Дидактический материал по темам, изученным в 5-7 классах
материал по русскому языку на тему

Данный дидактический материал предназначен для закрепления изученных тем в 5-7 классах, а так же для подготовки выпускников школ по предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon glasnye_i_i_e_v_okonchaniyah_imyon_sushchestvitelnyh.doc40.5 КБ
Microsoft Office document icon kartochk1.doc57 КБ
Microsoft Office document icon kartochka.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Гласные И и Е в окончаниях имён существительных единственного числа

Заполните таблицу примерами, ставя данные слова в соответствующем падеже. Выделите окончания, в скобках укажите склонение имён су ществительных .

Родительный падеж (кого? чего?)

Дательный падеж (кому? чему?)

Предложный падеж (о ком? о чём?)

Зелень,  имя,  карман,  корона,  сено,  гармонь,  сознанье,  сознание, знамя, иней, линия, няня, поляна, гений, олень.

§§ Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму «Гласные И и Е в окончаниях имён существительных».

I. На правом колен__, о солнечном затмени__, стоять на балкон__, жить в Казан__, жить на окраин__, встречать на пристан__, в ста ринной книг__,  узнать о зате__,  результат встреч__,  около дач__, отдыхать в Дани__и в Коре__, купаться в проруб__, цветок сирен__, к Лили__Сергеевн__, ехать в трамва__, сообщение о юбиле__, в по пулярном издани__, рассказать о встреч__, жить в столиц__, прие хать из деревн__, на прогулк__ в дендрари__, на площад__ им__н__

Гагарина.

Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте орфограммы на месте про пусков.

II.   Ск__кать   на   лош__д__,   на   всей   планет__,   гулять   в   парк__, сг__реть в плам__н__, с первой ступен__, нах__диться в изгнани__, увидеть на экран__, на л__сной полян__, у л__сной опушк__, выйти из рощ__,  в белом халат__,  зам__реть на старт__,  на вспаханном пол__, в парадном мундир__, учиться в лице__, служить в авиаци__, с__грать на роял__, пр__клеить к кож__, п_шет в тетрад__, к__таться на велосипед__, из пёстрой ткан__, росп__сь по ткан__, выстр__лить из пушк__,   пр__выкнуть к стрижк__,   в  одном  отряд__,   написать дяд__ и тёт__,  в монастырской кель__,  пр__дставить к наград__, нах__диться на лечени__, возле изг__р__д__.

III Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы в окончаниях имён существительных.

1. Ракета, пр__поднятая ст__лбом тугого плам__н__, двинулась с места. (7) 2. Самый р__звёрнутый образ Москв__пр__сутствует, конечно, в «Евгени__ Онегин__». (65) 3. Он доб__вался ясност__ мелоди__. (4) 4. До сих пор ярким плам__н__м г__рят хохломские краски, напоминая всем и о счасть__ свобод__, и о жар__ любви к людям, и о жажд__красоты. (6) 5. Они в изобили__цвели на полян__ перед крыльц__м. (16) 6. Тихо в д__ревн__. (51) 7. Она (трава) везде. В лесу, в пол__, в степи, на горах, даже в пустын__. (52) 8. Дворец был в очень плохом состояни__- стоял близко от лини__фронта, но наши бойц__сделали всё, чтобы сохр__нить его. (33) 9. Суриков р__дился в Сибир__ в гор__д__ Красноярск__. (35) 10. И эти черты художник вопл__тил в своей картин__. (35) 11. У нас нет полной уверенност__, как там всё получится. (66)

IV Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы в окончаниях имён существительных.

1. От былой вражды не осталось со врем__н__м и следа. (68) 2. На полян__ около лесной опушк__ я увидел синие цветы. (20) 3. На околиц__ деревн__ мне встретилась торопливая чистенькая старушка. (20) 4. Его никто не посмел бы тронуть пальц__м. (28) 5. Она

(дымковская игрушка) хороша даже не в пар__, а в групп__с другими, в близком соседств__со своими братьями и сестрами из слобод_ на реке Вятк__. (71) 6. На центрифуг_ приходилось переносить и не такое. (7) 7. Что изобр__жают в своих изделиях дымковские м__стериц__? (71) 8. Вскоре в город_ только и было разговоров, что о молодом Лесоруб__. (70) 9. Судьбоносной для Пушкина Москва стала с появлением в его жизн__Натали__Николаевны Гончаровой. (48) Правописание мужских фамилий на -ов (-ёв), -ев, -ын (-ин) и названий населённых пунктов на -ов (-ёв), -ев, -ын (-ин), гово (-ево), -ыно (-ино) в творительном падеже единственного числа

V Запишите данные словосочетания в форме творительного падежа единственного числа. Выделите окончания.

Граф Ростов, город Ростов, Вячеслав Иванов, город Иваново, Александр Сергеевич Пушкин, город Пушкин, Чарльз Чаплин, Игорь Чаплин, город Львов, Арчибальд Кронин, Ганс фон Бюлов, город Протвино, Тушино, Александр Львов, композитор Бородин, село Бородино, село Горюхино, город Балаково, писатель Чехов, город Чехов, город Царицын, бухгалтер Лисицын.

VI Вставьте пропущенные буквы.

1. Со Швабрин__м я пом__рился в первые дни моего выздоровления. (П.) 2. Вероятно, слух о твоих дружеских путешествиях с Пугачёв__м как-нибудь дош__л до пр__вительства. (П.) 3. Я познакомился с Грибоедов__м в 1817 году. (П.) 4. Группа, бывшая с Батурин__м и Новиков__м, не сдавалась. (Фурм.) 5. Там под Лигов__м

страшный бой кипит. (С. Е.) 6. Для матери не могло быть никакого сравнения между Вронским и Левин__м. (Л.Н. Т.) 7. Я убит подо Ржев__м, тот ещё под Москвой. (А. Тв.) 8. - Иван Владимирович. а вы... вы уже встречались с Львов__м? - спросила сестра. (М.-П.»

9. Вся п__лата была возмущена Стручков__м. (Пол.) 10.  Николай жил в небольшой дер__вушке рядом с Камышин__м. 11. В 1920 году Ч. Чаплин__м были созданы фильмы, вошедшие в зол__той фокд мирового киноискусства.

VII Вставьте пропущенные буквы. Устно объясните правописание гласных на месте пропусков. Разберите по составу выделенные слова.

Ключ_к, кирпич__к, горош_к, платоч_к, нос_к, ларёч_к, поми-дорч_к, слон_к, калач_к, замоч_к, пенёч_к, ящич_к, понч_к, стаканч__к, ларч__к, камеш__к, диванч__к, букет__к, карандаш__к, фартуч__к, таз__к, лист__к, листоч__к, нож__к, нож__ч__к, пуч__к,

человеч__к, крюч__ч__к, пуч__ч__к.

От данных слов образуйте существительные с помощью суффиксов -ек, -ок или -ик {-ник, -чик). Запишите образованные существительные в форме именительного и родительного падежа единственного числа.

Сапог, ремень, порог, пирог, замок, человек, лещ, нож, ковш, орех, старик, овраг, кирпич, костюм, творог, карандаш, крест, хвост, пень, пенёк, грех, пух, карась, ларь, крюк, клок, снег, овраг, луг, палисадник, горох, пастух, стул, василёк, диван, день, графин, лицо, халат, уголь, уголок, кулак, самовар, огонёк, сынок, чиж, календарь.

VIII Вставьте пропущенные буквы.

Песоч__к, смыч__к, стаканч__к, пальч__к, кусоч__к, дружоч__к, сара-

фанч__к, цветоч__к, мизинч__к, роднич__к, перч__к, мешоч__к, сун-

дуч__к, венч__к, птенч__к, боч__к, шкафч__к, парнич__к, подароч__к,

пустяч__к, кулич__к, плеч__ко, хомяч__к, совоч__к, зайч__к, мяч__к,

ящич__к, сарайч__к, кулёч__к, солнечный луч__к, замоч__к, зелёный

луч__к, звоноч__к, графинч__к, станоч__к, горшоч__к, апельсинч__к,

суч__к, калач__к, кулач__к, кружоч__к, платоч__к.

IX Заполните таблицу примерами, выделите суффиксы, в словах среднего рода поставьте ударение. Устно объясните правописание окончаний су ществительных среднего рода.

Род

мужской

женский

средний

.Окончание

нулевое

Суффикс

-ец-

-иц-

-ец-

-иц-

Примеры •

красаввц, морозец

курица, карлица

ружьецб

зданьице

Желань__це, задань__ц__, жужел__ца, поместь__це, голланд__ц, са жен__ц, пальт__цо, пехотин__ц, владел__ца, рассказ__ц, варень__ц__, попутч__ца, однофамил__ц, однофамил__ца, владел__ц, лечебн__ца, умн__ца, кормил__ц, строень__ц__, любим__ц, спутн__ца, мельн__ца, масл__ц__, плать__ц__, рощ__ца, любим__ца, меченос__ц, стихотворень__ц__,   сослужив__ц,   иностран__ц,   перенос__ца, письм__ц__, странн__ца, бель__ц__, кож__ца, скитал__ц, метел__т.

хлеб__ц, луж__ца, кресл__ц__, добровол__ц.

X Вставьте пропущенные буквы. Разберите по составу выделенные

Тем__чко,  сем__чко, точ__чка,  скаме__чка,  врем__чко, ре__чка, пугов__чка, канаре__чка, ящер__чка, окош__чко, печ_чка.  Зо__чка, Пет__чка, лестни__чка, чаш__чка, рубаш__чка, пуш_чка

XI Вставьте пропущенные буквы.

Бус__нка, виш__нка, баш__нка, солом__нка, сое__нка, жемчуж__нка,

говяд__нка,  спал__нка,  царап__нка,  череш__нка,  горош__нка,  мин-

дал__нка,   баран__нка,   паш__нка,   выбо__нка,   часов__нка,   колоко-

л__нка,  скваж__нка,  трещ__нка,  пес__нка,  хиж__нка,  конюш__нка,

извил__нка, виноград__нка.

XII Вставьте пропущенные буквы. Выделите суффиксы. Устно объясните значение суффиксов.

1) Зо__нька, Вас__нька, глаз__ньки, руч__ньки, па__нька, нож__ньки,

голов__нька,   внуч__нька,   реч__нька,   за__нька,   Кол__нька,   подру-

ж__нька.

2) Нож__нка,  руч__нка,  реч__нка,  лошад__нка,  собач__нка,  голо-

в__нка, мальч__нка, шапч__нка, комнат__нка, юбч__нка, рубаш__нка.

XIV От данных существительных образуйте уменьшительно-ласкательные формы при помощи суффиксов.

1)  -к- или -ечк-: имя, пуговица, няня, гусеница, лестница, скамейка, кошка, Таня, мельница, чашка, блюдце, ромашка, крышка.

2) -к-: басня, скважина, песня, царапина, трещина, черешня, крапина, изюмина, отметина, бусина, завалина, часовня, жаровня, сосна, смородина, градина, колокольня.

3) -ец- или -иц-: мороз, пальто, копьё, кресло, рассказ, серебро, метель, лужа, букет, дупло, раздолье, масло, платье, селенье, счастье, кожа, брат.

4)  -еньк- или -оньк-: Паша, Рая, берёза, полоса, киса, дочь, душа. река, дорога, тётя, лиса, подруга.

XV Вставьте пропущенные буквы. Выделите суффиксы. Выполните слаттг-образовательный разбор выделенных слов. Какие существительные написали с мягким знаком, а какие без мягкого знака?

Виш__н__ка,  дорож__н__ка,  баш__н__ка,   пес__н__ка,   жаров__н_и»

доч__н__ка,   спал__н__ка,   кофе__н__ка,   Гриш__н__ка,   внуч__н__ша.

дяд__н__ка, сот__н__ка.

XVI Вставьте пропущенные буквы. Устно объясните орфограммы на местe пропусков.

1. А на отдельной лавочке с__дел какой-то ясный стар__ч__к с белой б__р__дкой. 2. В это время фаунист уже к__сил своим белым сачком по пр__брежным р__стениям и, осм__трев попавшее в сач__к, весь просиял: укос был необыч__йный, и особенно много было нужных ему радужн__ц. 3. Еловая ш_ш__чка попалась велич__ной с мизин__ц - и то уж как её р__ссматривали! 4. Пр__вёл раз мне один мужич__к гончую. 5. Всю ночь я не спал, беспокоился, как бы дожд__к не пом__шал и не смыл ночные ел__ды. 6. Я был св__детелем р__ждения м__роза, как он подсушил и под б__лил старую рыжую траву, позат__нул луж__ц__ тончайшим стёклышком. 7. В четверть часа я не только научил её не хв__тать пищу без позв__ления, а да же не трогать кусоч__к, если он л__жал на носу. 8. Я вернулся на болото, срезал несколько ивовых веток, воткнул их возле, и полу чился куст__к. 9. Весь день он в львиной позе, сл__жив передние лапы крест__ком, л__жит на окне. (По М.М. Пришвину)

XVII Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте изученные орфограммы в суффиксах имён существительных. Выделите корни с чередующимися гласными.

1. Р__ссказывают, жил в давние врем__на в Москве мастер-иконопис__ц. (б) 2. Я пр__шёл к нему в кирзовых сапогах, в гимнастёрк__ с заплатанными л__ктями и робко сел на краеш__к стула в кабинете. (22) 3.  Может,  последний разоч__к...  (25) 4.  Цв__тут к__л__кольч__ки, жарки, кукушкины слёзки, дикий мак. (27) 5. Что ты просишь, пришел__ц? (34) 6. Осталась от монастыря одна колокол__нка и жилое помещение, в котором нынче хр__нятся сети и укрываются от непогоды рыбаки. (39) 7. И стоит в зелен__ белая красав__ца -столько лет стоит! - и м__лчит. (51) 8. Так второй раз в жизн__ Бим узнал вкус слёз человека: первый раз - горош__нки хозяина, теперь вот - эти, прозрачные, б л__стящие на солнышк__, густо просоленные неизбывным горем.  (63) 9. Отправив их за помощью, доктор тут же спустился в колод__ц. (64) 10. Она р__ела, подн__малась серо-сизой тяж__лой стеной, без просветов,   без  трещ__нки,   и  медленно  и  неотвратимо  пожирала син__ву неба. (67) 11. Порой писк внезапно обрывался, и ж__лтый «одуванч__к», иссеч__нный градом, падал в траву. (67) 12. У неё густые кудри, румян__ц во всю щ__ку и букет цветов в руке. (71) 13. Застучали по наковал__нкам молоточки. (25)



Предварительный просмотр:

                                               КАРТОЧКА №1.

    «Искусство Достоевского относится к числу «трудных». Очевидно, подход к Достоевскому, проникновение в его стиль, язык, образную систему, а значит, и методы изучения должны быть иными, чем при изучении других писателей. Ключ, которым открывается своеобразие творчества Достоевского, нужно искать, на мой взгляд, в понимании жанра его романов».  (М. Белкин. «Читая Достоевского и Чехова». 1973.

  1. В чём состояли ваши трудности во время самостоятельного чтения романа?
  2. В чём, по вашему мнению, отличие романа Достоевского от других, известных вам романов?
  3. Как вы могли бы определить жанр романа Достоевского?

                                          КАРТОЧКА №2.

Существует множество определений жанра романа «Преступление и наказание»: роман-трагедия, полифонический роман, философско-публицистический роман и даже роман-прозрение. По-разному называя жанр романа, авторы этих определений сходятся в одном: одной из его отличительных черт является то, что его герой – человек идеи.

     «…идея – сила, формирующая человека, его характер… определяющая его поведение не меньше, чем «психология» и чем «среда». «Высшими « людьми Достоевский считал людей идеи, только их он выбирает в качестве героев своих романов. «Это – человек идеи – говорил о них Достоевский. – Идея обхватывает его и владеет им, но имея то свойство, что владычествует в нём не столько в голове его, сколько воплощаясь в него, переходя в натуру, всегда с страданием и беспокойством, и уже раз поселившись в натуре, требует  и незамедлительного приложения к делу». Для такого человека «измениться в убеждениях значит… тотчас же  измениться и во всей своей жизни».

                                                                        Записные тетради Ф. М. Достоевского.

  1. Кого из известных вам героев русской литературы можно назвать человеком идеи?
  2. В чём их сходство и в чём различие с героем романа «Преступление и наказание»?
  3. Иллюстрируйте слова Достоевского данными из романа.

                                           КАРТОЧКА №3.

     Литературовед В. Я. Кирпотин пишет: «Вдохновение Достоевского начинало работать тогда, когда оно сосредотачивалось на изломе, на потрясении, на взрыве событий…»

  1. Можете вы согласитесь с тем, что в романе «Преступление и наказание» есть свой «излом», свое «потрясение»? Аргументируйте ответ.
  2. Можно ли происходящее в романе назвать «взрывом событий»? Почему?

                                          КАРТОЧКА №4.

     В начале романа на вопрос Раскольникова «Для чего же ходить»? Мармеладов отвечает: «А коли не к кому, коли идти больше некуда! Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти».

1. Когда и в каких условиях произнесены эти слова? Место и время их произнесения наполняют слова героя каким-либо смыслом?

2. Есть ли, на ваш взгляд, в романе, куда «пойти» Соне, Мармеладову, Катерине Ивановне, Разумихину? Попробуйте разделить всех героев романа на тех, кому есть куда пойти, и тех, у кого такой возможности нет. Отличаются ли судьбы тех и других в романе? Если да, то чем?

3. Что если в этих словах Мармеладова заключён основной смысл романа? В каком свете тогда предстаёт всё, происходящее с героями, и прежде всего с Раскольниковым?

                                   

                                   КАРТОЧКА №5.

      «Раскольников ещё до начала действий романа опубликовал в газете статью с изложением теоретических основ своей идеи. Мы знакомимся с её содержанием и, следовательно с основной идеей Раскольникова  в напряжённом и страшном диалоге с Порфирием (также участвуют Разумихин и Замётов). Сначала статью излагает Порфирий, и притом излагает в нарочито утрированной и провоцирующей форме. Это внутреннее диалогизированное  изложение всё время перебивается вопросами, обращёнными к Раскольникову, и репликами этого последнего. Затем эту теорию излагает сам Раскольников, всё время перебиваемый провоцирующими вопросами и замечаниями Порфирия.

      Идея Раскольникова раскрывает в этом диалоге разные свои грани, оттенки, возможности, вступает в разные взаимоотношения с другими жизненными потенциями».

                             М. М. Бахтин. Проблемы поэтики Достоевского. 1973.

1. В чём заключается идея (теория) Раскольникова? Сам ли Раскольников выдумал теорию «двух разрядов»? После каких размышлений он приходит к этой теории? Что побудило Раскольникова к этим размышлениям?

2. Кто, по мнению Раскольникова, относится к разряду гениев? Совместны ли, с точки зрения Раскольникова, гений и злодейство? Что из этого деления людей на два разряда следует для самого Раскольникова?

       

                                      КАРТОЧКА №6.

Режиссёр-постановщик фильма по роману «Преступление и наказание» Лев Кулиджанов говорит: «История Раскольникова – это история заблудшей души. Это развеянный миф о «сверхчеловеке», об избранных, которым всё дозволено».

  1. Вы можете согласиться с тем, что Раскольников – «заблудшая душа»? Если да, то каковы причины такого превращения героя?
  2. Вы можете согласиться с тем, что история Раскольникова – «это развеянный миф о «сверхчеловеке»?

                                          КАРТОЧКА №7.

Во время работы над второй редакцией романа писатель сделал такую запись: «Главная анатомия романа. После болезни и прочее. Непременно поставить ход дела на настоящую точку и уничтожить неопределённость, т. е. так или этак объяснить все убийство и поставить его характер и отношения ясно».

  1. Уничтожил ли писатель в окончательной редакции романа неопределённость, связанную с  объяснением убийства? Или верно обратное?
  2. Каковы, по вашему, мотивы преступления Раскольникова?

                                           КАРТОЧКА №8.

Можно ли сказать, что уже в части первого романа начинается опровержение идеи Раскольникова? В чём оно заключается?

                                          КАРТОЧКА №9.

«Раскольников, в отличие от Наполеона, думал оправдать пролитую им кровь…» (В. Я. Кирпотин).

  1. С чем связано и насколько логично появление Наполеона в романе?
  2. Как и чем хотел оправдать Раскольников пролитую им кровь? Удаётся ли это герою?

                                                  КАРТОЧКА №10.    

«Многие герои Достоевского, совершившие выбор, победившие в себе растерянность и рассыпанность, попадают под неограниченную власть совершённого ими выбора.

 Идея, к которой они свободно и вольно пришли, которую приняли они осознанным хотением, вдруг начинает развивать в себе какие-то динамические вихри, какую-то силу, которой противостоять нельзя.

Свободный человек становится рабом  свободно им выбранной идеи. Он как бы одержим ею. Она владеет им абсолютно и  отъединяет его не только от лица фактов, но и от мира других людей».

                          Е. Ю. Кузьмина – Караваева. Достоевский и современность. 1929.

1. Можно ли эту характеристику героев Достоевского отнести и к изображению Раскольникова?

 2. В каких сценах особенно?

3. Дайте свой комментарий одной из таких сцен.

                                               КАРТОЧКА №11.

     «Если трагедия Раскольникова – лишь трагедия совести, то как понять, что он, дважды убивший, грозится вновь обрушить топор на человеческую голову… И ещё хуже…» (В. Я. Кирпотин)

  1. На чью же голову грозится Раскольников «обрушить топор» уже после совершения преступления? Чем это вызвано?
  2. На что ещё был готов Раскольников?
  3. В самом деле, «как понять» понять такую «трагедию совести» героя Достоевского?

                                               КАРТОЧКА №12.

     Е. Старикова так объясняет причину преступления Раскольникова: «… на протяжении всего романа: ужас добить и подлость примириться. И нет выхода для человека. И потому – трагедия».

1. Можете ли вы согласиться с тем, что противоречие между ужасом убийства и подлость примирения не даёт покоя Раскольникову «на протяжении всего романа»? Обоснуйте ответ.

2. Может ли убийство свидетельствовать о невозможности примирения с действительностью? Не доказывает ли Достоевский на примере других героев романа третий путь разрешения данной проблемы?

                                                  КАРТОЧКА №13.

   Вспомните сцену посещения Раскольникова Лужиным.

  1. Как описывает автор романа появление Лужина в каморке Раскольникова? Чем он выделяется среди собравшихся здесь?
  2. В разговоре с Раскольниковым Лужин постоянно употребляет слово «новый»: «новые полезные мысли», «новые полезные сочинения» и др. Какой смысл приобретает это словечко в устах Лужина? В чём особенность речи Лужина?
  3. Лужина часто называют «двойником « Раскольникова, имея в виду близость их «идей». В чем заключается эта близость? Почему Лужин вызывает у Раскольникова особую враждебность? Почему Раскольников с ненавистью воспринимает все сказанное Лужиным? В каком отношении их всё же можно назвать «двойниками»?

                                                  КАРТОЧКА №14.

    «Лужин. Основное для него капитал и «дело». Этому отданы ум и чувства героя. Ум изворотливый, чувства извращённые. Способен для достижения своих целей на демагогию, клевету, донос. Всё по расчёту, в том числе и брак. Как говорил автор, «более всего на свете любил и ценил он добытые трудом и всякими средствами свои деньги: они равняли его со всем, что было выше его». Лужин узок и однолинеен».

  1. Дайте свою характеристику Лужину, обращаясь к тексту романа.
  2. Можно ли встретить Лужина в наши дни? Чем он мог измениться, а что обязательно должен был сохранить, чтобы остаться Лужиным?

                                         КАРТОЧКА №15.

  1. Как третий сон Раскольникова, в котором он вторично пытается убить старуху-процентщицу, подготавливает появление Свидригайлова? Что вносит его появление в повествование?
  2. В разговоре Свидригайлова с Раскольниковым, который начался с будничных тем, вдруг возникает тема вечности – о том, что ожидает человека после смерти как награда или наказание за прожитую жизнь. Какой видит «вечность» Раскольников и какой она представляется Свидригайлову? Почему их представления столь разные? В чем символический смысл образа – вечности в романе?

                                          КАРТОЧКА № 16.

  1. Почему вторую встречу Раскольникова со Свидригайловым автор романа переносит в трактир с названием «Хрустальный дворец!? Что является центральной темой их разговора в трактире и почему?
  2. Почему Свидригайлова больше всего удивляет, что Раскольников всё ещё носит в своей груди Шиллера?

                                             КАРТОЧКА №17.

     «Когда Свидригайлов хочет стреляться. Он идёт среди густого молочного тумана по скользкой, грязной деревянной мостовой к Малой Неве: «Ему мерещились высоко поднявшаяся за ночь вода Малой Невы, Петровский остров, мокрые дорожки, мокрая трава, мокрые деревья и кусты, и, наконец, тот самый куст…»

    Свидригайлов как будто ищет тот самый куст, в котором спал Раскольников и о котором ничего в романе не говорится».

                                                              В. Шкловский. За и против. 1967

1. Что привело Свидригайлова к самоубийству?

2. Почему раскольникова так поразило известие о самоубийстве Свидригайлова? Какую роль это сыграло в явке Раскольникова с повинной?

                                   КАРТОЧКА №18.

     «Свидригайлов практически добр до самой последней минуты, не только по отношению к Соне, Дуне, малолетней невесте, но и по отношению к первым встречным». (В. Кирпотин)

     «Свидригайлов – это освобождение от запретов нравственности, данное злодею, не знающему ничего кроме своих желаний, и приходящего к смерти». (В. Шкловский)

      (Свидригайлов) «…представлен как воплощение нравственного растления  и гибели… слоя «образованных», к которому включал, по мнению Достоевского и нигилистов». (М. Гус)

  1. Прав ли Свидригайлов, говоря Раскольникову, что у них есть общая точка?
  2. Верна ли точка зрения, что Свидригайлов ещё один «двойник» Раскольникова в романе.



Предварительный просмотр:

                                        КАРТОЧКА № 1.

                     Спишите. Вставьте пропущенные буквы.

  Промышленность разв…вается, флаги разв…ваются, посв…тить фонариком, посв…тить себя литературе, соблюдать ч…стоту, ч…стота радиоволн, нав…вать скуку, нав…вать проволоку, разр…дить атмосферу, разр…дить посевы, прож…вать хлеб, прож…вать по адресу, зав…зировать документ, зав…зать шнурок, подр…жать старшим, др…жать от холода, спл…тить единомышленников, запл…тить долг, ув…дать друга, ув…дать от жары, скр…пить подписью, скр…петь на морозе, пос…деть от горя, пос…деть за столом, сл…пить глаза, сл…паться в комок, прим…рять пальто, прим…рять соперников, прекр…щать работу, укр…щать животных.

                                      КАРТОЧКА № 2.

                      Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы.

Св…ла гнёздышко, св…ла по лестнице; СП…шиите к поезду, СП…шиите задание у товарища; зал…зать рану, зал…зать в огород; отв…рить окно, отв…рить в воде; разв…вающийся флаг, разв…вающийся ребёнок; пот…рал руки, пот…рял перчатки; посв…тил фонарём, посв…тил стихи;  деревенский ст…рожил, ст…рожил сад; вып…рить в бане, вып…роть шов; ч…стота в квартире, ч…стота употребления в языке; разр…дить густые всходы, разр…дить ружьё; упл…тил по предъявленному счёту, упл…тнил своё рабочее время; ст…снённый в средствах, т…снённый золотом переплёт; прим…рял врагов, прим…рял костюм;  с…дел смирно, отец с…дел быстро; ум…лять значение; ум…лять о помощи; вып…лоть сорняки, вып…лить из пушки; нак…лите дров, нак…лите железо; скр…пиите листы булавкой, скр…петь дверью; б…чевать баржу, б…чевать пороки; прист…жная в русской тройке, прист…жной воротник к пальто; б…рёзовое полено, б…рюзовое море; пр…дут в гости, пр…дут шерсть; ув…дать без влаги, ув…дать в зеркале; ср…внять землю, ср…внить по качеству; св…лять шерсть, позв…лять шалости; ст…чить зазубрину на ноже, ст…чать сапоги; запл…тить реку, запл…тить по счёту.

                                  КАРТОЧКА № 3.

          Перепишите, вставляя пропущенные гласные буквы и проверяя их правописание ударением.

                          Наступление весны.

     К утру дождь прошёл, но небо ещё было в т…жёлых сырых тучах, л…тевших с юга на север. Никита взгл…нул в окно и ахнул. От снега не осталось и сл…да. Ш…рокий двор был покрыт синими, р…бившими под ветром лужами. Разбухшие лиловые ветви тополей тр…пались вес…ло и бойко. С юга между разорванных туч по…вился и со страшной быстротой л…тел на усадьбу осл…пительный лазурный кл…чок неба.

    Никита расп…хнул дверь на крыльцо. Весь острый, чистый воздух был полон мягким и сильным шумом падающей в…ды.  Это множество сн…говых ручьёв по всем бор…здам, канавам и в…домоинам б…жало в овражки. Л…мая лёд, река вых…дила из берегов, крутила льдины, выдр…нные с корнем кусты, шла высоко через пл…тину и падала в омуты.

     Лазурное п…тно, л…тевшее на усадьбу, разорвало, разогнало все тучи, синевато-прохладный свет полился снеба; стали голубыми, без дна, лужи на дворе; обозначились ручьи  сверкающими зайчиками, и огромные озёра на п…лях и т…кущие овраги сн…пами света отр…зили солнце.

                                                                                      (А. Н. Толстой)

                                КАРТОЧКА № 4.

      Спишите, вставьте пропущенные буквы.

    З…ря разг…рается, прекр…тить работу, восст…новить завод, пор…вняться с домом, опытный пл…вец, нак…сить травы, прик…саться к печи, пл…вучий дом отдыха,  крик…снуться к знаниям, решить ур…внение, отр…сль промышленности, юная пор…сль, вск…чить на ноги, подск…кать к дому, подр…внять волосы, зар…стать травой, пром…кнуть написанное, изл…ожить на бумаге, изл…гать материал, заниматься р….стовщичеством, пром…кательная бумага, выр…вняться в росте, нак…чать мяч, отск…чить от огня, приг…релое молоко, претв…рить в жизнь, предв…рительное условие, ярко разг…ревшийся костер, отд…лённые местности, плодородная д…лина, степная р…внина, оз…рённый пламенем.

                             КАРТОЧКА № 5.

       Составьте предложения с приведёнными ниже словосочетаниями. Вставьте пропущенные буквы.

      Удержать р…вновесие, разр…внять землю, р…внение на передовых, проск…кать на лошади, проск…чить мимо, сделать предл…жжение, предл…гать условия, обм…кнуть перео в чернила, непром…каемая обувь, вым…кнуть под дождём, м…кать хлеб в сметану, накл…ниться за цветком, покл…няться солнцу, морские водор…сли, отр…сль производства, отр…стить волосы, выр…щенный в теплице, отр…слевой вуз.

                         КАРТОЧКА № 6.

     Перепишите, вставляя нужные буквы и выделяя корни.

         1. Работай! Незримо, чудесно работа, как сев, прор..стёт. 2. Выр…сла страна, выр…сло и люди. 3. Много сил отд..вали райкомовцы первым р..сткам коммунистического движения. 4. Разговор несколько раз к…сался литературы. 5. Порою Софья, гибко накл…няясь, срывала полевой цветок и лёгким прик…сновением тонких быстрых пальцев любовно гладила др…жащие лепестки. И что-то напевала тихо и красиво. 6. Т…жёлый аромат дёгтя сл…вался с зап…хом прелого листа. 7. Дни ск…льзили один за другим, как бусы чёток, сл…гаясь в недели, месецы. 8. Окончив ужин, все распол…жились вокруг костра. 9. Человек шёл медленно, оп…раясь на палку. 10. Три дня у Ниловны др…жало сердце, зам…рая каждый раз, как она вспом…нала, что  в дом придут какие-то чужие люди, страшные. Это они ук…зали сыну дорогу, по которой он идёт. 11. Мать тщательно соб…рала кусочки разорванных черновиков прокламаций и сж…гала их. 12. Посреди р…внины одиноко одёт, к…чаясь, небольшая тёмная фигурка девушки. 13. Весь день в лесу был золотой, а вечером з…ря горела в полнеба. 14. Вся комната янтарным блеском оз…рена. 15. Беляк вдруг выск…чит, с…бака с звонким лаем помчится вслед. 16. По сторонам бежали конские табуны и ст…да в…лов. Около них ск..кали ногайские пров…дники в бурках и с арканами. 17. Ст…пные места бывают чудно хороши в…сною своею р…скошною, свежею р…стительностью. Сочными, пышными травами и цветами покрыта ч…рнозёмная почва, особенно по д…линам и р…внинам, между перелесками. 18. Где-то д…леко звучала песня.

                                    КАРТОЧКА №7.

         Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

     Ж…ваный, реш…тка, ж…лоб, ж…лудь, щ…голь,  ш…пот, тяж…лый, ж…лтуй, деш…вый, ж…сткий, ч…рствый, прич…ска, ч…рточка, ч…рный, ш…лк, ч…лн, ч…ртик, уч…ба, зач…т, щ…тка, пч…лка, печ…нка, сч…т, ч…боты, пощ…чина, щ…лка, ч…лка, кош…лка, крыж…вник, обж…ра, трущ…ба.

                                    КАРТОЧКА № 8.

        Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

     Деш..вые товары, ж…лтая краска, тяж…лый ж…рнов, трудный зач..т, неприятная изж…га, кош…лка с грибами, спелый крыж…вник, ненасытный обж…ра, жареная печ…нка, чугунная реш…тка, плавать саж…нками, негритянские трущ…бы. Свиная туш…нка. Легкий ч…лн, ч…рствый хлеб, ш…мпол винтовки, ш…роховатая поверхность, короткие ш..рты.

                                   КАРТОЧКА № 9.

                   Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

    1. Ваш шпиц – прелестный шпиц, не более напёрстка. Я гладил все его. Как ш…лковая, ш…рстка. 2. Сижу за реш…ткой в темнице сырой. 3. Свинья ж…луди ест, а дуб не примечает. 4. Добрый ж…рнов все смелет. 5 У кого ж…лчь во рту – тому всё горько. Тёма прильнул к щ…лке ворот и с завистью следил за резвой толпой ребят. 7 В Шепелёве испокон веков жили ш…рники. 8. Китайский ж…нглёр ж…нглирует шарами. 9. Он, видать, такой же ш…фёр, как и твой папанька. 10. Ш…пот переш…л в связную речь. 11. Сухое, размеренное ш…рканье нитки в руках мастера. 12. Я пришёл  к Сильвио в назначенное время и наш…л у него почти весь наш полк. 13. Ландо везли две рыжие лошади в ш…рах. 14. Кто-то под баян  отбивал чеч…тку. 15. В сенях был слышен осторожный ш…рох. 16. Мне жаль  его холодного, ч…рствого сердца. 17. Щ…чки рдеют алым жаром. 18. С плеч его свисал ж…ваный чесучовый пиджак. 19. Мне стало так жарко, что я поскорее отош…л в сторону. 20. Зашумел ж…рнов, потекла из ж…лобка тёплая струйка муки. 21. Бирюк молча взял лощадь за ч…лку левой рукой. 22. И, кажется, веч…р ещё бродил я в этих рощах. 23. Ж…лтые гвоздики и кусты золотого шара поднимались над ш…лковой травой, придавленной тяж…лой росой. 24. После полуночи группы вышли из лесной трущ…бы на прореди. 25. Лукич брезгливо разжал кулак, там лежала тряпица с наж…ванным мякишем. 26. Лукашка соскучился и начал строгать палочку на ш…мпол.

                              КАРТОЧКА № 10.

      Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

     1. Две ж…рдочки положены через поток. 2. На глубоком месте достают с морского дна прож…рливые бакланы рыбу. 3. Теперь берёзки стила большими берёзами, реш…тки нет  и двор весь изъезжен. 4. На рейде мы осмотрели китайскую дж…нку. 5. Картины эти – лубочные – деш…вка. 6. Ты захлопни дверь покрепче, замок сам защ…лкнется. 7. Щука во время ж…ра глотает что ни попало. 8. Красивая гусеница этой прекрасной бабочки живёт преимущественно на крыж….внике. 9. Ш…пот Дерсу вывел меня из задумчивости. 10. У вузовцев была горячая пора! Они сдавали зач…ты. 11. Ты скоро пройдёш., мой мальчик, зелёного детства тропу и гладким зач…сом заменишь мальчишечью ч…лку на лбу. 12. Он фыркает, как морж,  разрезая воду короткими саж…нками. 13. Глухая тайга, непролазная чащ…ба, незамерзающие болота на многие вёрсты лежали вокруг. 14. Ш…рох их (мельниц) небольших ж…рновов с утра до вечера слышался в каждом доме. 15. Становой велел посадить в холодную Кукушкина за пощ…чину лавочнику. 16. Просто у этих разбойников в печ…нках такое, чтобы разорять все на свете. 17. Архип открыл фонарь, Дубровский заж…г лучину. 18. Плешивый щ…голь, враг труда …  над нами царствовал тогда. 19. Шлак стекал по наклонённому ж…лобу в котлы. 20 Как слог твой ч…порен и бледен! 21. Девочка бережно везла на коленях кош…лочку с яйцами. 22. … И щ…лкнул в первый раз курок.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал по теме "Условные предложения" для 8 класса

В дидактическом материале представлена таблица с тремя типами условных предложений с указанием форм глаголов в главном и придаточном предложениях и примерами трех типов предложений, описание ситуаций,...

Дидактический материал: карточки на изучение темы "Растения тундры"

Дидактический материал: карточки на изучение темы "Растения тундры"...

Дидактический материал по теме: "Показательные уравнения" (математика, 11 класс)

       В дидактических материалах предоставлены теоретические материалы по теме «Показательные уравнения», рассмотрены методы решения уравнений, предложены задания для самос...

Дидактический материал по теме "Синтаксис и пунктуация. 7 класс".

Данный материал позволяет актуализировать знания обучающихся по теме "Синтаксис" в начале учебного года....

Разработка дидактического материала на тему «Металлообработка для 5-6 классов.

Разработка дидактических материалов на тему «Металлообработка для 5-6 классов.Предложены различного вида задания для проверки знаний по теме. Использование дидактического материала способст...

Дидактический материал по теме "Обращение" для обучающихся 5 класса ( по "Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях")

Карточки с заданиями по теме "Обращение" для обучающихся 5 класса (по "Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях" А.С. Пушкина)...

Дидактический материал по теме "Дыхательная система человека" (8 класс)

Дидактический материал по теме "Дыхательная система человека"  (8 класс)...