Внедрение идей семи модулей Программы в процесс математического образования – эффективный путь развития личности
статья на тему

Кузьмина Инга Валерьевна

Внедрение идей семи модулей Программы в процесс математического образования – эффективный путь развития личности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внедрение идей семи модулей Программы в процесс математического образования – эффективный путь развития личности.

                                                                                                                                 Кузьмина И.В., учитель математики

                                                                                                                                 ГУ «Новоселовская средняя школа»

                                                                                                                                  отдела образования акимата Карасуского района

   Республика Казахстан современное,  быстроразвивающееся государство. Государство ежегодно затрачивает миллионы для развития многих отраслевых структур с целью поднятия их на новый уровень. Не осталась в стороне и сфера образования. Президент страны, Нурсултан Абишевич Назарбаев, не однократно отмечал важность повышения качества образования, необходимости внедрения в эту систему передовых мировых достижений.

   Мы стоим на пороге  перехода Республики Казахстан на 12-ти летнее образование. Ключевой идеей программы 12-ти летнего образования является -  перестроение структуры образования и кардинальное  изменение основных функций главных участников образовательного процесса, то есть учителя и ученика. Ученик, согласно новой стратегии образования, является центральной фигурой образовательного процесса.

     На смену традиционным технологиям, которые нацелены только на передачу знаний, навыков и умений, приходят развивающие технологии, которые ориентированы на формирование у учащихся способности быть субъектом всей образовательной деятельности направленной на собственное развитие, включающее в себя интеллектуальные, эмоциональные, духовно-нравственные и не только качества личности. Это значит, что  учителю требуется не только быть математически грамотным, но и уметь решать известные задачи по – новому, проявляя творческий подход к обучению.   Поэтому перед нами, учителями новой формации, сегодня стоит задача развить у учащихся потребности непрерывного пополнения собственных знаний.

   Для решения данной задачи  были организованы уровневые курсы повышения квалификации педагогических работников РК.  Ожидаемый результат которых,  является формирование у учеников навыков обучения тому, как обучаться, и как следствие, - становление их независимыми, самомотивированными, увлечёнными, уверенными, ответственными личностями и развитым критическим мышлением, проявляющими компетентность в цифровых технологиях. Данная программа ставит перед собой задачу-помочь казахстанским усовершенствовать и оценить их педагогическую практику. В основу настоящей  Программы заложена конструктивистская теория обучения. Цель  конструктивистского обучения состоит в том, чтобы развить  глубокое понимание предмета учеником, обеспечив  использование и применение знаний вне класса. В ходе Программы  рассматривается множество  различных аспектов педагогики. Основным принципом данной Программы  является согласование практической деятельности с достоверными результатами  научных исследований. Ожидается, что учителя будут  знакомиться с научным материалом, касающихся  соответствующих аспектов педагогики. Основное содержание настоящей Программы представлено  в виде семи отдельных модулей, которые входе обучения  рассматриваются в комбинированном виде: 

  • Новые подходы в преподавании и обучении
  • Обучение критическому мышлению
  • Оценивание для обучения и оценивание обучения
  • Использование ИКТ в преподавании и обучении
  • Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников
  • Обучение талантливых и одаренных учеников
  • Управление и лидерство в обучении

 

 Остановимся подробнее на каждом из них:

   

  Модуль «Новые подходы в преподавании и обучении».

  Несмотря на то, что идеи, рассматриваемые во всех семи модулях, по сути, являются новыми подходами в преподавании и обучении, лишь «Обучение через диалог» и «Обучение тому как обучаться» позиционированы в программе в статусе новых подходов, поскольку находятся в тесной взаимосвязи с идеей конструктивистской теории.

  Обучение тому, как учиться,   можно охарактеризовать как процесс обдумывания самостоятельного обучения и сознательного применения результатов такого обдумывания в процессе последующего обучения. В этом процессе, учитель помогает учащемуся:

  • Понимать  требования, предъявляемые образовательной задачей;
  • Изучать отдельные мыслительные процессы и принцип их работы;
  • Разрабатывать и обдумывать стратегии выполнения задачи;
  • Выбирать стратегии, наиболее подходящие для решения конкретной задачи.

   Для реализации этих четырёх позиций от обучающихся требуется научиться обучению. Учителя со своей стороны должны сосредоточить внимание не на своём собственном преподавании, а на развитии у обучающихся умения обучаться. С этой целью учителю необходимо создавать образовательную среду, благодаря которой учащиеся будут активно участвовать в учебном процессе, а не пассивно принимать информацию.

Главная идея такого обучения:

Скажи мне, я забуду

Покажи мне, я запомню

Вовлеки меня и я пойму.

(Демонстрация примеров из практики: стратегии АО, применяемые в рамках данного модуля на уроках математики).

Обучение через диалог. Результаты научных исследований показывают, что диалог занимает центральное место на уроке. Также исследования показали, что диалог способствует обучению детей и их когнетивному развитию. Но только в том случае, если у ученика будет больше прав для разговора. К примеру, редкие ученики имеют право сказать учителю: «Это – интересная точка зрения» Анализ исследований показывает, что обычный стиль разговора в классе, согласно которому учитель контролирует беседу, задаёт важные вопросы, повторяет ответы учеников и высказывает похвалу, не повышает уровень мышления учеников и не развивает их речевые навыки.

На сегодняшний день существует достаточно доказательств, которые указывают на то, что совместная беседа учеников в классе приносит существенную пользу, поскольку:

  • Позволяет ученикам выражать своё понимание темы;
  • Помогает им осознавать, что у людей могут быть разные идеи;
  • Содействует аргументированию учениками своих идей;
  • Помогает учителям понять, на какой стадии находится их ученик в процессе своего обучения.

   Модуль «Обучение критическому мышлению».

    Критическое мышление – ответственный подход к пониманию, оценки, анализу и синтезу информации. Критическое мышление по отношению к учащимся представляет собой способность синтезировать информацию и идеи, выражать суждения об их достоверности и относительной важности, делать выбор в отношении своего обучения и ставить под сомнения идеи других.

Критическое мышление педагогов предполагает наличие способности критически оценивать собственную практику работы, практику применения и оценивания новых подходов.

(Демонстрация примеров из практики). 

  Модуль «Оценивание обучения и оценивание обучения».

   Оценивание в классе не должно является лишь техническим приёмом. Учителя оценивают посредством выставления отметок в письменной или устной форме.

   Оценивание – понятие, используемое для обозначения деятельности, направленной на систематическое суммирование результатов обучения с целью принятия решений о дальнейшем обучении.

   Существует два вида оценивания: формативное  (Оценивание для обучения) и суммативное (Оценивание обучения)

   Объясняя более простым языком, суммативное оценивание, т.е. оценивание обучения подразумевает оценку всего процесса обучения (конец урока, конец четверти, конец года). Но чтобы эта оценка была объективной или другими словами надёжной приходит на помощь формативное оценивание, т.е. оценивание для обучения. Формативное оценивание используется в течении урока, на разных его этапах используя различные методы оценивания: самооценивание, взаимооценивание, критериальное оценивание.

(Демонстрация примеров из опыта работы: смайлики, радужная лестница, листы оценивания в группе, в паре, заполнение таблицы ЗУХ).

 

   Модуль «Использование ИКТ в преподавании и обучении».

  Современное развитие информационно – коммуникационных технологий требует оперативного внесения изменений в систему использования и оценивания знаний. Следовательно, меняются способы обучения, методики и технологии. ИКТ являются значимым инструментом, помогающим учителям в преподавании, позволяя им облегчить объяснение и понимание учащимися научных понятий.

   Что касается оснащения сельских школ, здесь существует проблема. Но после курсов у меня появилось множество идей как это компенсировать.

 (Демонстрация примеров из практики: использование одного компьютера для демонстрации презентаций, что способствует более эффективному усвоению материала всеми учащимися, работу с тренажерами, использование мобильных телефонов, использование ИКТ для домашних заданий и т.д.).

   Модуль «Обучение талантливых и одарённых»  можно реализовать через задания повышенной сложности, направленные на развитие мыслительной деятельности обучающихся (дифференцированные, опережающие , творческие задания)

(Демонстрация примеров из практики).

   Модуль «Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников» предполагает  учитывать  особенности, характерные  для  обучающихся  данного  возраста. Происходит через подбор заданий, доступных для учащихся данного возраста.

   Данный модуль тесно связан с предыдущей темой обучения талантливых и одаренных детей, поскольку оба модуля касаются дифференцированного обучения, направленного на удовлетворение потребностей учащихся. Предполагаю совместную работу слабомотивированных учащихся с более успешными детьми, которые самостоятельно изучают материал, выполняют усложнённые задания. Задания подготовлю с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей и, думаю, они не вызовут затруднений при их выполнении.

(Демонстрация примеров из практики. С учетом здоровьесбережения  школьников проведение физкультминуток).

Модуль «Управление и лидерство в обучении».

Тематика данного модуля основана на убеждении в том, что существует неиспользованный потенциал для педагогического совершенствования, который может быть реализован при условии обеспечения учителей поддержкой, способствующей профессиональному росту и созданию совместных профессиональных знаний.

Данный модуль основывается на том убеждении, что устойчивое развитие и изменения в любой системе образования не могут быть привнесены извне, они должны исходить из изменений в понимании и практике учителей в реальных классах. Для внедрения модуля «Управление и лидерство в обучении» опору буду делать на официальных лидеров и через наблюдения сравню  являются они таковым на самом деле. На уроках в групповой работе будет распределение ролей, назначение спикеров, консультантов.

(Демонстрация примеров из практики).

Подведём итог:

Применение семи модулей программы на уроках математики дает учащимся:

  • Возможность мыслить по новому: творчески, непринужденно, повысить результативность,
  • Самостоятельно приобретать знания, использовать и применять их вне класса,
  • Приобрести  навыки  работы в группе,
  • Оценивать себя и других.

Учителю:

  • Повысить предметную компетенцию,
  • Предоставлять возможность ученикам продемонстрировать свои знания,
  • Развить глубокое понимание предмета учеником,
  • Создавать такую  среду на уроках,   чтобы ученик был ответственным за свое обучение,
  • Критически оценивать собственную практику работы,
  •  Понять, на какой стадии находятся ученики в процессе обучения и внесение своевременной корректировки в учебый процесс.

Вывод: внедрение идей семи модулей Программы в процесс математического образования – это эффективный путь развития личности!

Спасибо за внимание!

Приложение

Модуль

Стратегии  АО, применяемые на уроках матемаматике

Новые подходы в преподавании и обучении

 

-Целеполагание,

-Вопросы высокого , низкого порядка,

-Исследовательская беседа,

-Работа в группах, парах,

-Самостоятельная работа,

- Создание коллаборативной среды

Обучение критическому мышлению

-«Незаконченные предложения»,

-«Авторский стул»,

-«Корзина идей»,

-«Синквейн»,

-«Ключевое слово»,

-«Согласен- не согласен»,

-«Тонкие и толстые вопросы»

Т.е. задания требующие размышления

Оценивание для обучения и оценивание обучения

-Лист оценивания,

-формативное оценивание (дерево успеха, цветные молекулы, смайлики, похвала),

-Суммативное оценивание,

-Критериальное оценивание

Использование ИКТ в преподавании и обучении

-Презентации,

-Видеоролики,

- Музыка,

-Тренажеры,

-Интерактивная доска

Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников

-Разноуровневые задания,

-Задания занимательного характера,

--Занимательные орг. моменты,

-Загадки,

-Индивидуальный раздаточный материал

Задания составляются в соответствии с учебной программой

Обучение талантливых и одаренных учеников

-Вопросы высокого порядка,

-Вопросы по технике апробирования,

-Дифференцированные вопросы,

-Задания повышенной трудности

Управление и лидерство в обучении

-Учитель-лидер,

-Распределение ролей,

-Спикеры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллективные занятия в процессе обучения русскому языку как эффективное условие развития личности

Из опыта работы: "Использование КСО на уроках русского языка" . Приложение: карточки по ВПТ....

Программа «Организация проектно – исследовательской деятельности учащихся в процессе математического образования»

Программно-методическое обеспечение системы математического образования продолжает совершенствоваться.Программа Доржиевой Р. Д. направлена на организацию проектно-исследовательской работы школьников ...

«Творчество как универсальный путь развития личности»

Творческий отчет по теме «Творчество как универсальный путь развития личности» ...

Эффективные пути развития познавательного интереса учащихся по физике

Тезисы.« Учение, лишенное всякого интереса, …убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдет»...

Педагогический проект "Эффективные пути развития творческого потенциала учащихся через коллективное музицирование. Ансамбли скрипачей"

категория: Игра на музыкальном инструментеавтор: Трещёткина Лидия ИвановнаВ проекте представлены эффективные пути решения проблем воспитания профессиональных и личностно-коммуникативных качеств участн...

Дополнительное образование - эффективная система развития способностей детей и воспитание социально ответственной личности: сборник ,2020г/под общей редакцией Т.А,Антопольской,Изд -во ЗАО "Университетская книга", 2020

В сборнике представлены научные статьи участников международной научно-практической конференции «Дополнительное образование – эффективная система развития способностей детей и воспитания с...