Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Мельник Наталья Владимировна

Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umeem_li_my_upotreblyat_v_rechi_etiketnye_slova.docx45.32 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Русский язык, 5 класс. Автор: Разумовская М.М., Львова С.И. и др., 2015г.

Урок №

Дата урока

Тема урока: Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова. §43

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Цель  урока: познакомить учащихся с понятием речевого этикета, с этикетной лексикой, как особым пластом словаря.

Планируемые результаты

Предметные

метапредметные

личностные

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности ученика

Формируемые УУД

  1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Вступительное слово учителя:

Придумано кем - то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
«Доброе утро!»
«Доброе утро!» -
Солнцу и птицам.
«Доброе утро!» -
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым...
Доброе утро длится до вечера

- Ребята, какое выражение в этом стихотворении повторяется?

- Каждый язык имеет особую группу слов, которые помогают устанавливать доброжелательный контакт с собеседником. Как называются такие слова? (этикетные)

- Русская пословица гласит: «Встречают по одёжке». Это означает, что многое зависит от того, какое впечатление производит человек. Внешний облик, манеры поведения определяют восприятие одного человека другим. А мостиком, соединяющим внутренний мир человека с его внутренним проявлением, является этикет.

Как вы объясните значение этого слова?

Этикет - установленный порядок поведения людей в обществе. Сущность этикета заключается в уважении окружающим. На уроке русского языка мы будем говорить о Речевом этикете -  правила речевого поведения.

- Как вы думаете важно соблюдать речевой этикет при общении с людьми?

Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку.

Принимают участие в беседе, отвечают на вопросы.

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции.

  1. Целеполагание

- А теперь обратимся к толковому словарю. (на доске вывешивается плакат «ЭТИКЕТ») Сегодня мы будем говорить о речевом этикете, то есть о правилах речевого поведения. Обратимся к нашему учебнику, страница 61. Запишите, чему вы должны научиться на нашем уроке? (по названию параграфа 43)

Формулируют совместно с учителем цели урока.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения, ситематизируют собственные знания.

Регулятивные: действуют по плану.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания

  1. Планирование учебной деятельности

- Давайте и мы создадим свой журнал. А называться он будет так «Этикет на каждый день». Но это, ребята, журнал необычный, это живой журнал. Можно я сегодня буду редактором этого журнала, а вы моими помощниками.

- Я предлагаю первую страницу назвать «Здравствуйте».

Ребята, сегодня, когда вы шли в школу по улице вам встречались прохожие? Вы с ними здоровались? А они с вами? Публицист А. Крон писал: «Первое время с непривычки удивлялся: идёшь по селу, с тобой все здороваются. Я одного деда спросил для интереса, дескать, чего здороваешься, знаешь меня, что ли? А он мне: - А зачем мне тебя знать? Я про тебя плохого не слыхал, ты про меня тоже, стало быть, ты добрый человек, и я добрый человек. Вот и будь здоров! »

- Ребята, представьте себе, что мы с вами в вагончике доброго, весёлого поезда. Мы с улыбкой приветствуем всех, кто встречается на нашем пути. Напишите на ваших листах слова приветствия. (Здравствуйте! Здравствуй! Рад вас приветствовать! Добро пожаловать! Я так рад вам! Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! Здоров, браток! Привет! Легок на помине! Приветствую вас! Мое почтение! Салют! Позвольте приветствовать вас! Наше вам! Доброго здоровьица! Здравия желаю! Хелло!)

Посмотрите на доску. Перед вами много слов, которыми можно поприветствовать друг друга. Обратите внимание на восклицательные знаки после каждого приветствия.

1. Какое самое употребительное приветствие? Здравствуй (-те) - в любой обстановке, любому человеку мы можем сказать это приветствие (на доске вывешивается плакат «Здравствуй (-те)»).

2. Есть приветствия, связанные со временем суток - Доброе утро, Добрый день, Добрый вечер.

3. В последнее время очень расширило зону употребления стилистически сниженное Привет! В норме оно в дружеском общении знакомых людей, показывая ролевое равенство.

4. Есть приветствия, совмещающие в себе два значения — к собственно приветствию добавляется приглашение: Добро пожаловать! С этим нередко совмещается возрождаемое из прошлого приветствие Хлеб - соль! как пожелание достатка. В официальных церемониях можно видеть демонстрацию народного обычая: красивая девушка в национальном костюме подносит на вышитом полотенце (рушнике) караваи с солонкой наверху.

5. Для старшего поколения характерно приветствие - пожелание Доброго здоровья! и Моё почтение!

6. Военный этикет предусматривает приветствие - пожелание Здравия желаю!

Подсчитав всё это, мы можем прийти к выводу, что у русских более сорока способов приветствовать друг друга.

А если мы заглянем, в словарь А.Г.Балакая «Доброе слово», в конце второго тома находится тематический указатель, который открывается как раз приветствиями.

Так вот, в этом словаре 383 выражения!

Теперь разыграем речевые ситуации. Выберите правильное приветствие.

1. Встречаются друзья:

- Привет!

- Лёгок на помине!

2. Встреча с пожилым человеком.

- Привет, Николай Иванович!

- Здравствуйте, Николай Иванович!

1-ая страница завершена. Пора создавать новую страницу.

Физкультминутка.

Вторая страница. Эта страница называется «Будьте добры!» (урок вежливости)

Так как наш журнал живой, мы попадаем на страницу, которая оживает.

В сказке «Ценная бандероль» рассказывается, как Ворона прочитала книжку «Уроки вежливости» и «надумала сама вежливой стать». Послушайте отрывок из этой сказки. Назовите вежливые слова, которые помогают Вороне и Лисе получить то, что они просят. ...

Ворона направилась к медведям. Подходит к ним и говорит:

- Приятного аппетита!

- Спасибо, — отвечает Медведь. — Присаживайтесь к нам.

- С удовольствием бы, да некогда мне, спешу очень.

- Тогда на дорожку вот возьмите! — угощает Медведь Ворону. - Спасибо!

Взлетела Ворона на ёлку, и пообедать уж было собралась, как вдруг слышит:

- Голу-у-убушка, как хороша-а! Глянула Ворона вниз и видит: Лиса под ёлкой стоит.

- Да кто же теперь этой басни не знает? — кричит ей сверху Ворона. — А уж коли сыру захотела, так проси по - вежливому!

- Пожалуйста... будьте добры! — заговорила сладким голосом Лиса.

- Вот это другое дело! — похвалила Ворона и поделилась с Лисой сыром.

Заполните вторую страницу нашего журнала вежливыми словами благодарности.

(на доске вывешиваются слова «СПАСИБО», «ПРИЯТНОГО АППЕТИТА», «ПОЖАЛУЙСТА», «БУДЬТЕ ДОБРЫ»)

Вот и эта страница заполнена. Подводим её итог.

Третья страница. Хотя до конца нашей встречи есть ещё время, я предлагаю назвать эту страницу «До свидания!».

Взглянем теперь на ситуацию прощания. Это финальная ситуация, заканчивающая общение. Главное свойство многих выражений прощания — указывать на возможность последующей встречи. Следовательно, это не разрыв контактов, а лишь прерывание на время, и время это указано в самих этикетных выражениях. Уже первое, самое употребительное, стилистически нейтральное, возможное для любых собеседников прощание — До свидания говорит о том, что новое свидание состоится. Более того, предлог до и родительный падеж организуют модель, по которой производится множество прощаний.

Напишите слова прощания, какие вы знаете (в добрый час! Желаю удачи! Позвольте попрощаться! Счастливого пути!  Ну, бывай! Счастливо оставаться! До скорого свидания! До будущего! Имею честь откланяться. До скорого.  Чао! Пока! Звони! Гуд-бай! Не забывай! Спокойной ночи! Прощай! Всего доброго! Будьте здоровы! Не поминайте лихом! Салют! До завтра!)

2. Прощай(-те)! может означать прощание надолго или даже навсегда. Уезжая из города, села, где мы гостили, говорим хозяевам дома: - Прощайте, не поминайте лихом! - ведь в этимологии слова содержится просьба простить за причиненные неудобства, за ущерб.

Расстаются на ночь, до следующего дня, поэтому и выражения прощания это помечают. (Спокойной ночи! Доброй ночи!)

В ситуации, когда уходят ненадолго и встреча снова предстоит - Мы ещё увидимся. (в учебнике: До скорого!).

Уезжающему при прощании желают Счастливого пути!, а тот, в свою очередь ответит: Счастливо оставаться!

Итак, мы с вами вспомнили наиболее употребительные русские выражения прощания. А теперь, как водится, заглянем в словарь А.Г. Балакая «Доброе слово». В приложении к словарю 225 прощаний.

А теперь речевая ситуация.

У вас на партах листочки. Я читаю стихотворение, и когда делаю паузу, вы должны в том месте вставить слова прощания.

1. Скажу Лисичке на прощание:

… (До встречи или до свидания!)

Добавлю так же:

- … (Будь здорова!)

- Мы завтра поиграем снова!

2. - Куда, Козлёнок, держишь путь?

- А... всё равно! Куда-нибудь!

- Тогда … (счастливого пути!)

Скорей куда-нибудь прийти!

3. Так набегался щенок,

Прямо валится он с ног!

Засыпает и бормочет:

Всем, всем, всем … (спокойной ночи!)

Мы вспомнили с вами слова прощания и повторили, как они пишутся. А теперь давайте проверим эти слова в ваших тетрадях. Мы превращаемся с вами в большую змею. Здесь будет голова, а там хвост. Передали тетради и проверяем. Мы перевернули последнюю страничку нашего журнала… Хотя нет! В конце каждого номера на последней странице написано: «А что нас ждёт в следующем номере?» Первую страницу нового журнала вы создадите сами, а называться она будет «Правила на каждый день». Это и будет вашим домашним заданием.

Рефлексия.

Мы начинали наш урок с песни. Давайте закончим последним её куплетом.

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками  делают выводы.

Выполняют творческое задание.

Выполняют элементарные физические упражнения.

Составляют текст по заданию

Познавательные: читают или слушают учителя, извлекая нужную информацию.

Регулятивные: контролируют учебные действия, строят высказывания на научную тему.

  1. Самоконтроль

упр.342, 343

  1. Информация о домашнем задании

упр. 346 (выучить слова для диктанта)

  1. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

- Чему мы сегодня научились

- Теперь вы всегда будете использовать в своей речи этикетные слова?

Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать  свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Учимся употреблять в речи этикетные слова"

Методические материалы к уроку включают конспект урока, памятку, презентацию. На уроке учащиеся 5 класса учатся употреблять в речи этикетные слова, самостоятельно составляют диалоги с этикетными выраж...

Урок развития речи в 5-м классе по теме: "Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова?"

Урок развития речи в 5-м классе по теме:"Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова?"Цели урока: расширить словарный запас пятиклассников в области речевого этикета и подвести их к осознанию важно...

Открытый урок по русскому языку в 5 классе. УМЕЕМ ЛИ МЫ УПОТРЕБЛЯТЬ В РЕЧИ ЭТИКЕТНЫЕ СЛОВА

На уроке вводится понятие речевого этикета. На конкретном материале учащиеся тренируются в правильном, уместном употреблении отдельных этикетных формул приветствия, прощания,  просьбы,  благ...

Тема: «Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова»

Цели урока:  Образовательная:           познакомить учащихся с понятиями: этикет, этикетные слова, речевая ситуация.Развивающие:...

Конспект урока "Употребление в речи этикетных слов". 5-й класс

Конспект урока Тема урока: "Употребление в речи этикетных слов". 5-й класс...

Разработка урока «Употребление в речи этикетных слов»

Цели урока: формировать представление о речевой ситуации; тренировать обучающихся в уместном использовании этикетных слов в различных речевых ситуациях.Задачи урока:Образовательная – познакомить...