Формирование базовых логических действий на уроках
статья

Кузьмина Ольга Владимировна

Федеральный государственный образовательный стандарт определяет цель школьного образования как развитие учеников на основе универсальных учебных действий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование базовых логических действий

Федеральный государственный образовательный стандарт определяет цель школьного образования как развитие учеников на основе универсальных учебных действий.

Что такое УУД

Универсальные учебные действия (УУД) по ФГОС в широком значении — умение ученика учиться, способность к саморазвитию за счет активной познавательной деятельности. Это совокупность приемов, которые помогают успешно усваивать новые знания и навыки, а также применять их в учебных и жизненных ситуациях. 

Учебные действия названы универсальными, потому что они носят надпредметный характер, их можно применить на любом уроке.   

Кроме того, они организуют учебную деятельность в комплексе. Другими словами, освоение этих действий формирует способность к обучению, вырабатывает познавательную мотивацию, помогает ребенку ставить перед собой цель и задачи при обучении, выстраивать стратегию их достижения.     

Функции УУД

Любая современная образовательная программа в России построена на развитии универсальных учебных действий. Основные функции УУД:

  • Предоставляют ученику возможность самостоятельно получать новые знания по предметам, ставить учебные цели, находить средства для их достижения, а также контролировать и оценивать свои результаты.
  • Создают условия для гармоничного и всестороннего развития личности, помогают школьникам в дальнейшей самореализации, формируют способность и готовность к постоянному обучению, устраняют препятствия для самообразования и успешного освоения новых знаний во взрослой жизни.

Умение учиться — это не только фактор, повышающий эффективность школьного образования, но и инструмент формирования целостной картины мира, гражданских и моральных ценностей.

Остановимся более подробно на познавательных УУД, а в частности как сформировать базовые логические действия у учащихся.

Познавательные УУД      -это всем знакомые общие учебные действия, которые делятся на:

  • Базовые логические действия: умение классифицировать, обобщать, сравнивать, выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, подбирать варианты решения задачи с учетом самостоятельно выставленных критериев.
  • Базовые исследовательские действия: формулировать вопросы по искомой информации, выставлять гипотезу, оценивать информацию, полученную в ходе исследования, на применимость, аргументировать свою позицию и мнение.
  • Работа с информацией: умение выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию, оценивать ее надежность и достоверность.

В ходе познавательных учебных действий ребенок учится создавать и проверять собственные гипотезы, выстраивать причинно-следственные связи, сравнивать и классифицировать результаты, делать выводы, находить доказательства гипотезам.

Рассмотрим какие задания необходимо использовать для формирование базовых логических действий-

  1. Сравнение и выявление черт сходства и различия между объектами,

Используя приведённую ниже таблицу, ответьте на вопросы.

Содержание минеральных веществ в овощных культурах, мг / 100 г

Овощная культура              Калий      Кальций      Магний    Фосфор     Железо

Огурец                                     141              23                 14               42                0,9

Редис                                         255               39                13                44           1,0

Томат                                           290             14                 20               26            1,4

Тыква                                            170             40                14                25            0,8

Какая овощная культура из перечисленных в таблице содержит калия более 260 мг на 100 г?

Ответ. ______________________________

Какое вещество из перечисленных в таблице содержится в огурце и тыкве в одинаковом

количестве?

Ответ. ______________________________

Какие две овощные культуры из перечисленных в таблице следует включить в свой рацион

человеку, у которого недостаток кальция в организме?

Ответ. ______________________________

Сравните строение растительных и животных тканей.

Свойства ткани

Растительные ткани

Животные ткани

Типы

Строение

Особенности клеток

2. Умения устанавливать аналогии

В заданиях, приведенных в примерах 1 и 2, найдите из четырех предложенных слов то, которое по аналогии с первой парой следует вставить на место знака вопроса.

Пример 1 

Дельфин – водная

Колибри – ?

1. наземно-воздушная

2. водная

3. почвенная

4. организменная

Пример 2

Между первым и вторым понятием существует определенная связь. Такая же связь существует между третьим и одним из нескольких приведенных ниже понятий. Найдите это понятие.

Целлюлоза – глюкоза = белок - ?

А. нуклеотиды

Б. аминокислота

В. Углевод

Г. глицерин

3. Выполнение заданий на ранжирование

Ниже дан перечень понятий, которые следует расположить таким образом, чтобы прослеживалась цепочка от частного к наиболее общему.

Например: ботаника→биология→ естествознание→наука.

1) корень

2) корневой волосок

3) зона всасывания

4) стержневая корневая система

Запишите цифры, которыми обозначены эти понятия, в клеточки в нужной последовательности.

Определите систематическое положение морского гребешка, расположив таксоны по возрастанию:

а) подцарство Многоклеточные

б) класс Двустворчатые

в) царство Животные

г) вид Морской гребешок

д) тип Моллюски

е) отряд Связочнозубые

4. Выполнение заданий на обобщение 

1.2. Два из изображённых на фотографиях объекта объединены общим признаком. Выпишите название объекта, «выпадающего» из общего ряда. Объясните свой выбор.

1.3. В приведённом ниже списке даны характеристики объектов живой природы. Все они, за исключением одной, относятся к характеристикам объекта, изображённого в задании 1.1 над буквой Б. Выпишите эту характеристику, которая «выпадает» из общего ряда. Объясните свой выбор.

Неограниченный рост, активный образ жизни, клеточное строение, половое размножение.

Выполнение заданий на установление причинно-следственных связей

8.1. Расставьте в порядке соподчинения указанные структуры, начиная с наибольшей. Запишите в ответе получившуюся последовательность цифр.

1) лимфа

 2) ядро

 3) лейкоцит

 4) внутренняя среда организма

 5) молекула ДНК

Задание со множественными данными

Вставьте в текст « Строение клетки» пропущенные термины из предложенного перечня;

Строение клетки

Клетка покрыта снаружи клеточной___(А). Перемещение веществ в клетке обеспечивает___(Б), в которой находится ___(В), несущее наследственную информацию,и особые структуры- ___(Г).

Благодаря способности ___(Д) к делению, растет и развивается организм.

Перечень терминов:

1)Мембрана

2)Цитоплазма

3)Органоиды

4)Вирусы

5) Ядро

6)клетка

Показатели степени сформированности базовых логических действий

«Классификация», «Сравнение», «Обобщение», «Анализ», «Синтез»

Уровень

Операции

«Анализ»

«Сравнение»

«Синтез»

«Классифика-ция»

«Общение»

I

Уровень (нулевой) – ученики не понимают сути операции, не может разложить исследуемое целое на единицы, выделить отдельные признаки и качества явлений.

  (низкий) – ученик не понимает сути сравнения, называет                  случайные     лишь некоторые признаки объектов без попыток их  

 сопоставления и противопоставления.

Уровень (нулевой) – ученики не понимают сути операции, не может соединить признаки, изучаемых явлений  в смысловое целое.

Уровень (нулевой) – ученики не понимают сути операции, название группы объектов не соответствует содержанию, признак деления выбран неудачно, название группы не соответствует содержанию, случайные перечни понятий сведены в одну группу.

Учащиеся не различают существенные признаки объектов обобщения, проводят обобщение  без каких-либо оснований, не обнаруживают причинно-следственные связи  между обобщаемыми понятиями и существенными признаками.

II

Ученики понимают суть операции, но допускают ошибки: неполное разложение целого на единицы, выделяет только некоторые признаки, качества  явлений.

Ученик, не понимая сути сравнения, производит рядоположенное описание ограниченного числа признаков объектов по случайным признакам.

Ученики понимают суть операции, но допускают ошибки: просто соединяет явления, образует лишь хаотическое накопление отдельных связей

Ученики понимают суть операции, но допускают ошибки: неполное деление объема, слишком широкое определение понятия, ограничение понятия, перекрестное деление понятия, скачок в делении.

Учащиеся понимают суть операции, но допускают ошибки: расширение понимания, ограничение понятия. Применяют операцию только в знакомой ситуации.

III

Ученик правильно понимает суть операции, умеет разложить исследуемое целое на единицы, выделяет основные признаки и качества явлений, но не может обосновать.  

Ученик,  констатируя разное и сходное, путает их между собой, называет недостаточное число признаков и не может выделить из них существенные.

Ученик правильно понимает суть операции, умеет соединить явления в единое целое, частично устанавливая смысловые связи  

Правильный сознательный выбор основания деления, правильное подведение видовых понятий под родовые (образование понятия и его формулировка).

Уровень характеризуется умением осуществлять  обобщения и делать выводы из  других фактов и явлений другого предмета, других предметов (перенос операции обобщения на новые области знаний).

IV

Ученик правильно понимает суть операции, раскладывает исследуемое целое на единицы, дает обоснование, выделяет большинство признаков и качеств явления.

Ученик, вместо сути операции называет объекты или их признаки, или дает определения объектов, признаки дает в достаточном, но не полном объеме, проводит отдельные сопоставление и противопоставление объектов по несущественным признакам.

Ученик правильно понимает суть операции, умет соединить явления в единое целое, установив между ними систему связей, но не умеет их объяснить.

Глубокое обоснование и четкая градация понятий, входящих в тот или иной класс, умение критически рассмотреть ошибочную классификацию и заменить ее более содержательной.

Ученик использует усвоенную операцию в новых условиях, способен приспособить ее для обобщения необычных объектов или даже провести обобщение своим способом, созданным по аналогии.

Используемая литература.

Братчикова А.А. - Сборник заданий по формированию логических УУД на уроках биологии

https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1696907280&tld=

https://multiurok.ru/blog/fgos-novogo-obraztsa-metapredmetnye-rezultaty


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для педагогов коррекционной школы "Формирование базовых учебных действий в урочной и внеурочной деятельности"

Цель семинара - практикума - повышение компетентности педагогов в вопросах формирования базовых учебных действий у обучающихся с нарушением интеллекта. В семинар включены задания, позволяющие педагога...

Формирование базовых учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках рисования в соответствии с требованиями ФГОС

Формирование базовых учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках рисования в соответствии с требованиями Федерального государственного обра...

Формирование базовых учебных действий на уроках изобразительной деятельности

Данная презентация об особенностях формирования базовых учебных действий у обучающихся с интеллектуальными нарушениями на уроках ИЗО. Выполнена в рамкам проекта по самообразованию учителя начальных кл...

Методическая разработка по теме "Формирование базовых учебных действий на уроках в коррекционной школе"

В выступлении большое внимание уделяется формированию и развитию базовых учебных действий в коррекционной школе, которые включают общеучебные, исследовательские и логические действия, а так же действи...

Формирование базовых учебных действий обучающихся на уроках столярного дела

Педагоги отмечают, что умения образуются с помощью действий, которые находятся под сознательным контролем. Оно состоит в том, чтобы обеспечить безошибочность и гибкость выполнения действия. Например, ...

Формирование базовых учебных действий обучающихся на уроках столярного дела

Педагоги отмечают, что умения образуются с помощью действий, которые находятся под сознательным контролем. Оно состоит в том, чтобы обеспечить безошибочность и гибкость выполнения действия. Например, ...