«Творчество как универсальный путь развития личности»
статья по теме

Голубева Валентина Яковлевна

Творческий отчет по теме «Творчество как универсальный путь развития личности»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorchestvo_kak_unikalnyy_put_razvitiya.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на

МО классных руководителей

МБОУ «СОШ №3»

ТЕМА: «Творчество как универсальный путь развития личности»

          Творчество- это один из видов человеческой деятельности, направленной на расширение противоречия (решение творческих задач), для которой необходимы объективные (социальные, материальные) и субъективные личностные условия (знания, умения, способности), результат которой обладает новизной и оригинальностью, личной и социальной значимостью, а также прогрессивностью.

            Условия, благоприятствующие развитию творческих способностей у детей:

  1. ориентация школы на творчество;
  2. разработка в школе   педагогической теории и практики творческой деятельности (диагностика творческих способностей личности, педагогических средств управления творческой деятельностью);
  3. совершенствование форм стимулирования творческой деятельности (олимпиады, смотры, конкурсы);
  4. наличие в школе педагогических условий развития творческих способностей учащихся (самопознание, самоопределение, самоорганизация, и само реабилитация во всех сферах школьной жизнедеятельности).

        Создавать условия для развития творческих способностей в обучении и воспитании значит перейти к личностно - ориентированному учению  отношению, ведущим механизмом которого является побуждение.

Детский коллектив нашей школы - коллектив, нацеленный на творчество, созданный для творчества и для обучения детей творческому отношению к своей и общественной жизни. Только в творческом коллективе ребята вырастают, не приспосабливаясь к жизни, а преобразуя ее вокруг себя.

С первых дней сентября педагогический коллектив школы помогают ребятам находить в каждом из них что-то хорошее, делиться этим хорошим, вовлекать каждого в поиск того, что можно сделать интересного для своего класса, школы для окружающих.

       Осуществлять задуманное - это значит проявлять творческую заботу о своей школе, о близких и далеких людях, о родном крае.

С самого начала, представляем большие возможности  самим быть  организаторами  всех дел, проявляя  инициативу и заботу об общественно полезных делах, о коллективе, о товарищах. Создаются условия для проявления самостоятельности, самодеятельного управления.

По принципу: все, что дети могут делать сами, они должны делать самостоятельно. Участие ребят в составлении плана воспитательной работы, подборе материалов для праздников, и распределений заданий и в контроле  за их исполнением,  имеет важное воспитательное значение: дети приобретают организаторские навыки и умения, развивают их самостоятельность. Появляется ответственность за выполнение полученного дела, формируется их активная деятельность и жизненная позиция.

        Вся воспитательная работа школы строится по тематическим периодам, и реализуется через внутри кольну. Игру «Учись быть человеком!». Каждый из них посвящен теме комплексного воспитательного значения, т.е. теме, которая дает возможность решить задачи идейно-политического, трудового, нравственного, эстетического и физического воспитания.

Каждый период  воспитательного процесса имеет свою тему:

«Здравствуй, школа!»;

«Венок традиций»;

«Север мой – Ямал мой!»

«Мы будущие защитники Родины»;

«Весна, красота, добро»;

«Мир красотой спасется»

«Я и школа»;

«Школа безопасности и гражданско-правовое самопознания»;

       Каждый тематический период начинается с коллективного планирования. Каждый класс получает задание – подумать, что интересного и полезного для себя и для других можно сделать  в данном  периоде. После коллективного обсуждения 1-2 предложения от класса выносятся на Совет добрых дел. Каждое из предложений строится по плану:

«Что и для кого сделаем? Кому это принесет радость или пользу? Когда сделаем? Кто будет участвовать? Кто будет отвечать за выполнение?»

      Работу над каждым  тематическим периодом строим  по четкому алгоритму, соответствующему четырем периодам:

*предварительная работа организатора;

*коллективное планирование;

*коллективная подготовка;

*коллективное проведение дела;

*коллективное подведение итогов.

        Самое важное в коллективном планировании – развивается творческая активность и самостоятельность самих детей. Дети учатся жить – и жить с пользой и радостью.

       Каждое коллективное дело обсуждается на совете при президенте: Что получилось хорошего и почему? Что можно сделать лучше и как? Что надо учесть на будущее? С каждым разом дети все активнее участвуют в  обсуждении, высказывают интересные мысли предложения и замечания. Постепенно они учатся не только планировать и выполнять свою работу. Но и обсуждать ее результаты, анализировать проведенное мероприятие, дело.

       Такая методика проведения коллективных мероприятий складывалась не сразу, она результат становления и возникает только тогда, когда у ребят появляется вкус к коллективному творчеству.  Такой парадокс: методика коллективного творчества формируется одновременно с  заинтересованностью в самом творческом процессе.

     Присущая детям жажда  деятельности часто находит свое выражение в игре, заменяющей ребенку необходимый для него труд.

Игры укрепляют здоровье детей, развивают их организм. Познавательные и интеллектуальные игры расширяют кругозор, способствуют закреплению знаний, развивают находчивость, смекалку, пробуждают интерес к различным областям науки, технике искусству.

     В своем педагогическом опыте  коллектив ищет  такие формы игры,  которые отвечали бы следующим требованиям:

1. Игра должна содействовать сплочению коллектива.

2. Иметь познавательное значение.

3. Активизировать общественную деятельность подростков.

4. Обеспечивать мысленную активность участников игр.

5. Создавать условия для детского творчества.

6. Соответствовать принципу: «Как можно меньше зрителей, как можно больше действующих лиц».

       Практика показала, насколько важны, в современных условиях творческая активность учителей, воспитателей, организаторов, поиск ими наиболее совершенных приемов и способов изучения программного материала и воспитания школьника.

      Приступая к разработке мероприятия, ставим  перед собою цель: сделать воспитательный процесс радостным, интересным, запоминающимся для детей.

      Одним из главных средств,  для достижения этой цели служит широкое и продуманное применение наглядности.

      Пробудить душу ребенка, разить заложенные природой творческие способности, научить общению, ориентированию в различных жизненных ситуациях, воспитать элементарную культуру поведения, чувства милосердия и сострадания - вот основные задачи, которые определяются, заглядывая на 4 года вперед.

А чтобы воспитательная работа не ограничивалась рамками разовых мероприятий, разрабатывается целая система мероприятий.

     Например, чтобы сформировать и закрепить привычки вежливого, доброжелательного поведения, закрепить привычки организованного дисциплинированного поведения в самых жизненных ситуациях планируются мероприятия:

«Кто  Несмеяну рассмешить ?»

                           «В гостях у королевы вежливости»;

                          «Рыцарский турнир вежливости»;

      Главная задача педагога, его умения увлечь детей интересным делом, дать выход его энергии, развить познавательные, творческие силы, литературные способности, расширить кругозор и сферу речевого общения, а также представить,  возможность каждому  наиболее полно проявить себя, реализовать свои силы.

      В школе есть много учеников, обладающих оригинальными способностями к различным видам деятельности, и в принципе эти способности можно развивать до сравнительно высокого уровня. Помочь детям «найти себя»- главная задача педагогического коллектива. С этой целью в школе проводятся конкурсы:

* КВН «Космическое путешествие во Вселенную»

* Традиционный общешкольный конкурс «Подснежник»;

*  Конкурс «А ну-ка, девушки»;

*  Конкурс «Армейские забавы»;

* Конкурс  «Лучший осенний букет»;

Цель этих конкурсов: формирование творческой личности, умеющей правильно и оперативно ориентироваться различных жизненных ситуациях.

       Все перечисленные игры свидетельствуют о том, что «Игра- дело серьезное» стала игрой поистине уникального комплексного характера, органически соединяя в себе многообразие содержания, форм, длительности составляющих ее творческих игр. Вот почему ей по силам столь активным образом участвовать в решении целого комплекса серьезных воспитательных задач.

       Завершая далеко не полный перечень коллективных творческих игр, входящих в систему «Игра- дело серьезное», стоит сказать, что классификация их никогда не будет полной, все охватывающей, поскольку массовый опыт тысячи и тысячи учителей, вожатых, рождает все новые и новые игровые – сюжеты, постоянно пополняющие наше общее методическое богатство.

       В развитии творчества у детей заложены большие и подчас не раскрытые еще возможности. Совершенствование этого процесса – почетная и важная задача педагогов.

Составила педагог-организатор: Голубева В.Я.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути развития у школьников универсальных учебных действий на ступени среднего ( полного) общего образования : актуальные методики (примеры из практики) на уроках немецкого языка.

Формирование универсальных учебных действий у школьников очень актуальна, так как идет изменение парадигмы в обучении. Задачей для учителя становиться не только  освоение учащимися конкретных пре...

Пути развития универсальных учебных действий (общеучебных умений и навыков) в урочной деятельности на содержании отдельных предметных тем.

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование  универсальных учебных действий (УУД). УУД  создают возможность самостоятельного успешного усвоения н...

Развитие и становление гармоничной всесторонне развитой личности школьника путем внедрения целевого географического образования

Статья знакомит нас с тем, что внедрение целевого географического образования позволяет развивать гармоничную, развитую личность.  И именно изучение географии в школе позволяет сформировать компл...

"Творчество как фактор социального развития личности"

Пленарное заседание общественно-просветительского проекта городского уровня "Правовая школа"...

Внедрение идей семи модулей Программы в процесс математического образования – эффективный путь развития личности

Внедрение идей семи модулей Программы в процесс математического образования – эффективный путь развития личности...

Доклад «Творчество – путь к успеху в развитии личности «трудного» подростка».

Творчество воспитывает. Оно не только оставляет в сердце ребенка яркий эмоциональный след, но и обогащает его художественным и нравственным содержанием....