Доклад:Общая характеристика содержания и методики изучения элементарного курса грамматики в школе глухих.
статья по русскому языку по теме

Доклад на ШМО учителей русского языка и литературы в коррекционной школе - интернате I,II вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_temu.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему: Общая характеристика содержания и методики изучения             элементарного курса грамматики.

       В основу методики формирования грамматического строя при структурно  – семантическом подходе положена непрерывная работа над структурой предложения, включающая в себя множество аспектов сопоставления предложения со всеми другими языковыми единицами разных уровней. Это, в конечном счете, позволяет осмыслить предложение как основную лингвистическую единицу, используемую в целях коммуникации. Смысл методики – синтаксическая направленность всех языковых наблюдений и обобщений.

   Многоаспектное  изучение структуры предложения, составляющее ядро всего элементарного курса грамматики в школе глухих, является одновременно основой методики формирования грамматического строя в целом.

  Элементарный курс грамматики в школе глухих призван сыграть роль своеобразного учебного плацдарма, куда планомерно стягивается весь реальный запас накопленных практическим путём речевых средств для их уточнения, упорядочения, систематизации по форме и смыслу, актуализации с целью дальнейшего использования. Сумма знаний о строении  известных раннее высказываний, о способах их видоизменения в новых условиях общения, о вариативности их лексической наполняемости, изменениях форм слов при возможных перестроениях конструкций обеспечивает «продление жизни» усвоенных в готовом виде предложений.

   Главная задача обучения – помочь глухим школьникам подняться от интуитивного уровня различения предложения со словом, словосочетанием, текстом, набором слов и от неосознанного употребления в предложении готовых блоков словосочетаний и определённых словоформ до уровня сознательного выбора предложения нужного состава или преднамеренного его построения с учётом допустимого языкового оформления содержания выражаемой мысли.

  В синтаксическое изучение структуры предложения входят знакомство с составом предложения, его главным и второстепенными членами, изучение связей между членами предложения и отработка конструкций согласования, управления, примыкания. В составе предложения рассматриваются наиболее распространенные модели словосочетаний. Через предложение формируются представления о назначении частей речи, их основных категорий и форм.

   Морфемное строение слов, семьи родственных (однокоренных) слов и способы их образования также изучаются на синтаксической основе, с точки зрения возможности употребления слов определённого состава в роли конкретных членов предложения. Например, у слов «зима», «зимовать», «зимний» различная синтаксическая предназначенность: они по – разному выглядят в структуре предложений и не взаимозаменяемы, что можно увидеть по составу каждого слова.

  В целом вся система словоизменения и словообразования должна быть усвоена как результат синтаксического употребления слов и их форм, в плане  функционального использования. Знакомство глухих школьников  с парадигмами склонения и спряжения  мыслится как результат обобщения знаний обо всех формах спрягаемых или склоняемых частей речи. Учащиеся должны научиться самостоятельно, составлять различные таблицы склонения (спряжения).

  Основные разделы работы над грамматическим строем  обозначают разные аспекты усложняющейся работы над предложением и подчеркивают синтаксическую интерпретацию всех фактов языка как отличительную черту методики обучения грамматике в 5 – 7 классах.

В программу включены следующие разделы:

  1. Предложение. Состав предложения и связь слов в нём.
  2. Порядок слов в предложении.
  3.  Состав слов, входящих в предложение.
  4. Способы выражения членов предложения разными частями речи.
  5. Основные модели словосочетаний в составе предложения.
  6. Простое предложение в структуре сложного предложения и других усложненных конструкций.

Литература:

1.Пособие. Методика обучения русскому языку  в школе для глухих детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность содержания интегрированных курсов и курса физики основной школы.

Переход начальной школы на новые стандарты образования ставит проблемы перед учителем: как работать в классе с детьми, окончившими начальную школу по системе Л.В. Занкова; какие лучше использовать уче...

Методика изучения случайных величин и их характеристик в курсе алгебры и начале анализа

Показать значимость изучения случайных величин в школьном курсе для потребностей в современном обществе...

Организация, содержание и методика массовой физкультурно-оздоровительной работы в школе

В “Основных направлениях развития охраны здоровья населения и перестройки общеобразовательной школы в области физического воспитания учащихся” на период до 2000 года, подчеркнуто значение охраны здоро...

Доклад: «Общая характеристика социально - профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями»

Общая характеристика социально - профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями. Одной из форм антисоциального поведения, которое направлено против интересов общества ...

Проектная работа слушателей в рамках курсах повышения квалификации «Содержание и методика преподавания курса финансовой грамотности различным категориям обучающихся»

Проектная работа слушателей в рамках курсах повышения квалификации «Содержание и методика преподавания курса финансовой грамотности различным категориям обучающихся»...

Курс повышения квалификации в объеме 72 часов по теме: «Содержание и методика преподавания курса финансовой грамотности различным категориям обучающихся», г. Сургут, 25.04. 22г. – 17.05.22 г., удостоверение № 29934.

Курс повышения квалификации в объеме 72 часов по теме: «Содержание и методика преподавания курса финансовой грамотности различным категориям обучающихся», г. Сургут, 25.04. 22г. – 17...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе школы глухих по теме "Имя существительное. Повторение изученного".

Презентация содержит задания и упражненияигрового характера, доступные для глухих учащихся,  по теме "Имя существительное"...