Эссе на "Учитель года-2020". Тема: "Учиться, чтобы учить"
статья

Захарова Татьяна Ивановна

"Уча других, также учишься" Н.В.Гоголь

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_na_uchitelgoda_.docx9.97 КБ

Предварительный просмотр:

“Учиться чтобы учить”

“ Чем легче учителю учить, тем труднее

ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику.

Чем больше будет учитель сам учиться,

обдумывать каждый урок и соразмерять с силами

 ученика, чем больше будет следить за ходом

 мысли ученика, чем больше вызывать на ответы

и вопросы, тем легче будет учиться ученик.”

Лев Толстой

“Добрый день, ребята! Садитесь. Сегодня на уроке мы с вами начнем изучать алфавит. Скажите, что нарисовано на картине? - маленькая детская ручонка показывает карточку с изображением арбуза. - Правильно. Арбуз. Значит, первая буква в русском алфавите какая?” - девочка с выразительными глазами и туго заплетенными в огромные банты косичками усердно объясняет сидящим напротив игрушкам всё, что услышала на своем первом уроке в школе...

Заливистый звонок прервал мои воспоминания. Много лет прошло с того времени. Девочка та давно выросла, и банты нынче стали не в моде. Одно осталось неизменным - она до сих пор стоит перед теперь уже не игрушками, а детьми и усердно объясняет новую тему урока.

Перемена заканчивается. Пора. Меня ждут мои пятиклассники. Я с радостным ожиданием встречи вхожу в класс и с улыбкой говорю: “Здравствуйте, ребята!” Я вижу милые, красивые, озорные лица моих учеников. Они ждут: каким будет новый урок, целых 45 минут нашей сегодняшней жизни?

Ученики - мои соратники. Только благодаря этой позиции я чувствую себя на уроке спокойно и уверенно. Однако многие  с этим не соглашаются. Более того, иной скажет: “Помилуйте! Какие там соратники! Несмышленыши не могут быть соратниками! Во мне, и только во мне, человеке с вышим педагогическим образованием сосредоточены знания, понимание и мудрость!” Но позвольте, учителем делает не педагогический институт, а многолетнее общение с детьми, для которых мы обязаны быть лучшим человеком на земле.

Скажу сразу: для меня ученик всегда Человек с большой буквы. Потенциально он неисчерпаемо богат. Ему нужно лишь внушить это и создать условия для проявления высоких человеческих качеств.

Современная жизнь рождает множество сложнейших вопросов как у взрослых, так и у детей. Обычно считается: учитель знает всё, а ученики ничего. Но ведь это не так! Если ребёнок не является соратником учителя (то есть не учит сам себя, своих сверстников и самого педагога), усилия воспитателя обречены на провал. Вот почему обучение разумно строить так, чтобы ученики постепенно учились конструировать вопрос, четко формулировать и ставить их на такой интеллектуальной высоте, когда они сами и учитель находятся в одинаковом положении: чего-то не знают. Отсюда - неизбежность совместного поиска. Обычно это вопросы, которых нет в учебнике. Это хорошо! Ввысь чаще всего поднимают именно собственные наблюдения и мысли. Надо давать детям возможность оригинально решить задачу, творчески прочитать художественную литературу. Идти непроторенными путями - нелегкая, но счастливая доля.

Учитель может постепенно развязать себе руки и глаза и вводить уже в школьную программу то, что у него пойдет удачно. При этих условиях можно было работать в рамках существующей школы. Но надо головой проникнуть в новые идеи. Я не предполагаю единого метода, программы и расписания. Мне больше нравится постепенное, но неуклонное завоевание мною и детьми права на свою жизнь, полную интереса и труда, чем мгновенно составленная программа, сухой скелет мечтаний и строгое предписание во что бы то ни стало их осуществить. Выбор методов обучения есть конкретная задача, которая решается каждый раз мной в соответствии с данными условиями.

Я считаю, настоящий учитель - это тот, кто обладает силой воздействия на своих учеников, умением внушить им не только интерес, но и любовь к своему предмету. Когда сам педагог горит, только тогда он сможет зажечь своих учеников. Одних абсолютных знаний, на мой взгляд, для этого мало. Нужно именно гореть!

Но стоит отметить, что литература не перестанет существовать от скучного урока, и алгебра не погибнет от неточного объяснения. Однако ученик, который сидит на этом скучном уроке или слышит сбивчивое, путаное объяснение, может потерять для себя и литературу, и алгебру: не заинтересоваться ими, не получить к ним вкуса. А кто знает, может быть, именно он и способен был внести вклад в науку, охоту к которой мы у него отбили?

Положа руку на сердце, я могу сказать: работать в школе трудно, но интересно. Чтобы учить других, надо постоянно учиться самому. Профессия учителя не дает стоять на месте, она требует постоянного совершенствования себя. Ведь в процессе создания Человека не должно быть не будней, не однообразия.

У сегодняшнего учителя есть всё, что нужно для того, чтобы стать педагогом - мыслителем, исследователем, творцом: активное стремление знать сегодня больше, чем вчера, энтузиазм и энергичность, чувство нового, непримиримость ко всему костному. Единственное, чего у нас нет,- это права остановиться в своем росте, превратиться в столб с указателем, который указывает дорогу другим, а сам стоит на месте. Никогда не следует забывать старую, но вечно новую истину: учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе Чтобы учить, нужно учиться!

Сегодня как никогда легко набраться  различной информации из интернета. Стоит лишь нажать клавишу в поисковике, и ты, кажется, становишься обладателем огромнейших сокровищ. Через два часа  у...

Эссе "Чтобы учить, нужно учиться!"

laquo;Настоящий учитель учит только тому, чему не перестает учиться сам»,- утверждает Владимир Котиков. С этим трудно не согласиться. Действительно, если хочешь быть настоящим   учите...

Эссе - учитель года 2020

Моё педагогическое кредо...

Эссе "Учить учиться!" на конкурс "Учитель года 2020".

Конкурсное задание - эссе учителя английского языка на "Учитель года 2020"....

Эссе "Учить учиться!" на конкурс "Учитель года 2020"

Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он — олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания....

Эссе на тему "Учить и учиться"

Смысл педагогической деятельности...

Эссе на тему: "Учиться учить".

Размышление молодого специалиста....