МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ Литературная гостиная «Константин Дмитриевич Ушинский – великий педагог и детский писатель»
методическая разработка (9, 10, 11 класс)

Гудкова Анастасия Борисовна

2023 год был объявлен  годом педагога и наставника, благодаря знаменательной дате в истории Российской педагогике – 200-летие К.Д. Ушинского. Данное мероприятие дает объективное представление обучающимся о К.Д. Ушинском как о человеке, педагоге и государственном деятеле, раскрывает значение его многочисленных педагогических трудов. Заставляет вернуться в период детства, еще раз окунаясь в мир сказок и рассказов К,Д. Ушинского. Обучающимся предлагается стать активными участниками этапов мероприятия, а в конце проверить свою внимательность, кругозор и знания этой темы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Тульской области

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Щекинский политехнический колледж»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

Литературная гостиная

«Константин Дмитриевич Ушинский – великий педагог

и детский писатель»

Разработал:

методист ГПОУ ТО «ЩПК»

 Гудкова Анастасия Борисовна

г. Щекино 2023

Описание мероприятия:

2023 год был объявлен  годом педагога и наставника, благодаря знаменательной дате в истории Российской педагогике – 200-летие К.Д. Ушинского. Данное мероприятие дает объективное представление обучающимся о К.Д. Ушинском как о человеке, педагоге и государственном деятеле, раскрывает значение его многочисленных педагогических трудов. Заставляет вернуться в период детства, еще раз окунаясь в мир сказок и рассказов К,Д. Ушинского. Обучающимся предлагается стать активными участниками этапов мероприятия, а в конце проверить свою внимательность, кругозор и знания этой темы.

Цель: систематизировать знания обучащихся о личности К.Д. Ушинского – большого патриота России, теоретика и практика русской школы, его деятельности в педагогике, его художественных произведений.

Тип проекта: учебный, межпредметный (педагогика – история – литература).

Состав исполнителей: студенты 1 курса СПО.

Оборудование: презентация «Жизнь и деятельность К.Д.Ушинского», костюмы для сценок, заставки для сценок, видео мультипликационного фильма «», презентация-викторина «Ушинский и другие педагоги-наставники», сертификаты участия.

Ход мероприятия.

Ведущий 1.         Добрый день друзья! Мы рады приветствовать Вас в литературной гостиной. Сегодня мы посвящаем наше мероприятие знаменательной дате – 200-летию со дня рождения Константина Дмитриевича Ушинского.

«В сумке почтальона болтали между собой повестки и письма. А он между тем бегал по улицам и равнодушно разносил по домам радость и горе, смех и печаль, любовь и злобу, дружбу и ненависть, правду и ложь, важные известия и глупые пустые фразы»

Так же, как и в сумке почтальона в судьбе нашего героя, бывало, всякое и с работы увольняли и новую не давали или не хотели принимать на приличное место, тогда он устраивался на мелкую должность, главное продолжать свое дело. Его страстной мечтой, записанной в личном дневнике, было стать полезным своему Отечеству. Правильному воспитанию и просвещению подрастающего поколения и посвятил свою жизнь этот человек. Его идеи и труды актуальны и сегодня. Великий педагог, писатель, основоположник научной педагогики.

Все это Константин Дмитриевич Ушинский. Именно с ним напрямую связано объявление 2023 года в России – годом педагога и наставника.

 студент группы 1М Акимов Артём рассказ «Наше Отечество» (ролик)

Слайд 1. Константин Дмитриевич Ушинский…

Ведущий 2.        Совсем недавно имя этого великого педагога, реформатора в области образования в Российской империи, носил Северо-Казахстанский пединститут, преобразованный в университет и по пути потерявший свое гордое имя. Сейчас выяснилось, что и при его жизни сильные мира сего не очень – то признавали заслуги рефоматора в области народного образования.

Слайд 2.

В жизни К.Д. Ушинского ведь бывало и хуже. В середине 19 века даже не было точно известно, где и когда он родился. Родственникам пришлось обратиться в один из тульских храмов, где должна была сохраниться запись о рождении будущего педагога-новатора. Считалось, что «19 февраля (2 марта) 1824 года у отставного офицера, участника Отечественной войны 1812 года, мелкопоместного дворянина Дмитрия Григорьевича Ушинского родился сын Константин»… Но священник, якобы сделавший такую запись, давно скончался, метрическая книга затерялась, поэтому до сих пор существуют три варианта биографий К.Д. Ушинского.

Слайд 3.

Дотошные тульские краеведы установили, что мальчик родился все-таки в Туле, и даже нашли в старой части города место, где стоял дом Ушинских. Через год отставной офицер был назначен судьёй в небольшой, но старинный уездный городок Новгород-Северский в Черниговской губернии. Вся семья переехала туда. Детство и отрочество Константина прошло в приобретенном отцом небольшом имении в четырёх верстах от Новгород-Северского. До 11 лет мальчика воспитывали и учили дома. Мать К. Д. Ушинского Любовь Степановна Ушинская (Капнист)  сама руководила первоначальным обучением сына, пробудив в нем любознательность и интерес к чтению. Она умерла, когда Ушинскому было 11 лет.

Слайд 4.

Ушинского приняли сразу в третий класс гимназии, которую он окончил в 1840 году и поступил на юридический факультет Московского университета. Без документов. Оказывается, тогда так было можно. Студентам читали лекции блестящие преподаватели, в том числе такие известные вольнодумцы, как профессор истории Т.Н. Грановский и профессор философии государства и права П.Г. Редкин, который оказал немалое влияние на К. Д. Ушинского в выборе профессии. Юноша решил заняться педагогикой. Впрочем, педагогическая деятельность Ушинского началась еще во время учёбы в университете. Как и всем студентам, ему не хватало денег, присылаемых родителями. А тут ещё Константин пристрастился к театру. Пришлось подрабатывать частными уроками. Тоже обычное занятие для студентов того времени. 

Слайд 5.

Ведущий 1.        Студенты группы 1 ТОС представляют вашему вниманию притчу «Дедушка и внучек».

Ведущий 2.        

Слайд 6. 

В июне 1844 года ученый совет Московского университета присудил Константину Ушинскому степень кандидата юриспруденции, а в 1846 году он был назначен исполняющим обязанности профессора законоведения, государственного права и финансов в Ярославском лицее, в свое время открытом внуком самого знаменитого туляка – Никиты Демидова, основателя оружейных заводов. Однако молодой профессор оказался слишком демократичным для провинциального учебного заведения, что привело к конфликтам с начальством, доносам и негласному надзору над ним и, в конечном итоге, к его отставке из лицея за вольнодумство. К. Ушинский впервые остался без работы и некоторое время зарабатывал себе на жизнь переводами статей из иностранных журналов, рецензиями и обзорами в журналах, а все его попытки устроиться снова на преподавательскую должность оказывались тщетными. Через полтора года К. Д. Ушинский переехал в Санкт-Петербург. В январе 1854 года, благодаря помощи бывшего коллеги по Демидовскому лицею, К. Д. Ушинскому удалось получить работу преподавателя русской словесности в Гатчинском Сиротском институте, который находился под покровительством самой императрицы Марии Александровны, жены царя – освободителя Александра Второго. Задачей Гатчинского сиротского института была воспитание людей, «верных царю и отечеству», а применяемые для этого методы славились своей строгостью. Так, за небольшую провинность воспитанника могли посадить под арест в карцер, а на прогулку за стены института воспитанники могли выходить только по субботам и воскресеньям. Сам К.Д. Ушинский так характеризовал позже институтские порядки: «Канцелярия и экономия наверху, администрация — в середине, учение — под ногами, а воспитание — за дверьми здания». И все-таки за пять лет работы (1854 —1859) К. Д. Ушинскому удалось изменить старые и внедрить новые порядки и традиции в Сиротском институте, которые сохранялись в нём вплоть до 1917 года. Педагогу удалось начисто искоренить фискальство, доносительство, характерные для учебных заведений закрытого типа. Ему удалось изжить воровство, так как самым суровым наказанием для воров стало презрение товарищей. Чувство настоящего товарищества К. Д. Ушинский считал основой воспитания.

Слайд  7.  Уже через год своей службы К. Д. Ушинский был повышен по службе и назначен инспектором классов (что-то похожее на замдиректора по воспитательной работе). В этом Сиротском институте К. Д. Ушинский обнаружил архив кого-то из своих предшественников, а в нем — «Полное собрание педагогических книг», которые, видимо, мало кто читал из коллег Ушинского. Но эти книги оказали огромное влияние на мировоззрение молодого педагога. Впоследствии он написал одну из лучших своих статей по педагогике «О пользе педагогической литературы». И тогда он стал постоянным автором «Журнала для воспитания» и «Библиотеки для чтения» (1854—1859). Особенно остро тогда стоял вопрос о женском образовании. Считалось, что девочкам достаточно домашнего воспитания, чтобы она умела вести хозяйство, стала хорошей матерью и растила детей. Всякие «мужские науки», вроде физики или химии, при таком подходе к делу были совершенно излишни. А время требовало, чтобы и девушки получали полноценное образование. Из них же, по мнению К.Д. Ушинского, «штамповали жеманных кукол, знающих лишь французский да умеющих музицировать и танцевать». Императрица, конечно, обратила внимание на Ушинского не просто так. Никогда бы не узнала она о существовании скромного педагога, если бы он не начал публиковать в «Журнале для воспитания» свои умные статьи, наполненные интересными и свежими идеями.  К.Д. Ушинский разработал совершенно новые программы с четким распределение сложных дисциплин от класса к классу. И «жеманные куклы» прекрасно познавали «мужские» науки. Со времен основательницы Смольного института Екатерины Великой лучшие выпускницы, обычно из знатных семей, становились фрейлинами императриц или их дочерей и служили при дворе, как например, дочь поэта и дипломата Ф.И. Тютчева, которая сначала воспитывалась в Германии, где получила образование в Мюнхенском королевском институте. В Россию Анна Федоровна приехала 18-летней девушкой, не зная русского языка. Анна Федоровна надолго стала любимой фрейлиной цесаревны и воспитательницей её младших детей. Не всем выпускницам институтов благородных девиц удавалось стать фрейлинами. Ведь большинство из них были сиротами или из не очень богатых семей. Такие становились обычными домашними учительницами.

По идее Ушинского, при гимназиях открывались педагогические классы, в которых воспитанницы получали подготовку для будущей работы в качестве домашних учительниц или воспитательниц. Константин Дмитриевич пригласил в Смольный институт талантливых преподавателей, ввел в практику работы совещания и конференции педагогов. Нынешние школьные и студенческие каникулы – тоже подарок школярам от Константина Дмитриевича. До него «институтки» поводили в своих закрытых учебных заведениях 12 лет и ни разу не виделись с родителями. Считалось, что взрослые могут дурно повлиять на детей. В результате девочки отвыкали от дома, забывали родных и мало что понимали в семейной жизни, хотя у них и были уроки домоводства. Именно при Ушинском воспитанницы, не без сопротивления начальства, получили право проводить каникулы и большие праздники у родителей.

        Слайд 8.

Ведущий 1.        Для нас звучит песня «Танец злобного гения»  в исполнении преподавателя Петрова Виктора Николаевича, и студента  группы 1М Максимова Данила.

Ведущий 2.        Слайд 9. Сведения о том, почему К.Д. Ушинский 1862 г. ушел в отставку после недолгой работы в Смольном институте благородных девиц, сохранились в мемуарах некоторых воспитанниц института.

 Реформы, предложенные педагогом–новатором, вызвали большое недовольство у членов Мариинского комитета, руководившего этим элитарным учреждением. Разразился публичный скандал в присутствии императрицы, которая и пригласила педагога в институт. Но священник написал донос на Ушинского, обвинив его в атеизме. Директору тоже не понравились некоторые новации педагога. Он обвинил Константина Дмитриевича в том, что тот собирается воспитывать из дворянок «мужичек». Однако, чтобы смягчить впечатления от некрасивого и шумного скандала, педагогу было предложено «выехать за границу на пять лет за казенный счет для лечения, изучения состояния начального и женского образования и составления учебника по педагогике. Эта командировка была фактически замаскированной ссылкой, хотя все перенесенное в России, и в самом деле, тяжело отразилось на здоровье Ушинского, обострило давнюю болезнь легких, погубившую его мать. Это заболевание тогда называлось чахоткой и считалось неизлечимым. От него умирали даже некоторые члены царской семьи. Что уж говорить о простолюдинах! Но, несмотря на тяжелую болезнь, Константин Дмитриевич за границей не только лечился, но и усиленно работал. За это время Ушинский посетил Швейцарию, Германию, Францию, Бельгию и Италию, Побывал и в США. Везде он посещал и изучал учебные заведения — женские школы, детские сады, приюты и школы, особенно в Германии и Швейцарии, считавшиеся самыми передовыми в части новаций в педагогике. Свои заметки, наблюдения и письма этого периода Константин Дмитриевич объединил в статье «Педагогическая поездка по Швейцарии».

Слайд 10.  Там же, в Европе, К.Д. Ушинский и издал в 1864 г. свои замечательные книги «Родное слово» и «Детский Мир». Фактически это были первые массовые и общедоступные российские учебники для начального обучения детей. Более того, Ушинский написал и издал особое руководство для родителей и учителей к своему «Родному Слову». Оно называлось «Руководство к преподаванию по “Родному слову” для учителей и родителей». Это было первое в истории педагогики методическое указание к школьному учебнику. Книги Ушинского пользовались огромной популярностью у тех, кому они были адресованы, – у родителей и учителей. «Родное слово» до октября 1917 г. выдержало 146 изданий. Да и многие учебники под названием «Родная речь» и хрестоматии по литературе для разных классов советской школы тоже строились по методике К.Д. Ушинского.

Слайд 11.

Ведущий 1.                группа 1УКП -  сказка Константина Ушинского «Спор воды с огнем».

Слайд 12.

Ведущий 2.        «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии», он начал печатать в 1867 году. Первый том «Человек как предмет воспитания» вышел в 1868 году, а через некоторое время вышел второй том. Третий том остался незавершённым. В этой своей работе К. Д. Ушинский подходит к рассмотрению психических явлений на фундаментальной философской основе. Он вполне самостоятельно дал в своём труде ценный психологический анализ цепочки: ощущение прекрасного — чувствование прекрасного — осознание. Также в этом труде К. Д. Ушинский дал обоснование предмета педагогики, её основных закономерностей и принципов.

Слайд13.
Часто даже учителя, занятые воспитанием чужих детей, могут мало внимания уделять своим собственным. «Сапожник без сапог», «Врачу, исцелися сам» — эти «премудрости» никогда не относились к семье Ушинских. Как родители Константина Дмитриевича души друг в друге не чаяли, так и он сам воспитал своих шестерых потомков вполне достойными людьми. К 1870 году, когда Константин Дмитриевич вернулся из своей «заграничной командировки» в семье было уже шестеро детей.

Слайд 14.

В это время, в преддверии реформ Александра II, система образования и воспитания была у всех на устах наряду с другими горячими темами социальной жизни России. Все требовали перемен и обновления, в педагогической сфере в том числе. Русская школа переживала затянувшийся застой. Она была задавлена чиновниками от просвещения, видевшими в каждой новой идее проявление вольнодумства. Статьи  и книги Ушинского зачитывают до дыр, он становится известен, мнение его авторитетно.

Слайд 15.

Книги Ушинского были общедоступны не только по цене. Они были доступны детскому сознанию. Оставаясь верным принципам реалистической педагогики Коменского и Песталоцци, Ушинский пишет впервые в России книги для детей на материале, доступном детскому пониманию. Впервые детям в глухих уездах в простых бревенчатых школах предлагали не зубрежку хором непонятных слов. Впервые им предлагали интересные и понятные рассказы и сказки.

Слайд 16.

Ведущий 1.        Вашему вниманию  группа 1М представляет инсценировку рассказа Ушинского  «Паук».

Слайд 17.

Ведущий 2.         Мир природы был родным домом простого народа. Мир животных был им знаком не понаслышке. Народ сливался с этим удивительным живым миром с детства и всю жизнь существовал как часть ее. Вот о ней и писал Ушинский свои недетские «детские» книги. Ими зачитываются и дети XXI века.

Но Ушинский идет дальше. Он дает в руки родителей и учителей особое руководство к своему «Родному Слову», имевшее благотворное и широчайшее влияние на русскую народную школу. Это его знаменитое «Руководство к преподаванию по «Родному слову» для учителей и родителей». Оно остается лучшим пособием по методике родного языка и до настоящего времени, а до 1917 года выдержало 146 изданий. Традиции «Родного слова» Ушинского сохраняются и в современных учебниках.

Слайд 18.

А ещё человечество хранит мудрые мысли К.Д.Ушинского, ставшие крылатыми фразами:

«Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет».

«Самая важная часть воспитания - образование характера».

«Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение».

Слайд 19.

Ведущий 1.        Давайте посмотрим мультипликационный фильм снятый в 1984 году по одноименному произведению К. Ушинского  «Охотник до сказок»

Мультфильм.

Слайд 20.

Ведущий 2.         Константин Дмитриевич Ушинский должен быть поставлен в ряд деятелей эпохи реформ. Модернизируемой стране нужны были школы, для школ - учителя и книги. Ушинский горячо ратовал и за обучение самих учителей и ввел новую форму для этого - семинары. И в  настоящее время семинар – это  эффективная форма  работы педагогов, позволяющая обменяться опытом, приобрести новые знания.

Слайд 21.

Последние годы жизни Ушинский посвятил своему главному труду, «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии». Сочинение это выходит уже 11 изданием и пользуется вполне заслуженной известностью. Но труд этот остался неоконченным.

В настоящее время больше всего потомков Ушинского живет в Канаде. Среди них одних только профессоров ВУЗов этой страны и США — шестеро. Например, правнук Дмитрий Поспеловский – профессор истории университета Западного Онтарио в Канаде. А вот в России вроде бы остался только один из потомков Ушинского. По слухам, зовут его Сергей, он матрос, жил в Мурманске. Но эти сведения требуют тщательной проверки. Самому Константину Дмитриевичу не удалось полюбоваться радоваться ни на взрослых детей, ни на внуков. В злополучном 1870 году семью настигли две страшные трагедии. Когда глава семьи находился на съезде учителей в Симферополе, дома, в Богданке, на охоте погиб его старший 18-летний сын Павел. Испытание для отца было таким тяжелым, что семья покинула родной дом на Черниговщине, где всё напоминало о погибшем юноше, и перебралась в Киев, в срочно купленный там дом. Но и там дружную семью настигла беда. После первой трагедии К.Д. Ушинский вместе с двумя младшими сыновьями уехал в Крым лечиться.

Слайд 22.

Но Константин Дмитриевич в дороге простудился, у него начались серьезные осложнения, и он был вынужден остановиться у старых друзей в Одессе … Там Константин Дмитриевич скончался 3 января 1871 года в возрасте всего-то 47 лет. Его похоронили в Киеве… на территории Выдубецкого монастыря.

Слайд 23.

Современники глубоко чтут память великого педагога. Именем Ушинского названы улицы, заведения в различных городах России.

Ярославский Государственный  Педагогический Университет имени К.Д.Ушинского.

Научная педагогическая библиотека имени К. Д. Ушинского в Москве

Слайд 24.

Памятник К.Д.Ушинскому  перед зданием Российского Государственного Педагогического Университета  имени  Герцена. И это символично, так как «Ушинский- великий учитель  русских учителей».

Слайд 25. А достойных педагогов-преемников награждают медалью К.Д.Ушинского. Она  утверждена приказом Министерства образования и науки РФ «О знаках отличия в сфере образования и науки» (№ 84 от 6 октября 2004 г.)

Слайд 26.

Ведущий 1.        студенты группы 1 ТОС  - Посвящения в стихах учителям.

Слайд 27.

К.Д.Ушинский - великий человек России.

Он - основоположник научной педагогики в России. Нововведения Ушинского в образовании: главным условием всестороннего развития личности он считал труд, центральное место в обучении отводил родному языку, ввел в практику педагогической работы совещания, ему удалось убрать существовавшее до него разделение контингента учащихся на «благородных» и «неблагородных».

«Сделать как можно больше пользы моему Отечеству, вот единственная цель моей жизни, и к ней-то я должен направлять все свои способности»

Слайд 28.

 Друг и соратник Ушинского Л.Н. Модзалевский сказал такие слова: «Ушинский – это наш действительно народный педагог, точно так же, как Ломоносов – наш первый народный ученый, Суворов – наш народный полководец, Пушкин – наш народный поэт, Глинка – наш народный композитор».

Слайд 29.

Ведущий 1.        Я приглашаю на сцену Студентов  группы 1 М, они  исполнят для нас песню «Учитель».

Песня

Ведущий 1.        Чтобы подвести итог нашей гостиной,  мы предлагаем группам принять участие в интеллектуальной викторине.

Викторина.

Ведущий 1.        У каждого в жизни есть свой наставник, зачастую ими становятся первые учителя, классные руководители, кураторы, старшие коллеги по работе. Напутствия его мы проносим через всю жизнь, это формирует в нас жизненные принципы и установки.

В память о сегодняшнем мероприятии позвольте нам вручить вам сертификаты участников литературной гостиной и пожелать всего самого доброго.

Ведущий 2. Вручение сертификатов.

                                                


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГПОУ ТО «ЩПК»

Слайд 2

Жизнь и деятельность К. Ушинского 10 20 30 50 Ушинский - добрый сказочник 10 20 30 50 Великие педагоги и наставники мира 10 20 30 50

Слайд 3

1. 10 баллов. Вопрос: Детство и юность К. Ушинского прошли в украинском городке Новгороде Северском. А в каком городе родился деятель? Ответ: В Туле в 1823 году

Слайд 4

1. 20 баллов. Вопрос: Кем был К.Ушинский по образованию. Ответ: Он был юристом .

Слайд 5

1. 30 баллов. Вопрос: Работая в каком учебном заведении К. Ушинскому удалось реализовать свои педагогические реформы? Ответ: В 1859 году Ушинский был назначен инспектором Смольного института благородных девиц.

Слайд 6

1. 50 баллов. Вопрос: Как называется, созданная К.Ушинским «азбука и первая после азбуки книга для чтения, с прописями… и картинками в тексте», служившая основой обучения в начальной школе вплоть до основания СССР. Применяется и в современном образовании. Ответ: «РОДНОЕ СЛОВО»

Слайд 7

2. 10 баллов. Вопрос: Название притчи? Ответ: «Дедушка и внучек»

Слайд 8

2. 20 баллов. Вопрос: Какая стихия стала СУДЬЁЙ в споре между Огнём и Водой в сказке К.Ушинского «Спор Воды с Огнём»? Ответ: ВЕТЕР

Слайд 9

2. 30 баллов. Вопрос: Назовите место где произошла беседа отца и сына из рассказа К. Ушинского «Паук». Ответ: ВИНОГРАДНИК

Слайд 10

2. 50 баллов. Вопрос: Назовите русскую народную сказку, пересказанную К.Ушинским , которая имеет 16 русских вариантов, 8 – украинских, 5 – белорусских. А похожий герой и сюжет известны в фольклоре балтских, скандинавских, германских народов, а также в узбекском и татарском. Ответ: КОЛОБОК

Слайд 11

3. 10 баллов. Вопрос: Она стала первым учителем и жизненным наставником А.С. Пушкина, хоть и не имела совершенно никакого образования. Ответ: няня Арина Родионовна

Слайд 12

3. 20 баллов. Вопрос: Назовите имя великого деятеля России и мира, который один из первых открыл бесплатную школу для крестьянских детей, создал для них Азбуку и программу обучения в начальной школе. Ответ: Лев Николаевич Толстой 1859 год основал школу в Ясной Поляне. .

Слайд 13

3. 30 баллов. Вопрос: Одна из основных наград этого великого русского деятеля, конечно же педагога и наставника, — основание Московского университета, в котором могли обучаться не только представители высших сословий, но и крестьяне, так как и сам он был из семьи крестьянина. Ответ: Михаил Васильевич ЛОМОНОСОВ

Слайд 14

3. 50 баллов. Вопрос: Назовите имя знаменитого педагога и наставника великого царя и завоевателя Александра Македонского. Ответ: Аристотель

Слайд 15

Подведение итогов викторины


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Константин Дмитриевич Ушинский – великий педагог и детский писатель (1823 – 1870) Методический материал к занятию

Слайд 2

Страницы биографии Родился в Туле, где служил в то время его отец. После назначения отца судьей вся семья перебралась в небольшой городок Новгород-Северский Черниговской губернии, где прошли детские и юношеские годы Ушинского. Дом в Туле, в котором жила семья Ушинских Дом в Новгород-Северском

Слайд 3

Родители Отец К. Д. Ушинского Дмитрий Григорьевич Ушинский происходил из обедневших дворян. Много лет служил в русской армии, ветеран Отечественной войны 1812 года. Был преподавателем военного корпуса. Мать К. Д. Ушинского Любовь Степановна Ушинская (Капнист) сама руководила первоначальным обучением сына, пробудив в нем любознательность и интерес к чтению. Она умерла, когда Ушинскому было 11 лет. О ней он сохранил на всю жизнь трогательно-нежные воспоминания.

Слайд 4

Страницы биографии Здание гимназии Московский университет К.Д.Ушинский учился в Новгород-Северской гимназии, где был примерным учеником, много читал, часто был инициатором диспутов на различные темы, не мог терпеть подхалимства среди учеников, несправедливости некоторых учителей. После окончания гимназии в 1840 г. Ушинский поступил в Московский университет на юридический факультет, который блестяще закончил в 1844 г., сдал магистерский экзамен и получил степень кандидата юриспруденции.

Слайд 5

Преподавательская деятельность В 1846 году стал преподавать в Ярославском юридическом лицее. По рассказам бывших студентов, К. Д. Ушинский увлекательно излагал свои лекции по государственному праву. В 1850 г. был вынужден уйти в отставку. Через 1,5 года переезжает в Петербург. В 1854 году Ушинскому удалось получить назначение сначала учителем, а затем инспектором Гатчинского сиротского института, где он значительно улучшил постановку обучения и воспитания.

Слайд 6

Преподавательская деятельность В 1859 г. Ушинский был назначен инспектором классов Смольного института благородных девиц. Девушек воспитывали в духе христианской морали и превратного представления об обязанностях жены и матери, им давали очень мало реальных знаний и больше заботились о привитии им светских манер, преклонения перед царизмом. Ушинский смело провел реформу института, ввел новый учебный план, главными предметами которого сделал русский язык, лучшие произведения русской литературы, естественные науки, широко применял наглядность в обучении, проводил опыты на уроках биологии и физики.

Слайд 7

Пребывание за границей В 1862 году Ушинский был направлен на пять лет за границу для лечения и изучения школьного дела. За это время он посетил Швейцарию, Германию, Францию, Бельгию и Италию, в которых он посещал и изучал учебные заведения — женские школы, детские сады, приюты и школы, особенно в Германии и Швейцарии, считавшиеся самыми передовыми в части новаций в педагогике. Свои заметки, наблюдения и письма этого периода он объединил в статье «Педагогическая поездка по Швейцарии». г. Вена в Швейцарии (на Женевском озере), где жил и лечился Ушинский

Слайд 8

Учебные книги За границей в 1864 году Ушинский написал и издал учебную книгу «Родное слово», а также книгу «Детский мир » (1861). Фактически это были первые массовые и общедоступные российские учебники для начального обучения детей. Более того, он написал и издал особое руководство для родителей и учителей к своему «Родному слову» — «Руководство к преподаванию по „Родному слову“ для учителей и родителей». Это руководство оказало огромное, широчайшее влияние на русскую народную школу. Свою актуальность как пособие по методике преподавания родного языка оно не потеряло и по сей день.

Слайд 9

Последний главный научный труд «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии», он начал печатать в 1867 году. Первый том «Человек как предмет воспитания» вышел в 1868 году, а через некоторое время вышел второй том. Третий том остался незавершённым. В этой своей работе К. Д. Ушинский подходит к рассмотрению психических явлений на фундаментальной философской основе, не будучи приверженцем какой-либо определённой философской системы, он вполне самостоятельно дал в своём труде ценный психологический анализ цепочки: ощущение прекрасного — чувствование прекрасного — осознание. Также в этом труде К. Д. Ушинский дал обоснование предмета педагогики, её основных закономерностей и принципов.

Слайд 10

Могила Ушинского в Киеве на территории Выдубицкого монастыря Памятник К.Д.Ушинскому перед главным зданием РГПУ имени А.И.Герцена на наб.р. Мойки, 48

Слайд 11

Система взглядов Ушинского как педагог-философ , отчетливо понимал, что педагогика может базироваться только на прочном философском и естественнонаучном фундаменте, на концепции народности воспитания, отражающих развитие этой науки и специфику национальной культуры и воспитания; как теоретика воспитания его отличает глубина проникновения в сущность педагогических явлений, стремление выявить закономерности воспитания как средства управления развитием человека; как методист разрабатывал вопросы содержания образования, сущность процесса обучения, принципы, частные методики обучения, создал замечательные учебники "Родное слово" и "Детский мир", которые составили эпоху в детской педагогической литературе; как педагог-психолог разрабатывал психологические основы обучения, изложил систему психологических идей (дал характеристику мышления, памяти, внимания, воображения, чувств, воли); как школовед выдвинул программу преобразования русской школы, особенно русской народной школы, чтобы привести ее в соответствие с потребностями развития страны и демократизацией образования; как историк педагогики изучал труды представителей мировой педагогики Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И.Песталоцци, Спенсера и др.

Слайд 12

«Ушинский – это наш действительно народный педагог, точно так же, как Ломоносов – наш первый народный ученый, Суворов – наш народный полководец, Пушкин – наш народный поэт, Глинка – наш народный композитор». (Друг и соратник Л.Н.Модзалевский)

Слайд 13

Произведения для детей

Слайд 14

Рассказы о животных «Бишка» «Васька» «Петушок с семьей» «Лиса Патрикеевна» «Уточки» «Курица и утята» «Бодливая корова» Животные представлены с характерными повадками и в той жизненной «роли», которая неотделима от их природы.

Слайд 15

Рассказы о детях «Четыре желания» «Утренние лучи» «Умей обождать» «Дети в роще» «Трусливый Ваня» «Вместе тесно, а врозь скучно» «Сила не право» Произведения отличаются тонкой психологичностью и на простых примерах преподают детям уроки жизни, тактично подсказывают, от чего в себе надо избавляться, какие недостатки в характере могут помешать в дальнейшем.

Слайд 16

Познавательные рассказы «Как рубашка в поле выросла» «История одной яблоньки» «Проказы старухи-зимы» «Гадюка» «Лес и ручей» «В лесу летом» Обогащение ребенка разнообразными знаниями естественно-научного характера с целью постижения живого, окружающего мира.

Слайд 17

Сказки «Козлятки и волк» (обработка р.н.с.) «Колобок» (обработка р.н.с.) «Не плюй в колодец – пригодится воды напиться» (обработка р.н.с.) «Мужик и медведь» (обработка р.н.с.) «Сивка-бурка» (обработка р.н.с.) «Слепая лошадь» (литературная сказка) Использует известные фольклорные сюжеты. Близость к фольклору подкрепляет традиционными зачинами: «Жили-были на одном дворе Кот, Козел да Баран»; «Жили старичок со старушкой, и жили они в большой бедности»; «Было у старика трое сыновей: двое умных, а третий – Иванушка-дурачок »…

Слайд 18

Ушинский придавал большое значение языку своих произведений. «Старался излагать избранные… предметы языком простым», но никогда не подделывался под детский лепет. Родной язык считал «величайшим наставником» и великим учителем, который «учит удивительно легко». Язык рассказов Ушинского признан образцовым ,т.к. соответствовал принципам высокого искусства и принципам педагогики. «Знания, усвоенные умом, развивают ребенка, а язычное умение может воспитать пустых говорунов». (К.Д.Ушинский)

Слайд 19

Заключение ..Ушинский принадлежит не только прошлому: он продолжает жить и в нашей современности. Идеи создателя "Детского мира", "Родного слова", "Педагогической антропологии" сохраняют по сей день свою творческую силу. В. П. ПОТЕМКИН


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Литературное кафе "Зимние напевы"

Работа представляет собой сценарий литературного праздника для учащихся 6-7 классов . Содержит в себе подборку разных игровых моментов для праздника. Так же представлена презентация ученицы....

Методическая разработка внеклассного мероприятия литературного вечера по теме «Имя твое - ЧЕЛОВЕК».

Данный литературный вечер проводится в рамках методической работы ЦМК общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и является открытым мероприятием цикловой комиссии.Основные цели данного ве...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по истории «Клип-конкурс «Песни Великой войны» »

Цель: воспитание   чувства патриотизма, гордости за свою страну, за русских людей на примерах  песен военных лет.Задачи:• расширение  представления  обучающихся   об...

Методическая разработка внеклассного мероприятия: «Литературно – музыкальная гостиная «Всё о любви…»

Данное мероприятие  было подготовлено и проведено в рамках внеклассной работы по иностранному языку, которая имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа н...

. Методическая разработка внеклассного мероприятия. Литературно - музыкальная композиция "Прерванный полёт"

Творческий вечер -  дань памяти о человеке, который воплотил в своем творчестве боль и совесть прошлого и настоящего времени. Памяти русского поэта, певца, актёра, барда Владимира Высоцкого ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия Литературная гостиная «Открывая книг страницы»

В современном обществе среди молодежи все большее место занимают «элетронные преподаватели»; телевидение и компьютер стали наиболее распространенным способом проведения досуга, а чтение ух...

методическая разработка внеклассного мероприятия «Музыкальная гостиная.175-летию со дня рождения композитора Н. А. Римского-Корсакова посвящается»

Николай Андреевич Римский-Корсаков   - один из самых знаменитых и один из самых плодотворных русских композиторов-классиков, к тому же ещё дирижер и педагог.  Знакомству с его творчеств...