его  социально-психологического и эмоционального развития.Подобные занятия помогают ребенку осознать свои новые возможности,способности,позволяют почувствовать себя субъектом своей деятельности,что будет способствовать развитию основных компонентов «чувства взрослости».В конце года для учеников 4 классов я провожу адаптационную игру «Впереди у нас -5 класс».

На этапе перехода детей из начальной школы в среднюю мне приходиться решать задачи:

-Создание условий для успешной адаптации детей в школе(формирование классного коллектива,выработка единой системы требований,установление норм взаимоотношений детей со сверстниками,учителями)

-Повышение уровня психологической готовности детей к обучению,познавательному развитию,общению

-Адаптация к учебной программе,нагрузки к индивидуальным  возможностям и потребностям учеников 5 классов.

В  начале учебного года проводится педагогическое наблюдение. Психологическая  диагностика проводится 2 раза в год: в ноябре и в апреле. Я использую следующие методики:

-Тест школьной тревожности Филлипса

-Анкета школьной мотивации Н.Г.Лускановой(в модификации Е.И.Даниловой)

-«Рисунок в квадрате».

-Комплекс методик для определения готовности к обучению в среднем звене,апробированный Л.Ф.Тихомировой и А.В.Басовым.(ГИТ)

Методика  С. А. Казанцевой «Отношение к предметам».

Анкета «Оценка эмоционального самочувствия в школе».

Проективные методики: «Моя семья», «Автопортрет», «Несуществующее животное».

Консультативная работа с педагогами и родителями чаще проводиться в виде семинаров,родительских собраний,консилиумов.Семинары знакомят с основными задачами и трудностями  периода первичной адаптации,тактикой общения с детьми и помощи им.Отработана система работы  с родителями на отделениях.Эти выезды с лекторием  называются «Педагогический экспресс».Очень  высокая посещаемость таких собраний.Были рассмотрены темы : «Поощрения и наказания ребенка в семье», «Гиперактивный ребенок», «Вредные привычки», «Белая ворона» и др.

Методическая работа осуществляется совместно с администрацией школы.

Профилактическая работа осуществляется мною  и направлена на оказание поддержки  каждому младшему школьнику. Наиболее эффективно она проходит в форме тренингов.С середины сентября провожу тренинг «Первый раз в 5 класс» для 5 –ков .Для  11 и 9 классов провожу  занятия «Как подготовиться к экзамену».

Коррекционно-развивающая работа проводится с учащимися, испытывающими трудности в школьной  адаптации и с группами детей с ОВЗ (11детей с ЗПР, 10 детей с УО ) .Такая работа проводится в микро группах, которые формируются на основе сходства проблем ,выявленных у детей на этапе диагностики(январь-май).Коррекционные занятия проводятся по направлениям: развитие ВПФ, развитие познавательной деятельности, развитие коммуникативных навыков, развитие психического здоровья ребенка.

 В ЦЕЛЯХ ТОГО,ЧТОБЫ ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ РАЗВИТЬ ЕГО СПОСОБНОСТИ, СДЕЛАТЬ ПРОЦЕСС  ОБУЧЕНИЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫМ И ИНТЕРЕСНЫМ Я , НАЧИНАЯ С 2009 ГОДА, ПРОВОЖУ ЗАНЯТИЯ ПО КУРСУ РПС           ( развитие познавательных способностей). Он носит название «Умники и Умницы».Курс рассчитан на 1-4 классы. Такой систематический курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувства уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта .Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них снижается тревожность и беспокойство. Основное внимание на занятиях по РПС обращено на такие качества , как внимание, восприятие, воображение , различные виды памяти и мышления. Система представленных на  занятиях по РПС задач и упражнений позволяет решать все три аспекта цели: познавательный, развивающей и воспитывающий.

Познавательный аспект .Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.

Развивающий аспект .Развитие речи, мышления в ходе усвоения таких приемов как умение анализировать ,сравнивать, синтезировать, обобщать .Развитие двигательной сферы.

Воспитывающий аспект .Воспитание системы  нравственных межличностных  отношений.

Модель занятия.

1.Мозговая гимнастика и гимнастика для глаз.

2.Разминка.Это легкие ,интересные вопросы, рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции.

3.Тренировка психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей :памяти ,внимания, воображения, мышления.

4.Отдых:упражнения для снятия глазного напряжения.

5.Логически поисковые задания .Задания из разных областей: математики, русского языка ,музыки.

6.Веселая переменка .Динамическая пауза .

7.Нестандартные задания. На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи.

Динамика развития  познавательных способностей оценивается с помощью таблицы, данные в которую заносятся  после выполнения детьми заданий  на 1 и последнем  занятии.Сопоставляя данные  определяем  динамику роста познавательных  способностей ребят.

Для оценки эффективности занятий по РПС можно использовать следующие показатели:

-Степень помощи, которую оказывает взрослый учащимся при  выполнение  заданий;

-Поведение учащихся на занятиях: активность, живость;

-Результаты выполнения тестовых заданий;

-Косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным предметам, а также наблюдение учителей за работой учащихся на других уроках.

По окончанию курса предполагаю более высокие показатели по ГИТ учеников 4 класса и хорошую адаптацию этих учащихся в 5 классе.

Аналитическая работа направлена  на осмысление проводимой психологической работы, деятельности по адаптации детей к условиям средней школы,оценку эффективности  работы и коррекции рабочих планов .Очевидно. что все эти задачи могут быть выполнены лишь при совместной деятельности педагогов, психолога, администрации школы и родителей, поэтому еще одна задача психолога- наладить  такое сотрудничество.

Внеклассная работа осуществляется 1 раз в неделю..Юные социологи  оказывают помощь в проведении классных часов ,анкетировании, оформлении стенда .Большую поддержку социологи оказывают летом в лагере  «Растишка».Также  проходят  занятия по курсу  РПС «Умники и Умницы».

Проектная деятельность.

 В 2015-2017г  ученики 8-11 классов приняли участие в молодежном чемпионате по психологии.

Ученица 8 класса подготовила проект  по изучению  ведущих модальностей, ученица 5 класса по теме о дружбе и добре.

Работа с учителями. Осуществляю работу с аттестующимися учителями .Выбираю диагностический материал, обрабатываю ,анализирую и пишу  психологический отчет

             Система работы педагога-психолога, направленная на психологическое сопровождение процесса адаптации в 4 и 5 классах.

сроки

                                      Вид работы

сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

1.Наблюдение за учащимися 5-х классов во время и вне учебных занятий.

2. «Школа любящих родителей» проведение групповых консультаций 5-х классов по вопросам адаптации детей в среднем звене.

3. Проведение групповых консультаций педагогов по вопросам адаптации. Игра «Как помочь 5-ку» Цель : формирование у учителей мотивации для оказания помощи 5- кам, адаптирующимся в среднем звене.

4. Ведение развивающих групп в 5-х классах ( программа первый раз в пятый класс!» Е.Г.Коблик скорректированная .

1.Продолжение ведения развивающих групп в 5-х классах.

1.Наблюдение за 5-ками, анализ наблюдений учителей.

2. Проведение психодиагностического минимума по параллели 5-х классов (проблема готовности к обучению).

3. Проведение экспертного диагностического обследования педагогов-предметников 5-х классов.

4. Проведение экспертного диагностического обследования родителей 5-х классов.

1.Обработка данных психодиагностического минимума в 5-х классах.

2. Проведение углубленной психодиагностики 5-х классов

3. Обработка данных углубленного психодиагностического обследования в 5-х классах.

1.Проведение психолого-педагогического консилиума по параллели 5-х классов.

2. Адаптационная игра для 5-ти классников (по методу создания проекта ) «Планета моего класса».

3. Анализ результатов психолого-педагогического консилиума в 5-х  классах : планирование психологического сопровождения данной параллели.

4. «Школа любящих родителей» . Консультация родителей по итогам психолого-педагогического консилиума.

5. Групповые консультации педагогов-предметников и классных руководителей по итогам психолого-педагогического консилиума.

6. Ведение психокоррекционных групп в 5-х классах . Скорректированная базовая программа Н.П.Локаловой «Уроки психологического развития в средней школе» 5-6х классов.

7. Ведение психокоррекционных групп 5-х классах.

1.Наблюдение за учащимися 4-х классов во время и вне учебных занятий.

1.Проведение диагностического минимума в 4-х классах (диагностика уровня интеллектуального развития младших школьников).

1.Проведение психолого-педагогического консилиума в 4-х классах.

2.Повторная психодиагностика учащихся 5-х классов.

3. Проведение семинаров 5-х классах по итогам сопровождения школьников.

1.Проведение консультации родителей и педагогов 4-х классов.

2.Проведение адаптационной игры для  4-ро классников «Впереди у нас- 5й класс».

3. Корректировка планов.

      Анализируя результаты трехлетних наблюдений ,мы видим ,что показатели общей тревожности в школе в начале года всегда повышены.Однако это вполне очевидно и без диагностических измерений и не нуждается в особом комментарии.Но хочется  отметить.что в 2017 и 2018годах в конце 4 класса проводилась адаптационная игра «Впереди у нас 5 класс»,которая помогает детям сдружиться,познакомиться с будущими учителями и классным руководителем,снизить их тревожность относительно их будущего.И на начало 5 класса  тревожных детей было 23%и 36% (в 2017 и 2018 годах).Хотя ,у этих же детей,но в конце 4 класса была повышена тревожность в 32% и51% случаев  соответсвенно.

     Гораздо более интересна дифференцированная оценка школьной тревожности , позволяющая определить направление коррекционной работы с 5 –ками.Наиболее высоки показатели по следующим видам тревожности: страх не соответствовать ожиданиям окружающих,страх проверки знаний,страх самовыражения, страхи в отношениях с учителями.По приведенным диаграммам можно оценить распределение значений по этим показателям.Эти данные наглядно  иллюстрируют специфические особенности психологических состояний учащихся 4-5 классов.Степень выраженности данных видов тревожности напрямую связана с отношением взрослых к результатам учебной деятельности и поведению ребенка.Эти страхи в какой-то мере провоцируются родителями и педагогами,которые ориентируют детей на получение только хорошей оценки,требуют «правильного  » поведения  и награждают за результат,а не за сам процесс его достижения или просто попытку действовать.Но,с  другой стороны ,если уверенность ребенка в своих способностях так зависит от взрослого,то,значит,в наших силах создать благоприятные условия не просто для коррекции уровня тревожности,но и для развития эмоционально-волевой сферы учащихся.Эта задача  решается программой адаптации детей к средней школе «Первый раз в 5 класс» автор Е.Г.Коблик.

На первом этапе  работы основное внимание уделяется групповой сплоченности,навыкам поведения в новых школьных ситуациях.

На втором этапе проводится работа с основными проблемами ,возникающими у 5-ов.

На третьем этапе продолжается работа по осознанию детьми требований преподавателей.

На четвертом этапе  особое внимание уделяю формированию некоторых учебных навыков.

На пятом этапе происходит осмысление личных целей детей на период обучения в 5 классе.Подводятся итоги групповой работы.

     Критериями эффективности занятий выступают: снижение тревожности;повышение групповой сплоченности; позитивная динамика эмоционального развития ребенка;позитивная самооценка;повышение уверенности в себе и своих  возможностях;формирование у детей позитивного отношения к школе,к учителям,к одноклассникам.

     В этой программе  я использую дискуссии,много рисуночной арт-терапии.Задания предлагаю как предметно-тематические(«Моя учительница») так и образно-тематические:изображение в рисунке абстрактных понятий в виде образов («Счастье», «Добро»),а  также изображение чувства.Эти задания более трудны детям поэтому долго приходится настраиваться на работу.Еще хочется отметить , чем выше показатели по ГИТу, тем выше показатели тревожности у детей. Многое зависит и от того, какой учитель был у детей в четвертом классе, какие у них сложились с ним отношения.

     Отношение к учителю дети проецируют и на будущих учителей в пятом классе. По пятым классам можно сказать , что в конце года 90-95% учащихся полностью адаптируются к школьным условиям.А вот мотивация резко падает к концу  года, видимо дети уже устают учиться. Ее приходится поддерживать с помощью дополнительных стимулов.

    Анализируя работу курса РПС можно сделать вывод, что категории познавательных способностей можно развить.Более других увеличились показатели:

-рассуждение (на 33%)

- зрительная память и аналогии(на 30%)

-слуховая память(на 15%)

-анализ и сравнения (на  13%)

-внимание(на 10%) за два года обучения.

Т.е. мышление – это способность , которую нужно тренировать и развивать.Но развить сразу весь комплекс свойств , входящих в понятие «Творческие способности», невозможно.Это длительная , целенаправленная работа, и эпизодическое использование творческих познавательных задач не принесет желаемого результата. Поэтому познавательные задания должны создавать систему, позволяющую формировать потребность в творческой деятельности и развивать все многообразие интеллектуальных и творческих возможностей ребенка.

   По результатам обследования детей проводится психолого-педагогический консилиум с педагогами, работающими в 5-х классах, классными руководителями этих классов, чтобы совместно выработать дальнейший план работы с этими детьми, выявить группу «риска». После повторной диагностики проводится семинар в 5-х классах по итогам сопровождения школьников.На этом семинаре мы смотрим все ли школьники адаптировались , всели было сделано для этого,смотрим, что не получилось, кто из детей еще нуждается в коррекции.Подводим итоги за год.

Перспективная работа.

Так как 5 классы обучаются в условиях  внедрения ФГОС, то требует доработки их психолого-педагогическая  поддержка  .В связи с этим на последующие года будут расширены мероприятия  поддержки .

   В ряде случаев эффективность развивающей работы можно зафиксировать с помощью тестов , позволяющих перевести качественные показатели психической деятельности человека в те или иные количественные показатели(тревожность по Филлипсу, мотивация по Лускановой ,ГИТ , адаптация по рисуночному тесту и др.). В ряде случаев, но далеко не всегда. Личностный рост не измерить в  сантиметрах , равно как и самостоятельность, целеустремленность, зрелость. Развитие в целом трудно поддается измерению. Мы должны быть готовы к тому, что привычные способы оценки эффективности и результативности тут не действуют. Эффективность развивающей работы- в движении человека , получившего «лучшие фрагменты» опыта отношений, переживаний, деятельности к теоретическому идеалу.Ее не измеришь в промилле,джоулях. Ее не изобразиш в виде диаграммы или графика.И с этим придется считаться как самому психологу , так и тому, кто заказывает ему развивающую работу.

       Список литературы:

  1. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. — М.: Педагогическое общество России, 2003. — 512 с.
  2. Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии. / Под ред. Л.Ф.Обуховой, Г.В.Бурменской. М., 2001.
  3. Жаркова Е.Н. Развитие коммуникативной деятельности учителя начальных классов в системе повышения квалификации // Автореф. на соиск. научн. степ. канд. пед. наук. Барнаул, 1998.
  4. Зак А.З. Как определить уровень мышления школьника. М., 1982.
  5. Занков Л.В. Развитие и обучение. – М.: Педагогика, 1962.
  6. Захарова А.В. Психология формирования самооценки. Минск, 1993.
  7. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Изд-во "Логос", 2002.
  8. Зинченко В.П. Психологическая педагогика. – Самара: изд-во СГПУ, 1998.
  9. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова). – М.: Гардарики, 2002.
  10. Интернет-портал «Сеть Исследовательских Лабораторий “Школа для всех”»
  11.  Л.С.Выготский. Проблема культурного развития ребенка (1928)// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1991. N 4. С. 5-18.
  12. Особенности личностного и профессионального развития субъектов образовательного пространства в современных социально-экономических условиях. Под ред. Л.М.Митиной - М.2010
  13. Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», под ред. В.В.Рубцова, М, 2010
  14. Стандарты второго поколения. Как проектировать универсальные учебные действия.М,2010
  15. Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба, М,2008
  16. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды.— М.: Педагогика, 1989. 560 с: ил.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Переход младших школьников к основной ступени обучения: трудности и возможность успешной адаптации".

 Районный семинар "Традиционные и инновационные подходы в преподавании русского языка и литературы в условиях перехода к новым стандартам". Выступление....

Анализ развития речевой деятельности учащихся при переходе с начальной ступени обучения в следующую (выступление на педагогическом совете школы по вопросу «Преемственность в преподавании русского языка на различных ступенях обучения»)

В соответствии с познавательными установками одной из приоритетных задач школы на современном этапе является формирование у учащихся потребности в овладении знаниями и способами действий с ними. Для д...

Программа мероприятий по повышению уровня психологической комфортности обучающихся 5Б класса на этапе перехода на вторую ступень обучения

Программа совместной работы педагога-психолога школы и классного руководителя в период адаптации пятиклассников...

Психолого-педагогический проект с обучающимися 7-11 классов по формированию активной социально-психологической позиции «Нет наркотикам»

Один из подходов в оказании информационно-психологической поддержки современным школьникам по формированию психосоциальной устойчивости к практике употребления наркотических и ПАВ веществ....

Программа сопровождения обучающихся 5 класса в период адаптации к обучению в среднем звене школы

Предлагаемая программа поможет школьникам адаптироваться в условиях средней школы. Игры и упражнения, используемые на занятиях, направлены на снижение школьной тревожности, формирование адекватной сам...

Организация психолого – педагогического сопровождения учащихся 5 классов в период адаптации.

Переход в пятый класс - это своеобразное испытание не только для школьников. но и для педагогов. Обеспечение преемственности  содержания и форм организации образовательного процесса по отношению ...

План обследования уровня сформированности универсальных учебных действий для психолого-педагогического сопровождения обучающихся 1-4 классов

План содержит в себе мероприятия по оценке успешности обучающихся начальных классов с точки зрения сформированности у детей универсальных учебных действий...