«Искусство оригами как средство развития детей».
статья

Астраханцева Марина Константиновна

Деятельность оригами – клад для развития ребенка. Создание фигурок животных, растений и предметов из простого листа бумаги – для ребенка настоящее волшебство. Занимаясь оригами из бумаги, дети не только успокаиваются и прекращают беспорядочную беготню, но и погружаются в магический мир бумаги. Оригами приносит огромную пользу для развития ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iskusstvo_origami_kak_sredstvo_vospitaniya_detey.docx22.09 КБ

Предварительный просмотр:

ГКУ РХ «Центр для несовершеннолетних»

Мастер – класс

 «Искусство оригами как средство развития детей».

Воспитатель: Астраханцева  Марина Константиновна                                                                                                                                              

г.Черногорск

18.03.2019г

Искусство оригами – древнее искусство, зародившееся в Китае, со временем перешедшее в Японию. В переводе это красивое слово обозначает «складывать бумагу». В прошлом оригами могли заниматься лишь состоятельные японцы, сегодня – это увлекательное и полезное занятие доступно всем.

Несколько факторов про оригами

  • Название этого искусства переводится как «ори» — сложенный и «гами» — это слово имеет два значения: бумага и божество. С тех пор, как странствующий монах привез в Японию из Китая секрет изготовления бумаги, она стала восприниматься как чудесное явление, и умение складывать из нее фигурки стало признаком образованности и хорошего тона.
  • Долгое время оригами было связано с культом: считалось, что посредством бумажных фигурок можно донести желания людей до богов. Искусством оригами стало позже.
  • В Европе польза оригами для детей была открыта педагогом и создателем первых детсадов Ф. Фребелем. Он заметил, что складывая поделки из бумаги, дети лучше различают геометрические фигуры. Поэтому Фребель ввел оригами в обязательную программу развития дошкольников.
  • Современную систему обозначения сложений оригами придумал в середине прошлого века японец А. Есидзава. Благодаря ему теперь весь мир может читать схемы и создавать собственные композиции.

Деятельность оригами – клад для развития ребенка. Создание фигурок животных, растений и предметов из простого листа бумаги – для ребенка настоящее волшебство. Занимаясь оригами из бумаги, дети не только успокаиваются и прекращают беспорядочную беготню, но и погружаются в магический мир бумаги. Оригами приносит огромную пользу для развития ребенка. Во время занятий с бумагой тренируется терпение, усидчивость, сообразительность, воображение. Ребенок складывает бумагу по схеме и одновременно тренирует координацию пальчиков, мелкая моторика рук развивается, а вместе с ней идет и развитие речи. Хорошая координация рук поможет ребенку в школе: вырабатываются навыки письма, формируется красивый почерк. Запоминая как именно нужно сложить лист бумаги, ребенок тренирует память.

Специалисты отмечают, что знакомство с геометрическими фигурами в детстве помогает лучше освоить математические науки и черчение в школе. Оригами познакомит ребенка с основными фигурами – кругом, треугольником, квадратом, даст понятия о таких терминах как угол, сторона и вершина. Во время занятий оригами из бумаги ребенок развивает глазомер, появляются способности заканчивать начатое дело и содержать свое рабочее место в порядке. Развивается также и художественно-эстетический вкус, логическое мышление, и трудолюбие. Ребенок учиться работать под контролем, выполнять поручения, что пригодится ему в школе.

Занятия оригами являются своеобразным психологическим отдыхом, ребенок погружается в интересный мир поделок, отвлекаясь от забот и других дел.

Большое достоинство искусств оригами – его доступность. В каждом доме найдется бумага, недорогой и самый обычный материал. Этот материал безопасен, его не страшно испортить.

Что нужно для занятий по оригами?

Если вы задумали приобщить ребенка к искусству оригами, приготовьте бумагу. Она не должна быть очень тонкой, чтобы поделки сохраняли форму долгое время. Хорошо, если она будет разных цветов.

Профессионалы и любители применяют для оригами специальные сорта бумаги «ками» и «уоши». Хороша и офисная бумага для принтеров. Могут пригодиться стикеры и глянцевые журналы.

Кроме бумаги, потребуются ножницы, клей, линейка, карандаш, а также ленточки, бусины и другие элементы для декорирования.

Приготовив все необходимое, вы можете вместе с детьми начать знакомиться со схемами оригами, базовыми формами и создания первых образцов этого искусства.

Какие навыки и способности развивает оригами у детей?

  • Развивает способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера;
  • Стимулирует развитие памяти, так как ребёнок, чтобы изготовить поделку, должен запомнить последовательность её изготовления, приёмы и способы складывания бумаги;
  • Активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребёнка возникает необходимость соотнесения наглядных символов со словом (объяснение приёмов складывания) и перевод значения слов в действие (самостоятельное выполнение работы);
  • Совершенствует трудовые умения, формирует культуру труда;
  • Развивает конструкторское мышление, творческое воображение, художественный вкус;
  • Составление тематических композиций способствует развитию композиционных навыков;
  • Использование такого приёма как предварительное устное планирование, работа по технологической, пооперационной карте и по схеме способствуют развитию речи, становлению навыков планирования своей работы, умение последовательно её выполнять.

Какие воспитательные задачи можно решить с помощью оригами?

Польза оригами для детей очевидна, потому что это хобби помогает педагогам решать достаточно сложные задачи:

• Оригами требует большой степени концентрации, успокаивает и тем самым дисциплинирует детей.

• Складывание фигурок из бумаги – это прекрасная тренировка мелкой моторики рук. В итоге оказывается положительное воздействие на мышление, логику, память, речь.

• Одно из самых востребованных качеств человека сегодня – креативность, возможность мыслить нестандартно. Кроме этого прекрасного качества, ребенок приобретает и способность выполнять указания, следуя инструкциям. Это в последствии поможет ему слышать и понимать других.

• Оригами способствует развитию математических способностей: пространственного мышления, логики, умения искать новые стратегии решения задач, рассуждать.

• Изделия оригами – замечательный подарок. Если ребёнок увидит, что сувениры, сделанные его руками, восхищают других людей, это будет способствовать повышению его самооценки и желанию удивить их более сложными и красивыми поделками, а это уже радость творчества, которая возвышает душу человека.

Уникальность оригами заключается в том, что при своей доступности и простоте начального уровня это занятие воспитывает нужные человеку качества и навыки. Если развивать их с детства, то следующее поколение будет гораздо уравновешеннее, рассудительнее, талантливее, мудрее, чем предыдущее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Занятия модульным оригами как средство развития творческих способностей младших школьников»

Пояснительная запискаТворческая деятельность человека характеризуется созданием качественно нового, ранее не существующего продукта. Предпосылками творческой деятельности являются: потребность в...

Оригами как средство развития ребенка

Здесь представлены рекомендации для родителей по занятиям оригами с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Систематические занятия этим древним искусством - гарантия всестороннего развития ...

Техника оригами как средство интеграции детей с ДЦП в коллектив здоровых сверстников.

Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что занятия оригами способствуют  социализации  детей с ДЦП: уменьшают уровень тревожности,  повышают самооценку, способствуют  н...

Предлагаю Вашему вниманию конспекты НОД в области "Художественно-эстетическое развитие" (музыка), которые апробированы в ходе творческого проекта "Синтез искусств в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста 6-7 лет"

Данные конспекты были проведены мною  в ходе творческого проекта "Синтез искусств в вхудожественно- эстетическом развитии детей дошкольного возраста 6-7 лет" . Очень интересные занятия,...

Технология «Оригами» как средство развития творческих способностей обучающихся начального уровня образования в условиях реализации ФГОС

Творческая активность ребенка –  это проявление готовности изменять себя и окружающую действительность в соответствии с собственными  потребностями, взглядами, целями. Творческая а...

Статья ": «Искусство бумагопластики как средство развития творческих способностей обучающихся на занятиях дополнительного образования».

Статья посвещена искусству бумажной пластики как средство развития творческих способностей обучающихся.  Работа с различными материалами в различных художественных техниках расширяет возможности ...

«Искусство оригами, как средство создания ситуации успеха в процессе обучения детей с ОВЗ с ментальными нарушениями»

   Создание ситуации успеха в образовании  предполагает:- добровольность включения ребен­ка в социально значимую деятельность:- доверие ребенку в выборе средств достижен...