Статья: ПРОБЛЕМЫ ПОСТИНТЕРНАТНОЙ АДАПТАЦИИ И ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
статья

Аннотация. Данная статья написана на основе личного опыта работы. В статье раскрыты основные проблемы постинтернатной адаптации и допрофессиональной подготовки воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Код по УДК 376.64

Zhdanova Elena Alekseevna

PROBLEMS POST (AFTER) ORPHANAGES ADAPTATION AND PRE-VOCATIONAL TRAINING OF PUPILS OF ORGANIZATIONS FOR CHILDREN - ORPHANS AND CHILDREN LEFT WITHOUT CARE OF PARENTS

Abstract. This article is written based on personal experience. The article reveals main problems of adaptation of post and pre-professional training of students in the organisations for children-orphans and children left without parents care.

Key words: Post orphanages support, adaptation, career guidance, graduates, curator.

                                             

   Е.А. Жданова

воспитатель высшей квалификационной категории

КГБУ «Бийский центр помощи детям-сиротам и детям, ОБПР» ,

 г. Бийск, Алтайский край

ПРОБЛЕМЫ ПОСТИНТЕРНАТНОЙ АДАПТАЦИИ И ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Аннотация. Данная статья написана на основе личного опыта работы. В статье раскрыты основные проблемы постинтернатной адаптации и допрофессиональной подготовки воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Ключевые слова: Постинтернатное сопровождение, адаптация, профориентация, выпускники, куратор.

Наиболее сложным и критическим периодом в жизни детей-сирот и детей, ОБПР, является их выпуск из государственных организаций и начало самостоятельной жизни. Как показывает опыт, для выпускников наиболее сложными являются первые три месяца самостоятельной жизни. В этот период подросткам нужно адаптироваться к учебному заведению, людям, которые их будут окружать и новому месту жительства – общежитию, которое часто по своим условиям сильно отличается от тех условий, которые были созданы в учреждении общественного воспитания. А в случае поступления выпускника в учебное заведение, находящееся в другом городе или в сельской местности, приходится адаптироваться еще и к новому населенному пункту, где ему все незнакомо,  а это накладывает дополнительную эмоциональную нагрузку на подростка, который и так в это время переживает сильный стресс в связи с произошедшими изменениями в его жизни.  Дети, выросшие в семьях, менее подвержены таким стрессам, они способны гораздо быстрее включится в новые условия жизни и более гармонично адаптируются в обществе, к тому же у них есть всестороняя поддержка со стороны семьи, а выпускникам из числа детей-сирот и детей, ОБПР, чаще всего приходится рассчитывать только на самих себя.

Как показывает многолетний опыт, выпускникам  первое время труднее всего решать бытовые и  экономические вопросы, особенно это касается рационального использования денежных средств и организации своего жизненного пространства. Если на этом этапе рядом с подростком будет находиться опытный наставник или куратор, то выпускнику будет легче преодолеть трудности послевыпускного адаптационного периода.

         По моему субъективному мнению, в настоящее время было бы интересным создание службы волонтеров из числа выпускников или старшекурсников тех учебных заведений, в которые поступают наши выпускники. Для того, чтобы у подростка сформировались доверительные отношения со своим будущим помощником, было бы правильно начать выстраивать такие отношения еще на этапе подготовки воспитанника к выпуску. Это можно организовать при помощи общения через социальные сети, скайп и личные встречи,  проведение совместного досуга, организацию экскурсии в предполагаемое учебное заведение, если будущий волонтер-помощник обучается и проживает в одном населенном пункте с будущим выпускником.  Подростку будет гораздо проще найти общий язык и выстроить доверительные отношения  со своим сверстником, а волонтер-помощник первое время может стать тем значимым наставником, который опираясь на свой собственный опыт, поможет  выпускнику успешно пройти период адаптации к новым жизненным условиям. На базе нашего  Центра помощи создана и успешно функционирует «Служба оказания помощи в социальной адаптации выпускников», которая также курирует взаимодействие всех служб  Центра и учебных заведений, в которых обучаются наши выпускники.  Особенно такой опыт может быть полезен, если выпускники поступают в учебные заведения, находящиеся в другом городе или в сельской местности, так как куратор подростка из числа воспитателей, не всегда имеет возможность часто навещать своего подопечного в учебном заведении.  А при правильно выстроенном взаимодействии  служб учебного заведения, куратора-воспитателя и волонтера-помощника, можно оказывать всестороннюю помощь и поддержку выпускнику в наиболее сложный для него период – переход на самостоятельное жизнеобеспечение.

Тем не менее, то, насколько будущие выпускники будут готовы к самостоятельной жизни, всецело зависит не только от них самих и их личностных особенностей, но и от того, насколько полно и всесторонне они будут охвачены работой воспитателей и служб по формированию основных  компетенций, необходимых для успешной адаптации подростков после выпуска.  Здесь хотелось бы обратить внимание на тот факт, что несмотря на большую профориентационную работу, проводимую специалистами нашего Центра, к сожалению, эта работа носит односторонний характер, так как вся работа проводится по плану профориентации внутри учреждения, а при расширении границ межведомственного взаимодействия и включении в работу, например, специалистов Центра занятости населения и самих учебных заведений, находящихся на территории нашего муниципалитета, такая работа давала бы значительно более высокий результат и помогла бы еще более всесторонне подготовить ребят к выпуску и приобретению именно той профессии, которая им наиболее подходит и востребована в нашем регионе.

Готовность воспитанников к самостоятельной жизни – основная цель деятельности организации для детей-сирот и детей, ОБПР.  Но, как показывает опыт, несмотря на большой объем работы, проводимый с будущими выпускниками, не приходится рассчитывать на то, что к моменту  выпуска из организации для детей-сирот и детей, ОБПР,  воспитанники будут в полной мере подготовлены к самостоятельной жизни и  решению взрослых проблем.  Дело в том, что даже в условиях семейного воспитания, не всегда удается достичь высоких результатов в этой области, но если семья обычно берет на себя решение возникающих проблем своих детей, то выпускники из числа детей-сирот рассчитывать на такую помощь не могут.  

Таким образом, оценив проблемы, возникающие на пути успешной социализации  и адаптации выпускников организаций для детей-сирот, следует искать наиболее эффективные пути их решения. Одним из таких путей является привлечение воспитанников к совместной общественно значимой деятельности, которая поможет определить мировоззрение подростка, его отношение к себе и другим людям, к труду, поможет становлению социально ответственного поведения. Наш Центр помощи детям-сиротам и детям, ОБПР, имеет большой опыт по взаимодействию с НКО и волонтерскими движениями нашего города в этой области, например, с АРМОО «Покров» г.Бийска, Благотворительным фондом «Родители против наркотиков», представители которых также проводят с будущими выпускниками большую работу, а в последствии становятся добровольными кураторами-наставниками наших выпускников, особенно из числа тех, кто относится к «группе риска».

Также следует уделять больше внимания поддерживанию родственных связей, способствовать налаживанию контакта ребенка и близких родственников, которые могут оказывать на ребенка позитивное влияние и поддерживать его в трудных ситуациях,  а проведение каникул и выходных дней в семье также может стать положительным опытом в формировании социально адаптированной личности.

Нельзя сбрасывать со счетов и воспитательный процесс в организациях для детей-сирот. Правильно построенный и спланированный комплекс воспитательных мероприятий, также может и должен помочь вырастить социально благополучного члена общества, способного найти свое место в жизни.

С проблемой успешной  адаптации выпускников к самостоятельной жизни,  тесно связана и проблема допрофессиональной подготовки детей. Важнейшими направлениями в решении этой проблемы являются:

- поддержка и улучшения в самостоятельной учебной работе воспитанников; помощь в развитии навыков, необходимых для успешной деятельности в условиях экономики, построенной на знаниях;

- развитие ключевых навыков, необходимых в новых экономических условиях, включающих в себя: умение пользоваться высокотехнологичными средствами, навыки мышления на высоком уровне, умение решать проблемы, хорошие навыки общения, эффективная работа в командах, способность творчески мыслить, последовательно рассуждать и представлять свои идеи, определять приоритеты, планировать конкретные результаты и нести персональную ответственность за них и др.

К моменту выпуска из организации, у детей должны быть сформированы три основные компетенции: коммуникативная, информационная и социальная. Необходимая связь знаний и умений с реальными процессами построения новых гражданско-правовых отношений, в которых ведущую роль играют толерантность, формирование высокой коммуникативной культуры, умение вести дискуссии, совместно принимать решения, что возможно только через деятельный подход в обучении и воспитании. Так, на базе нашего Центра создана и успешно функционирует Социальная гостиница, в которой будущие выпускники при всесторонней помощи и поддержке педагога-куратора получают первый опыт по самостоятельной организации своего жизненного пространства, учатся составлять меню, готовят еду, планируют свое время.

Ни для кого не секрет, что в наш век новых технологий, информатизации и компьютеризации, практически все организации для детей-сирот и детей, ОБПР, уже оснащены современными техническими средствами. Имеющиеся инновационные и обучающие компьютерные программы доступны детям, но у подростков преобладает интерес   к играм, просмотру видео и посещению социальных сетей, а  обучение и получение новых знаний им не интересно, отсюда низкий уровень развития познавательной активности, плохая успеваемость в школе, узкий кругозор.

Большинство воспитанников организаций для детей-сирот имеют отклонения в состоянии здоровья и психическом развитии или инвалидность, часть детей обучается по специальным коррекционным или адаптированным программам, есть дети, находящиеся  на домашнем обучении и к каждому из них нужно подобрать индивидуальный подход по подготовке их к самостоятельной жизни с учетом всех имеющихся особенностей.

Не секрет, что большая часть выпускников организаций для детей-сирот, впоследствии с трудом устраивается в жизни. Зачастую, из-за недостаточного образования и уровня знаний, низких баллов при сдаче выпускных экзаменов, не соответствующих современным требованиям многие из них не могут приобрести профессии, востребованные в нашем регионе и в новых экономических условиях. Еще одной проблемой является отсутствие общежитий в некоторых учебных заведениях и, соответственно, это является ограничением для поступления наших выпускников и они из-за этого не могут приобрести  желанную и интересную для них профессию.

Часто выпускники поступают в учебные заведения не ради получения интересующей профессии, а из-за возможности получать хорошие финансовые средства, пропускают занятия, нарушают дисциплину, считают, что их и дальше будут обеспечивать просто так. Полученными денежными средствами распоряжаются не рационально, в основном тратят их на приобретение модных гаджетов и развлечения. К сожалению, некоторая часть выпускников отчисляется из учебных заведений и вынуждены поступать в училища сельской местности, где  приобретают такие профессии, как швея, цветовод, плодоовощевод, повар, штукатур-маляр, слесарь, мастер сельскохозяйственных работ, которые в городе зачастую остаются не востребованными, равно как и в селе.

Дети выбирают указанные профессии, так как понимают, что низкий уровень знаний не позволит им получить престижную профессию, и они  осознают, что найти работу впоследствии будет сложно. Многие выпускники заканчивают дополнительные курсы по другим специальностям и часто вынуждены работать на бесперспективной и низкооплачиваемой работе, а некоторые не могут трудоустроиться, тогда как большинство из детей-выпускников не обеспечены жильем, а низкие доходы решить эту проблему не позволяют. Несмотря на все имеющиеся сложности, хочется отметить тот факт, что за последние годы из числа выпускников нашего Центра не было отчисленных, все дети или продолжают обучение, или закончили учебные заведения и трудоустроены, имеют семьи и получают жилье, так как в нашем городе в последние несколько лет сдается в эксплуатацию большое количество социального жилья.

Для того чтобы выпускники организаций для детей-сирот более серьезно и осознанно подходили к выбору будущей профессии, с детьми должна быть построена и отработана система допрофессиональной подготовки, одну из ведущих ролей в которой, несомненно, занимает профориентационная работа.

Специалистами нашего Центра помощи для детей-сирот  разработан совместный план по профориентационной работе, в котором  отражены и систематизированы мероприятия администрации, социального педагога, психолога, фельдшера и воспитателей, а в дальнейшем планируется его расширить и включить в него мероприятия межведомственного взаимодействия со специалистами Центра занятости и учебных заведений.

В настоящее время в нашем Центре созданы условия для оказания помощи в профессиональном самоопределении воспитанников, а именно: создаются необходимые условия для адекватного соотнесения профессионально важных качеств, выделенных в ходе анализа профессии и индивидуальных характеристик воспитанника.  Наиболее часто данная работа осуществляется по следующей схеме:

- сбор социально-педагогических данных на каждого воспитанника (обеспечение жильем, наличие хронических заболеваний и т.д.);

- проведение профориентационных групповых и индивидуальных бесед (предоставление информации о важности самостоятельного и обоснованного профессионального выбора, о правилах и факторах выбора профессии, о возможных ошибках на этапе профессионального самоопределения, об уровнях образования, специфике учебных заведений различного уровня, перспективных направлениях деятельности, востребованных профессиях и т.д.);

- определение интересов и склонностей воспитанников, а также выявление отдельных профессионально важных навыков и умений.

Кроме того, анализируется социальная ситуация каждого выпускника для определения возможности и ограничивающих факторов (обеспеченность жильем, семейная ситуация, материальная обеспеченность, возможность поддержки от близких и родственников и т.д.).

С детьми детально обсуждаются  тенденции на рынке труда и рынке образовательных услуг. Определяется уровень развития профессиональных навыков, способностей, личностных качеств и характеристик.

Важнейшим этапом является проведение комплексной методики диагностики способности воспитанника к профессиональному самоопределению. Изучается потребностно-мотивационная сфера, характерологические особенности выпускников, особенности эмоционально-волевой сферы, психофизиологические особенности выпускников. Особое внимание нужно уделять состоянию здоровья выпускников при выборе профессии, изучать профессионально - производственные противопоказания и примерный перечень допустимых профессий и мн.др.

Результатом работы должна стать проработка с каждым выпускником основного и запасного вариантов профессионального выбора с учетом интересов, склонностей, интеллектуальных и личностных возможностей, медицинских противопоказаний, контекста жизненной ситуации.

Опыт показывает, что выпускники организаций для детей-сирот нуждаются в особом профессиональном сопровождении. Ребенку нужен друг или наставник, способный к пониманию - тот человек, который сможет оказать помощь в трудовой и социальной адаптации. Поэтому, на мой взгляд, внедренный и широко обсуждаемый в последние годы вопрос о постинтернатном сопровождении выпускников организаций для детей-сирот, является актуальным и наиболее важным для оказания им помощи в успешной социализации и трудовой деятельности. Как показывает опыт, благодаря такому сопровождению выпускники гораздо легче проходят период адаптации к новым жизненным условиям, не теряют связи с привычной средой и значимым для себя взрослым, чувствуют себя более уверенно и знают куда обратиться за помощью в трудной ситуации.  

Безусловно, полностью уберечь выпускников от проблем не удастся, но по возможности максимально помочь им в социальной и трудовой адаптации, получении профессии и трудоустройстве, решении жилищных проблем, построении семейных отношений,  весь комплекс вышеперечисленных мероприятий может. Главное, не быть равнодушными к тем, за кого мы несем ответственность не только перед государством, но и перед самими собой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Технология сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом их состояния здоровья"

Технология постинтернатного сопровождения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализуется в МОУ «Наш дом» - в соответствии с Постановлением Правительства ...

Дополнительная общеразвивающая программа подготовки воспитанников, организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ПО ПРАВОВОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ «ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА»

Практика показывает, что юридически подкованные воспитанники практически не попадают в криминальные, неловкие ситуации. Тем не менее, есть выпускники, которые не способны  принимать решение и нес...

Дополнительная общеразвивающая программа подготовки воспитанников, организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ПО ПРАВОВОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ «Успешный гражданин Российской Федерации»

Практика показывает, что юридически подкованные воспитанники практически не попадают в криминальные, неловкие ситуации. Тем не менее, есть выпускники, которые не способны  принимать решение и нес...

статья Систематизация деятельности классного руководителя по формированию эмпатийных способностей у детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В статье  рассказывается о работе классного руководителя по  формированию эмпатийных способностей у детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей...

Доклад «Индивидуальное комплексное сопровождение как технология реабилитационной работы в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ТМНР».

Использование различных видов реабилитационной и коррекционно-развивающей деятельности с детьми с ТМНР в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей...

«Комплексная программа работы воспитательной группы организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

       Основной педагогической задачей, которая стоит перед нами, является формирование у выпускника ключевых компетенций, которые нужны ему во взрослой, самостоятельной жиз...