Организация исследовательской деятельности гимназистов в условиях реализации ФГОС ОО при обучении татарскому языку русскоязычных учащихся
статья на тему

Стремление к исследованию генетически присуще ребёнку; поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, – одно из главных и естественных проявлений детской психики. Дети уже по природе своей исследователи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация исследовательской деятельности гимназистов в условиях реализации ФГОС ОО при обучении татарскому языку русскоязычных учащихся

В Федеральном компоненте Государственного образовательного стандарта начального общего образования формулируется идея реализации личностно-ориентированной, развивающей модели массовой начальной школы, содержание образования в которой будет ориентировано на обеспечение самоопределения и саморазвития личности, на овладение способами познавательной деятельности, приобретение детьми опыта различных видов деятельности.

Стремление к исследованию генетически присуще ребёнку; поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, – одно из главных и естественных проявлений детской психики. Дети уже по природе своей исследователи.

Важно обеспечение педагогом целенаправленности и систематичности процесса развития исследовательских умений младших школьников. Существенную роль в этом играет технология организации исследовательской деятельности, согласно которой выстраиваются педагогические условия формирования исследовательских умений младших школьников:

  1. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей: Исследование должно быть посильным, интересным и значимым для ребенка, полезным для его личностного развития.
  2. Целенаправленность и систематичность. Работу по развитию исследовательских умений желательно проводить постоянно (как в урочной, так и во внеурочной деятельности).
  3. Мотивированность. Необходимо помогать учащимся увидеть смысл их исследовательской деятельности, рассматривать данное направление приложения их сил как возможность реализации собственных талантов и возможностей, как потенциал для саморазвития и самосовершенствования.
  4. Творческая атмосфера. Педагогу необходимо способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес учащихся к исследовательской работе.

Умения, необходимые при организации учебной исследовательской деятельности:

  • Умения организовать свою работу
  • Умения и знания исследовательского характера
  • Умение работать с информацией
  • Умение представить результат своей работы

Ориентировать ученика на решение злободневных проблем, нужно давая им нестандартные домашние задания, как по предмету, так и в рамках внеучебной деятельности.

При обучении русскоязычных детей  я использую разные направления исследовательской деятельности.

I направление – индивидуальная работа. Сюда можно внести работу со словарем. Со словарём начинаем работать с 1ого класса. В 1ом классе работаем в упращенной форме. Слова выписываются на доску и каждый ученик индивидуально находит переводы данных слов. Слово даётся в начальной форме.

II направление – групповая работа, включающая в себя работу над совместными исследовательскими проектами, где нередко необходимо использовать информацию из разных предметных областей. При изучении темы «Числа от 1 до 20» учащиеся делятся на группы. Каждой группе раздаются карточки с рисунками и карточки с числами, написанными словами. Дети должны к предоставленным рисункам подобрать числительные.

При изучении темы «Татарстан шәһәрләре» по карте Татарстана находят города Татарстана и специальными карточками указывают местоположение каждого города и выясняют расстояние между населёнными пунктами используя новую лексику.

После изучения темы «Татарстан» учащимся предлагается творческая работа. Используя разные источники получения информации, готовят стенгазеты, плакаты, кроссворды, ребусы.

III направление – массовая работа – встречи с интересными людьми, деятелями науки и культуры, подготовка и проведение литературных гостиных, совместная подготовка и проведение предметных недель. Каждый год с учащимися для участия в конкурсе татарских песен «Көйле, моңлы татар җыры» совместно со школьниками подбираем и обсуждаем содержание песен. Готовимся к выступлению.

Умелое сочетание видов исследовательской деятельности научит ребенка самостоятельно мыслить, анализировать не только учебные, но и жизненные ситуации, а, значит, и подготовит к взрослой жизни.

В концепции стандартов образования нового поколения отмечено, что прочное усвоение знаний учащимися возможно при условии готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, высокой социальной профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и компетенции "уметь учиться".

Таким образом, одним из способов в реализации задач новых стандартов,  на мой взгляд, как раз является обучение детей навыкам исследовательской деятельности, поскольку она помогает:

  • научить себя учиться, что способствует саморазвитию;
  • утвердить себя в своих глазах и в глазах других людей, что способствует самоутверждению;
  • найти себя, что будет способствовать самоопределению;
  • реализовать себя, что способствует  самореализации;
  • научиться управлять собой, что способствует саморегуляции и  самовоспитанию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-исследовательская деятельность как необходимое условие реализации ФГОС

Материал включает информацию об этапах и преимуществах использования  учебных исследований в работе учителя...

Статья на тему "Сопровождение исследовательской деятельности обучающихся как условие реализации ФГОС"

С данной статьей я выступала на школьной методической конференции «ФГОС. Опыт, проблемы, перспективы» 25.05.2015...

Организация внеурочной деятельности школьников в условиях реализации ФГОС ООО

Слайдовая презентация составленная для районного метеодического объединения....

Современные методы обучения татарскому языку русскоязычных учащихся

Использование разнообразных методических приемов во время учебной деятельности, позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, реализовывать на практике гуманистические подходы в обуче...