Открытая самоподготовка в старших классах.
план-конспект занятия (7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Проказова Елена Анатольевна

Открытая самоподготовка  в старших классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samopodgotovka.odt27.61 КБ

Предварительный просмотр:

      Министерство Образования Республики Мордовия Государственное бюджетное  общеобразовательное учреждение Республики Мордовия для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Ялгинский детский дом-школа»

Открытая самоподготовка 

в старшей группе семьи № 3

   Подготовила: Проказова Е.А.

г.о. Саранск

Подготовительная работа :

  • проверка санитарных условий учебной комнаты ( проветривание , освещенность , чистота и т. д. )
  • предварительная проверка дневников , просмотр оценок , уточнение домашнего задания .

Цель самоподготовки :

  • формирование навыков самостоятельного выполнения домашнего задания , положительного отношения к учебе ;
  • закрепление и систематизация знаний воспитанников , полученных на уроках .

                          Задачи самоподготовки :

Образовательные :

  • формировать положительное отношение к учебе , потребность и способность своевременно выполнять домашнее задание ;
  • учить детей работать в коллективе , в парах , выполнять взаимопроверку .

Развивающие :

  • развивать внимание , мышление , память , коммуникативные навыки детей ;
  • развивать познавательные и интеллектуальные способности детей ;
  • расширять кругозор детей .

Воспитательные :

  • воспитывать организованность , собранность , дисциплинированность , самостоятельность и прилежание ;
  • воспитывать трудолюбие , аккуратность ,добрые отношения между детьми .

                            Ход самоподготовки :

                Кто на занятиях собран , внимателен ,

                          Не считает ни мух , ни ворон -

                          Станет грамотен тот обязательно ,

                          И получит он знанья притом .

1. Организационный момент.

  • Давайте улыбнемся друг другу и настроимся на работу . Проверьте пожалуйста все ли вы приготовили ,уберите все лишнее , оставьте только необходимое для выполнения домашнего задания .
  • Какое сегодня число ?
  • День недели ?
  • Месяц ? Время года ?
  • Какая сегодня была погода ?

    ( Народный календарь на 8 декабря )

 Обычно в народе говорили, что наступил Клим Холодный, поскольку погода, действительно, портилась, выпадал снег, дул холодный ветер. Анализировали природные явления и приметы и пытались предсказать, какой будет погода в ближайшие дни и месяцы.

 В церкви 8 декабря почитается память папы римского Климента I, который принадлежал к числу 70-ти апостолов. Он очень почитаем в православии по той причине, что считается одним из первых проповедников на русских землях, куда он был сослан из Рима. Согласно историческим данным, Климент начал проповедовать в районе Севастополя. О жизни Климента известно не слишком много. Согласно существующим данным, этот человек родился в богатой семье римских жителей. Родители Климента вскоре после его рождения отправились в Афины морским путем. Однако корабль потерпел кораблекрушение, в результате чего Климент, его родители и еще трое братьев выжили, но потеряли друг друга. Климент же подумал, что его близкие умерли и стал долго думать над тем, что происходит после смерти. Именно таким образом он приходит к Богу. Интересно, что только после крещения Климент все-таки смог отыскать своих родителей. В целом, Климент был известен своим благочестием и добротой.

 В народе говорили, что Климент приводит с собой суровую зиму. Существовало множество интересных примет для этого дня. Например, считалось, что нельзя начинать работу после завтрака – трудиться 8 декабря требовалось именно натощак. Связано это было с тем, что, например, той же молотьбой заниматься сложно, если желудок полный – будет трудно наклониться, снизиться подвижность.

 Обязательно 8 декабря ходили в церковь для того чтобы помолиться святому Клименту. Так, матери часто просили у святого защиты для своих детей. По вечерам собирались вместе всей семьей, говорили, пели песни. К слову, в это время в ригах продолжали молотьбу.

 Было распространено верование в злых духов, которых называли трескунами. Говорили, что в зимний период, втом числе, 8 декабря, такие духи гоняются по полям и дуют в кулаки. Именно поэтому, холодный северный ветер как раз и является их дыханием – вот такие приметы! Трескуны стучат по веткам и стволам деревьев, по промерзшей земле. Летом они обычно дремлют, но зимой просыпаются и с первым снегом попадают на землю. Говорили, что очень не любил суровый дух тех, кто на стужу жалуется, и может наказать их болезнями. Поэтому, важно было всегда быть бодрым и веселым – именно тогда мороз наградит крепким здоровьем и красивым румянцем.

Народные приметы на 8 декабря

  1. Если снег идет, то лето дождливым будет
  2. Если человек родился 8 декабря, то в качестве талисмана ему необходимо носить горный хрусталь или корунд
  3. В мороз на речном льду 8 декабря видна сверху вода – жди потепления и дождь
  4. Большие снежные бугры с сильным инеем при промерзшей земле – приметы к тому, что будет хороший урожай
  5. Ранние петухи слышны 8 декабря – будет потепление

Упражнения для улучшения мозговой деятельности:

1. Глубокий вдох, задержали воздух, выдох. (3 раза)

2. Одна рука на области живота. Вторая на груди, надавливаем слегка на грудь( эффект массажа). А теперь наоборот, меняем руки.

3. Соединяем большой палец правой руки с указательным пальцем левой руки и наоборот, меняем руки.

Эти упражнения помогут нашим полушариям мозга лучше работать.

Гимнастика для ума :

  • Чтобы настроиться на дальнейшую работу , мы как обычно проведем шуточную разминку .
  • Сколько в русском языке гласных букв ? ( 10 )
  • Сколько месяцев в году ?
  • Учитель - это ...( человек , который учит детей )
  • Назовите семь цветов радуги ( красный , оранжевый , желтый ,зеленый , голубой , синий , фиолетовый )
  • Сколько хвостов у семи котов ?
  • Сколько носов у двух псов ?
  • Сколько пальцев  у четырех мальчиков ?
  • Сколько ушей у пяти малышей ?
  • А сколько ушек , у трех старушек ?
  • У человека руки , а у птиц …?
  • Царь зверей ?
  • Из чего был сделан Буратино ?
  • Какая рыба в праздничные дни надевает шубу ?
  • Булочка с творогом ?
  • Внучка Деда Мороза ?
  • Говорят сорока приносит ее на хвосте ?
  • Копейка рубль …?
  • Президент России ?
  • Что можно увидеть с закрытыми глазами ?
  • Глава семьи № 3 ?
  • Численность животных на территории Мордовии по последним данным составляет : лосей — 653 , косуль — на 446 меньше , чем лосей , а лисиц — в 7 раз больше , чем косуль , Сколько лисиц водится в лесах Мордовии ?  
  • В Саранске три городских района — Ленинский , Пролетарский и Октябрьский , а улиц - в 90 раз больше . Сколько улиц в столице Мордовии?
  • В 1860 году в Больших Березниках было открыто мужское двухклассное училище , через 15 лет - больница .а еще через 20 лет — первая библиотека . Когда в Больших Березниках отрыли больницу и библиотеку ?
  • Курочка Ряба снесла яичко , а мышка взяла его , да разбила . Тогда Ряба снесла еще три яичка . Мышка эти тоже разбила . Ряба поднатужилась , и снесла еще пять , но бессовестная мышь расколотила и эти . Из скольких яиц могли бы приготовить себе яичницу дед и баба , если бы не разбаловали свою мышку ?

  • Младенец Кузя орет , как резанный 5 часов в сутки и спит , как убитый 16 часов в сутки . Остальное время младенец Кузя радуется жизни всеми доступными ему способами . Сколько часов в сутки младенец Кузя радуется жизни ?

               

                 Упражнения для развития логического мышления .

1. Обдумай перечисленные определения и угадай предмет или явление, которое они характеризуют. (Этот вариант сложнее, при выполнении тренируются навыки синтеза: необходимо объединить все признаки и определить, к какому предмету они относятся. Подсказкой является род прилагательных и причастий.)

Порывистый, ураганный, теплый, пронизывающий — ветер.

Темная, тихая, лунная, черная — ... (ночь).

Длинная, асфальтовая, лесная, разбитая — ... (дорога).

Добрая, заботливая, любимая, красивая — ... (мама).

Короткие, длинные, стриженые, блестящие — ... (волосы).

Волшебная, интересная, народная, добрая — ... (сказка).

Крепкий, душистый, сладкий, горячий — ... (чай).

Жаркое, веселое, долгожданное, солнечное — ... (лето).

Преданная, лохматая, шумная, любимая — ... (собака).

Круглое, яркое, желтое, горячее — ... (солнце).

2. А в этих предложениях слова поменялись местами, и стало очень трудно понять, о чем идет речь. Восстановите правильный порядок слов в предложениях.

Мои площадке детской друзья на играли.

Пятерку на языка я русского получила уроке.

Рыбок за аквариумных интересно жизнью наблюдать.

Всех для подарки я родственников сделал.

Тихо на было после свежо и грозы улице.

Можно августовском в падающие небе звезды ночном увидеть.

2. Выполнение домашнего задания  по предметам

  •  Ребята откройте дневники и посмотрите , что задано . Предлагаю сначала выполнить задания по письменным предметам . Приступайте к выполнению . Внимательно читайте  задание . Перед выполнением вспомните необходимые правила . Работу выполняем самостоятельно э. При затруднении в выполнении заданий , обращайтесь к воспитателю . Не забывайте про основные правила самоподготовки :

  • Соблюдай тишину !
  • Не мешай товарищу !
  • Не теряй времени даром !

                                                       Физминутка .

                       Упражнение для снятия усталости глаз

                                 Чтобы глазки зорче были

                                  Чтоб в очках нам не ходить ,

                                  Эти легкие движенья

                                  Предлагаю повторить !

                                  Вдаль посмотрим и под ноги ,

                                  Вправо , влево побыстрей .

                                  А теперь по кругу вместе ,

                                  Словно стрелочки часов,

                                  Покружим глазами дружно .

                                  Ну а там уж будь здоров !

                                  Глазки дружненько откроем

                                  И восьмерку побыстрей ,

                                  Нарисуем веселей !

                               Пальчиковая гимнастика .

                                          Зайчики и волк .  

  • В лесу  в домике жила зайчиха с двумя зайчатами.

( Указательный и средний пальцы обеих рук подняты вверх — это ушки , оставшиеся пальцы собраны в кулак — туловище )

  • Как-то утром зайчата взяли свои любимые барабаны и побежали в лес . Они громко , на весь лес , стали барабанить .

( Согнутые мизинец и безымянный — палочки барабана — ударяют в подушечку большого пальца — барабана .Прямые ушки вверху прижаты друг к другу )

  • И надобно же беде случиться , что около тех мест голодный волк рыскал .

(Сложить вместе ладони обеих рук , большие пальцы развести в стороны — это уши волка , у указательных пальцев согнуть верхние фаланги ,чтобы ногти соприкасались — это лоб волка )

  • Услышал он шум и выскочил на полянку . 

(Плотно сгруппированные прямые средний и безымянный пальцы — это нос волка ; два прижатых друг к другу мизинца отходят вниз — это пасть волка )

  • Волк водит ушами , принюхивается ,открывает и закрывает пасть . ( Все пальцы шевелятся )
  • Бедные зайчики побросали барабаны и прижались к березе , их и не видно , только ушки мелко — мелко трепещут от страха . 

( Дети прижимают кулачки ( зайчиков ) к себе , их « ушки » выполняют мелкие колебательные движения , трепет )

 Растерялся волк : « Где же зайцы ? Они только что были здесь , и вдруг исчезли . Ох и хитрые , опять провели старого волка ! Ну зайцы , погодите ! Найду на вас управу ! » - прорычал волк свои угрозы и побрел в лес . Только волк исчез , зайчата выскочили и забыли свои страхи , и стали смеяться друг над другом . Один говорит : « Ты так испугался , что у тебя ушки кланялись до земли !-  Нет ! - говорит другой , - Мои ушки не кланялись , а вот твои приседали от страха .» 

( Эти и другие движения один из « зайцев » показывает , а второй как бы машинально начинает повторять но , спохватившись , тут же опровергает наветы и приводит доказательство для изобличения товарища . )

  •  Нет , мои  ушки не приседали от страха , а вот твои ушки прятались друг за дружкой , сверху вниз , сверху вниз .
  •  Нет , мои ушки так не бегали , а вот твои ушки от страха стучали друг об дружку !

 И вот так зайцы расшалились  , раскричались , что встали на уши , и пошли домой на ушках . Вышла мама и говорит : « Что это такое ? Опять ушки грязные , опять на ушках ходили ? Ну-ка , быстро чистите лапками свои ушки .Ну-ка , я вам склею ушки вместе , чтоб вы ими не шалили . Возьмите свои барабаны и учитесь хорошо барабанить , чтобы медведь — директор цирка пригласил вас барабанщиками .»

                        

                        Быстро встали, потянулись,

                        Поклонились. Улыбнулись,

                        И налево повернулись,

                        И соседям улыбнулись,

                        И направо повернулись,

                        И друг другу улыбнулись.

                        Кисти разом все встряхнули,

                        Руки выше потянули.

                        Полетели высоко,

                        И вздохнули глубоко.

                        Опустили руки, выдох...

                        Повторить вы всё смогли бы?

 

  1. Выполнение домашнего задания по устным предметам.

                                Дыхательная гимнастика.

  • вытянуть губы трубочкой, растянуть в улыбке.
  • глубоко вдохнуть, задержать дыхание, выдохнуть, произнося звук «ф»

-Перед тем как завершить самоподготовку, я хочу задать вам ещё один, но очень важный для каждого вопрос.

Был, говорят, где- то случай такой.

                Ехали люди с работы домой.

                Только доехали, вдруг чудеса:

                Все позабыли свои адреса.

                Ищут, волнуются, смотрят кругом,

                Где эта улица? где этот дом?

                Ищут водители6 «Где наш гараж?»

                Мечутся жители: «Где наш этаж?»

                Всё перепуталось, всё заблудилось!

                К счастью такое лишь в сказке случилось.

                Я рассказала про это нарочно,

                Чтобы проверить, знаешь ли точно,

                Где ты живёшь?

                Где построен твой дом?

                И хорошо ли ты с домом знаком?

(назовите пожалуйста полный точный адрес, где наш общий дом)

4. Итог самоподготовки.

        - Поднимите руки , кто справился с домашним заданием?

        - Что нового узнали?

        - Благодарю вас всех за работу. Надеюсь, что завтра вы получите хорошие оценки на уроках. Вы славно потрудились и у нас есть возможность немного отдохнуть.

                                Физическая пауза. Аутотренинг.

Снятие психо-физического и статического напряжения, снятие общей утомляемости, раздражимости, нервозности.

А теперь ребята сядьте поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте себе, что вы находитесь в зимнем лесу.

(звучит запись звуков зимнего леса)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности самоподготовки старших школьников

материал для подготовки доклада по данной теме...

Конспект открытой самоподготовки в 4 классе по русскому языку и чтению.

В конспекте показана работа по выполнению задания на самоподготовке, индивидуальная работа, коррекционные упражнения....

Открытая самоподготовка в 9 классе

Правильная организация подготовки домашних заданий,  эффективное закреп­ление и совершенствование знаний, полученных учениками на уроках – вот ключевые моменты реализации и достижения этих целей....

Открытая самоподготовка в 6 классе

Открытая самоподготовка в 6 классе...

«Организация взаимопомощи и взаимоконтроля на самоподготовке при выполнении домашнего задания для активизации умственной активности воспитанников старших классов»

Приоритетным направлением в организации самоподготовки в старших классах является подготовка будущих выпускников. В процессе выполнения домашнего задания на первый план выдвигается задача закрепления ...

открытая самоподготовка 8 класс

Цель: формирование навыков самостоятельного выполнения домашнего задания.Задачи: Развивать у воспитанников активности и интереса к выполненной работе.Расширение кругозора детей.Воспитывать самостоятел...