ВЫСТУПЛЕНИЕ Реализация принципов воспитания изложенных в ФГОСС
учебно-методический материал

Кожевникова Гольфия Мустафаевна

Реализация принципов воспитания изложенных в ФГОСС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл realizatsiya_printsipov_vospitaniya_izlozhennyh_v_fgoss.docx31.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1

с. Средняя Елюзань

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Реализация принципов воспитания изложенных в ФГОС

Подготовила:

Классный руководитель

Кожевникова

Гольфия Мустафаевна

С. Средняя Елюзань 2019

- Здравствуйте, уважаемые коллеги и гости!

Тема моего выступления «Реализация принципов воспитания изложенных в ФГОС».

Свое выступление я начну с древней восточной мудрости притчи.

 «Для того чтобы воспитать хорошего человека, надо каждый день в течение 10 лет давать ему 4 урока - урок здоровья, урок любви, урок мудрости, урок труда» А когда спросили, какой урок самый важный и самый трудный, мудрец, не задумываясь, ответил: «Урок любви! Потому, что без любви никому не нужны ни здоровье, ни мудрость, ни труд! Зачем всё это человеку, если нет в его душе любви: к своему ближнему, к работе, к своему телу».

Работая, классным руководителем я не изменяю своему принципу: «Сначала любовь, понимание и приятие человека, затем сотрудничество и сотворчество, взаимодействие, направленное на развитие, коррекцию проблем и недостатков»

Ключевой идеей воспитательной системы стали:

Мир – это вселенная. Мир – это наша земля. Это наша страна. Наше село. Наша школа. Мир – это я. Все мы разные, но все мы - равные!

Я:

  • принимаю ребенка таким, каков он есть, с его слабостями и недостатками, стремлениями и темпераментом;
  • понимаю, что современный человек будет тогда успешен, когда он интеллектуально развит и умеет адекватно адаптироваться в быстро меняющемся мире;
  • но в тоже время принимаю, что для воспитания детей нужен не великий ум, а большое сердце, способность к общению, к признанию равенства души;
  • потихоньку, не ожидая быстрых результатов, учу понимать и чувствовать другого человека;
  • иду вместе с детьми по пути их взросления, именно вместе, а не рядом, именно участвуя, а не наблюдая.

Главной задачей своей считаю создание в классе единого коллектива детей и родителей. На мой взгляд, именно классный руководитель может стать тем связующим звеном, своеобразным координатором, который способен сплотить этот коллектив.

Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе. Все мы родом из детства. А детство и школа – во многом тождественные понятия. И счастливы те люди, в чьей памяти неизгладимый след оставили мудрые слова учителя, те, чья память хранит самые добрые и тёплые воспоминания о любимом классе, родной школе. Школа – это место, где дети получают не только образование, но и где происходит духовно-нравственное формирование ребёнка.

Воспитывать нравственные качества не просто. На этом пути могут случаться неудачи и ошибки, но самое главное состоит в том, чтобы работа по формированию нравственной культуры школьника была правдивой и искренней, в ней не может быть фальшивых слов и действий. Только построив отношения с учащимися на основе искренности и доверия, уважения их достоинства, можно добиться таких результатов, которые позволят молодому поколению уверенно войти в мир взрослых, состояться в нём, стать гражданином своей страны не на словах, а на деле. И в этом большую роль играет человек, который находится рядом. Этим человеком являются родители и педагог: учитель, классный руководитель.

В своей педагогической деятельности я исхожу из такого определения воспитания: «Воспитание – целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно-ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказания им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении».

Чтобы процесс воспитания проходил успешно, безболезненно для ребенка, вокруг него должна быть создана такая атмосфера, где ему будет так же хорошо и уютно, как в семье, где его любят, ценят, где о нем будут заботиться настолько, что он станет интересен себе и другим. Стараюсь приложить все усилия, чтобы ребенок, перешагивая порог школы, почувствовал, что там его ждут. Воспитанника должна окружать красота, игра, фантазия, творчество. Самое высокое творчество – это раскрытие и реализация каждым своих потенциальных возможностей. Поэтому моя педагогическая позиция заключается в принятии ребенка как личности, признании его индивидуального своеобразия, его права проявлять свое «Я». Используя слово, дело и наблюдение, я, как классный руководитель, создаю условия, чтобы ребенок в той или иной мере проявил себя.

Педагогической наукой, практикой школы накоплен значительный опыт нравственного воспитания.

В наше время актуальными вопросами являются сохранение нравственности в обществе, восстановление и развитие исторического и культурного наследия. Поэтому, организуя воспитательную работу в своём классе, я выработала систему определённых правил:

  • Нравственное воспитание должно быть ориентировано на духовное развитие ребёнка
  • В воспитании нравственности ребёнка не должно быть мелочей
  • Нравственное воспитание должно строиться не на порицании качеств личности ученика, а на поддержке тех положительных черт и качеств характера, которые ему присущи

В своей работе использую проектные, исследовательские технологии; технологии развития креативного мышления, дидактические игры; технологии сотрудничества и успешности, коллективных творческих дел, а так же здоровьесберегающие.

Образ выпускника складывается из потенциалов личности:

нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного, физического.

Исходя из этого, целью моей работы является формирование нравственных ценностей и качеств у школьников через систему воспитательных мероприятий.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

- формирование потребности и мотивации нравственного поведения;

- формирование представления о здоровом образе жизни;

- формирование патриотических чувств: любви к Родине, гордости за свою малую родину и свой край;

 - создание условий для обогащения эмоционального мира детей.

Функции и содержание моей работы как классного руководителя:

Организационно-координирующие (разработка плана деятельности, ведение документации, взаимодействие с учащимися и организация разнообразной деятельности детей, установление контактов с родителями, связи школы и семьи);

Коммуникативные (регулирование межличностных отношений между обучающимися, содействие общему благоприятному психологическому климату в классе, установление оптимальных взаимоотношений учитель – ученик, помощь в решении проблем);

Аналитико-прогностические (изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития, направление самовоспитания и саморазвития личностей обучающихся, определение состояния и перспектив развития классного коллектива);

Контрольные (контроль за успеваемостью, воспитанием и посещаемостью учебного учреждения).

Уровни воспитательных результатов

Первый уровень – приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. д.)

Достигается во взаимодействии с педагогом.

Второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.

Достигается в дружественной детской среде (коллективе).

Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Достигается во взаимодействии с социальными субъектами

Изучив психологические и физиологические особенности каждого ребенка, особенности характера, интересов и склонностей, шаг за шагом, изо дня в день я открываю для себя каждого ребенка. В моем классе 21 обучающихся, но все они очень разные, каждый со своим характером, каждый со своим «я», все они такие замечательные! В работе с детьми использую разные формы (индивидуальные, групповые и коллективные) и методы работы.

Необходимо, чтобы растущая личность была включена в «орбиту» ценностных отношений коллектива, так как нравственная личность формируется в деятельности. В классе, где я являюсь классным руководителем, все учащиеся имеют определенные обязанности, каждый наделен определенными полномочиями. В классе хорошо развита система самоуправления.

Воспитательная работа в классе – многоплановая и разносторонняя, направленная на раскрытие возможностей каждого ребенка, на развитие их индивидуальных способностей, талантов, познавательных интересов, инициативы. По всем направлениям деятельности проводятся разнообразные мероприятия: классные часы, поездки, экскурсии, прогулки, соревнования, праздники, встречи, конкурсы.

Реализация воспитательной деятельности

Воспитательная работа в классе строится по следующим направлениям:

- духовно-нравственное;

- гражданско-патриотическое;

- научно-познавательное;

- общественно-полезное;

- художественно-эстетическое;

- спортивно-оздоровительное;

проектная деятельность.

Все эти направления реализую через такие формы воспитательной работы как:….

Духовно-нравственное направление

Формы работы: экскурсии, поездки, беседы, классные часы, встречи с интересными людьми, конкурсы, концерты, работа кружка, проектная деятельность.

Большую работу веду по приобщению детей к духовно-нравственным истокам, традициям, ценностям. Ежегодно класс участвует в конкурсах поэтического мастерства, конкурсах фотографий, рисунков и поделок.

Классные часы по духовно-нравственному воспитанию («Моя малая Родина» (к 80-летию Пензенской области), «Моё родное село» и т. д.) во многом способствуют развитию у учащихся интереса к истории своей страны, своей малой родины.

Мои воспитанники являются самыми активными участниками таких мероприятий, проводимых в нашей школе ежегодно: «Осенняя Ярмарка». Учащиеся очень любят мастерить, фантазировать, а главное – дарить произведения своего творчества родным и близким!

Гражданско-патриотическое направление

Формы работы: экскурсии, поездки, беседы, тематические классные часы, просмотр фильмов, встречи с интересными людьми, конференции, конкурсы, кружковая работа, поисковая работа.

Работая в этом направлении, стараюсь воспитывать в детях любовь к своему Отечеству, к традициям и истории своей страны. Уроки России, Уроки Мужества («Дети и война», «Вспомнить всех поименно…») стали неотъемлемой частью воспитательной работы в классе, воспитывают в них дух патриотизма, помогают выработать твердый характер и силу воли. Участие в конкурсах («А ну-ка, мальчики») – все это формирует у учащихся устойчивые жизненные позиции, сознательное отношение к своему долгу перед защитниками Отечества, перед своей страной.

Спортивно-оздоровительное направление

Формы работы: походы, спортивные мероприятия, уроки здоровья, соревнования, утренняя гимнастика, физкультминутки на уроках, работа спортивных кружков и секций.

Очень важная роль в нашем классе отводится укреплению здоровья учащихся и развитию физической силы и ловкости. Участие в спортивных мероприятиях и соревнованиях, проведение Дня здоровья, посещение спортивных кружков и секций, вот те основные мероприятия, которые так полюбились моим ученикам. Большую помощь в воспитательной работе по данному направлению оказывает школьные кружки: мини-футбол, хоккей и катание на коньках, который с удовольствием посещают мои ученики. В классе есть свои спортсмены.

Участие в спортивных мероприятиях помогает сплочению коллектива, осознанию своих возможностей, выработке терпения, настойчивости, достижения цели. Увлекают ребят общешкольные мероприятия: «Весёлые старты», состязание «Папа, мама, я спортивная семья», конкурс рисунков по пожарной безопасности, акция «Чистый двор», участие в концертах.

Привлечение учащихся к здоровому образу жизни сказывается на снижении уровня заболеваемости.

Научно-познавательное направление и проектная деятельность

Формы работы: творческие конкурсы и олимпиады, викторины, интеллектуальные марафоны, предметные недели, ведение портфолио ученика.

Участие в творческих проектах, исследовательской деятельности, предметных неделях, творческих конкурсах и олимпиадах всех уровней, интеллектуальных марафонах позволяет учащимся активизировать свою мыслительную деятельность, развивать творческие способности, совершенствовать полученные умения и навыки. Дети готовят материалы для проведения классных часов, конкурсов, викторин, семейных праздников. Большинство учеников в классе – это творческие, целеустремленные личности, способные к самосовершенствованию и саморазвитию. Занятость детей во внеурочное время составляет 85% – свободное время учащиеся проводят с пользой, развивая свой творческий потенциал.

Художественно-эстетическое направление

Формы работы: творческие конкурсы, встречи с интересными людьми, концерты, тематические классные часы, классные огоньки, анкетирование, праздники.

Это направление деятельности является для многих моих ребят формой активного самовыражения, раскрытия талантов, позволяя каждому ребенку заявить о себе: «А вот и я!» Классные огоньки, семейные праздники, конкурсы рисунков, стихов, подготовка к проведению праздников – все это еще больше сближает детей, делает их участниками одного действия, направленного на достижение единой цели.

Каждый год, теперь уже по традиции, провожу классные часы под общей темой «Мир моих увлечений». На этих классных занятиях дети раскрываются как-то по-особенному: каждому хочется больше рассказать о себе, заинтересовать других своим увлечением, порадовать всех своими успехами и достижениями.

Общественно-полезная деятельность

Формы работы: акция, классный час, трудовой десант.

Участвуя в акциях «Забота», «Посади дерево», «Каждой пичужке по кормушке», «Спешите делать добро» в субботниках, дежурство по классу приобщаю ребят к общественной работе, воспитываю сознательное отношение к своим обязанностям.

Семья и школа

Формы работы: творческие конкурсы, встречи с интересными людьми, организация праздников и юбилеев, концерты, семейные праздники, экскурсии, поездки, походы, родительские собрания.

Для большинства моих воспитанников школа – это второй дом, здесь они проводят большую часть времени. Уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, занятия в кружках, секциях – все это объединяет их вместе. Взрослея, они начинают понимать, что значит школа в их жизни.

Родители учеников принимают самое активное участие в жизни не только класса, но и школы: помогают в подготовке и проведении различных мероприятий. Очень активно работает родительский комитет, ни одно классное мероприятие не остается без внимания родителей. Работая в тесном контакте с родителями учащихся, используя при этом разнообразные формы работы (анкетирование, родительские собрания, посещение семей, беседы, диспуты, проведение семейных праздников и классных мероприятий), мне удается решать многие возникающие проблемы. Отрадно отметить, что многие творческие задания к классным часам или школьным конкурсам и мероприятиям дети выполняют совместно с родителями. Родители – это мои помощники, единомышленники в деле воспитания наших детей.

Считаю, что система воспитания, сложившаяся в классе, дает положительные результаты: благоприятный психологический климат, отсутствие правонарушений, призовые места в конкурсах, желание дальше учиться, быть успешными. Главное – действовать в одном направлении, тогда воспитание будет эффективным.

Твердо уверена:

-- Личный пример педагога сильнее слов.

-- Главный критерий успеха работы классного руководителя - это доверие и любовь своих учеников, их желание творить, развиваться, совершенствоваться.

Считаю, что классный руководитель должен расти и двигаться вперед вместе со своими учениками.

      Я представляю, какими будут мои дети – это будут

САМОстоятельные и САМОдеятельные личности, понявшие свою САМОценность; 

которые достигли

САМОопределения и САМОутверждения путём

САМОразвития и САМОреализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка выступления "Основные принципы художественного воспитания детей"

Успех художественного воспитания детей дошкольного возраста обеспечивается тем, что ребенок чрезвычайно отзывчив ко всему эмоциональному, я...

Реализация принципа единства требований к образованию и воспитанию

Я еще и психолог, предлагаю Вашему вниманию планРеализация принципа единства требований к образованию и воспитанию ...

Реализация принципа проблемного изложения в компетентностно-ориентированной модели обучения на уроках русского языка.

Данная работа содержит материал для учителей-практиков. Она может заинтересовать словесников. кто задумывался над целесообразностью изложения учебного материала в школьных учебниках. Это разработка од...

Пути и средства реализации принципа культуросообразности в системе воспитания школьников

В статье даётся определение принципа культуросообразности, кратко изложено содержание воспитания на каждой ступени обучения в соответствии с данным принципом и перечислены пути и формы реализации прин...

Статья "Реализация принципов культуросообразности через самобытные формы воспитания "

        Повышение эффективности воспитательной работы– залог успешной реализации Программы воспитания. Мы ищем пути дальнейшего совершенствования работы с классными ко...

Презентация Реализация принципов воспитания изложенных в ФГОСС

Реализация принципов воспитания изложенных в ФГОСС...