Урок-обобщение по теме "Имя существительное"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Правосуд Наталья Анатольевна

 

Урок повторения изученного по теме «Имя существительное» в          6классе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon imya_sushchestvitelnoe.urok_-obobshchenie.6_klass.doc463.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗРАБОТКА УРОКА-ОБОБЩЕНИЯ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ

«ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ» В 6 КЛАССЕ

ПРАВОСУД НАТАЛЬИ  АНАТОЛЬЕВНЫ

Урок повторения изученного по теме «Имя существительное» в          6классе

Цели:

1. Закрепление

1) способов действия при выборе суффиксов чик, щик, ек, ик, правописание гласных о и е в суффиксах после шипящих.

2) формы правильного употребления несклоняемых существительных в косвенных падежах.

2. Подготовка к контрольному диктанту.

3. Привитие интереса к урокам русского языка.

Оборудование: 1. Индивидуальные карточки с заданиями на партах.

2. Опорные конспекты.

3. Стихотворения (подготовленные учащимися).

Ход урока.

Оргмомент.

Проверка домашнего задания (малая карточка «Не с существительными») (2-3 мин.).

Остановиться в (не)решительности, (не)брежность в одежде, упрек в (не)серьезности, ошибка из-за (не)внимательности, (не)аккуратность в одежде, (не)приветливость в обращении, рассказывать (не)былицы, оказаться (не)веждой, остаться (не)учем, это (не)радость, а горе.

(После выполнения задания учащиеся проверяют правильность выполнения и выставляют себе отметку).

Задание на доске. Вставить пропущенные буквы, объяснить, указать Р,Ч, П.

Кто мечтает о побед..., тот не думает о смерт…

Человек без вол... подобен слепому в пол…  

У: - Эти 2 пословицы станут девизом нашего урока, которые помогут нам настроиться на контрольный диктант по теме.

-Объясните их значение.

-Существительные какого склонения встретились вам в задании?

-Какие ещё группы существительных вам известны? Давайте их вспомним (уч-ся называют группы).

IV. Звучит стихотворение о разносклоняемых существительных (читает подготовленный учащийся).

Есть история про племя.

Лишь весной наступит время,

Племя мирно сеет семя,

Хоть пахать и сеять – бремя.

У коровы полно вымя;

Папуаске нужно имя

Для сынишки сочинить

И корову подоить.

Но вожак их ногу в стремя,

Прилепив перо на темя,

Над собою поднял знамя,

Раздувает распри пламя:

Призывает всех опять

Не работать – воевать.

Но не хочет племя вновь

Проливать напрасно кровь.

Всем милее мирный путь…

Сказку нашу не забудь.

У: - Задание: любые 5-6 разносклоняемых существительных запишите в род. падеже. Какая орфограмма встретилась в этих словах? Выделите и подчеркните.

V. У: - Ребята, нам пришло письмо с просьбой его расшифровать (оно у вас лежит на столах), но для этого мы должны вспомнить несклоняемые существительные. А что вы помните о несклоняемых существительных? (ответы уч-ся).

Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос, правильно ли употреблены несклоняемые существительные. А как правильно?

Звучит стихотворение о несклоняемых существительных (читает подготовленный учащийся).

Как-то рано поутру с другом сели мы в метру.

И поехали в метре фильм смотреть о кенгуре.

Вот сидим мы с ним в кине без пальта и без кашне,

А вернее, я и ты без кашна и без пальты.

Любит кины детвора, если в кинах кенгура

Ходит-бродит по шоссу, носит в сумке шимпанзу.

Кенгуру в кафе зашел, занял там свободный стол

И сидит за доминой с шимпанзой и какадой.

Вдруг огромный обезьян стал играть на фортепьян,

Тут и взрослый, сняв пенсню, хохотал на всю киню.

Интересное кино, жаль, что кончилось оно.

В гардероб пора бежать – будут польта выдавать.

Вывод: (Звучит стихотворение о несклоняемых существительных):

«Нас никому нельзя склонять,

Нас бесполезно изменять.

Об этом знают в школе все»,-

Сказали радио, шоссе,

Бюро и кофе, и кафе,

Кино, такси, пальто, купе.

Проблемный вопрос: Как определить род несклоняемых существительных?

(1.По опорному слову, 2. по словарной статье).

У: - А теперь поможем нашим друзьям и расшифруем страничку дневника.

Задание: В Африке ученый вел дневник. Страничка пострадала от дождей. Помогите ученому прочитать страницу дневника.

Язык местного населения – суахили. Приходится учить. Ну и трудн… же эт… суахили! Страшный зной. Пришлось смастерить на окнах небольш… жалюзи, так как прозрачн.. тюль от жары не спасает. Скучаю по Родине, вспоминается широк… авеню, что виднел… из окон моей квартиры. Очень устаю. Единственное спасение – крепк… черн.. кофе. Одна чашечка так… кофе сразу поднимает работоспособность. Туземцы подарили мне говорящ… какаду и маленьк… забавн… шимпанзе. Я назвал его Артур.

VI.   Физминутка.

VII. У: Давным-давно жили на свете слова. Но они были совсем не такими, как теперь. Отличались они особой твердостью и не позволяли себе никаких нежностей. Но вот появились суффиксы, и все изменилось.

Вопрос: 1.С какими суффиксами мы познакомились в разделе «Имя существительное»?

2. Когда надо писать суффикс ЧИК, когда ЩИК? ЕК? ИК?

Обращение к опорному материалу на доске.

                                        д

     

                   с   з

                         т ж

Задание  (по вариантам).  Распределить слова в 2 столбика.

1 вариант: слова с суффиксами ек-ик;

2 вариант: слова с суффиксами  чик-щик.

Чик- щик

Переплет…, набор…,

Разнос…, камен…,

Рез…, бетон…,

Водопровод…, бетон…

Набор…, асфальт…

Кровель…, смет….

Ек – ик

Лесоч…, зубч…,

Песоч…, бубенч…,

Ножич…, шалаш…,

Голосоч…, пальч…,

Кузнеч… ,  лимонч..,

Ларч…, дружоч….

(На доске даны правильные ответы. После проверочной работы ребята сверяют ответы и выставляют себе отметки за задание.)

VIII. У: -Вспомним правописание гласных о и е в суффиксах (при затруднении обращаемся к опорному конспекту:

                 /

     ……...ШИПО

             

     ……...ШИП …Е

        

Задание. Образовать существительное при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов ЕНЬК, ОНЬК, ЕЧК, ОЧК.

Дочь - ……………..

Мышь - ……………

Барсук - …………...

Кроха - …………….

Лягушка - …………

Старик - …………..

Крюк - …………….

Шапка - …………...

(совместная с учителем проверка, уч-ся оценивают свою работу).

IX. Учитель показывает картинку: Что же изображено? Как можно одним словом назвать и мальчика, и девочку? Что это за слова? (слова общего рода).

Задание. Составить 2-3 предложения так, чтобы было понятно, о ком идет речь.  (н/р «Какой ты плакса, Миша!»).

X. Подведение итогов (каждый уч-ся, суммируя результаты своей деятельности на уроке, оценивает себя за устную и письменную работу).

XI. Домашнее задание.

ЧИК


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-обобщение на тему "Имя существительное", 5 класс

В преподавании русского языка существует много методических пособий, которые облегчают деятельность учителя. Но они не всегда отвечают требованиям, предъявляемым к классу. Поэтому была сделана попытка...

Открытый урок по русскому языку в 5 классе по теме «Имя существительное» (урок-обобщение)

Занимательный материал поможет учащимся вспомнить сведения об имени существительном и не даст  им скучать на уроке....

Урок - обобщение по теме «Имя существительное»

Урок- обобщение по теме «Имя существительное»...

Урок обобщения по теме "Буквы О-Ё после шипящих в разных морфемах существительных", урок- путешествие

Урок , разработанный в игровой форме , поможет пятиклассникам обобщить знания , умения и навыки  по одной из сложных тем русского языка "Буквы О-Ё после шипящих в разных морфемах существительных"...

Презентация к уроку по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном" (урок-обобщение в 6 классе)

Презентация к  уроку по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном" (урок-обобщение в 6 классе)...

Урок-обобщение по теме: «Имя существительное».

Урок-обобщение по теме: «Имя существительное»....

«Имя существительное. Значение в речи имен существительных» (Урок – обобщение)

Тема урока. Имя существительное. Значение в речи имен существительных. (урок – обобщение)Цели урока:1) систематизировать и обобщить знания учащихся об имени существительном как части речи, обозн...