Урок русского языка "Учимся употреблять в речи этикетные слова"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Методические материалы к уроку включают конспект урока, памятку, презентацию. На уроке учащиеся 5 класса учатся употреблять в речи этикетные слова, самостоятельно составляют диалоги с этикетными выражениями, анализируют тексты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kultura_rechi.doc49 КБ
Office presentation icon etiket.ppt818.5 КБ
Файл vspomogatelnyy_material_k_uroku.docx19.48 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Гимназия №1518»

УРОК  В  5 КЛАССЕ

по теме:  

«Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова?»

УМК  под редакцией С.И.Львовой, В.В.Львова

Подготовлен учителем русского языка и литературы

Кутявиной И.Г.

Тема:   «Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова?»  (по учебнику С.И.Львовой и В.В.Львова, 5 кл)

Цели урока:

Образовательная:  

          познакомить учащихся с понятиями: этикет, этикетные слова, речевая ситуация.

Развивающие:

         способствовать развитию умения уместного использования этикетных слов в речи;

         развивать умения анализировать свои поступки и поступки окружающих людей;

         расширять кругозор учащихся.

Воспитательные:  

         воспитывать любовь и уважение к богатству, красоте, правильности русской речи;

        совершенствовать коммуникативные умения учащихся.

Оборудование урока:

  1. таблица с этикетными словами
  2. фотоколлаж с разными ситуациями поведения людей
  3. презентация

План урока.

  1. Повторение. Культура речи. Нормы языка.
  2. Усвоение и закрепление нового материала.

А) Этикетные слова и выражения с точки зрения лексикологии, этимологии и орфографии. Группы этикетных слов.

Б) Употребление этикетных слов в речи.

(Все ли мы вежливы в разговоре?)

В) Речевая ситуация. Составление диалога.

(Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова в зависимости от речевой ситуации).

Г) Играем в ситуации. Учимся употреблять в речи этикетные слова и выражения.

         3. Выводы.

         4. Домашнее задание.

         5. Оценивание знаний обучающихся.

ХОД  УРОКА

  1. Повторение пройденного

Сегодня на уроке, в рамках изучения раздела лингвистики «Культура речи», поговорим с вами о том, умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова. Знакомясь с такими разделами науки о языке, как орфоэпия, лексика, орфография, мы всегда попутно говорим и о культуре речи.

-  Что такое культура речи? (культура речи – это раздел лингвистики, в котором рассматриваются нормы современного русского литературного языка).

-  С какими нормами языка вы знакомитесь в школе? (орфографическими, орфоэпическими, грамматическими, лексическими нормами)

-  Что значит овладеть нормами языка? (надо хорошо знать правила, уметь работать со словарем, следить за речью).

  1. Усвоение нового материала

Сообщение учителя.

-  Но, ребята, есть люди, которые знают правила, правильно говорят, соблюдают все нормы, но при этом остаются невежественными, некультурными людьми. С ними не хочется общаться, а тем более дружить.

«Человек может обойтись без многого – но не без человека», - утверждал французский врач Ален Бомбар. А у поэта Александра Межирова есть строки:

Нелегок труд заводов и полей

Но есть работа много тяжелей

Работа эта – быть среди людей.

Эта работа нелегкая и приносит радость только тем, кто занимается ею с душой.

-Как, по-вашему, какие качества нужны, чтобы нравиться людям? (любовь, уважение, доверие, умение ставить себя на место другого человека).

Т.е. то, что делает человека вежливым.

1)В русском языке есть особая группа слов, которые помогают устанавливать доброжелательный контакт с собеседником. Такие слова называются этикетными (откройте лингвистические словарики и запишите:

Этикет – от фр. Etiquette «ярлык на чем-либо», правила поведения.

 Это слова приветствия, прощания, благодарности, извинения, утешения, просьбы).

2) Давайте вспомним эти слова, выполнив словарную работу и распределив их на 5 групп: приветствия, прощания, просьбы, утешения, благодарности. (Ребята распределяют слова на 5 групп, 2 учащихся работают у доски).

3)Учитель: заглянем в этимологический словарь.

(ра – старославянское неполногласное сочетание, которое в перешло в полногласное сочетание оро (исконно русское) в слове здоровье).

«Что обозначает это хорошее слово - «здравствуйте»? 
Что такое «здравствуй»?
Лучшее из слов.
Потому что «здравствуй»
Значит «будь здоров».

Правило запомни,
Знаешь- повтори.
Старшим это слово
Первым говори.

Вечером расстались,
Встретились с утра,
Значит, слово «здравствуй»
Повтори с утра.


- Итак, что означает это хорошо вам знакомое слово «здравствуйте»?

- (Это слово очень старое. А связано оно со словом «дерево». Когда- то давно, люди, произнося это слово, желали другим быть здоровыми, сильными, крепкими, могучими, как дерево- дуб. И теперь мы произносим это слово, желая близким, родным, знакомым – быть сильными, здоровыми.)

4)Чем чаще, к месту, искренне употребляет  человек этикетные слова, тем приятнее с ним общаться, тем доброжелательнее к нему относятся окружающие.

-Как можно назвать человека, который умеет  употреблять в своей речи этикетные слова? 

Вежливый – соблюдающий правила приличия; учтивый, обходительный.

Воспитанный – получивший хорошее воспитание, умеющий себя вести.

Ребята, а вы считаете себя воспитанными и вежливыми ? Очень хочется надеется, что среди вас не затерялся герой стихотворения А. Барто. Прослушайте внимательно стихотворение и ответьте на вопрос : является ли вежливым мальчик? И если нет, объясните, почем

Друзья, вот вам на всякий случай 
Стихи о школьнике одном:
Его зовут ... а впрочем, лучше
Мы здесь его не назовем. 
Ему бывает часто лень 
Сказать при встрече: «Добрый день!»
А он стесняется, молчит. 
И в лучшем случае «здорово»
Он вместо «здравствуй» говорит.


«Спасибо», «здравствуйте», «простите»
Произносить он не привык, 
Простого слова «извините» 
Не одолел его язык. 

А вместо слова «до свиданья» 
Не говорит он ничего. 
Или заявит на прощанье: 
«Ну, я пошел, пока, всего...» 


Не скажет он друзьям по школе:
Алеша, Петя, Ваня, Толя. 
Своих друзей зовет он только:
Алешка, Петька, Ванька, Толька. 

Ребята, мы не можем тут
Сказать вам, как его зовут. 
Мы честно вас предупреждаем, 
Что имени его не знаем. 


Но, может быть, он всем знаком, 
И вы встречались с ним где-либо. 
Тогда скажите нам о нем, 
А мы...мы скажем вам -спасибо!

(Здорово! Салют! и подобные приветствия носят грубоватый, фамильярный характер и применимы далеко не ко всем. Некрасиво и грубо обращаться к друзьям Петька, Лёшка. Тем самым, вы выражаете неуважительное отношение к своим друзьям,  пренебрегая их именем.)

Упражнение учебника 314. Давайте понаблюдаем за героем Васей, который пришёл на приём к врачу и выполним задание №2. Какие слова не уместны в данной речевой ситуации?

Объяснить домашнее задание: упражнение 314, 313.

Учитель. А сейчас мы просмотрим, умеете ли вы упортеблять в своей речи этикетные слова и выражения. Задание для каждого ряда.

Рассмотрите внимательно фотоколлаж и составьте диалог, используя 2, 3 реплики с этикетными словами. Желательно начать свой диалог со слов приветствия. (слова этикета обособляются на письме запятыми: начало, середина, конец предложения).

Ребята, почему в одной речевой ситуации (учитель, ученик) ученик, зороваясь с учителем, не сказал ему при встрече «Привет». При встрече говорящего и слушающего может возникнуть  разная речевая ситуация.

Что означает выражение речевая ситуация? Из каких элементов она складывается?

     Зачем?                              Кому?                                О чем?

                           

                                         Кто?                                          Где?

                      Почему?                             Когда?

В разной ситуации мы используем разные волшебные слова.

Поиграем в ситуации.

-Вы случайно толкнули другого мальчика на лестнице.

-Вы пришли с утра в школу и встречаете на своём пути в кабинет учителей.

-Вы вошли в столовую и увидели завтракающих учителей, товарищей, какие слова вы произнесёте;

-За любезность, которую вам сделал товарищ, мама, учитель вы обязательно скажите

-Сидя в общественном транспорте, увидели вошедшего пожилого человека, женщину с ребёнком.

-Первыми заходят в учебный кабинет (кто мальчики) , а Дима при этом прозности следующие слова. А девочки отвечают спасибо.

Подведение итогов.  

-  В течение тысячелетий люди искали  такие способы и формы общения, при которых всем было бы удобно и хорошо.

Например, у некоторых индейских племен принято при виде незнакомого человека до тех пор сидеть на корточках, пока он не приблизиться и не заметит этой миролюбивой позы. Иногда они для приветствия снимали обувь.

Тибетцы, здороваясь, снимают головной убор правой рукой, левую  руку они закладывают за ухо, еще высовывают язык. А если вы высунете язык при знакомстве, вряд ли ваш новый знакомый захочет поздороваться с вами в следующий раз. Нам не нужно делать разные реверансы, снимать обувь или высовывать язык. У нас есть известные с детства волшебные слова: «спасибо, пожалуйста, здравствуйте», помогающие жить в мире и согласии. Главное, надо уметь ими пользоваться. В разной форме, разными способами желать друг другу доброго дня, утра или вечера, здоровья, добра и благополучия.

И это приветствие окажет удивительное действие.

стихотворение о доброте. Приносите же радость людям, радуйтесь сами. До свидания! Успехов вам на следующих уроках!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Здравствуйте! – поклонившись, мы друг другу сказали. Здравствуйте! – Что особого тем мы друг другу сказали? Просто « здравствуйте », больше ведь мы ничего не сказали, Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире? Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире? Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь? В. Солоухин

Слайд 2

«Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова?» Тридцать первое октября. Тема урока:

Слайд 3

План урока 1. Повторение. Культура речи. Нормы языка. 2. Усвоение и закрепление нового материала. А) Этикетные слова и выражения с точки зрения лексикологии, этимологии и орфографии. Группы этикетных слов. Б) Употребление этикетных слов в речи. (Все ли мы вежливы в разговоре?) В) Речевая ситуация. Составление диалога. (Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова в зависимости от речевой ситуации). Г) Играем в ситуации. Учимся употреблять в речи этикетные слова и выражения. 3. Выводы. 4. Домашнее задание. 5. Оценивание знаний обучающихся.

Слайд 4

Доброе слово лучше мягкого пирога. Доброе слово и кошке приятно. Доброе слово железные ворота отопрёт. Доброе слово сказать –посошок в руки дать. Доброе слово человеку – что дождь в засуху. Ласковое слово – что вешний день. На добром слове кому не спасибо? От доброго слова язык не усохнет.

Слайд 5

Во все времена и во всех сложившихся обществах поведение людей регламентируется правилами, которые соответствуют конкретной ситуации общения.

Слайд 6

Заглянем в толковый словарь ! Этикет – от фр. Etiquette «ярлык на чем-либо», правила поведения. Этикетные слова – это группа слов, которые помогают устанавливать доброжелательный контакт с собеседником. Вежливый – соблюдающий правила приличия, учтивый, обходительный.

Слайд 7

Вежливые слова условно можно разделить на группы, в зависимости от вида речевой ситуации, где они могут употребляться. Слова согласия Слова отказа Слова просьбы Слова сочувствия Слова благодарности Слова извинения Слова прощания Слова приветствия Вежливые слова

Слайд 8

Словарная работа. Вставьте пропущенные безударные гласные и непроизносимые и парные согласные в словах, распределив их на 5 групп этикетных слов. Здра_ствуйте, с_чу_ствую, прин_шу изв_нения, п_жалуйста, до(св_дания), бу_ьте д_бры, разр_шите пре_ставиться, сп_сибо, не(ог_рчайтесь).

Слайд 9

Из этимологического словаря Здравствуйте – будьте здоровы (то же и поздравляю ) Благодарю – благо дарю (за вашу услугу) Извините - признаю свою вину и прошу простить Спасибо – спаси Бог (за добрые дела)

Слайд 10

Волшебная сила слова • Растает даже ледяная глыба от слова теплого ... • Зазеленеет старый пень, когда услышит ... • Если больше есть не в силах, скажем маме мы ... • Когда нас бранят за шалости, говорим ... • И во Франции, и в Дании на прощанье говорят ...

Слайд 11

Домашнее задание. Упражнение 313 (сочинение по картинкам), упражнение 314 (3 задание письменно).

Слайд 12

Рассмотрите фотографии и рисунок. Какие этикетные слова можно употребить в каждом случае? Составьте диалог, состоящий из 2, 3 реплик, используя этикетные слова и выражения.

Слайд 13

Речевая ситуация кому о ком, о чем где когда почему зачем Кто говорит

Слайд 14

Кому (учитель) Где (школа ) Когда ( утром ) Почему (приветствие) Зачем (пожелание добра) Кто (ученик)

Слайд 15

На доброе слово не надо скупиться. Сказать это слово – что дать напиться. Со словом обидным – нельзя торопиться, Чтоб завтра себя самого не стыдиться. Н. Рыленков



Предварительный просмотр:

План урока «Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова?»

  1. Повторение. Культура речи. Нормы языка.
  2. Усвоение и закрепление нового материала.

А) Этикетные слова и выражения с точки зрения лексикологии, этимологии и орфографии. Группы этикетных слов.

Б) Употребление этикетных слов в речи.

(Все ли мы вежливы в разговоре?)

В) Речевая ситуация. Составление диалога.

(Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова в зависимости от речевой ситуации).

Г) Играем в ситуации. Учимся употреблять в речи этикетные слова и выражения.

         3. Выводы.

         4. Домашнее задание: упражнения 313, 314.

         5. Оценивание знаний обучающихся.

  1. Этикет – от фр. Etiquette «ярлык на чем-либо», правила поведения.

Этикетные слова - это слова приветствия, прощания, благодарности, извинения, утешения, просьбы, которые помогают устанавливать доброжилательный контакт с собеседником.

  1. Вставить пропущенные буквы, распределив слова на группы: приветствие, прощание, просьба, утешение, благодарность.

Здра_ствуйте,  с_чу_ствую,  прин_шу изв_нения, п_жалуйста, до(св_дания), бу_ьте д_бры, разр_шите пре_ставиться, сп_сибо, не(ог_рчайтесь).

Заповеди речевого поведения.

1)Всегда знай, с какой целью и зачем ты говоришь.

2)Умей находить общий язык с собеседником.

3)Помни, что вежливость - основа речевого поведения.

4)Избегай многословия.

5) Владей культурой языка.

6) Умей не только говорить, но и слушать.

7) Следуй высоким образцам. Ищи свой идеал образца.

Обрати внимание!  Это должен знать каждый воспитанный человек!

По-русски принято говорить “здравствуйте” или другие этикетные слова с указанием имени и отчества адресата, например: Здравствуйте, Галина Александровна! Все это произносится доброжелательным тоном, с улыбкой. Сопровождается небольшим наклоном корпуса вперед или наклоном головы, при этом взгляд направлен на собеседника.

Мужской жест – протягивание руки для рукопожатия. Отказ от рукопожатия – знак разрыва взаимоотношений (“не подать руки”). Протянутую женщиной руку целуют или пожимают по-мужски. Неэтикетно мужчине первому протягивать руку даме. Мужчина обязан снять перчатку для рукопожатия, женщина – нет.

Этикет требует, чтобы первым приветствовал младший (по возрасту, должности, званию) старшего, мужчина – женщину. При равных позициях первым здоровается тот, кто вежливее.

Индивидуальность рукопожатия в русском этикете огромна, и  А. И. Куприн говорил, что по нему можно не только узнать отношение человека к тебе, но и его характер: например, подать два пальца – это высокомерное приветствие, подать руку лодочкой – приветствие смущенного человека, долго пожимать руку, не отпуская, – проявление дружеского или фамильярного интереса к человеку.

Наиболее распространенной и нейтральной формой приветствия является обращение Здравствуйте! Актерская практика свидетельствует, что слово здравствуйте в русском языке можно произнести с 65 оттенками (сердечно, игриво, ехидно, радостно, приветливо, грустно).

Заповеди речевого поведения.

1)Всегда знай, с какой целью и зачем ты говоришь.

2)Умей находить общий язык с собеседником.

3)Помни, что вежливость - основа речевого поведения.

4)Избегай многословия.

5) Владей культурой языка.

6) Умей не только говорить, но и слушать.

7) Следуй высоким образцам. Ищи свой идеал образца.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в шестом классе "Похвальное слово существительному" (роль существительных в речи)

Урок русского языка помогает расширению представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли существительных в речи. На уроке используются материалы учебника М. Н. ...

Урок развития речи в 5-м классе по теме: "Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова?"

Урок развития речи в 5-м классе по теме:"Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова?"Цели урока: расширить словарный запас пятиклассников в области речевого этикета и подвести их к осознанию важно...

Открытый урок по русскому языку в 5 классе. УМЕЕМ ЛИ МЫ УПОТРЕБЛЯТЬ В РЕЧИ ЭТИКЕТНЫЕ СЛОВА

На уроке вводится понятие речевого этикета. На конкретном материале учащиеся тренируются в правильном, уместном употреблении отдельных этикетных формул приветствия, прощания,  просьбы,  благ...

Тема: «Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова»

Цели урока:  Образовательная:           познакомить учащихся с понятиями: этикет, этикетные слова, речевая ситуация.Развивающие:...

Конспект урока "Употребление в речи этикетных слов". 5-й класс

Конспект урока Тема урока: "Употребление в речи этикетных слов". 5-й класс...

Разработка урока «Употребление в речи этикетных слов»

Цели урока: формировать представление о речевой ситуации; тренировать обучающихся в уместном использовании этикетных слов в различных речевых ситуациях.Задачи урока:Образовательная – познакомить...