Изобразительно-выразительная функция причастий
методическая разработка (русский язык, 7 класс) на тему

Редчук Ольга Алексеевна

  "И нет конца лесам сосновым..."

Урок развития речи по русскому языку в 7 классе по теме "Причастие". В ходе занятия используются фрагменты текстов Ф.А.Абрамова, репродукции картин И.И.Шишкина. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izobrazitelno-vyrazitelnaya_funkciya_prichastiy.rar1.21 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Авнюгская средняя общеобразовательная школа»

Верхнетоемского  района Архангельской  области

Проект  урока по русскому языку
в 7 классе
«И нет конца лесам сосновым»
(Изобразительно-выразительные функции причастий)

подготовила

учитель русского языка и литературы

Редчук Ольга Алексеевна

п.Авнюгский

 2012

Проект урока

Предмет – Русский язык

Класс - 7

Тема урока – «И нет конца лесам сосновым»

                         (Изобразительно-выразительные функции причастий в речи)

Тип урока – закрепление изученного по теме «Причастие», урок развития речи.

Цели:

0бразовательные – выяснить изобразительно-выразительную роль причастий в художественном      тексте, учить использовать причастия как эпитеты при создании собственного текста.

Развивающие  – развивать словарный запас и речь учащихся, расширять кругозор учащихся через знакомство с творчеством художника И.И.Шишкина

Воспитательные – воспитывать художественный вкус учеников, чувство любви к малой родине.

Технология – Развитие критического мышления через чтение и письмо.

Методы обучения: наглядные, словесные, практические.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация (репродукции картин И.и.Шишкина), раздаточный материал (технологическая карта (малая)).

Ход урока

  1. Организационный момент. (слайд 1)

Знакомство с темой урока.  Целеполагание.

- Как вы думаете, какие цели  мы  попытаемся  достичь на уроке? (Озвучивание версий)

“И нет конца лесам сосновым, и далеко до деревень…» Можно ли этой строкой из стихотворения русского поэта Ивана Алексеевича Бунина охарактеризовать наш северный край? Почему? (Озвучивание версий)

- Откройте тетради и запишите тему урока.

  1. Итак, сегодня мы говорим о сосновых северных лесах.

Знакомство с творчеством художника Ивана Ивановича Шишкина. (слайд  2 )

Иван Иванович Шишкин – выдающийся русский художник – пейзажист  (19 век). Любимый объект изображения Шишкина – сосны. Около 300 картин посвятил художник этому дереву. Сегодня мы рассмотрим только малую их часть.

«Утро в сосновом лесу». Знакома ли вам эта картина? У нас такие леса?

Далее мы рассмотрим другие картины И.И.Шишкина.

  1. Словарная работа.

Итак, сегодня мы говорим о сосновых северных лесах. В технологической карточке  справа запишите синонимы к фразе «сосновый лес».  

(Запись в технологической карте: БОР, ЧАЩА, СОСНЯК, ХВОЙНЫЙ ЛЕС, ТАЙГА)

- Правильно ли говорить: «Сосновый бор»?

         Подберите к каждому существительному определение и запишите справа.

(Запись в технологической карте: ВЕЧНОЗЕЛЁНЫЙ, НЕПРОХОДИМАЯ, ГУСТОЙ и т. п.)

Но все определения даны в прямом значении. Для художественного текста этого мало, чтобы сделать его особенным, выразительным красивым. Для этого нужны средства выразительности. Над их подбором мы и будем работать на уроке.

  1. Основной материал. (слайд 3  )

Средства  выразительности  текста.

У Фёдора Александровича Абрамова есть такие строки: «Самый красивый бор на Пинеге – это Красный бор. Лес – загляденье: сосняк и лиственницы в небо вросли».

- В каком значении употреблено слово «красный», какое значение оно имело в древности? (КРАСИВЫЙ)

- Что такое эпитет? (прилагательное в переносном значении)

-Какое село в Архангельской области получило название благодаря красивым борам, окружающим его?  (КРАСНОБОРСК)

V. (слайд 4  ) (техн.карта п.2)

Попробуем   восстановить текст  стихотворения нашего земляка из Красноборска

Вхожу я в бор, как в зал __________________, (колонный)

                            Где сосны ______________ горды,                          (царственно)

                             Качают  _____________, как короны,                     (кроны)

                             Достать пытаясь до звезды.

Назовите ещё одно средство выразительности, которое использовано в стихотворении.    (сравнение)

VI. (слайд  5) Письменная работа в тетради и на доске.

Запишите текст под диктовку, объясните пунктуацию.

На все лады заливаются птицы. И только высокие сосны, купающиеся верхушками в небесной синеве, стоят равнодушными великанами. Шумят нескончаемым шумом. От них  веет вечностью, космосом.  (Ф.Абрамов)

- Почему сосны в восприятии писателя – символ вечности, космоса?

- Найдите эпитеты в тексте. Какими частями речи они являются?

-Как причастный оборот помогает представить бор?

-Может ли причастие и причастный оборот считаться средством художественной выразительности текста?

VII. (слайд  6 ) Развитие речи. (техн.карта п.3)

Вспомните, что такое причастие. (ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА ПО ДЕЙСТВИЮ)

-Замените 3 первых предложения причастными оборотами, запишите рядом получившиеся выражения.

Солнце осветило лес.

Сосняк высоко поднялся.

Бор гудит океанским шумом.

- (слайд  7 ) Продолжим начатую работу.

Иней опушил хвою.

Снег отяжелил ветви.

VIII.  (слайд  8 )Творческое задание. (Групповая работа)

Опишите сосновый лес в разное время года: осенью, зимой, летом, весной. (4 предложения) Используйте причастные обороты в качестве средств выразительности. У кого получится красивее?

Групповая работа:  4 группы, каждая составляет по 1 предложению к одному времени года.

IX.  Социализация. По желанию зачитать полученные пейзажные зарисовки.

X.  Итоги урока.

- С чьим творчеством мы познакомились на уроке?

- Какова роль причастий в тексте?

- Каким вы увидели и описали привычный сосновый лес?

XI. Домашнее задание. Написать мини-сочинение «Мой северный сосновый лес». (Опишите сосновый лес в разное время года: осенью, зимой, летом, весной. (4 предложения) Используйте причастные обороты в качестве средств выразительности).

Литература

  1. Кузнецова Т.В. Русский язык. Комплексный анализ текста 5-8 класс. Региональный компонент. - Архангельск :АО ИППК, 2007
  2. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%88%D0%B8%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%8B&stype=image&lr=10846&noreask=1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по литературе для учащихся 5 класса по теме: "Изобразительно-выразительные средства"

Контрольная работа по теме: "Лирика начала XX века". При изучении темы учащиеся не только знакомились с творчеством русских поэтов начала века, но отрабатывали умения различать эпитет, метафору, сравн...

Изобразительно-выразительная и текстообразующая роль наречий.

Работа может быть использована на уроках русского языка для развития речи учащихся 7-х классов. Автор учебника Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., а также для проведения интегрированных уроков русского яз...

Урок русского языка в 11 классе «Изобразительные и выразительные…» (Обобщение изученного об изобразительно-выразительных средствах языка. Подготовка к ЕГЭ, часть В8)

Цели:1)  повторить изобразительно-выразительные средства языка  (термины, употребление);2)  тренировать умение находить тропы и стилистические фигуры в тексте, готовить учащихся к...

Технологическая карта "Обособление определений с обстоятельственным оттенком. Изобразительно-выразительные функции обособленных определений в речи".

Технологическая карта урока русского языка для учащихся 8 класса в рамках изучения темы "Обособленные определения"...

ТЕХНОЛОГИИ ИЗУЧЕНИЯ ОБРАЗНОЙ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИЙ СЛОВ С ПЕРЕНОСНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

В настоящее время уделяется большое внимание аналитическому рассмотрению языковых единиц в функционально-семантическом аспекте.Работа над словами с переносным значением в образной и изобразительно-выр...