Конспект урока "Употребление в речи этикетных слов". 5-й класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Шитакова Мария Валерьевна

 Конспект урока

Тема урока: "Употребление в речи этикетных слов". 5-й класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx19.23 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_2_1.doc19.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_2_2.doc20.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: "Употребление в речи этикетных слов". 5-й класс

Цель: Дать понятие речевого этикета, познакомить учащихся с этикетной лексикой, расширить знания учащихся о речевых формах этикета.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Мобилизирующий этап

На столах у учеников лежит карточка с заданием. Необходимо распределить слова в таблице. (Приложение 1)

Учитель. Ребята, необходимо было распределить слова по группам. Проверка выполнения задания, один человек читает, все проверяют (самопроверка).

Какие слова вы не отнесли ни в одну группу? (Спасибо, будьте добры, до свидания, благодарю, прошу прощения).

Что это за слова?

Для чего они нужны?

3. Формулирование темы и цели урока.

Учитель. Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока.

Мы познакомились с этикетными словами и сказали, для чего они нужны. Значит тема нашего урока – «Этикетные слова».

Учитель записывает тему урока на доске.

Учитель. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему.

Цель урока: Дать понятие речевого этикета; познакомить учащихся с этикетной лексикой; расширить знания учащихся о речевых формах этикета.

4. Изучение нового материала

Учитель. Речевая культура – один из компонентов общей культуры человека. Как и другие слагаемые культуры, она прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования. Без речевой культуры не может быть современного образованного человека. Ребята, а что значит быть культурным человеком? Что необходимо для этого делать? (Использовать правила этикета.)

Знакомство с новыми словами. Словарная работа, запись в тетрадь.

Этикет – это установленный порядок поведения, форм обхождения.

Этикетные слова – слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности и т.д.

Речевой этикет – это система правил речевого поведения и устойчивых формул вежливого общения.

Учитель. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринуждённо, не испытывать неловкости и затруднений в общении.

Так, например, в русском языке для ситуации приветствия есть определённые единицы. (Доброе утро! С добрым утром! Добрый день! Добрый вечер! Приветствую! Привет! Будьте здоровы! Здравствуй (те)!)

Любой акт общения имеет начало, основную часть и заключительную. Если люди незнакомы, то общение начинается со знакомства. Этикет предлагает несколько возможных формул: (Разрешите с вами познакомиться; Я хотел бы с вами познакомиться; Давайте познакомимся; Будем знакомы).

Я предлагаю вам поработать в парах: Представьте себе, что вы незнакомы, поприветствуйте друг друга.

После выполнения задания несколько пар представляют свои приветствия.

Учитель.

Друзья мои, внушайте людям веру,
И чаще говорите: «Добрый день!» 
И следуйте хорошему примеру –
Продляйте добрым словом жизнь людей!
                                                        (В. Боков)

Со словами В.Бокова трудно не согласиться, ведь ничто не даётся нам так дёшево и не расценивается так дорого, как доброе слово, сказанное человеку. Наша речь должна не просто подчиняться законам логики и разумного выбора нужной формулы речевого этикета, она должна быть пронизана доброжелательностью и вниманием по отношению к собеседнику. Причем то, как мы говорим, не менее важно, чем то, что мы говорим. Выражением доброго отношения к человеку чаще всего бывают не просто формулы вежливости, но и жесты, улыбки, их сопровождающие.

Прочитайте высказывание (на доске).

«Жизнь настолько коротка, чтобы людям недоставало времени на вежливость». (Емерсон).

Как вы понимаете это высказывание? 
Как оно соотносится с темой нашего урока?
Почему в языке важен хороший тон?

Ребята, а приходилось ли вам когда– нибудь отказывать в просьбе? А знаете ли вы, что отказать можно тактично? С помощью чего это возможно сделать? Формулировка отказа в выполнении просьбы может быть следующей:

  1. (Я) не могу (не в силах, не в состоянии) помочь (разрешить, оказать содействие).
  2. В настоящее время это (сделать) невозможно.
  3. Поймите, сейчас не время обращаться с такой просьбой.
  4. Простите, но мы (я) не можем выполнить вашу просьбу.
  5. Я вынужден отказать (запретить, не разрешить).

Предлагаю вам поработать в группах: один человек просит другого помочь ему, задача другого отказать, но сделать это в тактичной форме. После выполнения задания несколько пар представляют речевые ситуации.

5. Закрепление изученного материала

Учитель. В ходе общения при наличии повода люди делают приглашения и высказывают просьбы. Выполните задание. (Приложение 2).

Распределите этикетные выражения по графам таблицы. Поставьте цифры 1, 2. Проследите, какие из этих этикетных слов и выражений вы никогда не употребляете в своей речи? Как вы думаете, почему? А какие этикетные слова вы используете в разговоре с приятелями? (Ответы учащихся.)

Учитель. Столь же регулярны и устойчивы речевые формы прощания, извинения и некоторых других часто повторяющихся ситуаций общенияПопробуйте перечислить этикетные выражения, которыми пользуются люди в ситуации прощания. (Учитель записывает выражения на доске, учащиеся объясняют, когда они употребляются) Запишите эти выражения .

Этикетные формы прощания

Особенности их употребления

До свидания!

В любой ситуации

Всего хорошего! Всего доброго!

В любой ситуации с оттенком пожелания

До встречи!

Вместо «До свидания!»,

когда предполагается условная встреча

Прощайте!

При прощании на длительный срок или навсегда

Счастливо!

Непринуждённое, дружеское

Всего! Привет! Пока!

Дружеское с оттенком фамильярности.

Употребляется хорошо знакомыми, близкими людьми, чаще – среди молодёжи

Бывай! Будь!

Грубовато-сниженное, нелитературное

Разрешите откланяться!

Позвольте откланяться!

Официальное, употребляют люди старшего поколения

6. Итог урока

Рефлексия. А что вы скажете по поводу нашего урока? Открыли ли вы для себя что-то новое? Что вы чувствовали? Когда было трудно? Чему удивились? Что пожелаете самим себе? А мне?

Как здорово говорить друг другу приятные, добрые слова. Мне нравится с вами работать.

Большое спасибо за урок, Вы были сегодня молодцы, всего вам доброго!

7. Домашнее задание

Написать Мини-сочинение на тему «Хорошие речи приятно и слушать».



Предварительный просмотр:

Приложение №2

Распределите этикетные выражения по графам таблицы.

             Приглашение 1

            Просьба 2

Не сочтите за труд. Будьте любезны. Пожалуйте к нам. Позвольте Вас побеспокоить. Приезжайте к нам в гости. Прошу оказать честь. Прошу Вашего благословения. Прошу к столу. Убедительно прошу Вас. Челом бью. Чувствуйте себя как дома. Богом прошу. Вас просят к телефону. Огромная просьба к Вам. Не будете ли так любезны? Если вас не затруднит. Не соблаговолите ли? Милости просим. Не откажите в любезности. Жду Вас в гости. Заезжайте к нам. Замолвите словечко. Разрешите. Позвольте. Кушать подано. Могу ли я надеяться на Вашу благосклонность? Можно Вас на минуточку? Не в службу, а в дружбу.



Предварительный просмотр:

Приложение №1

Распределить слова в таблице.

Профессиональные слова

Диалектные слова

Устаревшие слова

Подрамник, синюхат, смерд, спасибо, онодысь, квохтуша, будьте добры, аршин, до свидания, ветрило, фенол, корректор,  алиби, благодарю, прошу прощения.

Для справок:

Подрамник - рама, на которую натягивается полотно для работы над картиной.

Синюхат – овощ,  брюква. Употребляется в   Смоленской  области.

Смерд -  крестьянин, земледелец на Руси IX-XIII вв.

Онодысь - на днях, на сих днях, говорится  о прошлом. Употребляется в  Пермской, Вятской областях.

Квохту́ша – курица-наседка, употребляется в Ярославской, Тамбовской областях.

Арши́н -  старорусская единица измерения длины.

Ветрило - парус.

Фенол - бесцветные кристаллы с характерным запахом, розовеющие при хранении.

Алиби - юридический  термин: нахождение обвиняемого в момент совершения преступления в другом месте как доказательство его невиновности.

Корректор - работник издательства или типографии, выполняющий корректуру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 5-м классе по теме: "Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова?"

Урок развития речи в 5-м классе по теме:"Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова?"Цели урока: расширить словарный запас пятиклассников в области речевого этикета и подвести их к осознанию важно...

Урок "Употребление в речи причастий и деепричастий" 6 класс

Конспект урока  русского языка в 6 классе по теме "Употребление причастий и деепричастий в речи" разработан на основе УМК под редакцией М.М. Разумовской в соответствии с требованиями ФГОС. На уро...

Конспект урока по развитию речи:"«Составление рассказа «Весна»(4 класс, I вид ЗПР)"

Цель урока: расширить и конкретизировать представления о весенних изменениях в природе . Уточнить словарь по теме: «Весна» (облака, ручейки, почки т.д.). Обогащать  словарный зап...

Конспект урока по теме "Образование форм слова" в 5 классе

Конспект урока по теме "Образование форм слова" в 5 классе. Материал пригодится для учителей русского языка и литературы....

Конспект урока: "Употребление в речи причастных оборотов"

Методическая разработка проведения урока русского языка в 7 классе. Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС...

Разработка урока «Употребление в речи этикетных слов»

Цели урока: формировать представление о речевой ситуации; тренировать обучающихся в уместном использовании этикетных слов в различных речевых ситуациях.Задачи урока:Образовательная – познакомить...