ДИПЛОМНАЯ РАБОТА по дополнительной профессиональной образовательной программе профессиональной переподготовки «Педагогическое образование: Технология»
проект

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

по дополнительной профессиональной образовательной программе

профессиональной переподготовки

«Педагогическое образование: Технология»

 

Тема:

«Лоскутная пластика на уроках технологии как средство развития

познавательного интереса учащихся пятых классов»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Ордынского района Новосибирской области

Верх-Алеусская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза Н.В.Некрасова

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

по дополнительной профессиональной образовательной программе

профессиональной переподготовки

«Педагогическое образование: Технология»

Тема:

«Лоскутная пластика на уроках технологии как средство развития

познавательного интереса учащихся пятых классов»

Дипломную работу подготовил:

Казанцева Наталья Александровна

Должность:

Учитель изобразительного искусства и черчения

Место работы:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Ордынского района Новосибирской области

Верх-Алеусская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза Н.В.Некрасова.

2 июля 2018г.

с.Верх-Алеус, Ордынский район, Новосибирская область

Российская Федерация

Оглавление:

Название разделов дипломной работы

Стр.

 Введение.                                              

3

 I. Теоретическое обоснование проблемы, её актуальность.

5

II. Основная часть:                                                        

2.1. Основы формирования познавательного интереса у учащихся на уроках технологии (теоретическая часть).

2.2. Способы и методы формирования познавательного интереса у учащихся на занятиях «Лоскутная пластика» (практическая часть).

2.3. Применение метода проектов для развития познавательного интереса учащихся на уроках технологии.

2.4. Использование информационно-коммуникационных

технологий на уроках технологии.

2.5. Создание учащимися индивидуальных краткосрочных

проектов и коллективного творческого проекта.

9

12

15

18

22

Заключение.

25

Приложение.

27

Список использованных источников и литературы.

32

Введение

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования.

Проблема развития познавательного интереса в обучении не нова. Значение его утверждали многие педагоги прошлого. В классической педагогике главной функцией его  видели в том, чтобы приблизить ученика к учению так, чтобы учение для ученика стало желанной потребностью.

Опыт работы в школе и наблюдения за деятельностью учащихся на уроках  технологии показывают, что всё  чаще  стали встречаться   отрицательные отзывы учащихся о трудовых процессах на уроках технологии.  У учащихся  пропадает интерес к изготовлению швейных изделий, предметов декоративно-прикладного искусства.  Они аргументируют тем, что в наше время всё это можно  купить, а не изготовить самим. Это является проявлением отсутствия элементарного представления о том, что изделие, выполненное собственными руками - это своеобразное произведение искусства изготовителя: оно является вкладом в культуру и помогает ощутить красоту и значимость собственного труда. Следствие этого - нежелание учиться. У детей пропадает интерес к обучению. А в свете требований ФГОС нового поколения эффективность работы школы в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность школьника, готовит его к творческой познавательной и общественно-трудовой деятельности.

Именно в период перехода от детского возраста к подростковому (10-12 лет) уровень восприятия искусства - от фиксации на фабуле сменяется интересом к эстетическим выразительным средствам. Лоскутная пластика, как ни что другое, является эстетически выразительным средством восприятия искусства и мотивацией для появления познавательного интереса у учащихся в декоративно-прикладной деятельности.

И поэтому в пятом классе для развития познавательного интереса на уроках технологии  я остановила свой выбор на одном из самых визуально выразительных видов декоративно-прикладного искусства - «Лоскутная пластика». Так как этот вид прикладной деятельности развивает восприятие, воображение, мышление, чувства, внимание; способствует эстетическому развитию, приобщает детей к художественному творчеству, дает возможность ознакомить  учащихся с художественно – теоретическими основами декоративно – прикладного творчества. 

Для разработки педагогического процесса по данной теме я поставила перед собой цель – разработка эффективных педагогических методов  учебной деятельности на уроках технологии в пятом классе в процессе преподавания темы «Лоскутная пластика», направленных на формирования познавательного интереса у учащихся и задачи:

- Изучить условия организации учебно-познавательной деятельности школьников пятого класса на уроках технологии и выявить средства и методы вовлечения учеников в активные познавательные действия, в частности в процессе проектной деятельности.

-  Определить роль электронных образовательных ресурсов в организации учебно-познавательной деятельности.

-  Проанализировать результаты практической деятельности из личного опыта работы на уроках технологии по теме «Лоскутная пластика».

I. Теоретическое обоснование проблемы, её актуальность.

Главной целью образовательной области «Технология» является содействие в подготовке учащихся к самостоятельной трудовой жизни, к овладению массовыми профессиями.

Обозначенные цели могут быть достигнуты, если необходимое внимание будет уделено развитию познавательного интереса у учащихся. Именно благодаря активизации познавательных интересов новые знания, и процесс их приобретения могут стать движущей силой воспитания всесторонне развитой личности. Многочисленными исследованиями учёных доказано, что интерес стимулирует волю и внимание, помогает более легкому и прочному запоминанию. О большом влиянии на интеллект говорил в частности, известный психолог А.Н.Леонтьев.

Интерес - (от латинского Interest - имеет значение, важно) - реальная причина действий, ощущаемая человеком как особо важная. Интерес можно определить как положительное оценочное отношение субъекта к его деятельности. Познавательный интерес проявляется в эмоциональном отношении ученика к объекту познания. Известно, что интерес к учению является двигателем познавательной активности.

 «Прежде чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельностью» (Л.С. Выготский).

О роли познавательного интереса в учении писали в своих трудах Альберт Эйнштейн и Л.Н.Толстой. О построение воспитательной системы на точно учтённых детских интересах писал Л.С. Выгодский. Проблема познавательного интереса нашла отражение в исследовании психолога Н.Г.Морозовой. Проблеме формирования познавательного интереса посвящены специальные исследования Г.И. Щукиной, В.С. Ильина. Проблема развития познавательного интереса взаимосвязана с проблемой личностно ориентированного подхода в процессе воспитания и обучения учащихся. Это связано с объективно существующими обстоятельствами. Вот некоторые из них:

1. динамичное развитие общества требует формирования в человеке не столько социально-типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребенку стать и остаться самим собой в постоянно изменяющемся социуме;

2. психологи и социологи отмечают, что нынешним учащимся свойственны прагматичность мыслей и действий, раскрепощенность и независимость, а эти перемены в свою очередь обуславливают необходимость применения новых подходов и технологий во взаимодейстивии учителя и ученика;

3. современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых.

Отсюда очевидна целесообразность использования в практике обучения и воспитания личностно ориентированного подхода, направленного на обеспечение и поддержку процессов самопознания и самостроительства личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.

Строится работа с учетом не только социального статуса ребенка, но и его внутренних психофизиологических ресурсов, позволяющих реализовать себя в познании.

Принципы личностно ориентированного урока, сформулированные И.С. Якиманской, являются:

- использование субъективного опыта ребенка;

- предоставление ему свободы выбора при выполнении заданий;

- накопление знаний, умений и навыков не в качестве самоцели (конечного результата), а важного средства реализации детского творчества;

- обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя и учеников на основе сотрудничества.

В этих условиях меняется роль педагога, которая теперь заключается в создании разносторонней образовательной среды, с тем, чтобы дать каждому ребенку возможность проявить себя. Учитель при этом выступает не только в качестве транслятора знаний, сколько как организатор и координатор учебной деятельности.

Организация разнообразной учебной среды на уроке способствует повышению учебной мотивации учащихся, созданию атмосферы сотрудничества, взаимного доверия между ребенком и учителем.

Следствием является повышение успеваемости качества знаний. Модель личностно ориентированной школы – одна из наиболее перспективных в силу следующих причин:

  • в центре образовательного процесса находится ребенок как субъект познания;
  • такое обучение является здоровьесберегающим;
  • часто родители выбирают не просто дополнительные предметы, услуги, но ищут прежде всего благоприятную, комфортную для своего ребенка образовательную среду, где бы он не затерялся в общей массе, где была бы видна его индивидуальность;
  • необходимость перехода к данной модели обучения осознается обществом.

Ведь сегодня мы переживаем время перемен. Обществу нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить, добиваться поставленных целей. Как вызвать у детей нашего времени интерес к учебе, привить желание мыслить, рассуждать, доказывать и уметь отстаивать свою точку зрения ? Для этого необходимо уже с малых лет развить в учениках познавательною активность.

Проблема познавательной активности – одна из вечных проблем педагогики. Познавательная активность как педагогическое явление – это двусторонний взаимосвязанный процесс: с одной стороны, это форма самоорганизации и самореализации учащегося, с другой – результат особых усилий педагога в организации познавательной деятельности учащегося. Формирование познавательных интересов и активности личности - процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но, в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес.

Познавательный интерес нужно признавать одним из самых значимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо как на создание светлой и радостной атмосферы  обучения, так и  на интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся.

Весь многовековой опыт прошлого дает основание утверждать, что интерес в обучении представляет  собой важный и благоприятный фактор.

Ян Амос Коменский, совершивший революцию в дидактике, рассматривая новую школу как источник радости, света и знания, считал интерес одним из главных путей создания этой светлой и радостной обстановки обучения. К.Д. Ушинский в интересе видел основой внутренний механизм успешного учения.   Он показал, что внешний механизм «приневоливания» не достигает нужного результата. А И. Ф. Гербарт призывал учителя не быть скучным, а основывать обучение на интересах, присущих ребенку.   

Ушинский писал, что учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, хотя бы оно черпалось из лучшего источника – из любви к воспитателю, «убивает» в учении охоту учится, без которой он далеко не уйдет. Он считал, что нужно сделать учебную работу насколько возможно интересной, и, не превращать эту  работу в забаву. Интересное обучение не исключает умения работать с усилием, а наоборот, способствует этому. 

Проблема развития познавательного интереса учащихся является одной из актуальных на всех этапах современного образования, т.к. непосредственно связана с развитием личности обучающегося в целом. Наиболее сложным и важным для ее решения является подростковый возраст учащихся.    

Интересы – результат формирования личности. Они сопровождают ее развитие и содействуют ему. Современная дидактика, опираясь на новейшие достижения педагогики и психологии, видит в интересе еще большие возможности и для обучения, и для развития, и для формирования личности ученика в целом. Пытливость, любознательность, готовность к познавательной деятельности, «жажда» знаний  - всё это различные выражения познавательной направленности личности, в основе которой лежит познавательный интерес, определяющий активное отношение к миру и к процессу его познания.

II. Основная часть

 2.1. Основы формирования познавательного интереса у учащихся на уроках технологии (теоретическая часть)

Познавательный интерес проявляется в эмоциональном отношении школьника к объекту познания. Л. С. Выготский пишет: «Интерес — как бы естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями. Вот почему основное правило требует построения всей воспитательной системы на точно учтенных детских интересах... Педагогический закон гласит: прежде чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность.  Весь вопрос в том, насколько интерес направлен по линии самого изучаемого предмета, а не связан с посторонним для него влиянием наград, наказаний, страха, желания угодить и т. п. Таким образом, правило заключается в том, чтобы не только вызвать интерес, но чтобы интерес был как должно направлен. Наконец, третий, и последний вывод использования интереса предписывает построить всю школьную систему в непосредственной близости к жизни, учить детей тому, что их интересует, начинать с того, что им знакомо и естественно возбуждает их интерес».

 Высший уровень познания - познание продуктивное, активное. Для него характерно, прежде всего, преобразующее отношение субъекта (ученика) к объекту познания (учебному материалу). В ходе взаимодействия изменяется не только объект воздействия, но и, что очень важно для цели обучения, воздействующий субъект - ученик. В момент активного познания школьник ставит новые вопросы к содержанию изучаемого материала, формулирует проблему, настойчиво ищет новые способы ее решения. Процесс познания направлен не только на углубление знаний учащихся о явлениях, но и особое их осмысление, и выработку личностного отношения к усваиваемым знаниям и самому познавательному процессу. В активной познавательной деятельности, следовательно, происходит не только усвоение знаний, умений и навыков, но и выработка эмоционально-оценочного отношения к процессу и результату познания.

Отношение школьников к учению обычно характеризуется активностью в учение, освоение содержания и т. п.), которая определяет степень интенсивности, прочности «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности.

В структуре активности выделяются следующие компоненты:

— готовность выполнять учебные задания;

— стремление к самостоятельной деятельности;

— сознательность выполнения заданий;

— систематичность обучения;

— стремление повысить свой личный уровень и др.

С активностью непосредственно сопрягается еще одна важная сторона мотивации учения школьников — самостоятельность, связанная с определением объекта, средств деятельности, ее осуществления самим учащимся без помощи взрослых и учителей. Познавательная активность и самостоятельность школьников неотделимы: более активные школьники, как правило, и более самостоятельны, недостаточная собственная активность школьника ставит его в зависимость от других и лишает самостоятельности.

Управление активностью школьников называют активизацией. Ее можно определить как постоянно текущий процесс побуждения к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации — формирование активности обучаемых, повышение качества учебно-воспитательного процесса. Педагогическая практика использует различные пути активизации, основной среди них — разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность школьников.

 2.2.  Способы и методы формирования познавательного интереса у учащихся на занятиях «Лоскутная пластика» (практическая часть)

Предмет “Технология” - особенный. Он не только формирует у детей политехнический кругозор, знакомит с новой техникой, современными технологиями обработки материалов, помогает сориентироваться в мире профессий, но и дает им возможность еще в школе приобщиться к созидательному труду. Отмечу также его важную роль в развитии самостоятельности учащихся, их эстетической культуры.

Для осмысленного усвоения знаний и умений учащимся необходима собственная познавательная деятельность. Активизация ее – важнейшая задача учителя. Поэтому особое внимание в своей педагогической деятельности я уделяю группе методов стимулирования учебно-познавательной деятельности. Данная группа включает в себя методы эмоционального стимулирования и методы развития эмоционального интереса. 

Специальные исследования, посвященные проблеме формирования познавательного интереса, показывают, что интерес во всех его видах и на всех этапах развития характеризуется по крайней мере тремя обязательными моментами:

1) положительной эмоцией по отношению к деятельности,

2) наличием познавательной стороны этой эмоции,

3) наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности

(Г.И.Щукина,Н.Г.Морозова).
Отсюда следует, что в процессе обучения важно обеспечивать возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления. Эмоциональное состояние всегда связано с переживанием душевного волнения: отклика, сочувствия, радости, гнева, удивления. Именно поэтому к процессам внимания, запоминания, осмысливания в таком состоянии подключаются глубокие внутренние переживания личности, которые делают эти процессы интенсивно протекающими и оттого более эффективными в смысле достигаемых целей.

Процесс развития познавательного интереса формируется через прохождение учащимися следующих стадий:

- любопытство – элементарная стадия, обусловленная внешними, часто неожиданными и необычными обстоятельствами, привлекающими внимание ребенка (видя предметы быта, изготовленные по технологии «Лоскутное шитьё», ребёнок эмоционально (удивление, восторг) проявляет первоначальный интерес к разнообразию элементов  в композиции из лоскутков ткани);

- занимательность – начальный толчок выявления интереса, средство развития интереса к предмету, способствующее переходу интереса на стадию более устойчивого познавательного отношения (на этой стадии ребёнок уже осознанно проявляет интерес к способам создания лоскутных композиций и технологическим процессам);

 - любознательность – важное качество личности, характеризующее стремление человека проникнуть за пределы увиденного. Для этой стадии развития интереса характерны такие эмоции, как удивление, радость познания; требования поиска, догадки, активного оперирования имеющимися знаниями и приобретенными способами (любознательность в теории переходит в стадию практического применения знаний и умений в составлении узоров на предметах обихода (прихватки, салфетки, наволочки и т.д.). И как следствие – проявление положительных эмоций от реального осуществления хорошо, даже отлично проделанной работы. Удовлетворение от осознания своей значимости, приобщения к культурным ценностям декоративно-прикладного искусства принесёт свои положительные плоды. У ребёнка формируется познавательный интерес и к другим сферам творческой деятельности, как в рамках предмета «Технология», так и за её пределами).

В процессе приобретения учащимися знаний, умений и навыков важное место занимает их познавательная активность, умение учителя активно руководить ею. Со стороны учителя учебный процесс может быть управляемым пассивно и активно. Пассивно управляемым процессом считается такой его способ организации, где основное внимание уделяется формам передачи новой информации, а процесс приобретения знаний для учащихся остается стихийным. В этом случае на первое место выступает репродуктивный путь приобретения знаний. Активно управляемый процесс направлен на обеспечение глубоких и прочных знаний всех учащихся, на усиление обратной связи.

Основным дидактическим средством обучения технологии в школе является учебно – практическая деятельность учащихся.  Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, практические работы, выполнение проектов, направленные на освоение различных технологий.  

В обучении активную роль играют учебные проблемы, сущность которых состоит в преодолении практических и теоретических препятствий в сознании таких ситуаций в процессе учебной деятельности, которые приводят учащихся к индивидуальной поисково-исследовательской деятельности.

Я использую на своих уроках следующие методы обучения:

- метод проблемного обучения.

- метод алгоритмизированного обучения.

- метод эвристического обучения.

- метод исследовательского обучения.

 2.3. Применение метода проектов для развития познавательного интереса учащихся на уроках технологии

Для практических работ учитель в соответствие с имеющимися возможностями выбирает такой объект, процесс или тему проекта учащихся, чтобы обеспечить охват всей совокупности рекомендуемых в программе технологических операций При этом педагог должен учитывать посильность объекта труда для школьников соответствующего возраста, а также его общественную или личную ценность.

Само понятие «проект» заимствовано из латинского языка и означает в буквальном переводе: «брошенный вперед». Корни этого понятия можно найти в древнегреческой культуре, где оно означает «помеху, препятствие, задачу, вопрос «Помеха на пути идущего человека имеет вызывающий характер, заставляет остоновиться, задуматься и принять какие-то меры. Как в жизни, так и в мысли препятствие на пути как бы провоцирует, пробуждает скрытые силы.

Проект – это план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, программу и.т.д.

Метод проектов – это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащегося, развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых товаров и услуг под контролем учителя, обладающих объективной или субъективной новизной, имеющих практическую значимость.

Проекты, выполняемые учащимися на уроках технологии носят практико-ориентированный характер, направлены на достижения заранее определенного результата проектной деятельности, который отвечает интересам участника или участников этой деятельности.

Выполняя проекты, учащиеся на собственном опыте должны составить представление о жизненном цикле изделий – от зарождения замысла до материальной реализации и использования на практике.

При этом важной стороной проектирования является оптимизация предметного мира, соотнесение затрат и достигаемых результатов.

При проектировании приобретается опыт решения некорректных  задач, когда отсутствует эталон решения. Таким образом, предоставляется возможность опыта творчества.

Проектирование позволяет достигать повышения уровня коммуникабельности. Важной целью проектирования является диагностика, которая позволяет оценивать результаты как динамику развития каждого школьника. Наблюдения за выполнением проектов позволяет получать данные о формировании жизненного и профессионального самоопределения учащихся.

Также целями проектной деятельности являются:

- повышение личной уверенности каждого участника, его самореализации и рефлексии;

- развитие осознания значимости коллективной работы, сотрудничества для получения результатов процесса выполнения творческой задачи;

- развитие исследовательских умений.

Следует считать, что цели проектирования достигаются, если есть динамика роста показателей, которые фиксируются у учебной группы или у каждого учащегося:

  • информационной обеспеченности (представления, знания, понимания);
  • функциональной грамотности (восприятия объяснений, письменных текстов, умении задавать вопросы, обращаться с техническими объектами, знание приемов безопасной работы);
  • технологической умелости (способность выполнять ранее усвоенные трудовые операции, грамотно используя инструменты и станки );
  • интеллектуальной подготовленности (понимания постановки учебных задач теоретических и практических);
  • достаточность объема памяти, осознанное восприятие новой информации, умения пользоваться учебной литературой);
  • волевой подготовленности (стремление выполнять поставленные учебные задачи, внимание к речи учителя и к учебной ситуации, культура труда, дружелюбие, желание выполнить работу качественно, преодоление психологических и познавательных барьеров, способность запрашивать и получать помощь). 

Основные требования к проекту:

- необходимо наличие социально-значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической;

- дальнейшая работа над проектом – это разрешение данной проблемы;

- выполнение проекта начинается с планирования действия по разрешению проблемы, в частности с определения вида продукта и формы презентации;

- каждый проект требует исследовательской работы - поиск информации, которая будет обработана, осмыслена и представлена;

- портфолио - папка (пояснительная записка), в которой собраны все рабочие материалы проекта;

- выходом проекта является продукт – средство, которое разработано для разрешения поставленной проблемы;

- подготовленный продукт должен быть представлен убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы;

- проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта; рефлексия.

Условия эффективности проектной деятельности:

- посильность содержания творческих проектов в соответствии с возрастными особенностями и уровнем подготовки учащихся;

- результативность проектной деятельности – возможность превращения идеи в материальную форму;

- непрерывность творческого процесса;

- учёт и использование собственного творческого опыта и опыта других;

- научная организация творческой деятельности.

2.4. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках технологии

В школы широко внедряются новейшие технические средства. Информационная революция, связанная с созданием принципиально новых носителей информации, основанных на микроэлектронике, заметно преобразила традиционный облик школы за последние десятилетия. Будущее образование во многом связывается с дальнейшим использованием таких современных информационных средств, как телевизор, аудио- и видеоаппаратура, микрокомпьютеров в комплексе с другими техническими средствами. Важное место в вовлечении детей в активные действия играет современная компьютерная техника. Ведь на одном слайде может находиться наиболее запоминающая информация для каждой категории людей (визуалов, аудитов, кинестетиков и дискретов).

Глаз человека и раньше был эффективным средством познания человеком мира и себя. Поэтому столь привлекательной оказывается компьютерная визуализация, особенно визуализация динамическая, которую следует рассматривать как важнейший инструмент для обучения наукам. Графические изображения давно используются в обучении. Стремление человека выразить мысль, передать идею в форме графического изображения свойственно ему с древних времен. Благодаря современным средствам создания компьютерной графики перенести графику на экран компьютера теперь могут не только профессиональные художники, дизайнеры, специалисты информационных технологий, но и не искушенные большим опытом работы на ПК учащиеся. Дело в том, что применение графики в учебном процессе не только увеличивает скорость передачи информации учащимися и повышает уровень ее понимания, но и способствует развитию таких важных для специалиста любой отрасли качеств, как интуиция, профессиональное «чутье», образное мышление. Так, воздействие интерактивной компьютерной графики на интуитивное, образное мышление привело к возникновению нового направления в проблематике искусственного интеллекта, названного когнитивной (т.е. способствующей познанию) компьютерной графикой. Особый интерес и принципиальную новизну в дидактическом плане для сферы обучения является интерактивность компьютерной графики, благодаря которой учащиеся могут в процессе анализа изображений динамически управлять их содержанием, формой, размерами и цветом, рассматривать графические объекты с разных сторон, приближать и удалять их, менять характеристики освещенности и проделывать другие подобные манипуляции, добиваясь наибольшей наглядности. Однако даже пассивное созерцание графических иллюстраций дает возможность активно исследовать характеристики графических моделей изучаемых объектов или процессов. Тем более что на первом этапе работы по формированию новых перспективных методов обучения с использованием информационных технологий, прежде всего надо научиться создавать разнообразные изображения приемлемого качества на экране, и только на следующем этапе можно будет использовать эту графику для формирования нового проекта, учебного пособия, интерактивного наглядного материала или анимации. Таким образом, создание художественных образов с использованием компьютера позволяет сделать творческий процесс усвоения знаний более упорядоченным и эффективным, тренирует визуальное восприятие. Происходит перемещение основного акцента с конечного результата на процесс, методику познания. Режим диалога (интерактивный режим) стимулирует активность творческого мышления, способствует более глубокому усвоению знаний.

На уроке, как правило, практикуются выступления учителя или учеников с использованием компьютера, проектора, звуковых колонок, в последнее время к ним добавилась интерактивная доска. Чаще всего презентации носят линейный характер, что является нормальным явлением, так как большинство выступлений подразумевает именно линейный характер преподнесения материала. В зависимости от выступления преподаватель или учащейся могут включать в свою презентацию (мультимедийный проект) текстовые или графические фрагменты, анимации, видеофильмы, а также музыкальная или голосовое сопровождение. Презентация может быть построена таким образом, чтобы наиболее оптимально решать поставленные на уроке задачи.

В последние годы Для работы на уроке учителю и ученикам достаточно уметь работать в стандартном пакете программ Microsoft Office. На уроке практикуются выступления учителя с использованием компьютера, проектора, звуковых колонок, в последнее время к ним добавилась интерактивная доска. Чаще всего в образовательном процессе используют Microsoft PowerPoint в качестве программной оболочки, в которой создается мультимедийная презентация.

Презентация позволяет учителю не просто читать лекцию, но вести беседу с учащимися, задавая вопросы по теме и тем самым, заставляя учащихся актуализировать знания, полученные ранее по другим предметам, высказывать предложения, анализировать получаемую информацию, сравнивать, обобщать, делать выводы, тем самым, развивая мышление учащихся, активизируя их познавательную деятельность. Беседа активизирует учащихся, развивает их память и речь, делает открытыми знания учащихся, имеет большую воспитательную силу, является хорошим диагностическим средством.

Презентации могут быть использованы при объяснении нового материала, при повторении пройденного материала и при организации текущего контроля знаний (презентации-опросы). Презентации-опросы содержат вопросы-задачи, адресованные ученикам, в них могут быть включены материалы, отображающие ключевые эксперименты пройденной темы или демонстрирующие изученное физическое явление. Вопрос к ученику содержится в заголовке слайда, комментарии и пояснения к рисункам дают учителем по ходу презентации. Подобные презентации-опросы могут быть рассчитаны на фронтальный устный опрос учащихся или фронтальный индивидуальный письменный опрос.

Несомненно, использование медиапрезентаций оптимизируют деятельность учителя, упрощают подготовку преподавателя к уроку в будущем. Возможность распечатать необходимые слайды решает проблему тиражирования дидактического раздаточного материала к уроку. Презентации позволяют учителю использовать различные формы обучения и виды деятельности на уроке для развития различных видов мышления ученика. Помимо данного программного продукта на уроке с целью активизации познавательной деятельности учащихся можно использовать и другие средства ИКТ.

Использование ИКТ на уроках технологии позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, инструкционных карт, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Использование иллюстраций, рисунков и т.п. воспитывают интерес к уроку; делают урок интересным. На уроках технологии, применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративный, информационный материал. ИКТ уместно применять при изучении отдельных тем и разделов программы технологии трудового обучения. 

2.5. Создание учащимися индивидуальных краткосрочных проектов

и коллективного творческого проекта

К.Д. Ушинский писал, что новое неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого, и поэтому для поддержания познавательного интереса важно учить школьника умению в знакомом материале видеть новое.

Проектный метод обучения – это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию развивающейся личности учащегося.

Выполнение творческого проекта – одна из сторон воспитания. Оно нацелено на осознание детьми, подростками нравственной ценности трудового начала в жизни. При этом важным фактором становится сформированная способность человека испытывать радость от процесса и результата труда, игры интеллектуальных волевых и физических сил. На каждом этапе проектирования должно соединять мысль ребенка с действием и действие – с мыслью, труд – с творчеством, художественную деятельность – с проектированием и конструированием, технологию – с оцениванием экономических, экологических и социальных последствий преобразования предметного мира.

Тема урока «Виды отделки: лоскутная техника» по содержанию материала выходит за рамки программы и предполагает индивидуальный творческий подход со стороны учителя и учеников. Чтобы у учеников не возникало излишней психологической напряженности, связанной со сложностью изделия, форма их проста, что не ограничивает фантазии в использовании материала, сочетание цветов и узоров. Ученикам целесообразно не только определиться с изделиями и цветовым решением, но и раскроить детали и выполнить ручные работы.

На уроках технологии в рамках темы «Лоскутная пластика» после изучения основ создания декоративных композиций и технологического процесса учащимся была предложена индивидуальная работа над краткосрочным проектом (4 урока) по теме:  «Изготовление образца композиции по технологии «Лоскутное шитьё». Проект состоит из теоретической части в виде пояснительной записки, электронной презентации и практической части. Теоретическая часть знакомит с этапами технологического процесса, а практическая часть представлена образцами, выполненными из ткани, оформленными в паспарту с частичной фиксацией на формате картона А5, чтобы можно было оценить правильность выполнения технологического процесса шитья (соединение лоскутков ткани в узор) (Приложение 1-8) 

При выполнении работы каждый учащийся сам под моим руководством  выбирал образец для выполнения, ориентируясь на степень сложности изготовления. При этом я учитывала индивидуальный уровень способностей каждого ученика в этой области деятельности.

Учащиеся на практике применили свои знания, умения и навыки, пополнив «копилку» методических пособий кабинета технологии. Тем самым принесли большую практическую  пользу школе и получили эмоциональное удовлетворение от своей работы. Глядя на выполненные образцы, нельзя не заметить с каким желанием они сделаны, так как сформированный познавательный интерес, переходящий в интерес практического применения, всегда приносит свои положительные результаты в любой области деятельности.

После успешного выполнения проектов учащимся была предложена более сложная работа по выполнению коллективного проекта в рамках темы. Для этого мы  сформировали две группы количеством из четырёх учеников. По завершению работы над проектами наиболее удачным по общему согласию был признан проект с   названием «Панно «Подсолнухи» (Приложение 9).

В обоих видах проектной деятельности при выборе формы защиты мы остановили свой выбор на  устной форме в виде отчёта по исследованию с демонстрацией  на интерактивной доске всего технологического процесса до конечного результата проектной работы в виде мультимедийной презентации.

Заключение

Сегодня трудно говорить о какой-то конкретной роли лоскутного шитья в декоративном оформлении современного костюма. Она реже используется, чем например, вышивка или кружевоплетение. Но нельзя не отметить, что орнаменты и узоры лоскутной мозаики сыграли большую роль в оформлении тканей в современном производстве. Гораздо большее распространение лоскутная техника получила в оформлении современных интерьеров, всевозможные панно и покрывала, салфетки и подушки украшают жилища современного человека, придавая ему яркость, красочность и неповторимость.

Хочется отметить, что проведенное исследование подтвердило большую значимость художественного воспитания учащихся для развития навыков творческой деятельности через процесс формирования познавательной активности и познавательного интереса. Оно формирует внутренний мир личности, выступает средством общественной ориентации и приобщения учащегося к миру социальных ценностей.  

«Лоскутная пластика» по праву является одним из видов ДПИ, который способствует художественному воспитанию учащихся и с полной уверенностью можно утверждать, что занятия этим видом творческой деятельности являются средством формирования познавательной активности и познавательного интереса.

В работе рассмотрены некоторые методы активизации познавательной и трудовой деятельности учащихся в работе над проектом. Через анализ учебной деятельности в рамках темы «Лоскутная пластика» подтвердилась справедливость гипотезы, а именно, что применение на уроках технологии проектной технологии способствует развитию познавательного интереса у учащихся через активизацию процессов самореализации учащихся в творческом труде.

Использование методов проектов формируют у учащихся умение планировать свою деятельность, осознанно воспринимать учеником учебную информацию, творчески использовать багаж знаний и умений при изготовлении объектов труда.

На одном конкретном примере мы рассмотрели, как метод учебного проекта помогает педагогу объединить и успешно решить различные учебные задачи в пределах образовательной области «Технология»: воспитательные, развивающие, образовательные, профессиональные, а затем – оценить приобретенные знания, умения, навыки.

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 4.

Приложение 5.  

Приложение 6.

Приложение 7.

Приложение 8.

Приложение 9.

Список использованной литературы:

1. Басманова В.В. Опыт обучения школьников лоскутному шитью с применением компьютера. // Школа и производство. 2006. №7. – с. 9.

2.   Выгодский Л.С.Проблема сознания // Собр. соч.. М.,1982.-т.1.-с.200

3.   Грин М. Шитьё из лоскутков. – М.: Просвещение, 1981. – 64с.

4. История педагогики: Учебник для студентов пед. ин-тов / Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева. – 5-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1999. – с. 447.

5. Каминская Е.А. Лоскутное шитье. Золотая коллекция лучших идей /Е.А.Каминская и др. -Ростов н/Д: Владис, 2010.-256 с.:ил.

6.   Леонтьев А.Н. Деятельность –сознание-личность.М., 1977. 80с.

Лоскутное шитье. – Пер. с итал. ООО «Мир книги». – М.: Мир книги, 2002. – с. 69.

7.   Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М., 1979. -200с.

8. Педагогика. Учебное пособие / Под ред. Пидкасистого П.И. – М.: Высшее образование, 2006. — с. 432.

 9. Савина В.К. Формирование познавательных интересов учащихся. Л.1970г.

10.  Технология. Технология ведения дома: 5класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /Н.В.Синица, В.Д.Симоненко. – М.:Вентана-Граф, 2013. – 192с.:ил.

11.  Хворостов А.С. Декоративно – прикладное искусство в школе. – М.: Просвещение, 1988. – 174с.

12. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М., 1988.

13. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М., 1971.-100с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА дополнительной профессиональной образовательной программы

Основной целью курсов «Углубленное изучение английского языка» является формирование основы языковых знаний и умений, а именно:·...

Зачетная работа слушателя курсов повышения квалификации по дополнительной профессиональной образовательной программе «Теория и методика преподавания иностранного языка в контексте реализации ФГОС ООО и СОО» (Срок обучения: 19.11.2018 – 04.12.2018)

Условие профессиональной задачи. Перечень шагов-заданий, выполнение которых должно продемонстрировать эксперту процесс и результат решения задачи учителем. Фрагмент технологической карты урока....

РЕФЕРАТ по дополнительной профессиональной образовательной программе профессиональной переподготовки

Как известно, на земле нет людей с одинаковыми кожными узорами на пальцах рук, на дереве нет совершенно одинаковых листьев. Точно так же в природе не существует абсолютно одинаковых человеческих лично...

Дипломная работа по программе профессиональной переподготовки "Инклюзивное образование"

В современном обществе наблюдается устойчивая тенденция к наращиванию общественного интереса к проблеме социального положения людей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Это прои...

Выпускная квалификационная работа по дополнительной профессиональной программе: «Педагогика профессионального образования» на тему: «Воспитательная работа педагога (кураторская деятельность)».2019г.

В организации образования обучение и воспитание выступают важнейшими составляющими качественно организованного образовательного процесса.Целью среднего образования является подготовка высококвалифицир...

Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации "Кейс-технологии на уроках английского языка"

Авторская дополнительная профессинальная  программа повышения квалификации способна помочь практикующим учителям  английского языка.Эта программа реализуется с помощью дистанционных технолог...