Подготовка к ЕГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) по теме

        Анализ текста Д.С.Лихачева

Эпиграф к уроку

В своей книге "Письма о добром и прекрасном"... я пытаюсь самыми простыми доводами объяснить, что следование путем добра - путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен.

Д.С.Лихачев

Цель урока: подготовить учащихся к написанию Части С ЕГЭ, анализируя текст Д.С.Лихачева.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_ege_analiz_teksta_d.docx17.3 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка к ЕГЭ                                                                                                                                                           Анализ текста Д.С.Лихачева

Эпиграф к уроку

В своей книге "Письма о добром и прекрасном"... я пытаюсь самыми простыми доводами объяснить, что следование путем добра - путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен.

Д.С.Лихачев

Цель урока: подготовить учащихся к написанию Части С ЕГЭ, анализируя текст Д.С.Лихачева.

1. Вступительное слово учителя

     На уроке русского языка и литературы мы уже знакомились со статьями Дмитрия Сергеевича Лихачева о памятниках прошлого и о любви к чтению. Они взяты из сборника "Письма о прошлом и прекрасном", изданного в 1985 году. Это поистине сборник мудрости, это Д.С.Лихачев, выдающийся знаток отечественной и мировой культуры, четырежды лауреат Государственной премии, первым удостоенной ордена Андрея Первозванного и ордена "За заслуги перед Отечеством 2 степени, основатель Фонда культуры и журнала "Наше наследие". В 2006 году исполняется 100 лет со дня рождения. Да, это большой ученый, настоящий интеллигент , незаурядном личность, патриот. И все это не могло не отразиться в его размышлениях на нравственные темы: в  "Письмах о добром и вечном"и "Раздумьях".Первый сборник вошло 46 писем. В предисловии автор пишет:"Искренность и правдивость, честность и бескорыстие всегда добро".Именно этими качествами обладал замечательный человек- Д.С.Лихачев. Сегодня на уроке мы поговорим о письме третьем-"Самое большое".Попрошу по ходу анализа текста записывать его основные проблемы, выразительные средства, использованные автором, и объяснение их роли. В общем, все то, что поможет вам написать сочинение ...

                                                                  Письмо третье

                                                               САМОЕ БОЛЬШОЕ

А в чем самое большая цель жизни? Я думаю: увеличить добро в окружающем нас. А добро-это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается  из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком.

   Ребенок любит  свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться  и надо любить в человеке человека.

  Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом- любовь к своей стране. во втором - ненависть ко всем другим.

 Большая цель добра начинается с малого - с желания добра своим близким, но, расширяясь. Она захватывает все более широкий круг вопросов.

   Это как крути на воде. Но крути на воде, расширяясь, становятся все слабее. Любовь же и дружба. разрастаясь и распространяясь на многое, обретает новые силы, становятся все выше, а человек, их центр, мудрее.

Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной. Это значит, что она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками - как в любимом человеке, так и в окружающих людях. Она должна быть соединена с мудростью, с умением отделять необходимое от пустого и ложного. Она не должна быть слепой. Слепой восторг (его даже не назовешь любовью) может привести к ужасным последствиям.  Мать, всем восторгающаяся и поощряющая во всем своего ребенка, может воспитать нравственного урода. Слепой восторг перед Германией ("Германия превыше всего" - слова шовинистической немецкой песни) привел к нацизму, слепой восторг перед Италией - к фашизму.

 Мудрость - это ум, соединенный с добротой. Ум без доброты - хитрость. Хитрость же постепенно чахнет и непременно рано или поздно оборачивается против самого хитреца. Поэтому хитрость вынуждена скрываться. Мудрость же открыта и надежна. Она не обманывает других, и прежде всего самого мудрого человека. Мудрость  приносит мудрецу доброе имя и прочное счастье ,приносит счастье надежное, долголетие и ту спокойную совесть , которая ценнее всего в старости.

Как выпазит то общее, что есть между моими тремя положениями:"Большое в малом", "Молодость - всегда" и "Самое большое"?Его можно выразить одним словом, которое может стать девизом:"Верность".Верность тем большим принципам, которыми должен руководствоваться человек в большом и малом, верность своей безупречной молодости, своей родине в широком и в узком смысле этого понятия, верность семье ,друзьям, городу стране, народу. В конечном счете верность есть верность правде-правде истине  и правде-справедливости.

Итак, скажите, какие слова этого текста звучат как афоризмы?

ДОБРО-это счастье всех людей.                                                                                                                        Надо быть патриотом, а  не националистом. Большая цель добра начинается с малого...

Мудрость-это ум, соединенный с добротой.

Ум без доброты- хитрость.

Учитель. Какова их роль? Что их объединяет?

Афоризмы подчеркивают публицистичность текста, их чеканное звучание заставляет воспринимать эти высказывания как незыблемую истину.

В целом это размышление о такой проблеме, как значение доброты в нашей жизни.

Учитель. Вы сказали, что данный текст-это размышление. А что доказывает это?

Начинается письмо с вопроса."А в чем самая большая цель жизни?"Союз А как будто соединяет это предложение с какой-то прежде высказанной мыслью автора, и потому сразу начинаешь вдумываться в текст.

Автор, по сути, сразу начинает отвечать на поставленный вопрос:"Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас".

Лихачев последовательно доказывает свою мысль о "самом большом",приводит конкретные примеры.

Его речь афористична. Для убедительности он использует градацию: "Любовь же и дружба. Разрастаясь и распространяясь на многое, обретает новые силы, становятся все выше, а человек, их центр, мудрее".

Учитель. Вы сказали о последовательной аргументации автора. Так какова цепочка его рассуждений о самом главном в жизни?

 Сначала ребенок любит своих близких. Свой дом. Затем "его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну". Но любовь к своей стране не должна исключать уважения к другим  странам. То есть к миру вообще.

 Учитель. А от чего предостерегает автор?

Лихачев предостерегает читателей от слепой любви, когда не замечают недостатки, не говорят о них.

Мне кажется, именно такие "слепые" люди бывают фанатами певцов, а это может привести к трагедии.

Такое прекрасное чувство, как любовь, по мысли автора, "может привести к ужасным последствиям". Он приводит пример, когда слепая любовь матери формирует "нравственного урода".

Лихачев считает, что именно "слепой восторг перед Германией ("Германия превыше всего"...) привел к нацизму", то есть к мировой войне.

Учитель. В чем актуальность проблем, поднятых Д.С. Лихачевым?

Он говорит о терпимом отношении к представителям других народов, объясняя это очень просто: "Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою". Синтаксический параллелизм ( "Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот") позволяет более ярко подчеркнуть разницу между патриотизмом и национализмом.

На мой взгляд, актуален и вопрос о значении раннего воспитания доброго отношения к окружающим. Ведь  очень уместно употребляет антонимы: мелочь - крупное ("мелочь и крупное нельзя разделять"), подчеркивая необходимость  тренировать детей на добрых делах.

А  я думаю , актуальна и проблема "верность" в широком смысле этого слова. Ведь сейчас это слово почти не употребляется, мы как будто забыли его, вывели из своего лексикона за ненадобностью .А ведь за ним стоит прекрасное качество человека: хранить веру в любовь, в счастье; верный человек- надежный человек.

Учитель. Какое средство выразительности использует автор в последнем абзаце, с какой целью?

Это лексический повтор(слова верность).Он употреблен в последнем абзаце, прежде всего, потому, что конце статьи содержится своеобразный итог, вывод: доброе отношение к окружающему миру делает человека верным. Повтор слова верность расширяет эту мысль до философских обобщений( "В конечном счете верность есть верность правде: правде--истине и правде-справедливости").Таким образом, остро ставится проблема верности, в широком смысле этого слова.

Учитель. Подводя итог, скажу, что талантливый публицист Д.С.Лихачев всегда пишет очень искренне, для убеждения читателей в своей правоте использует различные языковые приемы(так, в этом тексте мы отметили вопросно-ответную форму изложения, афоризмы, градацию, синтаксический параллелизм, антонимы, лексический повтор).Его статьи будут актуальны всегда ,ибо в них поднимаются вечные проблемы. Хотелось бы напомнить, что 2004 году Лабинской центральной библиотеке было присвоено имя этого выдающегося человека, который закончил одно из писем, обращенных  к молодым, так:"Итак, прочтя, отложите мои письма в сторону и сами находите для себя правильные решения и стремитесь, чтобы не оступиться, чтобы все решения шли прямо от сердца. А я помашу вам вслед..."

Домашнее задание :написать сочинение по тексту Д.С.Лихачева.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.

№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...

Психологическая подготовка учащихся при подготовке к ЕГЭ по физике

Единый государственный экзамен имеет ряд особенностей. Эти особенности могут вызывать у выпускников различные трудности. В материале приведены их краткие характеристики и основные пути профилактики....

Модуль 1Микромодуль 1: Подготовка глины Область работы: подготовка сырьевой смеси

Презентация создана для обучения производственного персонала и студентов, прошедших правтику на промышленных предприятиях, по теме "Оборудование дробильного отделения цементных заводов, работающих по ...

Методическая разработка "Подготовка учащихся к написанию эссе в ходе обобщающего повторительного курса "Обществознания" для подготовки к Единому государственному экзамену.

Аннотация: в работе представлена практическая методика, позволяющая активизировать учебную деятельность учащихся в процессе подготовки успешного написания эссе при сдаче ЕГЭ по обществознанию....

Физическая подготовка, Тактическая подготовка,Тактика защиты, Техническая подготовка

Строевые упражнения. Понятие о строе и командах. Шеренга, колонна, дистанция и интервал. Расчет по порядку. Расчет на «первый—второй». Перестроение из одной шеренги в две. Размыкание и смыкание ...

Контрольно-переводные нормативы по общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на подготовку на этапе начальной подготовки (второй год обучени

Контрольно-переводные  нормативыпо общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на п...