Методические разработки к урокам
методическая разработка по русскому языку на тему

Подкопаева Татьяна Сергеевна

    

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 5 г классе

«ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ»

Подготовила: учитель РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Фроленко Татьяна Сергеевна

Тема урока: Знаки препинания в сложном предложении

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: урок-путешествие

Описание материала: Урок на тему «Запятая в сложном предложении» в 5 классе – это урок изучения и закрепления нового материала. Занятие проходит в форме урока-путешествия. Выполняя задания по теме урока, дети закрепляют знания о сложном предложении, о его построении, пунктуационном и схематическом оформлении .

Цель: закрепить знания о знаках препинания в сложном предложении.

Задачи:

Формирование регулятивных УУД:  

  • формировать интерес  к практической работе;
  •  развивать умения определять цель, выдвигать версии, планировать деятельность;
  • развивать умение оценивать степень успешности достижения цели по критериям и результату.

Формирование коммуникативных УУД:

  • умение работать в команде, группе;
  •  умение излагать своё мнение;
  • умение участвовать в диалоге;
  • умение понимать и принимать позицию другого;
  • умение создавать устные и письменные тексты;
  • использовать речевые средства.

Формирование познавательных УУД:

  • систематизировать знания о постановке запятой в сложном предложении, построении схемы;
  • развивать умение находить  способ действия, при решении учебной задачи  формировать  навыки  работы с информацией;
  • продолжить работу по формированию мыслительных операций: умения анализировать,  сравнивать, устанавливать аналогии, обобщать;
  • развивать умение представлять информацию.

Формирование личностных УУД:

  • строить отношения с коллегами в группе;
  • пользоваться правилами поведения;
  • осознавать и называть свои личные качества;
  • признавать свои успехи и неудачи;
  • формировать интерес к учебе.

Образовательные ресурсы: шкатулка, компьютер, проектор,  мультимедийная презентация,  карточки с заданиями), видео «Дорогою добра».

Ход урока.

I. Оргмомент.

– Сегодня у нас открытый урок русского языка. К нам пришли гости. Ребята, поздоровайтесь с гостями.

– Посмотрите, какую шкатулку я нашла. (Учитель открывает ее, из нее излучается свет, ставит шкатулку около проектора). Она волшебная! Слайд 3.

– Теперь у нас есть шкатулка полная чудес, музыки и фантазий!

– Какое же волшебство подарит она нам сегодня? 

– Посмотрите на экран, она нас зовет в увлекательное путешествие в загадочную страну.

– А вы готовы к приключениям? Что для этого нужно? (Иметь хорошие знания и умение красиво писать.)

– Откроем тетради, запишем число, классную работу и запишем предложение со слайда красиво, аккуратно, не спеша. Слайд 4. Осанка прямая, красивая.

– Мальчики, девочки, в какую же страну мы отправимся? (В страну Синтаксис) Слайд 6.

– А что такое синтаксис? (Это раздел науки о языке, изучающий смысл и структуру предложения и сочетания слов в предложении.)

– Итак, приключение начинается! Слайд 5.

– Только двери в эту страну закрыты и откроются они только перед теми, кто выполнит задание. Вам надо подобрать волшебные ключики – Терминологический диктант (учитель называет определение понятий, учащимся  нужно записать  слова и подчеркнуть их графически так, как  мы  обозначаем их при  разборе предложения по членам).  

         – Проверим их на слайде. Слайд 5. 

– Чьи ключи подошли, у кого так?

– Добро пожаловать в страну Синтаксис! Слайд 6.

  1. Постановка проблемы:

А)_Осторожно ветер                        
Из калитки вышел,
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше,
Поиграл немного
Ветками черёмух и
Пожурил за что-то
Воробьёв знакомых.

Б) Налетел порывистый ветер, и  листья закружились в воздухе.

Чем похожи эти предложения?  Чем различаются? ветра? Что включает в себя грамматическая основа?

Как определить простое или сложное предложение перед нами?

  1. Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься? Сформулируйте сами тему урока. Слайд 7

Чтобы усвоить новую тему, какие цели вы поставите для себя на этот урок? Используйте опорные слова, написанные на доске. Слайд 8

1.познакомиться с _____ и ______ предложениями

2. учиться различать _____ и _______ предложения

3. углубить навык разлиия ___________ и ________предложениях

  1. Упражнение для наблюдения: Слайд 9

Посмотрите внимательно на доску. Можно ли их назвать предложениями? Почему? Спишите, предложения.

Рассмотрите внимательно предложения и скажите, пожалуйста, что общего и в чем разница между этими предложениями:

  1. Ул...тели птицы и лес опустел.
  2. Без углов дом не строится  без пословицы речь не молвится.
  3. З...мля намокла потому что был сильный дождь.
  4. Учитель. Итак, мы с вами выяснили, что предложения, имеющие одну грамматическую основу, называются простыми, а предложения, имеющие несколько грамматических основ, называются сложными. А теперь еще раз прочитайте сложные предложения. Скажите, сколько простых предложений в каждом сложном?
    (В каждом сложном по два простых предложения).
  5. Учитель. Прочитайте первые простые предложения, входящие в состав сложных. Скажите, имеют ли они интонацию конца предложения? Связаны ли они по смыслу со вторыми простыми предложениями?
    (Первые предложения, входящие в состав сложного, не имеют интонации конца предложения и связаны со вторыми простыми предложениями по смыслу).
  6. Учитель. Обобщите наши рассуждения. Скажите, как связаны между собой простые предложения, входящие в состав сложного?
    (Простые предложения, входящие в состав сложного, связаны между собой по смыслу и интонационно).
  7. Учитель. Посмотрите на первое сложное предложение. Скажите, чем, кроме смысла и интонации, могут соединяться между собой простые предложения, входящие в состав сложного (учитель обводит кружочком союз и).
    (Кроме смысла и интонации, простые предложения, входящие в состав сложного, могут соединяться между собой с помощью союза).

– Правильно, мы сегодня закрепим наши знания по теме «Запятая в сложном предложении»  Схема на доске.(таблица)  УЧЕБНИК

IV. Актуализация изученного.

  1. Работа над упражнением в тетради.

– Вспомните, с помощью чего соединяются части сложного предложения?

– Что разделяет запятая в сложном предложении?

– Когда ставится запятая в сложном предложении?

– Где ставится запятая, если части сложного предложения соединены союзами?

– Теперь можно приступить к заданию. Задание у вас в карточках (Упражнение 1).

– Прочитайте задание. (Спишите предложение, подчеркните грамматическую основу, проставьте запятые.)

Упражнение 1.

1) Теплый песок приятно греет мои ноги а кожа покрывается золотистым загаром.

2) Загремел гром подул сильный порывистый ветер.

3) Вода на море отражает солнце и оно блестит различными оттенками.

Индивидуальные задания:

  1. Подчеркните грамматическую основу, поставьте запятые.

Солнце засветило ярко и утки вышли на лужайку.

  1. Подчеркните грамматическую основу, поставьте запятые.

 Вот передо мною чудный сад цветет в том саду большое дерево растет.

– Разбираем. Первое предложение с интонацией прочитает…. (Назвать ученика) 

– Грамматическая основа, …? (Спросить у другого)

– Запятая стоит, ….? (Спросить у третьего)

– Молодцы! Справились.

Физкультминутка для глаз.

  1. Составление схемы, работа у доски.

– Ребята, а кто живет в этой волшебной страны?. (Главные члены, подлежащее, сказуемое, второстепенные члены, союзы, запятые и т.п.)

– Только жаль, что живут они под открытым небом. Сильный ветер разбрасывает их в разные стороны. Как вы думаете, что им нужно построить? (Дом)

– Построим дома в виде схемы предложения.

– Послушаем меня, а потом начнем писать. Слайд 10.

– Первый ряд строит схему к предложению «Ветер сдувает с деревьев последние пожелтевшие листья, а дождь барабанит по крышам и карнизам.»

– Второй ряд – схему к предложению «Ветер колеблет морскую воду, и она бьется о берег пенными волнами.»

И третий – схему предложения «Он мог бы раскрыть все загадки и секреты, передать необычайные ароматы.»

– Записываем в тетради упражнение 2, оно у вас на листочке, кому удобно, делает с экрана.

– От первого ряда составит схему … (Назвать ученика).

От второго ряда –... (Назвать ученика).

От третьего ряда составит схему предложения … (Назвать ученика).

Индивидуальное задание:

Составь схему предложения.

По утрам тонкий лед еще покрывает лужицы, но воздух пахнет весной.

–Все ли предложения сложные? (Нет.)

– Какой вывод можно сделать? В каких случаях ставится запятая в предложениях? (В сложных предложениях всегда ставится запятая. Доброе дело вы сделали, ребята. Теперь жителям страны синтаксис будет тепло и уютно в их новых домах. Слайд 11

– А вы, ребята, возьмите в руки карточки, если нужно ответить «Да». Только слушайте внимательно.

Вопросы:

  1. Части сложного предложения соединены предлогами (Да или нет)
  2. Союз и соединяет, а союзы а и но противопоставляют. (Да или нет)
  3. Простое предложение может состоять из двух и более грамматических основ. (Да или нет)

– Молодцы, мы вместе прошли испытание.

5. Составление предложения.

– У каждой страны есть свои достопримечательности. У России их огромное количество от шедевров архитектуры до самых разнообразных природных достопримечательностей..

В нашей волшебной стране их тоже не мало, и лучше всего любоваться ими с высокой горы. Жители страны давно не любуются красотами своей страны, у них сломалась лестница. Поможем им починить ее.

– Составим из рассыпанных слов (всегда, создала Природа удивляли горы они человека.) предложение.

– Проверяем (Природа создала горы, они всегда удивляли человека.)..

V. Итог урока.

– Сложен был наш путь, но со всеми заданиями мы справились. Сегодня на уроке хорошо работали….(Учитель оценивает)

–Как вы думаете, каков был замысел Волшебной шкатулки, отправляя нас в такое удивительное путешествие (Чтобы мы закрепили знания и сделали много добрых дел). И в награду за ваши добрые дела волшебная шкатулочка дарит музыкальный подарок (Песня «Дорогою добра»). Может быть

VI.Домашнее задание.

– Запишем домашнее задание. (дифференцированное)

  1. Из учебника литературы выписать СП: 2 – ССП; 2 – СПП; 2 – БСП
  2. Составить мини – сочинение «Зимой в лесу»

Всем спасибо, урок окончен.



Предварительный просмотр:

Тест  «Какой ты читатель»

. Для этого прочитай этот тест и поставь рядом с высказываниями знак « + » в том случае, если оно соответствует твоему мнению.

Итак, какой ты читатель:

1. Читаю быстро, «проглатываю» книги.

2. Читаю медленно, вчитываясь в каждое слово.

3. Читаю от случая к случаю любые книги, которые попадаются в руки.

4. Читаю с разбором, жалею время на ерунду.

5. Люблю читать для души, а не по указке кого-то.

6. Читаю по необходимости, чтобы выполнить задание.

7. Могу читать в любой обстановке, даже в шумной: увлекаюсь очень.

8. Вникаю в смысл книги только в тихой обстановке и при положительном внутреннем настрое.

9. Книгам не очень доверяю: ведь это вымысел.

10. Верю во все, что в книге происходит.

11. Нет ничего скучнее чтения.

12. Чтение для меня — самое интересное занятие.

13. Я никогда не пытаюсь поставить себя на место героев книг.

14. Читая книгу, я готов мысленно сражаться и переживать за героя, как за себя.

15. Кто написал книгу — для меня не имеет никакого значения.

16. Выбирая книгу и читая, я всегда интересуюсь автором.

17. Я рассуждаю так: книга — книгой, а жизнь — жизнью.

18. Для меня хорошая книга — та же жизнь, которую я открываю и вместе с ней — открываю себя.

19. Чтобы быть читателем, не надо особого таланта — читай и все.

20. Быть хорошим читателем — это способность, которую надо развивать.

А теперь сосчитай количество «+» в четных и нечетных высказываниях.

Четные (количество «+»)

Нечетные (количество «+»)

Ключ к разгадке:

Если четных плюсов больше, то ты читатель-романтик. Ты способен чужую жизнь почувствовать как свою. Ты способен задуматься не только над книгой, но и над самим собой. Ты открываешь мир книги, а он открывает тебя.

Если нечетных плюсов больше, то чтение для тебя далеко не на первом месте. Что-то другое занимает тебя больше. Надеемся, что, читая по необходимости, ты однажды увлечешься книгой и откроешь для себя новый мир образов, в котором захочется побывать вновь и вновь.

Если у тебя равное количество четных и нечетных плюсов, ты читатель по настроению. Иногда ты жадно читаешь все подряд, иногда выбираешь что-то для души, но бывают моменты, когда ты подолгу не берешь книгу в руки. Тебе явно не хватает читающего приятеля, который бы тянул тебя с собой в библиотеку



Предварительный просмотр:

 «Визитная  карточка» проекта

Авторы проекта

Фамилия, имя, отчество

Шорина Елена Николаевна, Фроленко Татьяна Сергеевна

Город, область

Аксайский район, п. Рассвет

Номер, название школы

МБОУ Рассветовская СОШ

Описание проекта

Название темы вашего учебного проекта

Растим  читателя

Краткое содержание проекта

В качестве основы проекта «Формирование квалифицированного читателя» использованы этапы: подготовка к анализу произведения, обучение анализу, с учетом особенностей авторского повествования и поэтики, обучение разным видам речевых высказываний (диалогических, монологических, устных и письменных), формирование самостоятельной творческой деятельности.

Предмет (ы)

Литература

Класс

5 - 9

Приблизительная продолжительность проекта

16 часов

Основа проекта

Образовательные стандарты

Стандарт среднего общего образования по литературе

Планируемые результаты обучения

«После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:

-личностные:

1. знание отличительных особенностей стилей в рамках программы проекта;

2. умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному:

3. владение различными типами создания творческих работ.

4. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, потребности в самостоятельном чтении.

-метапредметные:

  1. умение составлять связное устное высказывание;
  2. умение соблюдать орфоэпические и грамматические нормы;
  3. умение выделять интонационно-значимые части высказывания;
  4. умение соблюдать эмоциональные паузы и контрастность произношения;
  5. умение сохранять определенный стиль речи в сообщениях и творческих работах;
  6. умение выражать свое мнение и аргументировать его;
  7. умение анализировать текст;
  8. умение вести дискуссию.

       9.   умение извлекать информацию из различных текстов;

      10.  умение составлять план прочитанного;

      11.  умение отбирать материал по заданной теме;

      12.  умение выделять тезисы, находить ключевые слова;

-предметные:

1. восприятие художественных произведений как части историко- литературного процесса.

2. представление о литературном процессе в рамках проекта;

3. овладение специальными приемами анализа содержания литературного произведения во всех аспектах(жанр, сюжет, композиция, герои и все особенности художественного мира, характеризующего предмет)

4. овладение умениями творческого чтения, анализа художественных произведений, выявление в них конкретно-исторического и общечеловеческого содержания.

-частные предметные:

1. Умение воспринимать изобразительно – выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении.

2. Умение воссоздавать в воображении картины жизни, изображенные писателем.

3. Умение устанавливать причинно – следственные связи, видеть логику развития действия в эпическом произведении, динамику эмоций в лирике, движение конфликта в драме.

4. Умение целостно воспринимать образ – персонаж в эпосе, образ – переживание в лирике, характер в драме как элементы, служащие для раскрытия идеи.

5. Умение видеть авторскую позицию во всех элементах художественного произведения.

6. Умение осваивать художественную идею произведения.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Я читатель…А умею ли читать?

Проблемные вопросы учебной темы

Что остается в душе, когда книга прочитана? О чем говорил со мной автор? Как он выражал свои мысли? Легко ли мне было понять его замысел?

Учебные вопросы

Какие теоретические знания необходимы для понимания произведения? Важно ли соблюдать правило: путь к художнику идет через познание его личности?

План оценивания

График оценивания

До работы над проектом

Ученики работают над проектом и выполняют задания

После завершения работы над проектом

Изучен круг чтения;

Проанализированы устные и письменные навыки учащихся;

Обсуждены темы предстоящих занятий;

Учтены интересы детей.

Выделяют ключевые слова и позицию автора;

Выявляют авторскую концепцию, замысел, идею;

Определяют  стиль, направление;

Преобразуют сюжетные линии в схемы;

Анализируя,  использует различные методы: исследовательские, эвристические, поисковые.

Создают устные и письменные работы;

Пишут продолжение текста, опираясь на авторскую концепцию и стиль:

Анализирую работы друг друга, исправляя речевые и грамматические  ошибки;

участвуют в дискуссиях и полемике.

анализируют тексты различных стилей;

создает тексты различных жанров: отзыв, рецензию, эссе…

демонстрирует умение выделять тезисы, аргументы;

делает обобщения после анализа, задает проблемные вопросы к прочитанному;

оценивает текст, речь, исходя из манеры изложения, формы подачи;

оценивает форму и содержание в единстве.

Описание методов оценивания

Мозговой штурм: отвечают на неожиданные вопросы, учатся видеть главное.

Оценивание представленных работ: создание работ (буклет, презентация, эссе, отзыв, статья) по окончании исследования позволит комплексно представить результаты ученических исследований для всей аудитории, сделать выступление более показательным и выразительным.

Итоговая конференция: ученические конференции, на которых ученики берут на себя ответственность за организацию и обсуждают свои темы, рассматривая задачи, работы и бланки самооценки.  

Необходимые начальные знания, умения, навыки

Смысловое чтение, умение кратко пересказать прочитанное,

Навык работы с различными источниками информации, навыки работы на ПК, навык работы с цифровой камерой.

Учебные мероприятия

1 урок:   

1

 Актуальность темы. РОЛЬ ЧТЕНИЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА. ЛИТЕРАТУРА

2

Использование активных форм и методов для развития читательских интересов школьников  на  уроках литературы.

3

Овладение литературно-теоретическими знаниями и
методами анализа художественного текста;

4

Овладение литературно-теоретическими знаниями и
методами анализа художественного текста;

5

Ключевые слова как разгадка авторского замысла.

6

Рассказ от имени героя (речевое развитие)

7

Театрализация.

8

Составление плана произведения как краткого, так и развёрнутого

9

Роль личности творца для понимания авторской концепции.

10

Уроки внеклассного чтения как средство формирования самостоятельной читательской деятельности учащихся.

11

Сотрудничество учителя и библиотекаря в воспитании квалифицированного читателя.

12

Роль семейного воспитания в  развитии у детей интереса к книге, чтению.

13

Формирование    читательских интересов учащихся  в рамках проведения

 внеклассных мероприятий по литературе

14

Проведение внеклассного мероприятия по литературе

15

 Основная задача литературы – поиски решения жизненных проблем.

16

Итоговый урок. Я хочу поделиться прочитанным.

Материалы для дифференцированного обучения

Ученик с проблемами усвоения учебного материала (Проблемный ученик)

Ученик, для которого язык преподавания не родной

Одаренный ученик

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта

Технологии — оборудование

Технологии — программное обеспечение

Материалы на печатной основе

Другие принадлежности

---

Интернет-ресурсы

Другие ресурсы



Предварительный просмотр:

Талантливым читателем человек не рождается. Проблема, как читать художественную литературу, только кажется простой.

1. Увидеть счастливые глаза ребенка при чтении. Это чудо – раз!

2. Познать сложность человеческих взаимоотношений. Это чудо – два!

3. Развить в ребенке творческое начало, сформировать любознательность. Это чудо –три!

«Есть три вида читателей: первый – это те, кто наслаждается, не рассуждая, другой – те, кто судят, не наслаждаясь, и третий, соединенный, - те, кто судит, наслаждаясь, и наслаждается, рассуждая».

http://zbulvar.ru/wp-content/uploads/2016/01/bib.jpg

Пусть Ваш очаг горит, не остывая,

Теплом от книги сердце согревая.

Дать установку вам сумеет мудрость

книг,

Чтоб знаний  Ваших не иссяк

родник.

Советы от тех, кто любит читать и кто поможет Вам полюбить чтение

Уважаемые мамы и папы!

Вы хотите, чтобы Ваш ребенок стал успешным, нравственным, конкурентоспособным?

Мечтаете ли увидеть через время самодостаточную личность?

Боитесь ли того, что ребенок вырастет бездуховным, не способным к саморазвитию и реализации?

Мы обладает тем ключом, который откроет дверь в мир литературы, которая сформирует творческую, мыслящую личность, обладающую высокой культурой и интеллектом.

Учтите эти добрые советы и Ваши желания исполнятся.

  1.  Прививайте детям интерес к чтению с раннего детства.

  1.  Предлагая книги для чтения, прочитайте сами, выбирайте познавательные, нравственные книги, соответствующие возрасту.

  1.  Систематически читайте сами. Это формирует у ребенка привычку видеть в доме книгу всегда.

  1.  Обсуждайте прочитанную книгу в семье, даже если произведение вам не понравиться. Это способствует развитию вашей речи и вашего ребенка.

  1.  Рекомендуйте ребенку книгу своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.

  1.  Некоторые родители считают, что любое чтение полезно. Это ошибочное мнение.  Нужно оградить ребенка от книг, предназначенных не для его возраста.

  1.  Чтение вслух помогает расширить словарный запас детей, а также развить у них умение слушать и сосредоточивать внимание. Чтение вслух сближает родителей и детей. Читают все по очереди. Время чтения 40-45 минут.

  1.  Прививайте навыки культурного и бережного обращения с книгой.

  1.  Совместное чтение наиболее простой способ развития навыков чтения у детей. Рассматривание, обсуждение и чтение книг – важнейший момент, с помощью которого родители могут привить детям интерес к чтению.

  1. Рисунки по мотивам любимых книг являются для ребенка одним из способов выражения своих впечатлений от произведений.

  1. Попытайтесь вместе с ребенком сочинить собственное окончание произведения. Достоинством таких историй является более глубокое понимание прочитанной книги.

 12.. Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет добрым и светлым напоминанием о родном доме, о его традициях, о дорогих и близких людях.

«Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение.»

                               А.П.Чехов



Предварительный просмотр:

Запишите в две колонки слова с приставками -пре и  -при, объясните их значение. Как в настоящее время выделяется приставка в выделенном слове ? Для ответа используйте один из этимологических словарей.

Пр…образователь, пр…школьный, пр…успеть, пр…луниться, пр…красный, пр…вать, пр…остановить, пр…прятать, пр…верженный, пр…касаться, пр…мерять, пр…бытие, пр…ображать, пр….взойти, пр…верженец, пр…тяжение, пр…возносить, пр…сечь, пр…служиваться, пр…низить, пр…бирать, пр…одеть,пр…забавный, пр…беречь, пр…поднять, пр…восходить, пр…выше всего, пр…образованный, пр…полярный, пр…дисловие ( какая приставка в данном слове ?), пр…мириться, пр…нуждение, пр…командированный, пр…емлемый ( какая приставка в данном слове ?), пр…вносить, пр…одолеть, пр…гнуть, пр…мудрый, пр…вить.

Вставьте пропущенные буквы. 1) Во всех ли словах ПРЕ- и ПРИ- являются приставками?; 2) В каких словах возможна как приставка ПРЕ- , так и ПРИ ? Как в зависимости от приставки меняется лексическое значение слова?

Пр…смиреть, пр…парат, пр…украсить, пр…стиж, пр…умножить, пр…следовать, пр…образить, пр…митив, пр…кословить, пр…рогатива, пр…оритет, пр…тендент, пр…тензия, пр…личия, пр...чина, пр…баутка, пр…позиция, пр…видение, не пр….минул, пр…пирательство, пр…старелый, пр…верженец, пр…гожий, пр…совокупить, пр…браться, попр…кнуть.



Предварительный просмотр:

  1. Перепишите предложения в следующем порядке: написание пропущенного гласного зависит от:

1)наличия/отсутствия ударения;

2)от последующего согласного в корне;

3)от последующего суффикса;

4)от значения.

Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

(Если в предложении имеется два слова с чередующимся гласным, соотнесите данное предложение с одной из групп по первому слову.)

Выделенные слова разберите по составу.

  1. В летнюю пору з…ря  с  з…рею сходится.
  2. День дог…рает закат заг…рается.
  3. Отряд распол…жился на траве возле самолета.
  4. (В)переди по дороге ск…кали казаки.
  5. Широкие тени ходят по р…внине  как облака по небу.
  6. Дедушка м…кал сухарь в чай и весело разг…варивал с нами.
  7. Под самым окном накл…няясь над водой р…сла развесистая береза.
  8. Все зам…рло в первом глубоком сне.
  9. Мы с Павлом приб…рали  м…стерскую а вечером меня заставляли раст…рать краски.
  10. Полянка оз…рилась словно все улыбнулось.
  11. Гаврик проб…рался сквозь густые зар…сли сильно разросшегося бурьяна.
  12. Недавно купленный плащ действительно оказался непром…каемым.
  13. Обе с…баки  выск…чили в кружок света и сели высунув языки.
  14. Трижды три  р…вняется девять.


Предварительный просмотр:

Спишите, вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор, в словах с пропусками букв выделите корень. Сделайте синтаксический анализ выделенных предложений.

  1. 1. Ч…рное озеро названо так по цвету воды. Вода в нем ч…рная и прозрачная ( К. Паустовский). 2. Скоро, скоро оденется лес листвою, зацветет на опушке леса черемуха, защ…лкают над ручьями голосистые соловьи (И. Соколов- Микитов).3. И море, и буря качали наш ч…лн (Ф. Тютчев). 4. Ш..пот, робкое дыханье, трели соловья, серебро и колыханье сонного ручья (А.Фет). 5. Возле реш…тки с пронзительным криком вьются ласточки (В. Дементьев). 6. В тумане падали ж…лтые листья (К. Паустовский).
  2. 1. Бежал по кустам ш…лковистый шум и ш…рох (И. Бунин).2. На пути встретилась такая буреломная трущ…ба, что я в нерешительности остановился (Н. Успенский). 3. На столе стояла тарелка со спелым крыж…вником. 4. Волки, лисы, ястребы, совы, даже маленькие хищные горностаи и ласки издали замечают бурую ш…рстку и белые перья на ч..рных проталинах(В. Бианки). 5. Ш…мпол – стержень для чистки ствола оружия.6. Я вызлянул в щ…лку палатки. Все небо было затянуто, ш..л мелкий холодный дождь (М. Пришвин).



Предварительный просмотр:

Выпишите предложения в три: 1) О,Е после шипящих в корнях,2) в суффиксах, 3) в окончаниях. Вставьте пропущенные буквы, выделите морфемы, в которых находятся орфограммы.

 Сделайте синтаксический анализ выделенного предложения.

  1. В вещевом мешке был зубной порош..к, иголки. Нитки, сапожная щ..тка, вакса. 2. Узорная реш…тка была покрыта инеем. 3. Низкое солнце, лиш…нное лучей, плавало в морозном дыму, как яичный желток (В. Катаев).  4. Грачи давно расхаживали по двору и начали вить гнезда в грач…вой роще (С. Аксаков). 5. То солнцем дерево печ…т, то градом, то дождем сеч…т (И. Крылов). 6. Прохладный воздух едва качает языч…к свечи (К. Паустовский). 7. Берега стояли во мгле, неясные, таинственные, как будто прислушиваясь к немолчному ш…роху реки. 8. Дружеский ш…пот  реки оказал мне настоящую услугу ( В. Короленко). 9. Аисты часто прилетают сюда в погожую предвечернюю пору и кружатся, высматривая какое-нибудь болотце, камыш…вую заводь или луж…к, чтобы прокормиться, напиться (В. Быков). 10. Солнце в облачные щ..лки шлет раскосые лучи ( М. Исаковский). 11. Надела платье ж…лтое березка за окном, и клест на ветке щ…лкает : « Гулять, гулять пойдем!» (К. Ибраев). 12. Этаж…м ниже Логиновых живет девч…нка Майка (В. Панова). 13. Я люблю идти меж…й клеверного поля в ранний утренний час (В. Солоухин). 14. Я свернул за шалаш...м в солнечную аллею из акатника… (И. Бунин). 15. Бой был очень напряж...нным (Б. Полевой). 16. У кровати стояли деш…венькие ширмочки с китайским рисунком… (А. Куприн).


Предварительный просмотр:

  1. Перепишите слова, вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор, выделите морфемы, в которых находятся орфограммы.

   Птиц…, улиц…,  волчиц…,  гусениц…,  лестниц…, ровесниц…, сверсниц…,  молодц…,  пальц…, огурц…

   Нора волчиц…, пение сини ц…. след лисиц…, посев пшениц…, уезжать из станиц…, хвост ящериц…

   Ц…ркуль,  ц…трусовый,  мотоц…кл,  антрац…т,  ц…ник,  дефиц..т.

   Ц…клон, ц…тата, дисц…плина,  пац…ент, ц…ферблат,  ц…корий, панц…рь,  ц…рюльник,  ц…нга, ц…гарка, ц…гейка, ц…линдр, ц…стерна.

   Лекц…я, секц…я,рац…я, станц…я, акац…я, операц…я, демонстрац…я, конституц…я, эмоц…я, иллюстрац…я, цивилизац…я, авиац…я, агитац…я, делегац…я, иллюминац…я,  экспедиц…я.

   Ц…почка, ц…нтральный, ц…на, ц…ховой, ц…левой, ц…пляться, ц…леустремленный, ц…пенеть, ц…дить.

   Ц…мент, ц…лебный, ц…ловать, ц…ликом, ц…ремония, ц…ллофан, ц…ллюлоза, сердц…, зеркальц…, маслиц…, полотонц…., креслиц…



Предварительный просмотр:

Вместо точек вставьте пропущенные буквы, прописные или строчные.    ( Проверьте себя по справочнику « Прописная или строчная?»/Д.Э. Розенталь.)

  1. Данный законопроект в настоящем виде представлен на первое обсуждение в …осударственную  …уму быть не может.
  2. Русские летчики первыми совершили беспосадочный перелет через …еверный  …олюс.
  3. Муром – это самый древний город  …ладимирского края,  …одина былинного героя  …льи  …уромца.
  4. Г.К. Жуков был  …аршалом  и  четырежды  …ероем  …оветского  …оюза.
  5. Колокольные звоны  …пасо - …вфимиева монастыря, тайны  …окросвкого женского  ….онастыря привлекают ценителей  ….усской старины со всех уголков земли.
  6. Самым крупным аидимым на небе  …озвездием является  …озвездие  …ольшой  …едведицы.
  7. Музей Л.Н. …олстого находится в  …сной  …оляне.
  8. Жириновский В.В. – лидер  …иберально - …емократической  …артии  …оссии.
  9. Седьмого января православные люди празднуют  …ождество  …истово.
  10. Поскакал  …ван  …аревич  на поиски  …асилисы  …рекрасной.
  11. Центральным событием  …еверной  …ойны  явилась  …олтавская  ...итва.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мои методические разработки нетрадиционныхформ уроков (сюжетно-ролевая игра,КВН, урок- путешествие, ФГОС)

Обобщающий урок в 6 классе по теме "Взаимосвязь строения и функций побега и корня". Тип урока: Сюжетно-ролевая игра.Обобщающий урок в 7 классе по теме "Класс Насекомые" Тип урока: КВН.Урок -путешестви...

Методическая разработка открытого урока по географии для 8 класса. Тема "Путешествие по Русской равнине (обобщающий урок). Закрепление. Проверка знаний.

Урок на закрепление, обощение и повторение пройденного материала с использованием игровых моментов. Игра - презентация "Своя игра"....

Тема урока: Методическая разработка интегрированного урока( английский + ОБЖ) по теме "Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни." Здоровое питание) 6 класс

Интегрированный урок Английский+ОБЖ  в 6 классе по теме  Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни. Здоровое питание)...

Методическая разработка (сценарий) урока. Программа: Школа России Тема урока: Повторение. Главные и второстепенные члены предложения. Класс: 4Б* (по программе VII вида)

Второй городской фестиваль учителей общеобразовательных учрежденийСанкт – Петербурга «Петербургский урок» в 2012 году    Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока по дисциплине «ОБОРУДОВАНИЕ» «АВТОМАТИЗАЦИЯ» Тема урока: «Осахаривание крахмала».

ММеетодическая разработка предназначена для преподавателей общепрофессиональных дисциплин, работающих по интерактивным формам обучения.В методической разработке представлена методика проведения бинарн...

методическая разработка серии уроков: «Профессионально-направленный курс» английского языка для специальности: 21.02.01. «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений».

laquo;Профессионально-направленный курс» английского языка для специальности: 21.02.01.   «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений».  Дисципли...

Методическая разработка современного урока с использованием инновационных средств обучения на тему «Актуальные вопросы современной энергетики» Тип урока: урок-конференция.

Профессиональное видение современного учителя не должно ограничиваться рамками учебного курса. Физика обладает большими возможностями по воспитанию информационной культуры учащихся развитию их коммуни...